Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периоды творчества Владимира Соловьева и основные труды.




 

Таким образом, в деятельности Соловьева можно выделить три основных периода:

1. Теоретико-систематический.

2. Публицистический.

3. Философско-эсхатологический.

Первый период (2-я половина 70-х - начало 80-х гг.) связан со становлением и формированием теоретических положений его философии. Основными трудами этого периода являются «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874 г.), «Критика отвлеченных начал» (1880 г.),

«Чтения о Богочеловечестве» (1877-81 гг.), «Религиозные основы жизни” (1882-84 гг.)

В этот период творчества на него оказали особое влияние идеи славянофилов, но не они определяли содержание его трудов – Соловьев был свободно мыслящим философом. Его творческий путь имел свою собственную направленность и потому его обычно причисляли к «другому лагерю».

На становление его философии оказали серьезное влияние Платон, Спиноза, Кант, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр, а также христианская философия Якова Бёме и Ф.Баадера.

Во второй период (80-ые гг.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни («Духовные основы жизни» (1882–1884), «История и будущность теократии» (1885-1887), «Россия и Вселенская церковь» (1889).

Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы этого периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895), «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», которые включают в себя "Краткую повесть об антихристе" (1900).

   

Философия Владимира Соловьева.

 

      Первые работы Владимира Соловьева «Кризис Западной философии (против позитивистов)» и «Критика отвлеченных начал» имели явно критическую направленность. Прежде всего, философ направил удар своей критики на философию Гегеля. Он отмечал абстрактно-умозрительный характер гегелевской и всей западной философии в целом. Подобный образом философ как бы расчищал пространство для своей собственной философии и нащупывал основу и положение своего будущего учения.

Во введении к первой из вышеназванных работ он, прежде всего, отмечает: «философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего».[47] Молодой мыслитель скрупулезно уточняет смысл категорий и старается выстраивать из них целостное систематическое учение, базирующееся, прежде всего, на принципе единства противоположностей.

Таким образом, заметно и обратное влияние гегелевской диалектики на философию Соловьева. Русский мыслитель по аналогии с Гегелем в своих ранних теоретических работах увлекался логическими построениями и «неизменно стремился к последовательности, ясности изложения и доходящей до схематизма систематичности».[48]

Соловьев старается мыслить диалектически и явно ориентируется на исторический подход – эти черты, а также критическое отношение к отвлеченно-умозрительному характеру гегелевской философии сближает Соловьева также с идеями марксизма. Это идея историко-практического преобразования общества на основе гуманизма и справедливости. Марксизм именно практику делает инструментом общественного преобразования, а базовой сферой общества полагает экономику.

Уже диссертационные работы молодого мыслителя свидетельствуют не только о его прекрасной осведомлённости в знании западноевропейской философии, но и освоении им основных положений совершенно разных и часто противоречащих друг другу теорий. Соловьёв обращается в этих работах и к античной традиции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор, Платон, Аристотель и др.), к философии средневековья и Ренессанса (Эригена и Фома Аквинский, Бруно и Телезий), к эмпирической и рационалистической традициям Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Бэкон, Локк, Юм и др.) Русский молодой философ оценивает достижения и выступает с критикой определённых положений признанных классиков немецкой философии – Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Он отмечает достоинства и ограниченность материалистической традиции от философов эпохи Просвещения до Фейербаха и марксизма. Знаменательным является и то, что в первой своей диссертационной работе «Кризис Западной философии» он обращается к учениям позитивизма (Конта, Милля, Спенсера). Владимира Соловьёва можно считать одним из первых критиков этого молодого и громко заявившего о себе направления в философии 19 века. Он находит поддержку своей позиции и философском иррационализме А. Шопенгауэра.

В результате такой обширной проделанной работы Владимир Сергеевич отмечает историческую ограниченность и ложность «в отвлеченности своей» каждого отдельно рассматриваемого учения.

 Противоречащие друг другу направления на деле лишь стараются дополнить противоположную позицию. Материализм и идеализм одинаково несостоятельны с исторической точки зрения. Субъективистские учения и общественные теории сами по себе не приведут к достоверному познанию. «Позитивная наука» и умозрительная философия также далеки от Истины. Ибо истина отражает жизнь, которая в своём единстве содержит многообразие.

«Итак, экономический социализм в области общественной, позитивизм в области знания и утилитарный реализм в сфере творчества — вот последнее слово западной цивилизации. Есть ли это вместе с тем последнее слово всего человеческого развития?» [49] Соловьёв, вскрывая явные противоречия в состоянии западной философии, провозглашает приближение эпохи «великого синтеза», которая призвана превзойти все ограниченности «отвлечённых начал».

«Под отвлеченными началами я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и, вступая в противоречие и борьбу друг с другом, подвергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится».[50]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...