Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. СТАТИСТИКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК




 

& Рекомендуемая литература: [7], [8], [9], [12]

 

План лекции:

2.1. Предмет и задачи статистики ж.-д.транспорта.

2.2. Задачи статистики перевозок грузов.

2.3. Организация статистического наблюдения по грузовым перевозкам.

2.4. Первичные документы.

2.5. Группировки в статистике перевозок грузов.

2.6. количественные показатели статистики грузовых перевозок.

2.7. Качественные показатели статистики грузовых перевозок.

 

2.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
  Железнодорожного ТРАНСПОРТА

 

Предметом железнодорожной статистики является качественная и количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту.

Статистика разрабатывает систему показателей, отражающих условия и результаты деятельности железной дороги, и разрабатывает методы обобщения и анализа работы.

Специфика объекта изучения железнодорожной статистики заключает­ся в следующем:

1. Продукция не имеет вещественного выражения.

2. Железная дорога непрерывно и территориально связана и поэтому
во многом централизованно-управляемая система.

3. Значительная часть основных средств транспорта постоянно меняет
свое местоположение (подвижной состав).

4. Ведение особого отчетного момента, не совпадающего с календарным, для наиболее массовых явлений на транспорте.

5. Система специфических, несоизмеримых показателей работы структурных подразделений.

6. Специфические методы выявления степени участия и влияния отдельных подразделений железнодорожного транспорта на конечные результаты работы транспорта в целом.

Все это характеризует и особенности статистического учета.

Основные задачи железнодорожной статистики:

1. Железнодорожная статистика – исходная база для планирования
железнодорожных работ и их технического оснащения.

2. Использование показателей железнодорожной статистики для региональных и территориальных связей и для развития экономики.

3. Выявление внутренних резервов повышения эффективности транспортного производства на основе анализа показателей и снижение затрат на перевозку грузов.

 

В железнодорожной статистике рассматриваются
следующие раз­делы:

1. Статистика перевозок.  

2. Эксплуатационная статистика.

3. Статистика основных фондов и технической оснащенности.

4. Статистика труда.

Вся статистическая информация на железнодорожном транспорте основана на сплошном текущем учете. Собранная таким образом информация, поступает в распоряжение руководящих органов на транспорте в виде отчетности.

Вся статистическая отчетность представлена двумя потоками:

1) оперативно-статистическим;

2) статистическим (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1

Критерии сравнения Оперативно-статистическая отчетность Статистическая отчетность
1. Назначение информации 1. Контроль выполнения планов, принятие оператив-ных решений и мер 1. Характеристика и анализ деятельности работы
2. Набор показателей 2. Ограниченный 2. Обширный
3. Минимальный отчетный период 3. Сутки 3. Месяц
4. Сроки разработки отчетности 4. Часы 4. Дни, месяцы
5. Способ передачи информации 5. Наиболее быстрая (телефон) 5. Почта
6. Техника сводки 6. Ручная 6. Механизированная

 






ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

 

Статистика перевозок изучает основную функцию железнодорожного транспорта: перевозки грузов, пассажиров, багажа.

Статистическое изучение перевозок грузов на железнодорожном транспорте позволяет понять важность одного из основных разделов железнодорожной статистики. Ее данные характеризуют степень выполнения основных показателей перевозочной работы и состава перевозок по роду перевозимых грузов и вместе с тем позволяют получить характеристику и направление грузовых перевозок с указанием: откуда, куда и в каких количествах перевозились те или иные грузы; насколько были загружены перевозками отдельные железнодорожные линии и направления. Кроме того, отражаются показатели, характеризующие грузовые перевозки с качественной стороны, такие, как средняя дальность перевозок, средняя скорость доставки грузов и др.

Задачи статистики перевозок грузов следующие:

1. Характеристика объемов перевозок грузов, выполнение заказов на
определенные виды грузов.

2.  Информация о динамике движения грузов, информация в целях совершенствования и изучения тарифов.

3.  Определение и анализ качественных показателей грузовой работы и перевозок, выявление нерациональных перевозок.

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
   ЗА  ПЕРЕВОЗКАМИ

 

Статистическое изучение перевозок грузов на железнодорожном транспорте основывается на сплошном текущем наблюдении, что позво­ляет получить необходимые показатели для характеристики перевозочной работы в масштабе станции, дорог и в целом по сети железных дорог за су­тки, декаду, месяц и более длительные отчетные периоды.

Объектом статистики перевозок грузов является перевозка грузов от станции отправления до станции назначения, на основе документа, имеющего юридическую силу (накладная).

Единицей наблюдения служит грузоотправка, представляющая собой партию груза, принятого к перевозке по одному перевозочному документу от грузоотправителя до грузополучателя.

Особенностью грузоотправки является ее юридическая неделимость (один перевозочный документ от конкретного отправителя - конкретному получателю).

Физически грузовая отправка может быть представлена одним или несколькими местами груза, одним или несколькими вагонами. В статистике перевозок грузов в качестве единиц измерения применяют следующие показатели:

1 тонна, 1 физический вагон, 1 сутки, 1 отправка, 1 км.

Местом статистического наблюдения являются: станция отправления, стыковые станции, станция, назначения. Отчетным периодом являются сутки.

 



ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Предъявление грузов к перевозке по железной дороге оформляется накладной, которая заполняется отправителем при предъявлении груза к транспортировке.

Накладная - это юридический документ, являющийся договором между грузоотправителем и дорогой. По завершении перевозки накладная вместе с грузом выдаются получателю. Накладная содержит следующие основные сведения: наименование груза, вес груза брутто, число мест, сведения об отправителе и получателе, станция назначения, провозная плата и др. На основе накладной на станции отправления составляются документы, являющиеся первоисточниками статистики перевозки грузов. Основные из этих документов следующие:

– дорожная ведомость;

– корешок дорожной ведомости;

– грузобагажная квитанция;

– передаточная ведомость.

По прибытии груза на станцию назначения дорожная ведомость направляется в вычислительный Центр дороги, где после обработки является исходной базой для получения статистических данных.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 480.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...