Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.) Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие. - Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём. - Составьте предложение с этим словом. - Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово. - Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.) - Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44. - Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.) - Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.) - Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке. - Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог. - Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.) - Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.) (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.) - Выполните письменное задание к упражнению. (Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.) VIII. Рефлексия Тестовая работа 1. Лексика изучает: 1) словосочетания и предложения 2) звуки речи 3) словарный состав языка 4) части речи 2. В толковых словарях разъясняется: 1) значение фразеологизмов 2) лексическое значение слов 3)правописание слов 4) образование слов 3. Слово, имеющее одно значение, называется: 1) сложным 2) однозначным 3) многозначным 4) простым 4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные. 1) гребень, варить, сахар 2) ключ, звезда, шляпка 3) сыр, речь, глагол 4) ромашка, хвост, каша 5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин». 1) часть руки 2) украшение из пучка нитей 3) пучок щетинок для нанесения краски 4) форма расположения плодов у растений 6. Запишите названия предметов. 1) Речная костистая рыба с колючими плавниками. 2) Щётка для мытья посуды. Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое лексическое значение слова? - Где можно узнать лексическое значение слова? — Какие слова называются многозначными? Домашнее задание Упр. 61 (с. 43). _____________________ Тема: Многозначные слова.Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель:актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке. Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфограммы. — Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.) — Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.) III. Актуализация знаний Словарный диктант Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро. (Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.) — К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложения. У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью. — Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.) — Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первомпредложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.) — Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.) — Прочитайте следующую пару предложений. Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день. — Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.) — Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимологическом словаре.) (Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.) — Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.) — Как называются такие слова? (Заимствованные.) — Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.) (Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.) — Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.) — Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.) V. Работа по теме урока Работа по учебникуУпр. 62 (с. 44). — Прочитайте стихотворение. — Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.) — Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иностранных слов.) — Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение. (На данном этапе урока можно использовать школьный словарик иностранных слов.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.) Упр. 63 (с. 45). — Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова. — Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.) — А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра Iрусский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.) — С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.) — Выполните письменное задание к упражнению. — Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите. — Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму. — Что означает это слово? — Составьте предложение со словом шофёр. (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.) VI. Физкультминутка |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 422. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |