Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
IX. Подведение итогов урока
— Какие слова называются синонимами? антонимами? омонимами? Приведите примеры. — Какую роль они играют в речи? Домашнее задание Упр. 73 (с. 48).
__________________ Тема: Фразеологизмы. Цели: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических группах слов. Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания(Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов.) - Какие предложения вы составили? III. Актуализация знаний Выборочный диктант - Выпишите слова с парными согласными в корне. Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зубногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.(Взаимопроверка, взаимооценка.) IV. Самоопределение к деятельности - Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали? (Фразеологические обороты?) - Как вы понимаете значение фразеологизма из кожи вон лезть? (Очень стараться что-нибудь сделать.) - Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? (Ответы детей.) - Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.) - Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр.74 (с. 49). - Прочитайте. - Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли? — Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова? — Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». — Что такое фразеологизм? — Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб полезли? — Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм. — Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Учитель показывает школьный фразеологический словарьН.М. Шанского и др., обращает внимание учащихся на словарь фразеологизмов в конце учебника.) Упр. 75 (с. 50).(Коллективная работа с фразеологическим словарём учебника. На данном этапе урока можно использовать школьный фразеологический словарик.) Вариант работы со школьным фразеологическим словарём — Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Прочитайте, какой фразеологический оборот она иллюстрирует. (Бить баклуши.) — Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно.) — Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из которых строят фигуру для игры в городки.) — Решите логическую задачку. Кто выиграл в этой игре? (Петя.) — Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.) — Прочитайте историю появления и значение фразеологизмов во весь дух (с. 3), считать ворон (с. 85), кашу заварил (с. 20). — Выполните письменное задание к упражнению. — Запишите в словарик слово ещё, подчеркните орфограмму. — Назовите все звуки и буквы в этом слове. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 76 (с. 50).(Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.) VIII. Рефлексия Работа по карточкам Программный уровень — Соедините стрелками фразеологизмы-синонимы в двух шагах капля в море водить за нос как ветром сдуло за тридевять земель рукой подать и был таков обвести вокруг пальца кот наплакал на краю света Уровень повышенной сложности 1. В каждом словосочетании замените слово золотой синонимом. Золотая нива, золотой человек, золотые руки, золотая пора. Проверьте себя по словарю синонимов и фразеологическому словарю. 2. Подчеркните многозначные слова. Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник. Проверьте себя по толковому словарю. 3. Выберите нужное слово и зачеркните лишнее. (Искусный, искусственный) мастер, (одел, надел) пальто, (обсудили,осудили) план сочинения, (рыбный, рыбий) суп, (сытый, сытный) ужин.(Коллективная проверка.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое фразеологизм? — Какую роль играют эти слова в нашей речи? — С какими видами словарей вы познакомились на уроках? Домашнее задание Упр. 76 (с. 50) - составить рассказ.
_
____________________ Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение) Цели:актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ творческих работ.) III. Актуализация знаний — Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы. • Выйти сухим из... (воды); • выносить сор из... (избы); сапожник без... (сапог); • биться как рыба об... (лёд); • лежачего не... (бьют); • лучше... (поздно), чем никогда; • положа руку на... (сердце). — Подчеркните орфограммы в словах. IV. Самоопределение к деятельности — Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? (Сапожник, без сапог.) — Как образовалось слово сапожник? (С помощью суффикса -ник.) — Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Приставка.) — Назовите значимые части слова. (Приставка, корень, суффикс, окончание.) — Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова.) V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр.77 (с. 51). — Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? (Из «Сказке о царе Салтане...».) — Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.) — Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.) — Объясните значение групп однокоренных слов по толковому словарю. — Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.) — Выполните письменные задания к упражнению. — Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. — Составьте предложение с этим словом. (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.) Упр.78 (с. 51). — Прочитайте задание. — Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.) — Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть (Нет, они не похожи по смыслу.) — Назовите однокоренные слова к слову ночь. — Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.) — Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам: первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, -пять-.) (Самопроверка, самооценка.) — Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.) — Назовите в каждой группе проверочное слово. — Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.) — Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.) (Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Два ученика работают у доски. Проверка.) VI. Физкультминутка |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 473. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |