Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б. ПЕРЕГОВОРЫ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Преимущество ПСВ заключается в том, что после множества взаимодействий вам будет легче решить, как следует разговари вать с близким человеком, чтобы получить его согласие на кон сультационное воздействие. Самый честный и прямой способ состоит в том, чтобы организовать обсуждение просьбы к культи сту вместе с членами семьи. Человек, пользующийся наиболь шим доверием, уважением и эмоциональным влиянием, должен обратиться к участнику культа с этим вопросом. Когда от имени команды выступает мягкий тактичный человек, придерживаю щийся открытого, располагающего стиля, член культа будет чув ствовать, что он контролирует ситуацию. Большим плюсом этого подхода может быть то, что при этом исключается страх перед депрограммированием. Подобная открытость призвана способ ствовать взаимопониманию и доверию. Оборотная сторона за ключается в том, что культ сделает все, что в его власти, чтобы эта встреча ни в коем случае никогда не состоялась. Лидеры могут согласиться отпустить адепта на встречу, но при этом настаивать, чтобы там присутствовал еще один участник культа, желательно занимающий в организации более высокое положение, нежели ваш близкий человек. Хоть это и не лучший предмет для перего воров между командой и руководством культа, можно считать, что даже такой контакт с культом есть шаг в правильном направ лении. Необходимо последовательно настаивать на том, чтобы близкий вам человек был единственным представителем культа в ходе взаимодействия. Ведь вам нужно, чтобы культист думал самостоятельно, а это вряд ли произойдет, если там будет кто-то от группы.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 278
Как только близкий человек соглашается на встречу, нужно немедленно назначить ее время и место. Доведите до его сведе ния то, что в случае, если группа узнает об этом, она несомненно окажет на него давление, стремясь не допустить встречу, или будет искать какое-нибудь срочное оправдание для задержки. Добейтесь от близкого человека обязательства, что он выпол нит соглашение, что бы ему ни говорили другие участники куль та. Отрепетируйте с ним его реакцию на давление и помогите представить наилучшие, наихудшие и наиболее вероятные ре зультаты. В идеале он решит вообще не общаться с группой на эту тему, но если это все же придется делать, он будет знать, как ответить. Пожмите ему руку, чтобы закрепить взятое им обяза тельство; телесный контакт здесь важен не меньше, чем словес ный. Альтернативный подход, который является вместе с тем наи более традиционным, состоит в том, что остальная часть коман ды консультирования находится поблизости в полной боевой готовности, в то время как вы спрашиваете у культиста согласия на встречу. Такой подход — иногда единственный способ присту пить к делу. Будучи предупреждены заранее, деструктивные культы никогда не позволяют проводить подобные встречи. Осто рожно выбирайте слова, когда будете излагать близкому челове ку свой план. Как всегда, ваше отношение должно быть искрен ним, исполненным любви и расположения, должно настраивать адепта на продолжение разговора. Говорите об участии в культе как о семейной проблеме, а не только как о его собственной. Прежде всего, признайте его добрые намерения. Затем выразите свою озабоченность его судьбой. Если он расстроен тем, что вы что-то от него утаили, признайте, что его огорчение вам понятно, но вы не могли поступить иначе. Дайте ему время подумать и примириться с ситуацией. Если он рассержен, принесите извине ния и попросите прощения. Объясните, что вы доверяете ему, но не доверяете организации, допускающей, по вашим сведениям, манипулирование своими участниками с помощью шантажа и внушения чувства вины. Скажите, что хотели дать ему возмож ность подумать самостоятельно, и спросите: "Что бы ты делал в моем положении? Как бы ты реагировал на моем месте?". Спроси те его: "Если бы мы позвонили на прошлой неделе и сказали, что нам нужно, разве ты вообще мог бы здесь сейчас находиться?". Если он говорит: «Да», то извинитесь и скажите, что допустили просчет. Скажите, что вас радует его независимость и отсутствие предубеждений.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДА
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 279
