Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия положительного всеединства Владимира Соловьёва.




 

«И я хочу, средь царства заблуждений,

Войти с лучом в горнило вещих снов,

Чтоб отблеском бессмертных озарений

Вновь увенчать умолкнувших певцов.»[44]

Вл. Соловьёв

 

   Философия Владимира Соловьёва (1853-1900) знаменует собой начало начала нового этапа в развитии русской философии – этапа зрелости и расцвета. С его деятельностью связано и окончательное становление такого направления мысли как русская религиозная философия.

  Жизненный путь философа.

Владимир Соловьев родился в семье знаменитого историка С.М. Соловьева. Его предки по отцовской линии были из крестьянского сословия. Тем не менее, Сергей Михайлович, в свою очередь сын протоиерея, не только стал профессором Московского университета, но в 1871—1877 годах был ректором этого государственного учебного заведения.

Мать Владимира Соловьева была польско-украинских кровей и происходила из Малороссии (Украина). Из этой же семьи в свое время вышел оригинальный и самобытный философ 18 века Григорий Саввич Сковорода.

 Последний факт небезынтересен, потому что волею судеб «философская жилка» перешла от прадеда именно к Владимиру Сергеевичу Соловьеву. «…Из генетики и из жизненных наблюдений мы знаем, что физические и психические особенности человека часто бывают весьма устойчивыми и нередко передаются через несколько поколений». [45]

Несмотря на то, что Григорий Сковорода был мыслителем 18 века, а Владимир Соловьев – 19-го, многие черты, свойственные философии украинского мыслителя, оказались характерными для философского учения Соловьева: христианский характер его философии, склонность к пантеистическим воззрениям, большой интерес к античной и западноевропейской философии и т.п. Кроме того, обоим мыслителям были свойственны цельность натуры, самостоятельность и независимость в мышлении. Характер обоих мыслителей не позволил им построить карьеру на официальном поприще, и потому, в конце концов, каждый из них посвятил свою жизнь индивидуальным духовным исканиям, творчеству и довольно «неопределенному образу жизни». Оба мыслителя не имели собственной семьи и дома, а потому скитались, «приживались» у друзей. Несмотря на то, что философские интересы Сковороды и Соловьева были связаны с христианством, оба столкнулись с явным неприятием их учений со стороны православной церкви.

Соловьев в период юности пережил увлечение вульгарным материализмом и потому в 1869 годупоступил на физико-математический факультет Московского университета. Провалившись на экзамене на втором курсе, он перешёл на историко-филологический факультет. По завершении курса обучения в университете в 1873 году, он на год становится вольным слушателем Духовной академии. Впрочем, по воспоминаниям сокурсников, Владимир во время обучения в университете почти не посещал лекций, был малообщителен и ни с кем не заводил дружбы. Обладая свободолюбивым нравом и независимым характером он углубился в изучение трудов западноевропейских философов. Его особенно увлекла философия Фейербаха, Канта, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра.

Результатом этой напряжённой работы была защита им в ноябре 1874 года магистерской диссертации на тему «Кризис западной философии (против позитивистов)». Чтобы не попасть в неловкую ситуацию в связи с тем, что в это время ректором Московского университета был его отец Соловьев С.М., свою магистерскую диссертацию он защищал не в Москве, а в Петербурге.

Молодой магистрант в возрасте 21 года был принят в университет на должность доцента. Как было принято в то время, он был отправлен в научную командировку в Лондон для изучения «индийской, гностической и средневековой философии». Потом он посещает Египет, а вернувшись в Москву в июне 1876, возобновляет чтение лекций сначала в Московском, а позже в Петербургском университете. В 1880 защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Его курс лекций по философии получил большую популярность, но после защиты он продолжает работать в должности доцента, но не профессора. Но и приват-доцентом Петербургского университета он пробыл только четыре года.

Владимир Соловьев во время одной из своих публичных лекций 13 марта 1881 года высказался против любых форм революционного насилия. Но после известного исторического события в России, когда народовольцами было совершено убийство императора Александра II, на публичной лекции 28 марта, философ призвал помиловать убийц Александра II, исходя из принципа христианского всепрощения. Реакция последовала незамедлительно: Владимир Соловьев был временно отстранен от преподавания, а через некоторое время он сам подает прошение об отставке. Больше к преподавательской деятельности В.С. Соловьёв никогда не вернется.

В этот новый период жизни он вступит как свободный литератор и публицист, а его духовные силы и творческие интересы были брошены на реализацию его собственных идей. В 80-ые годы он пишет статьи чисто церковного характера. Им был задуман трехтомный труд в защиту католицизма. Центральной для этого периода становится идея объединения церквей – православной и католической. При этом Владимир Соловьёв предпринимает конкретные шаги для сближения с видными католическими деятелями и даже в их рядах находит себе единомышленника в лице епископа Штроссмайера в Загребе. В результате у мыслителя появляется много неприятностей и врагов, и не в последнюю очередь, среди славянофилов. Кроме того ему было запрещено печатать в России труды на церковно-богословские темы.

Он находит выход в публикации своих работ на французском языке в Париже, куда выезжает в апреле 1888 года. В 1889 году вышла его книга «Россия и вселенская церковь». Из России ему пишут угрозы и он опасается при возвращении на родину попасть на Соловки. Но и во Франции у него появляются неприятели и откровенные враги в среде католиков-иезуитов. Кое-кто из них его даже считал еретиком и угрожал анафемой.

Возвращение в Россию не сулило ничего хорошего. Из-за цензуры из задуманного им трехтомника вышла в свет только книга «История и будущность теократии». Читать лекции по церковным вопросам ему тоже было запрещено. Это был мрачный период его жизни.

Разочарованный мыслитель отходит от церковного вопроса и в 90-ые годы вновь возвращается к литературно-критической и эстетической работе, а также пишет работы по теоретической философии. К концу 90-ых годов здоровье его заметно ухудшилось, и это начинает сказываться на общем настрое его трудов. Его посещают предчувствия надвигающейся катастрофы. В его работах появляются предсказания гибели европейской цивилизации.

В конце 90-ых годов состояние здоровья Соловьёва стремительно ухудшилось, он ощущал «неимоверную физическую слабость и, как одинокий бездомный человек, остро нуждался в дружеской поддержке. 31 июля 1900 года в имении своих друзей князей Трубецких (Москва, Узкое), Владимир Соловьев умер «вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма».[46] Похоронен философ был на Новодевичьем кладбище рядом с могилой его отца С. М. Соловьева.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...