Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Самоопределение к деятельности




— Рассмотрите таблицу.

И. п. юноша, семья дождь, лето
Р. п. юноши, семьи дождя, лета
Д. п. юноше, семье дождю, лету
В. п. юношу, семью дождь, лето
Т.п. юношей, семьёй дождём, летом
П. п. о юноше, о семье о дожде, о лете

— Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

— Назовите начальную форму имён существительных в пер­вом столбце. (Юноша, семья.)

К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

— Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

- К какому склонению относятся эти существительные? (От­веты детей.)

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки име­ют имена существительные 2-го склонения, научиться их рас­познавать.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 162(с. 93).

- Прочитайте пары слов.

- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)

- Чем они отличаются? (Они разного рода.)

- Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

- У каких существительных нулевое окончание? (У сущест­вительных мужского рода.)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Какие существительные мы записали при выполнении уп­ражнения? (Существительные 2-го склонения.)

Упр. 163(с. 93).

- Рассмотрите образец.

- Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -о.)

- Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

- Назовите грамматические признаки этого имени существи­тельного. (Это имя существительное среднего рода, в един­ственном числе, 2-го склонения.)

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -е.)

(Комментированное письмо.)

- Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

- Разберите по составу слово горох.

- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? (Чередуются согласныех//ш.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

Прочитайте стихотворение.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

— Какие ещё слова выделены в стихотворении?

— Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое ко­личество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачи­тывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

2. Выборочный словарный диктант

— Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го скло­нения, вариант 2 — 2-го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, ко­рова, собака, человек, календарь.

(На данном этапе урока можно использовать сборник дик­тантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 168, 176).)

VIII. РефлексияРабота по карточкам

— Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Н. Кнушевицкая

(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как определить имена существительные 2-го склонения?

Домашнее задание

Упр. 165 (с. 94).

Записать в словарик слово агроном, составить с ним предло­жение.

 

 

_______________________

Тема: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цели:отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение прове­рять написание безударных окончаний ударными.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите имена существительные 2-го склонения в началь­ной форме.

— Как вы поняли первое предложение стихотворения? Кто такой агроном?

— Назовите орфограммы в этом слове.

— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб­ки. Подчеркните орфограммы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните имена существительные 2-го

склонения.

 (Над)р..кой, (н..)кл..нясь,

Что-то ш..пчет к..мыш..,

А кругом (по)п..лям

Непробудная тиш...

И. Суриков

(Взаимопроверка, самооценка.)

- Какова роль мягкого знака в словах этого предложения? (Обозначает мягкость согласного, указывает на род имени существительного.)

- Запишите два слова на тот случай употребления мягкого который отсутствует в словах этого предложения.(Разделительный мягкий знак: вьюга, крылья.)

IV. Самоопределение к деятельности

Прочитайте.

1-е скл                                             2-е скл.

Папа                                                лето

волка                                               платье

трава                                               огонь

Миша                                             дороге

- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано сло­во окна,во втором — дороге.)Выделите окончания в этих словах.

- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.

- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распо­знавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 166(с. 95).

Рассмотрите таблицу.

— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?

— Какие слова имеют безударные окончания?

— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.

— Как пишутся ударные и безударные окончания?

— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания оди­наковы!?

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.

— Как проверить безударные падежные окончания имён су­ществительных? (По ударным окончаниям имён существи­тельных 2-го склонения в этом же падеже.)

Упр. 167(с. 96).(В упражнении допущена неточность: оба слова имеют удар­ные падежные окончания. Следует предложить учащимся вспо­мнить птиц России, в названиях которых будут безударные окон­чания (ястреб, коршун, лебедь и т. д.), и просклонять эти слова, а проверить окончания с помощью слов, данных в упражнении. Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, само­оценка. На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России»)

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...