Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IX. Подведение итогов урока




— Какие слова называются синонимами? антонимами? омо­нимами? Приведите примеры.

— Какую роль они играют в речи?

Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48).

 

__________________

Тема: Фразеологизмы.

Цели: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических груп­пах слов.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов.)

- Какие предложения вы составили?

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

- Выпишите слова с парными согласными в корне.

Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зубногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали? (Фразеологические обороты?)

- Как вы понимаете значение фразеологизма из кожи вон лезть? (Очень стараться что-нибудь сделать.)

- Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? (От­веты детей.)

- Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразео­логическом словаре.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосо­четания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фра­зеологическими словарями.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.74 (с. 49).

- Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли?

— Можно ли понять смысл данного выражения, если объяс­нять в нём лексическое значение каждого слова?

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое фразеологизм?

— Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб по­лезли?

Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм.

— Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Учитель показывает школьный фразеологический словарьН.М. Шанского и др., обращает внимание учащихся на словарь фразеологизмов в конце учебника.)

Упр. 75 (с. 50).(Коллективная работа с фразеологическим словарём учебни­ка. На данном этапе урока можно использовать школьный фра­зеологический словарик.)

Вариант работы со школьным фразеологическим словарём

Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Прочитайте, какой фра­зеологический оборот она иллюстрирует. (Бить баклуши.)

Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно.)

Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из ко­торых строят фигуру для игры в городки.)

Решите логическую задачку. Кто выиграл в этой игре? (Петя.)

Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.)

— Прочитайте историю появления и значение фразеологиз­мов во весь дух (с. 3), считать ворон (с. 85), кашу заварил (с. 20).

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Запишите в словарик слово ещё, подчеркните орфограмму.

— Назовите все звуки и буквы в этом слове.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 50).(Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

Программный уровень

Соедините стрелками фразеологизмы-синонимы

в двух шагах                    капля в море

водить за нос                   как ветром сдуло

за тридевять земель           рукой подать

и был таков                     обвести вокруг пальца

кот наплакал                   на краю света

Уровень повышенной сложности

1. В каждом словосочетании замените слово золотой сино­нимом.

Золотая нива, золотой человек, золотые руки, золотая пора.

Проверьте себя по словарю синонимов и фразеологическому словарю.

2. Подчеркните многозначные слова.

Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник.

Проверьте себя по толковому словарю.

3. Выберите нужное слово и зачеркните лишнее.

 (Искусный, искусственный) мастер, (одел, надел) пальто, (обсудили,осудили) план сочинения, (рыбный, рыбий) суп, (сытый, сытный) ужин.(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизм?

— Какую роль играют эти слова в нашей речи?

— С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

Домашнее задание

Упр. 76 (с. 50) - составить рассказ.

 

 

_

 

____________________

Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение)

Цели:актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и зна­чимые части в слове.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассужде­ний; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между це­лью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

— Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.

• Выйти сухим из... (воды);

• выносить сор из... (избы);

сапожник без... (сапог);

биться как рыба об... (лёд);

лежачего не... (бьют);

• лучше... (поздно), чем никогда;

• положа руку на... (сердце).

— Подчеркните орфограммы в словах.

IV. Самоопределение к деятельности

— Какие однокоренные слова встретились в этих фразеоло­гизмах? (Сапожник, без сапог.)

— Как образовалось слово сапожник? (С помощью суффик­са -ник.)

Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Приставка.)

Назовите значимые части слова. (Приставка, корень, суф­фикс, окончание.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значи­мых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, рас­познавать однокоренные слова.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.77 (с. 51).

— Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? (Из «Сказ­ке о царе Салтане...».)

— Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)

— Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.)

— Объясните значение групп однокоренных слов по толково­му словарю.

— Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

Упр.78 (с. 51).

Прочитайте задание.

— Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.)

Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть (Нет, они не похожи по смыслу.)

Назовите однокоренные слова к слову ночь.

Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.)

— Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, -пять-.) (Самопроверка, самооценка.)

— Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые со­гласные.)

Назовите в каждой группе проверочное слово.

— Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных сло­вах? (Одинаково.)

— Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.)

(Далее самостоятельное выполнение грамматических разбо­ров. Два ученика работают у доски. Проверка.)

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...