Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IX. Подведение итогов урока




— Что такое склонение имён существительных?

— Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 140 (с. 83).

 

______________________

Тема:Признаки падежных форм имён существительных.

Цели:развивать умение распознавать падежи имён сущест­вительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в имени­тельном, родительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; построе­ние логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов с орфо­граммами, называют падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

- Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)

- Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.

Мощный с гор бежит поток,

Образовывая сток,

И вода здесь так шумит,

Что в округе гул стоит. (Водопад.)

Раз в горах я побывал,

Видел там камней обвал.

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было. (Камнепад.)

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка! Зимой она

Была в три раза уже. (Ледоход.)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой. (Паровоз.)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снегопад.)

(Взаимопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здрав­ствуйте, Имя Существительное!».

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

— Как вы думаете, почему надо различать именительный и ви­нительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)

Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существи­тельные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?,в предложении являются подлежащими.)

Почему именительный падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Он используется для наименования предмета.

— Назовите вопросы винительного падежа.

— Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Оказывается, объект действия, обозначенный именем суще­ствительным в винительном падеже, является причиной, вызы­вающей само действие.

— Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.

— Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что ?) лёд, (что?) пруд.)

Назовите грамматические признаки этих имён существи­тельных. (Эти имена существительные мужского рода, не­одушевлённые.)

Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)

— В чём состоит трудность определения падежа этих имён су­ществительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)

Как определить падеж в этом случае?

(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в вини­тельном падеже.)

— Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Роди­тельный и винительный падежи одушевлённых имён сущест­вительных имеют вопрос кого?)

Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винитель­ном падежах.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.

— Чем отличаются имена существительные в именительном и винительном падежах?

(Учитель уточняет, что винительный падеж может иметь и другие значения: указывать на место (ехать за край), время (пойти в среду) и др.)

Упр. 141(с. 84).

Прочитайте поэтические строки выразительно.

— Сколько здесь предложений? (Одно.)

Какое это предложение? (Сложное.)

Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит.

— Найдите грамматическую основу в каждом простом пред­ложении. (Роняет лес, сребрит мороз, проглянет день и скро­ется.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— В чём трудность определения падежа выделенных имён су­ществительных?

— Выполните звуко-буквенный разбор слова край. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 142(с. 84).

Прочитайте задание.

— Составьте предложения устно. Назовите падеж существи­тельных.

— Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Прочитайте формы слов в винительном и родительном па­дежах, данные в рубрике «Говори правильно!».

— Как правильно произносить эти слова?

— Составьте с ними словосочетания.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 143(с. 85).

Прочитайте.

—  Составьте пословицы. Объясните их смысл.

— Поставьте вопросы к именам существительным.

— Определите падеж имён существительных. (Запись предложений с комментированием.) Примерные комментарии учащихся

Без терпенья нет ученья. Нет (чего?) ученья. Существительное ученья стоит в родительном падеже. Это можно определить по во­просу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без чего 7) без терпенья. Существительное терпенья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и предлогу без. И т. д.

— Сделайте вывод: по каким признакам можно узнать суще­ствительные в родительном падеже? (По вопросу чего?, с по­мощью слова-помощника, по предлогам.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных.

1) Река начинается с ручейка. 2) Труднее спуститься с дерева, чем влезть на него. 3) Вместе можно сдвинуть с места любое дело. 4) Плясать под чужую дудку. 5) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 6) Помень­ше слов, побольше дел. 7) Правда дороже золота.

(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какими способами можно определить падеж имён сущест­вительных?

— Как узнать падеж имени существительного, если оно отве­чает на вопрос что ?

— По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже?

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту.

 

_____________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...