Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА




 

Кроме сведений о фонде заработной платы содержатся сведения о выплатах социального характера. В выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставлением работникам социальных льгот, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство. К выплатам социального характера относятся:

– выходное пособие при расторжении трудового договора,

– единовременные пособия при выходе на пенсию,

– расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам,

– оплаты стоимости проездных документов;

– материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, другие подобные расходы.

 

9.4. ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ АНАЛИЗА
       СТАТИСТИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ

 

Основным принципом статистического анализа является требование производить его на основе всей совокупности фактов, относящихся к рассматриваемому явлению. Для проведения анализа необходимо оценить способы получения первичной и сводной информации.

Анализ статистической информации можно разделить на следующие важнейшие этапы:

– формулировка задач и подбор источников информации;

– констатация фактов и их оценка;

– анализ структуры;

– анализ взаимосвязи;

– анализ динамики;

– формулировка выводов и предложений.

Первый этап (формулировка задач).

До начала анализа необходимо определить задачи, которые должны быть решены в результате проведения анализа.

Точная формулировка задач необходима для придания целенаправленности анализу и подбору необходимых источников информации.

Источником информации для анализа могут служить опубликованные статистические данные, материалы отдельных обследований, отчетов. Прежде чем приступить к анализу, необходимо оценить источники информации с точки зрения достоверности содержащихся в них материалов и достаточности для решения поставленных задач.

Второй этап (констатация фактов).

Используя статистические данные для анализа, необходимо установить те факты, которые послужат основанием для характеристики исследуемого явления и формулировки выводов и предложений.

Исходной базой установления многих фактов служат данные, полученные в результате сводки первичной статистической информации в виде абсолютных суммарных величин. Эти данные в ряде случаев позволяют охарактеризовать уровень анализируемого явления, но не всегда данные, полученные в результате аналитической сводки, характеризуют размеры изучаемых явлений непосредственно.

Например, учет наличия локомотивов по видам работы и нерабочего состояния ведется по состоянию на 18.00 часов каждых суток по местному времени, но этого недостаточно, так как в течение суток локомотив может неоднократно менять вид работы и нерабочего состояния. Для определения нахождения локомотивов в течение суток в каждом виде работы или нерабочего состояния определяются локомотиво-часы, затем делением их на 24 часа расчетным путем находят среднее наличие локомотивов в каждом виде работы.

Важнейшим способом установления и оценки статистических фактов является сравнение. Оно дает возможность оценить ход выполнения заданий, вскрыть резервы, установить сходства и различия изучаемых явлений, охарактеризовать их специфические особенности.

При проведении сопоставлений статистических данных необходимо соблюдать правило: сравниваемые данные должны быть сопоставимы. Несоблюдение этого правила приводит к ложным выводам и заключениям.

Несопоставимость сравниваемых данных может быть обусловлена тем, что при определении объема совокупности используются различные единицы счета, а так же различием в периодах, за которые определяются размеры некоторых показателей.

Неоднородные данные во многих случаях могут быть приведены
к сопоставимому виду путем их пересчета. Например, при ремонте грузовых вагонов учет всех видов грузовых вагонов (платформа, крытые, полувагоны и др.) осуществляется в приведенных вагонах, с помощью коэффициентов пересчета.

Третий этап (анализ структуры).

Значение анализа данных о структуре и ее изменениях состоит в том, что он позволяет охарактеризовать существенные черты и закономерности развития общественных явлений. В целях статистической характеристики структуры и ее изменений используются в комплексе группировки и обобщающие показатели, преимущественно относительные величины, средние и индексы.

Примером изучения структуры могут служить данные о грузообороте различных видов транспорта и определения удельного веса каждого вида транспорта в общем грузообороте.

При характеристике влияния структуры на средние уровни в динамике используются показатели, получившие названия индексов переменного и постоянного состава структурных сдвигов.

Система этих индексов строится на основе причинно-следственной связи, которая существует между величиной осредняемого признака, числом носителей тех или иных его значений и объемом признака по определенным группам единиц.

Связь может быть выражена в виде следующих соотношений:

 

W= ;  f = /xi                            (9.1)

 

где хi – величина осредняемого признака; fi – частота повторений данного значения осредняемого признака; объем признака по группе единиц совокупности.

В первом случае объем признака по группе единиц совокупности зависит от величины осредняемого признака и частоты его повторения; во втором – сама частота повторения тех или иных значений осредняемого признака является функцией объема признака по группе единиц совокупности и величины осредняемого признака. В железнодорожной статистике примером причинно-следственной связи первого типа является связь между такими показателями, как грузооборот, дальность и объем перевозок. Связь второго типа существует между числом погруженных вагонов, объемом погруженных тонн и статической нагрузкой вагона.

Четвертый этап (анализ взаимосвязи).

Взаимосвязь между признаками и показателями общественных явлений носит различный характер. Она может быть функциональной и корреляционной, прямой и обратной, парной и множественной.

