Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).




Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по вре­менам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нрав­ственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обес­печивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение устных вопросов к упражнению.)

— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)

— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, при-чё..ка, тситория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)

— Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)

Как проверить слова второй группы? (Никак. Написание этих слов нужно запомнить.)

— Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по три слова.

(Фронтальная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В пред­ложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором действие, которое происходит в данный момент, в третьем действие, которое будет происходить.)

Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)

Что изменяется у глагола? (Время.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы из­меняются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 71).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)

(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Сделайте вывод: на какие два признака, нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (На смысло­вой (какое действие обозначает глагол) и формально-грамма­тический (на какой вопрос отвечает глагол).)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга. (Один ученик работает у доски.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

— Спишите текст.

Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Реч­ка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

— Какой частью речи выражено подлежащее?

— Какой частью речи выражено сказуемое?

— Определите время глаголов.

— Какие два признака вы использовали для определения вре­мени глаголов?

VIII. Рефлексия

— Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.

Буря мглою небо кроет...

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А. Пушкин

Кто на лавочке сидел,

 Кто на улицу глядел.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С. Михалков

В игре её конный не словит,

В беде не сробеет — спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Н. Некрасов

(Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какое задание было интересно выполнять?

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

(Задание на карточках.)

— Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Е. Баратынский

______________________________

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: расширять представления об особенностях неопреде­лённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необ­ходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Какие глаголы в настоящем времени вы выписали?

- Какие глаголы в прошедшем времени вы выписали?

- Какие глаголы в будущем времени вы выписали? (Таких глаголов в стихотворении нет.)

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Явсегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.) (Самопроверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение. Найдите в нём глаголы.

Не мешайте мне мечтать!

Чтоб мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол»

— На какие вопросы отвечают глаголы в этом стихотворении? (Что делать ? Что сделать ?)

— Какие глаголы отвечают на такие вопросы? (Глаголы в не­определённой форме.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить особенности не­определённой формы глагола, научиться распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить к ним вопросы.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 148 (с. 72).

Прочитайте.

— Выполните задание.

— У каких глаголов можно определить время? (Углаголов пер­вой группы.)

Укажите время глаголов. На какие вопросы они отвечают?

— Что вы можете сказать о глаголах второй группы? (У них нельзя определить время.)

— Как называются такие глаголы? На какие вопросы они от­вечают?

Упр. 149 (с. 72).

(Коллективное выполнение. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова прожить.)

— Запишите в словарик слово лучше, поставьте ударение, под­черкните орфограммы.

— Как вы понимаете, что означает это слово?

— Составьте предложение со словом лучше.

 (На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— Какие суффиксы они имеют?

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...