Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику




Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по ор­фографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие.

- Определите лексическое значение слова библиотека. Вос­пользуйтесь толковым словарём.

- Составьте предложение с этим словом.

- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Биб­лиотекарь, библиотечный.)

- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик.)

- Объясните по словарю значение слова картотека. (Система­тизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

- Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Состав­ленный в определённом порядке перечень книг.)

- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на вы­бранную тему.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексика изучает:

1) словосочетания и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковых словарях разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов 3)правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко го­рят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2) Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

— Какие слова называются многозначными?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).

_____________________

Тема: Многозначные слова.Слова в прямом и переносном значениях.

Заимствованные слова. Устаревшие слова

Цель:актуализировать знания об однозначных и многознач­ных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устарев­ших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфо­граммы.

— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)

— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.

(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимо­оценка.)

— К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

— Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)

Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первомпредложении — шляпка гриба, во втором предложении — го­ловной убор.)

— Как называются слова, которые имеют несколько значе­ний? (Многозначные.)

— Прочитайте следующую пару предложений.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

— Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть много­значное слово тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)

— Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимоло­гическом словаре.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)

Как называются такие слова? (Заимствованные.)

Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)

Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)

V. Работа по теме урока Работа по учебникуУпр. 62 (с. 44).

Прочитайте стихотворение.

— Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)

— Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иност­ранных слов.)

Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объяс­ните их значение.

(На данном этапе урока можно использовать школьный сло­варик иностранных слов.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 63 (с. 45).

— Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.

— Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика при­шли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возро­ждения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)

— А почему слова компас, штурман, флот пришли из гол­ландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра Iрусский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)

С чем связано заимствование из греческого языка слов биб­лиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)

Выполните письменное задание к упражнению.

— Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.

— Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.

— Что означает это слово?

— Составьте предложение со словом шофёр.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...