Например, корреляционной является связь между статической нагрузкой и родом груза, объемом вагона, степенью его загрузки, так как одной и той же величине, например загрузки вагона, могут соответствовать различные величины статической нагрузки вагонов.

В зависимости от характера взаимосвязи между конкретными признаками и показателями применяются различные методы их выявления и количественной характеристики. В целях изучения корреляционных связей между признаками широко применяются группировки, графики, показатели и методы математической статистики, особенно корреляции. При исследовании функциональных зависимостей между показателями используются показатель и методы факторного анализа. При функциональной связи значение результативного признака полностью определяется значениями одного или нескольких факторных признаков.

Например, решается задача факторного анализа отправления (погрузки) груза в тоннах: .

Графическую схему взаимосвязи объема погрузки в тоннах с факторами, определяющими его величину, можно представить следующим образом (рис. 9.1):

 

 

 


Рис. 9.1. Схема взаимосвязи факторов

 

Объем погрузки в тоннах зависит от количества вагонов, поданных под погрузку, и средней статической нагрузки на вагон, что выражается следующей аналитической формулой:

 

= Иn · Рст.i ;                                   (9.2)

Рст.i = / Иn .                                   (9.3)

 

где  – объем погрузки в тоннах; Иn – объем погрузки в вагонах; Рст.iсредняя статическая нагрузка на вагон, т/вагон.

 

В свою очередь средняя статическая нагрузка на вагон зависит от структуры породовой погрузки и статических нагрузок на вагон по каждому роду груза, т. е.:

 = · Рст.i ;                                     (9.4)

nin .                                          (9.5)

 

где  – структура породовой погрузки; Рст.iстатические нагрузки на вагон по каждому i-му роду груза; Иni – количество вагонов, поданных под погрузку i-го рода груза.

 

Так как средняя статическая нагрузка является сложным показателем, зависящим от структурных изменений в погрузке по родам грузов, то по каждому роду груза необходимо отразить изменение средней статической нагрузки на вагон, объем погрузки в тоннах под влиянием этих факторов. Очевидно, что увеличение (снижение) доли погрузки грузов, статические нагрузки которых выше среднего уровня, приводит к повышению (снижению) средней статической нагрузки. Увеличение (снижение) статической нагрузки любого груза повышает (снижает) среднюю статическую нагрузку.

Пятый этап (анализ динамики).

Важнейшая задача анализа динамики явлений состоит в том, чтобы выявить и количественно охарактеризовать основное направление развития (тренд), а также измерить сезонные колебания.

Основная тенденция развития может быть выявлена с помощью таких показателей динамики, как абсолютный прирост, темпы роста и прироста.

Для изучения развития общественных явлений во времени используются ряды динамики, которые позволяют охарактеризовать тенденцию их развития, выявить присущие им закономерности.

В случаях, когда уровень ряда не обнаруживает явно выраженной тенденции роста или снижения в целях выявления тренда, прибегают к укрупнению интервалов, механическому и аналитическому сглаживанию.

Многие экономические явления испытывают ежегодные периодические колебания, называемые сезонностью. Сезонность выявляется сопоставлением месячных данных за ряд лет. Интенсивность сезонных колебаний измеряется с помощью индексов сезонности.

Индекс сезонности определяют отношением данных за месяц к среднемесячной за соответствующий год.

Графическое изображение индексов сезонности называют «сезонной волной».

Шестой этап (формулировка выводов и предложений).

На основе выполненного анализа статистической информации необходимо сделать выводы, дать оценку и разработать конкретные предложения.

Выводы должны содержать положения о закономерностях развития явлений и процессов, с указанием причин, приведших к определенным результатам. Предложения и рекомендации должны быть направлены на изыскание внутренних резервов повышения эффективности производства.

 




Вопросы для самопроверки

 

1. Что включается в состав фонда заработной платы?

2. Назовите выплаты за отработанное время

3. Назовите выплаты за неотработанное время.

4. Назовите выплаты социального характера.

5. Охарактеризуйте важнейшие этапы анализа статистической информации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса «Статистика железнодорожного транспорта». В данном пособии использованы основные концептуальные положения теории, методологии и практики, разработанные отечественными учеными: профессорами Т.И. Козловым, Б.И. Петроканским, А.А. Поликарповым, Э.А. Свиридовой, А.Ф. Иваненко, И.И. Елисеевой и др.

Определяя размеры и количественные соотношения определенных явлений, статистика выявляет присущие явлениям закономерности их развития.

В железнодорожной статистике актуальной является задача дальнейшего совершенствования системы статистических показателей и методологии анализа деятельности железнодорожного транспорта и его подразделений. Эта система включает в себя показатели, характеризующие перевозки грузов и пассажиров, техническую оснащенность, наличие и использование подвижного состава и другие стороны работы железных дорог. Изучение системы статистических показателей работы железнодорожного транспорта позволит качественно выполнять анализ хозяйственной деятельности железных дорог.

Знания объемных и качественных показателей и их взаимосвязи поможет студентам в освоении дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...