Люди, являющиеся лидерами или их заместителями, часто гор дятся своим положением и совершенно уверены, что деятель ность культа соответствует его многообещающим заявлениям. В подобных ситуациях, как явствует из опыта, весьма плодотвор ным может оказаться своевременно брошенный вызов: — Если ты — ответственный лидер и так убежденно веришь в свою организацию, тогда ты должен знать доводы тех, кто вас критикует, и быть в состоянии опровергнуть их. Многие люди ждут от тебя эффективного руководства, и я уверен, что ты суме ешь эффективно сформулировать точку зрения группы. — Ты десять лет говорил мне, что не подвергаешься контролю сознания. Я прошу тебя доказать это сейчас. Тебе нужно встре титься с этими людьми. Отведи на это три дня. Посиди, послушай, поговори, сам задавай вопросы. Я действительно хочу услышать, как ты обсуждаешь с ними все «за» и "против". Рядовые члены культа, как правило, более послушны и нередко лучше реагируют на вас как на авторитетную фигуру, если вы — родитель или старший брат. Можно мягко расспросить человека так, чтобы казалось, будто вы считаетесь с культовым авторите том: — Я в замешательстве. С одной стороны, я очень беспокоюсь о твоем благополучии. С другой стороны, ты, похоже, убежден, что принял собственное решение, и что оно было правильное. Помоги мне разобраться в том, что происходит. — С кем я могу поговорить, чтобы получить для тебя разреше ние съездить домой? Когда имеешь дело с членом культа, который уверен, что его группа обладает Истиной, типичная стратегия заключается в том, чтобы представиться потенциальным новообращенным: "Кто знает? Возможно, и у меня будет общение с Богом, и я тоже присо единюсь к вам. Наверное, это могло бы означать и мое спасение". Если он думает, что вас еще можно «спасти», вход для вас окажет ся свободен. Хотя выразить отвращение к культу, применяющему контроль сознания, — дело вполне естественное, постарайтесь не упустить этот шанс и избегайте неуместных сентенций типа: "Не может быть и речи о том, чтобы я когда-нибудь присоединился к вашей группе, пусть даже и через миллион лет!". Столь безапел ляционные высказывания будут лишь способствовать утрате вза имопонимания, уже, возможно, установленного между вами и культовой личностью близкого человека. Вы даже можете вооб ще потерять с ним контакт. Можно попытаться обратить свой вопрос в личную просьбу и сказать: "Даже если ты думаешь, что мы абсолютно далеки от истины, сделай это хотя бы для того, чтобы унять наши опасения. Если ты, конечно, любишь нас". Можно заключить с близким
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 280
человеком подобие соглашения, предложив услугу за услугу. На пример, если он спрашивает: "Вы купите мне автомобиль?" — можно ответить: "Мы подумаем о том, как тебе помочь, если ты подумаешь кое о чем, чтобы помочь нам".
ЧТО ДЕЛАТЬ С ТЕЛЕФОНОМ Вам следует также подготовить себя к тому, что близкий чело век, будучи у вас в гостях, пожелает звонить по телефону в свою организацию, а также принимать звонки от других членов куль та. Это создает проблемы. Я видел, как все усилия семьи идут насмарку, когда лидер культа или его заместитель звонит и гово рит: "Ты в руках Дьявола. Выбирайся оттуда! Что бы они тебе ни говорили, не слушай их!". Подобные заявления могут настолько перепугать адептов, что они собирают вещи и уходят прочь. Вы явно не заинтересованы в том, чтобы член культа испыты вал неудобства, поэтому разрешите ему звонить по телефону и получать звонки. Можно поговорить с ним заранее, подтолкнуть его к размышлениям о том, как бы отреагировала его организа ция, если бы он позвонил туда, сообщил о вашей просьбе и веж ливо попросил дать ему время побыть вне группы, чтобы поду мать самостоятельно. Необходимо подробно отрепетировать с ним все, что он скажет представителям культа, возможно, попро сив при этом одного из бывших адептов (или другого члена ко манды) принять участие в ролевой игре на данную тему. Если близкий человек настаивает на телефонном разговоре, попроси те его максимально сократить беседу, ограничившись дежурны ми фразами типа: "Со мной все прекрасно. Я позвоню через не сколько дней". Можно даже предложить, чтобы вместо него по звонил член семьи и оставил сообщение. Следует учитывать, что телефонная линия — это связь челове ка с культом и всем, что с ним связано. Необходимо делать все возможное, чтобы ослабить эту связь.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |