Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Повторение признаков имени прилагательного как части речи
- Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую неточность допустил автор. («...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.) - Что такое имя прилагательное? - Подберите к именам существительным, записанным в тетрадях, подходящие по смыслу имена прилагательные. (Устная фронтальная работа.) Упр. 1 (с. 4). - Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. - О каком времени года пишет поэт? (О зиме.) - Как он называет картину зимы? Какое прилагательное использует? (Чудная.) - Подберите синонимы кэтому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.) - Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.) - Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.) - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». - В чём отличие слов чудный и чудной! 3. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных - Прочитайте загадку. Назовите отгадку. Теремок ползёт, На себе его везёт Хозяюшка богата, Бокаста да рогата. (Улитка.) - Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.) - Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой. - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника. - Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных? - Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную. — Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.) — Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». (Если нет книги, текст можно распечатать на отдельных листочках.) Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!» — Найдите в тексте краткие имена прилагательные. — На какие вопросы они отвечают? — Замените их полными именами прилагательными. Работа по учебнику Упр.2 (с. 5). — Прочитайте. — О какой птице говорится в тексте? (О сороке.) — Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки по бокам белые; голова, крылья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на хвосте зеленоватые.) — Какая птица по характеру? (Ловкая, подвижная.) — А что вы знаете об этих птицах? (На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России».) — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Слова какой части речи помогли узнать птицу? (Имена прилагательные.) — Какие слова вы подчеркнули? (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.) V. Физкультминутка VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр.3 (с. 5). — Прочитайте задание. — Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнитьспособы образования имён прилагательных.) — С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (Спомощью суффиксов -ист-, -лив-,-ив-, -ск-, -н-, -чив-.) — Выполните задания. (Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.) — Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.) — Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. — Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе и нижется. — Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.) (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.) Упр.4 (с. 6). (Работа в парах.) VII. Рефлексия Работа по учебнику Упр.6 (с. 6). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка.) — Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока — Что такое имя прилагательное? — Какую роль играют имена прилагательные в речи? — С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные? Домашнее задание Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору. _________________________________ Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. Цель:актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Какое упражнение вы выбрали? Обоснуйте свой выбор. Упр. 5 (с. 6). — Прочитайте отрывок из стихотворения. — Чем интересно последнее предложение? (В нём использован приём олицетворения.) — Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.) Упр. 7 (с. 7). — Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.) — Прочитайте пары слов-синонимов. (Сообразительный — смекалистый, грустный — печальный, апельсиновый — оранжевый, маленький — крошечный, ароматный — душистый, быстрый — скорый.) — Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.) — Прочитайте пары слов-антонимов. (Грустный — радостный, маленький — большой, радостный — печальный, узкий — широкий, медленный — быстрый, крошечный — большой.) — Какие слова вы разобрали по составу? — Назовите слова с суффиксом -ист-. (Смекалистый, душистый.) — Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (Суффиксы -а- и -л-.) — Какой суффикс в слове маленький? Назовите ещё слова с таким суффиксом. III. Актуализация знаний — Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.) Невзрачен, кругл и невелик, У дверей он жить привык. Чуть нажмёшь — подымет крик. Все поймут его язык. (Звонок.) . Межи деревянные, А поля стеклянные. (Окно.) - Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.) - Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |