Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГРУППИРОВКИ В СТАТИСТИКЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ




 

Поскольку перевозка грузов – это процесс перемещения груза, то в ста­тистике перевозок грузов существует два момента учета:

1) начальный – по моменту отправления груза.

2) конечный – по моменту прибытия груза.

Достоинство второго метода – характеристика законченного перевозочного процесса. Достоинство первого метода – оперативность получения информации. Перевозки грузов группируют по следующим признакам:

1) категория отправки.

2) вид сообщения.

3) род груза.

4) территориальный признак.

 

Категория отправки.

Различают четыре категории отправок: маршрутная, повагонная, мелкая, контейнерная, пакетная.

Маршрутные отправки оформляются одной ведомостью на маршрут или группу вагонов с перечислением вагонов, включенных в отправку.

К повагонным относятся отправки, для перевозки которых выделяются отдельные грузовые вагоны.

К мелким относят отправки весом 5 тонн и менее, а также перевезенные в багажных вагонах.

К контейнерным и пакетным относят отправки, перевозки которых осуществляются в универсальных контейнерах, в транспортных пакетах.

 

Вид сообщения.

в зависимости от отношения к границам железных дорог различают грузовые перевозки местного и прямого сообщения. Перевозки грузов, осуществляемые в пределах одной дороги, относят к местному сообщению, а в пределах двух или нескольких смежных дорог – к прямому. Прямое сообщение разделяется на «вывоз», «ввоз» и «транзит» (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема распределения перевозок грузов по видам сообщения
в пределах дороги:▲ – станция отправления; ▼– станция назначения

Признаком для группировки перевозок по сообщениям служит местонахождение станций отправления и назначения груза. Перевозки, в которых станция отправления находится на одной дороге, а станция назначения – на другой, относят к «вывозу». Перевозки, для которых станция отправления находится за пределами рассматриваемой дороги, а станция назначения – на рассматриваемой дороге, относят к «ввозу». Перевозки, осуществляемые рассматриваемой дорогой, относят к «транзиту», когда станции отправления и назначения грузов находятся за ее пределами.

 

Род груза.

Перевозимые по железной дороге грузы разнообразны и насчитывают более 10 тыс. наименований. Поскольку всеми наименованиями для изучения состава перевозимых грузов пользоваться затруднительно, железнодорожная статистика использует сокращенный перечень грузов, который называется номенклатурой грузов. На железнодорожном транспорте имеются две номенклатуры грузов – тарифно-ста­тис­ти­ческая и оперативная. Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) – более подробная – используется при определении провозных плат за перевозку и составлении статистических отчетов по выполненным перевозкам. Оперативная (сокращенная) – применяется в оперативном учете перевозки грузов и при составлении оперативных планов перевозок.

 

Территориальный признак.

Характеризует грузообмен между отдельными районами страны и подразделениями железнодорожного транспорта и размещение перевозок на территории страны. Территориальные связи называются корреспонденцией (межстанционной, междорожной). Для характеристики территориальных связей по перевозкам грузов используются косые таблицы.

В основе территориальной группировки лежит постанционное отправление и прибытие грузов, на основе которых строятся косые (шахматные) таблицы (табл. 2.2).

Цифра в любой клетке таблицы характеризует размер связи между двумя станциями в одном из направлений. По диагонали клетки пустые, это свидетельствует о невозможности внутристанционных перевозок. Отправление грузов каждой из станций представлено в таблице по строкам, прибытие – по графам. Общий итог отправления и прибытия грузов ряда станций выражается одной и той же величиной.

В качестве корреспондирующих объектов могут выступать отдельные железные дороги (табл. 2.3)

 

Таблица 2.2

Межстанционная корреспонденция грузов
(данные условные), тыс. т

Станция отправления
Станция назначения

А

Б

В

Г

Д

Ж

З

И

К

Итого
отправлено

А × 30 20   50   80   20 200
Б 10 × 70 40   30 10 60   220
В   40 ×   80 90   50 10 270
Г 80   30 ×   40 60   70 280
Д   50   80 ×     90 30 250
Ж 10 70 50   20 ×   30   180
З 80   10   50   ×   20 160
И   30   40     100 ×   170
К 50   10     90   40 × 190
Итого прибыло 230 220 190 160 200 250 250 270 150 1920

 

 

Таблица 2.3

Междорожная корреспонденция грузов
(данные условные), млн т

 

Дорога назначения
Дорога отправления

I II III IV Итого отправлено В т.ч. вывоз
I
230

320 270 310 1130 900
II 150
210

300 280 940 730
III 190 220
170

150 730 560
IV 130 160 180
200

670 470
Итого прибыло 700 910 920 940 3470
В т. ч. ввоз 470 700 750 740 2660

 

По данным шахматной таблицы определяются общие размеры перевозок по дорогам и другие показатели: цифровые данные по диагоналям таблицы характеризуют местные сообщения; разность между отправлением дороги и местным сообщением – вывоз, а разность между прибытием и местным сообщением – ввоз. По сети железных дорог в целом отправление равно прибытию, а ввоз равен вывозу.

 

2.6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ
        гРУЗОВЫХ  ПЕРЕВОЗОК

 

Объемные показатели отражают, с одной стороны, количество перевозимых грузов, с другой - перемещение этих грузов на определенное расстояние. Количество перевезенных грузов измеряется отправками, тоннами, вагонами, а перемещение грузов выражается в т/км, отправка/км, вагоно/км. Основные показатели, характеризующие объемы перевозок следующие:

 

1) = + ;

 

2) = + ;

 

3) = + ;

 

4) = + ;

 

5) = + = + .

Для сети:

6) = + ,

 

где – объем перевозимых грузов в тоннах.

 

Показатели объема грузовой работы дороги учитываются с помощью следующих показателей.

1. , ваг.

2. , ваг.

3. , ваг.

4. , ваг.

5. И – грузовая работа дороги, ваг.

Первый показатель:

Погруженными считаются вагоны, занятые грузами и принятые к перевозке от отправителей, от других видов транспорта, перегруженные из вагонов иностранных железных дорог и т. д. Данный показатель определяется ежесуточно.

Начальным моментом перевозочного процесса является момент по­грузки, конечным – момент выгрузки.

Единицей учета погрузки и выгрузки является физический вагон (это натуральный вагон, независимо от его рода и технических характеристик).

Учет погрузки ведется на основании копии вагонных листов, а учет выгруз­ки на основании вагонных листов.

Второй показатель:

Операции, обратные первому показателю.

Третий показатель:

 

=  + .

 

К числу дополнительно занятых относятся вагоны, занятые под грузы из неисправного вагона при сортировке грузов и прочих операций.

Четвертый показатель:

 

=  + .

 

К числу дополнительно освобожденных вагонов относятся вагоны, освобожденные от грузов из неисправных вагонов при сортировке и т.д.

Для определения третьего и четвертого показателя используется вагонный лист в пути следования.

 

Пятый показатель:

 

И =  + =  + .

 

Перемещение грузов на расстояние характеризуется объемным (количественным) показателем.

Грузооборот - это сумма произведений веса груза на расстояние перевозки. Существует грузооборот тарифный.

 

=P1l1+…+Pi li .

 

Тарифное расстояние определяется по тарифному расстоянию.

Эксплуатационный грузооборот:

=Qн*lэ,

где Qнвес поезда, нетто; lэ – длина участка работы локомотивной бригады.

Тарифный грузооборот за отчетный период определяют на основании дорожных ведомостей по моменту прибытия грузов.

Первичным документом для определения эксплуатационного грузооборота является маршрут машиниста.

Показатель  характеризует объем перевозочной работы, с учетом \ фактического расстояния перемещения грузов.

Значение тарифного и эксплуатационного грузооборота различное, оно характеризуется коэффициентом разрыва (Кр):

 

Кр= >1,

 

>

 

Причины разрыва:

1. Наличие внутридорожных кружностей.

2. Различная методика определения показателей (тарифный грузооборот в пределах дороги рассчитывается по кратчайшему расстоянию, а эксплуатационный – по фактически пройденному расстоянию).

3. Различная мера округления протяженности железнодорожных линий (тарифное расстояние выбирается в целых единицах, эксплуатационное – с точностью до одной десятой километра).

4. Переадресовка грузов в пути и другие причины.

 

2.7. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ
        ГРУЗОВЫХ  ПЕРЕВОЗОК

 

В статистике перевозок грузов используются следующие качественные показатели.

1.  Средняя дальность грузовых перевозок.

2. Средняя густота перевозок.

3. Средняя скорость доставки груза.

4. Средняя продолжительность доставки груза.

5. Коэффициент перевозимости грузов.

6. Коэффициент неравномерности.

7. Средняя доходная ставка по грузовым перевозкам.

1. Средняя дальность – среднее расстояние, на которое перевозится одна тонна какого-либо груза. Этот показатель влияет на грузооборот и продолжительность доставки грузов, снижение дальности перевозки грузов, уменьшает затраты на транспортировку грузов и потребность в подвижном составе, км (километрах)

= .                                             (2.1)

 

Статистика перевозок грузов рассчитывает среднюю дальность по роду груза, по отдельным дорогам и сообщениям.

2. Средняя густота – интенсивность (плотность) грузового потока на отдельных участках железной дороги. Этот показатель характеризует, сколько тонн груза проходит через каждый км пути за определенный период времени. Средняя густота перевозок рассчитывается как индивидуальный показатель на отдельном участке и как средняя величина по отдельному направлению, по отдельной дороге, по дорогам и в целом по сети, m (тоннах):

 

= .                                           (2.2)

 

Существуют различные методы определения густоты перевозки на участке – графический и табличный.

Графический способ определения густоты можно определить только при ограниченном количестве станций и небольших объемах перевозок.

Густота перевозок грузов «туда» и «обратно» рассчитывается на основании межстанционной корреспонденции грузов и схемы части сети железных дорог, для участков которой они определяются.

На практике статистического учета чаще используется табличный способ, который дает возможность рассчитывать грузооборот на каждом участке в том или ином направлении. Для этого густоту перевозок на участке умножают на его протяженность, поэтому в таблице должны быть сведения о протяженности участка. На величину густоты влияют следующие факторы:

– экономика района тяготения;

– пропускная способность линий;

– место положения данного участка.

3. Средняя скорость доставки:

 = ;                                   (2.3)

 = .                             (2.4)

5.Средняя продолжительность доставки:

= , сут.;                                   (2.5)

 = , сут.                             (2.6)

 

Средняя скорость и средняя продолжительность доставки груза характеризуют эффективность работы железнодорожного транспорта по перевозке грузов. Скорость доставки показывает интенсивность продвижения их в процессе перевозки. На продолжительность и скорость доставки влияет категория отправки, технология перевозки (затраты времени на начальную и конечную операции), режим скорости и расстояние перевозки.

Ускорению доставки грузов способствует следующее: своевременная отправка принятых к перевозке грузов; сокращение простоев вагонов под техническими и грузовыми операциями; соблюдение плана формирования поездов; повышение скоростей движения поездов; улучшение взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта.

Показатели неравномерности используют при расчете провозной и пропускной способности железных дорог, определении потребности в технических средствах и при анализе финансовых результатов.

 

5. Коэффициент перевозимости груза:

Кпер= .                                  (2.7)

6. Коэффициент неравномерности.

 

= ;                                    (2.8)

 

= ;                                (2.9)

 

= .                              (2.10)

7. Средняя доходная ставка – качественный показатель, характеризующий величину дохода с единицы перемещения груза (10 т·км.).

 

d = , р./10 т·км.

 







Вопросы для самопроверки

 

1. Что является предметом железнодорожной статистики?

2. В чем заключается специфика объекта изучения железнодорожной статистики?

3. Назвать основные задачи железнодорожной статистики.

4. По каким критериям сравнения распределяется статистическая отчетность?

5. Назовите основные задачи перевозок грузов.

6. Что является объектом статистики перевозок грузов?

7. В чем заключается особенность грузоотправки?

8. Какие первичные документы используются при перевозке грузов?

9. Назовите моменты учета в статистике перевозок грузов.

10. Какие существуют категории отправок?

11. Назовите виды сообщений в пределах дороги.

12. Что характеризует межстанционная корреспонденция грузов?

13. Назовите основные объемные показатели грузовых перевозок.

14. Какие показатели в статистике перевозок грузов относятся к качественным?

 

Лекция 3

СТАТИСТИКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.
СТАТИСТИКА БАГАЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

& Рекомендуемая литература [7], [8], [9]

 

План лекции:

 

3.1. Организация статистического наблюдения в статистике перевозок пассажиров.

3.2. Группировки в статистике перевозок пассажиров.

3.3. Объемные показатели перевозок пассажиров.

3.4. Качественные показатели перевозок пассажиров.

3.5. Основы багажных перевозок.

 

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
        В СТАТИСТИКЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ

 

Выявление современных тенденций пассажирских перевозок. Объектом наблюдения являются пассажиры, перевозимые по платному или бесплатному билету от станции отправления до станции назначения.

Единицей объекта наблюдения является одна пассажиропоездка, т. е. поездка одного пассажира от станции направления до станции назначения по разовому пассажирскому билету.

По каждому обратному билету учитываются две пассажиропоездки. По групповым билетам учитывается число пассажиропоездок, заявленных в поездном документе пассажиров.

По пригородным абонементным билетам число пассажирских поездок считается условно, по месячным пассажирским билетам число пассажиропоездок считается равным 50. Местом статистического наблюдения является станция продажи пассажирских билетов. Пассажир считается отправленным в том месяце, в котором он приобрел билет.

Время статистического наблюдения – дата продажи пассажирского билета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 662.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...