Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику




Упр.156 (с. 90).

— Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей.)

— Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова?(Да.)

— Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите. (Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, сущест­вительное собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не относится.)

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го склонения. Самооценка.)

— Запишите в словарик слова беседа, беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите значение слова беседа в толковом словаре.

— Подберите однокоренные слова к слову беседа, запиши­те их.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1 -го склонения.

Быль — сказка, вред — польза, война — мир, грязь — чистота, работа — отдых, родина — чужбина, тишина — шум, тоска — веселье, нищета — бо­гатство, молодость — старость.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое склонение?

— Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных. (Именительный падеж, единственное чис­ло, род, окончание.)

Сколько групп склонений в русском языке?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

 

 

_________________________

Тема: Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Цели:развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения над изменением оконча­ний имён существительных 1-го склонения; учить проверять на­писание безударных окончаний ударными.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Учитель читает группы слов, близких по значению, учащиеся выписывают существительные 1-го склонения.)

1) Сторона, бок, поверхность.

2) Осадок, гуща, муть.

3) Печаль, тоска, горе.

4) Ограда, забор, изгородь.

5) Веселье, радость, потеха.

6) Бой, сражение, баталия.

7) Ошибка, недочёт, оплошность.

8) Миг, секунда, мгновение.

9) Встреча, приём, свидание.

10) Отвага, храбрость, бесстрашие.

11) Юноша, мальчик, парень.

(Самопроверка.)

— Выделите окончания существительных 1-го склонения, определите род.

— Подчеркните орфограммы в словах. Назовите проверочные слова.

— Сделайте звуко-буквенный разбор слова юноша.

— Разберите по составу слово ограда.

(Два ученика выполняют грамматические разборы на откид­ной доске.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

Быстрая река — интересная книга, берег рек.. — страница книг.., плыть по рек.. — читать по книг.., войти в рек.. — смотрю в книг.., туман над рек.. — заинтересовался книг.., построили на рек.. — найти в книг...

— Что вы можете сказать о существительных река и книга ? (Это существительные 1-го склонения.)

— Докажите. (Они женского рода, в именительном падеже един­ственного числа (первая пара словосочетаний) имеют окон­чание -а.)

— Как определить, какое окончание следует писать? (Ответыдетей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распо­знавании имён существительных 1-го склонения, научиться правильно писать их падежные окончания.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 157(с. 90-91).(Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)

— Какие имена существительные 1 -го склонения вы нашли в тексте загадок? (Песчинка, землю, из воды, звездой, ладош­ку, водой.)

— Назовите окончания в этих словах.

— Можно ли по этим окончаниям определить склонение? (Нет, они употреблены в косвенных формах.)

— Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)

Упр. 158(с. 91).

— Рассмотрите таблицу.

— Прочитайте, какие слова просклоняли в таблице.

— Обратите внимание на ударение. На какую часть слова оно падает?

— Как пишутся ударные и безударные окончания?

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Как пишутся ударные и безударные окончания 1-го скло­нения в одном и том же падеже? (Одинаково.)

— Значит, как можно проверить безударное окончание? (По ударным падежным окончаниям.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 159 (с. 92).(Коллективное выполнение с комментированием.)

Упр. 160(с. 92).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Назовите в стихотворении эпитеты, сравнения.

— Какие чувства выражает автор стихотворения по отно­шению к оленёнку? Как вы это определили? (Автор упо­требляет слова с уменьшительно-ласкательными суффик­сами.)

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

— Определите склонение и падеж выделенных имён сущест­вительных.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)

— Назовите части слов серебристой, оленёнок. (Самооценка.)

VII. Рефлексия Работа по карточкам

— Определите падеж имён существительных. Пользуясь таб­лицей, вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения.

Одуванчик

Одуванчик у дорожк..

в пышной шапк..,

с длинной ножк..й.

Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

лишь возьму его в букет,

дунет ветер — шапк.. нет.

Л. Аграчёва

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое склонение?

— Как определить склонение имени существительного в кос­венной форме?

— Расскажите, какие существительные относятся к 1-му скло­нению. Приведите примеры.

— Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных?

— Как проверить безударные окончания?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

 

 

______________________________

Тема: 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существи­тельные 2-го склонения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логи­ческой цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

— С какими картинами А.А. Пластова вы познакомились дома?

— Какая из них вам больше всего понравилась? Почему?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лежат на качелях два жёлтых листка,

И ветер качели качает слегка.

(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)

— Подчеркните орфограммы в словах.

— Выпишите однокоренные слова и запишите ещё два слова с этим корнем.

— Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения. Укажите части речи.

— Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени су­ществительного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...