Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ




Один из наиболее важных аспектов ПСВ заключается в оценке

влияния ваших действий на близкого человека. "Что работает?"

и "Что помогает?" будут в данном случае решающими вопросами.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 218


 

 

Всегда наблюдайте за реакцией близкого человека. Если ваш

подход не работает, попробуйте другой. Не полагайтесь исключи­

тельно на свое мнение о ситуации. Обсудите его с другими члена­

ми команды. Были ли у них сходные впечатления? Концентрируя

внимание, мы окажемся в лучшем положении, которое позволит

нам узнать, эффективны ли наши усилия, или же они действуют

в ложном направлении. Оценивать реакцию близкого человека

сложно. В любой конкретный момент кулътист может выражать

подлинное «я», докультовое «я» или их смесь.

Задавая члену культа трудный вопрос, полезно делать это по­

этапно.

Шаг первый. Мысленно представьте свою беседу с близким

человеком.

Шаг второй. Послушайте, как вы задаете вопрос: "Как бы ты

отнесся к встрече с бывшим членом вашей группы?".

Шаг третий. Выслушайте предполагаемый ответ: "О, я не хотел

бы говорить ни с какими отступниками".

Когда я представляю себе эту сцену, я уже знаю, что подобные

действия пробудят культовую личность и прервут диалог. Когда

визуализация подсказывает, что что-то мешает двигаться даль­

ше, смените снаряжение. Найдите менее угрожающий способ об­

судить проблему и достичь цели. Например, попробуйте еще

один вопрос: "Как бы ты отнесся к встрече с бывшим членом

другой группы? " Возможно, адепт скажет: "Не знаю, будет ли от

этого польза, но если ты думаешь, что будет, то я согласен". Если

близкий человек отвечает так, как вы это себе представляли, вы

будете знать, что ваша модель культовой личности точна. Если

реальный ответ нисколько не похож на то, что вы себе вообрази­

ли, ваша модель нуждается в корректировке. Семье и друзьям

культиста необходимо создать точную модель, чтобы предсказы­

вать, как он отреагирует на каждый акт взаимодействия. Продол­

жайте постоянно следить за реакциями близкого человека. По­

мните: когда вы научитесь задавать вопросы, он даст ответы,

иллюстрирующие его понимание «реальности». В конце концов

заговорит подлинная личность, помогая войти человеку в его

привычный мир. Следующий шаг будет заключаться в том, чтобы

помочь ему идентифицировать внедренные фобии и разрушить

их. Сделав это, вы поможете ему открыть дверь к свободе созна­

ния.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 219


 

 



Глава 10

 

 

Снятие фобий

 

Впервые я узнал о фобиях в 1980 году. Я тотчас понял, что куль­

ты систематически внушают фобии своим адептам, и осознал,

что для того, чтобы помочь члену культа вновь обрести свободу

сознания, необходимо помочь ему избавиться от фобий. Это при­

вело меня к созданию новой терапевтической техники — трехша­

гового воздействия на фобии. Изучение этого метода будет для

вас ключевым, так как он составляет сердцевину подхода страте­

гического взаимодействия.

Внушение фобий — самая мощная отдельно взятая методика,

используемая культами в целях превращения адептов в послуш­

ных рабов. Я встречался с громадным числом людей, давно разу­

верившихся в лидере и доктрине, но неспособных уйти из группы

вследствие психологической беспомощности перед внушенными

им бессознательными страхами.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЮРЬМА

Несколько лет назад со мной связался житель северо-востока

США, бывший участник небольшого культа, деятельность кото­

рого была связана с сочинением и распространением музыки.

Этот человек прочитал "Борьбу против культового контроля со­

знания" и хотел помочь другу. Друг, которого я здесь называю

Майклом, был фактически заперт лидером культа в кабинете

собственного дома в течение Двенадцати лет. Лидер приказал

ему бросить успешную карьеру психолога и тратить время на

сочинение, запись и копирование музыки. Лидер разорвал его

помолвку и убедил невесту, которой Майкл и был предваритель­

но завербован, стать его тюремщиком. Она приносила ему пищу

и выпускала пользоваться ванной. В результате внушения Майкл

поверил, что сойдет с ума, навредит себе или превратится в Пре­

ступника, если когда-либо покинет дом.

Я спросил бывшего культиста, не знает ли он, как связаться с

семьей Майкла, и выяснилось, что другой член семьи был в этом

культе, но ушел десятью годами ранее. Я побудил его связаться с

этим человеком, чтобы посмотреть, не захочет ли он прочесть

мою первую книгу и предложить свою помощь. К счастью, тот

согласился.

Тем временем брат-близнец послал Майклу компьютер вместе

с программой для копирования музыки. Удивительно, но лидер

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 220


 

 

культа разрешил Майклу покидать дом без сопровождения и по­

сещать компьютерные курсы, чтобы научиться использовать

программу. Побывав вне дома и обнаружив, что общение с незна­

комцами протекает удовлетворительно, Майкл заключил, что

отнюдь не сошел с ума. Не собирался он и совершать никаких

опасных поступков. В целом ему понравилось пребывание вне

дома, хотя страх разрыва с лидером культа все еще оставался

устойчивым. Немного позже Майкл получил разрешение посе­

тить «золотую» свадьбу родителей. Один из родственников, ис­

пользуя методы общения, изложенные в этой книге, поговорил с

ним и настоял на контакте с бывшим участником той же группы.

