Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ




 

Статистика широко использует группировку основных средств по различным признакам.

В зависимости от назначения основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства используются в производственном процессе (локомотивы, вагоны, путь, искусственные сооружения и т. п.), непроизводственные – не участвуют в процессе производства (жилые дома, школы, больницы и т. п.).

По участию в производственном процессе основные средства подразделяются на действующие и недействующие. К действующим относятся фонды, находящиеся в эксплуатации, к недействующим – в запасе, на консервации, в пути и т. п.

По участию в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. К активным объектам основных средств относятся объекты, используемые для непосредственного воздействия на предметы труда – локомотивы и вагоны, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и т. п. к пассивным объектам основных средств относятся орудия труда, обеспечивающие нормальные условия процесса производства: производственные здания, линии электропередач, железнодорожный путь и т. п.

В зависимости от принадлежности выделяются собственные и арендованные основные средства.

Структура основных средств железнодорожного транспорта значительно отличается от структуры основных средств в других отраслях хозяйства страны (на долю сооружений, передаточных устройств и транспортных средств приходится около 90 % всех основных средств), это обусловлено спецификой работы железнодорожного транспорта.

6.4. ОЦЕНКА И ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
       ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Каждый инвентарный объект основных средств имеет стоимостную оценку: первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, включая затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затраты по доведению их до состояния, пригодного к использованию, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Стоимость основных средств в действующих ценах, полученная на основании переоценки (по постановлению Правительства Российской Федерации) путем индексации, называется восстановительной стоимостью.

В течение срока службы основные средства подвергаются постепенному износу. Наряду с износом происходит процесс амортизации, т. е. восстановление в денежной форме капитала, авансированного на объекты основных средств. Первоначальная стоимость, уменьшенная на величину износа, называется остаточной стоимостью основных средств.

Для характеристики состояния и использования основных средств статистика пользуется обобщающими показателями, основанными на данных бухгалтерского и статистического учета.

Наличие основных средств за период определяется по их видам на основе данных о наличии инвентарных объектов на отчетный момент как среднюю хронологическую моментного ряда динамики.

Движение основных средств заключается в их поступлении и выбывании.

Для характеристики движения основных средств рассчитывается следующие коэффициенты:

 

– коэффициент поступления kp:

 

kp= ,                                           (6.1)

 

где Np – первоначальная стоимость основных средств, поступивших за год, р.; Nк.г. – первоначальная стоимость основных средств на конец года, р.;

 

– коэффициент обновления kob:

 

kob= ,                                       (6.2)

  

где Nob – первоначальная стоимость новых основных средств, поступивших за год, р.;

 

– коэффициент выбытия kv:

 

kv= ,                                       (6.3)

 

где Nv – первоначальная стоимость основных средств, выбывших за год, р.; Nн.г. – первоначальная стоимость основных средств на начало года, р.

 

Для характеристики технического состояния рассчитываются следующие коэффициенты:

 

– коэффициент износа ki;

 

ki= ,                                         (6.4)

 

где Nv,iz – сумма износа основных средств за год, р.;

 

– коэффициент годности kg:

 

kg=1- ki .                                        (6.5)

 

При обобщенной оценке использования основных средств расчитывают показатели «фондоотдача» Fof и «фондоемкость» Wof.

Фондоотдача – количество продукции, созданной при использовании основных средств. Этот показатель определяют в натуральном и стоимостном выражении.

Фондоемкость характеризует объем основных средств, приходящийся на единицу продукции. Фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи.

 

Fof= ;                                      (6.6)

Wof= ,                                     (6.7)

 

где V – объем созданной продукции в натуральном или стоимостном выражении;  – стоимость основных производственных средств, р.

 

Фондоотдача по основной деятельности железных дорог измеряется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 рубль основных производственных фондов:

 

Fof=

 

где – приведенная продукция железнодорожного транспорта, приведенные т·км.

 

Показатели фондоотдачи дополняются показателями отдельных видов основных средств, таких, как производительность грузовых вагонов, производительность локомотивов, которые были рассмотрены в лекции 5, подразд. 5.5.

При определении полезного результата от использования отдельных видов оборудования рассчитываются следующие коэффициенты: коэффициент экстенсивной нагрузки kэ, коэффициент интенсивной нагрузки kи, коэффициент интегральной нагрузки kинт., коэффициент сменности оборудования kсм.

Коэффициент экстенсивной нагрузки характеризует степень использования планового эффективного фонда времени оборудования. Его рассчитывают по формуле

 

kэ= ,                                           (6.9)

 

где t1 – время фактической работы оборудования за смену, ч; tп – плановый эффективный фонд времени работы оборудования за тот же период, ч.

Коэффициент интенсивной нагрузки характеризует степень использования мощности оборудования, рассчитывается по формуле

 

kи= ,                                         (6.10)

 

где q1, qn – соответственно фактический и нормативный объемы полезного результата в натуральном выражении за единицу времени.

 

Коэффициент интегральной нагрузки позволяет характеризовать загрузку оборудования по времени и мощности, рассчитывается по формуле

 

kинт = = kэ· kи                                         (6.11)

 

Коэффициент сменности характеризует степень использования отдельных видов оборудования, измеряется количеством смен работы оборудования:

 

kсм= ,                                    (6.12)

где  – количество смен, отработанных всеми единицами оборудования;  – количество отработанных машино(станко)-дней.


Вопросы для самопроверки

1.  Дайте понятие основных средств.

2.  Что является объектом наблюдения статистики основных средств?

3.  Назовите единицу учета и измерения основных средств как объекта наблюдения статистики основных средств.

4.  Какие первичные документы используются для учета основных средств?

5.  Назовите основные учетные признаки основных средств.

6.  Что характеризует номер вагона?

7.  Охарактеризуйте показатели использования основных средств.

8.  Напишите формулу, определяющую фондоотдачу по основной деятельности железных дорог.

Лекция 7

СТАТИСТИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

&Рекомендуемая литература [8], [9].

 

План лекции:

 

7.1. Статистика технической оснащенности.

7.2. Показатели технической оснащенности хозяйства пути.

7.3. Показатели технической оснащенности хозяйства сигнализации и связи.

7.4. Показатели технической оснащенности других хозяйств железнодорожного транспорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...