Последний рассказал ему о злоупотреблениях лидера культа в

отношении многих своих адептов, включая себя самого. Майкл

решил уйти навсегда.

Вскоре после того он консультировался у меня. Курс терапии

помог ему освободиться от страхов перед будущим и восстано­

вить нормальную жизнь. Я был поражен, когда весной 1998 года

увидел Майкла в аудитории во время моих занятий на семинаре

Общества клинического гипноза (Society of Clinical Hypnosis) в

Швеции. Он переехал в Данию, вернулся к своей профессии пси­

холога, женился, имеет дочь и живет счастливо. В ходе следую­

щей поездки в Соединенные Штаты он снова консультировался

со мной. В результате наших бесед и двухнедельного пребывания

в Веллспрингском реабилитационном центре в штате Огайо он

сумел превратить свой культовый. опыт в источник силы. Теперь

он профессионально занимается исцелением от культовой зави­

симости.

Навязанная культом фобия — это психическое заболевание,

спровоцированное окружающими людьми и являющееся неотъ­

емлемой частью всеохватывающего режима контроля сознания.

Прежние методы спасения, вроде депрограммирования и кон­

сультирования о выходе, несовершенны, потому что направлены

на то, чтобы изменить верования культистов, не решив предва­

рительно проблему фобий, которые их парализуют. В рамках

подхода стратегического взаимодействия мы признаем важность

фобий и учимся распознавать и вылечивать их до того, как всту­

пать в дискуссию с близким человеком на рациональном, когни­

тивном уровне.

 


ЧТО ТАКОЕ ФОБИЯ?

Существует множество различных видов фобий, но их структу­

ра всегда одна и та же. Фобия — это стойкий, иррациональный

страх по отношению к объекту или ситуации. Все фобии приво­

дятся в действие сигналом, с которого начинается прохождение

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 221


 

 

замкнутого цикла устрашающих образов, мыслей и чувств. Сиг­

налом может быть любой внутренний или внешний стимул —

мысль, образ, слово, запах, вкус, ощущение или поступок.

Этот стимул заставляет человека, страдающего фобией, поро­

ждать цепь негативных образов, часто бессознательно, и всту­

пать в устрашающий разговор с самим собой, например, тревож­

ным голосом твердить о надвигающейся гибели. При этом сраба­

тывает автоматическая реакция организма, нацеленная на вы­

живание ("бороться или бежать"). Эта паническая реакция вызы­

вает множество физиологических симптомов, включая учащен­

ное сердцебиение, одышку, сухость во рту, холодные, липкие ру­

ки, иногда тошноту. Для страдающего фобией самый распростра­

ненный механизм зашиты заключается в избежании провоциру­

ющего стимула.

Фобии дестабилизируют взгляд человека на реальность, ослаб­

ляют интеллектуальный и эмоциональный самоконтроль, под­

рывают веру в себя и в здравый смысл. Типичные, не связанные

с культовой практикой фобии — это страх перед публичными

выступлениями, боязнь высоты, глубокой воды, темноты, змей,

собак и т. д. Подсчитано, что более 30 миллионов американцев

страдают теми или иными фобиями.[53]

 


КУЛЬТОВЫЕ ФОБИИ

Когда я обращаюсь к собственному опыту, то припоминаю ха­

рактерные инциденты, где страх был либо внушен, либо активи­

зирован вербовщиками. В ходе начального трехдневного семина­

ра лидеры культа внушили мне недоверие к собственным мысли­

тельным способностям из-за невидимых темных сил (Сатаны),

которые, как предполагалось, постоянно вредят моему разуму и

душе. Я никогда не верил в Сатану или любое другое злое метафи­

зическое существо, но к 1 концу трех дней часть моего «я» (возни­

кающее культовое "я") стала бояться этих невидимых сил.

Позже мне было заявлено, что десять поколений моих предков

застряли на низком уровне в духовном мире, и их спасение зави­

сит от 1 меня. Мне сказали, что если я не последую за Муном, все

эти предки навечно обвинят меня в том, что я забыл о своей

ответственности. Мощный, пусть и совершенно иррациональ­

ный, образ сотен гневных родственников привязал меня к группе

и помог провести меня через периоды сомнений в привязанности

к культу.

Культистов учат, что они полностью ответственны за все про­

исходящее с Ними, что не бывает никаких случайностей, все име­

ет свою духовную причину, а группа и лидеры почти никогда не

отвечают за плохие результаты. Если случается что-то плохое, то

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 222


 

 

лишь потому, что член культа сделал что-то неправильно. У му­

нистов это называется «возмещением» за грехи прошлого.

Мун приложил все усилия, чтобы привить своим последовате­

лям более непосредственные, персонифицированные и вырази­

тельные фобии. Например, в 1974 году всех нью-йоркских муни­

стов (включая меня) отправили смотреть «Экзорсиста» — фильм

о девочке, которой овладел злой дух. Затем Мун провел встречу в

своем поместье Бельведер в Территауне, штат Нью-Йорк, и сказал

членам своей группы, что этот кинофильм "создан Богом и проро­

чит о том, что случится с любым человеком, покинувшим движе­

ние Унификации".

В ходе вербовки и индоктринации методически внедряются,

развиваются и используются фобии, касающиеся внешнего мира,

а также докультового «я» адепта. Подобные фобии сводят на нет

способность критического различения, которая позволила бы

свободному от фобий человеку объективно оценить утверждения

доктрины. Независимые мысли и действия блокируются. Страх

пересиливает разум.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...