Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жизнь и учение Григория Сковороды




Русская философия, истоки которой мы можем увидеть в Древней и Средневековой Руси, проявила себя как самостоятельный феномен духовной жизни России, пожалуй, только в 18 веке.

Россия постепенно становилась обширным многонациональным феодально-абсолютистским государством. Бурные перемены в социальной и культурной жизни страны в конце 17-го – первой четверти 18-го столетия были связаны с деятельностью Петра Великого. Последующие десятилетия, во время которых произошло несколько следующих друг за другом дворцовых переворотов, в целом способствовали реализации петровских реформ в сфере образования и культуры. Особенно яркими и плодотворными были периоды правления дочери Петра I-Елизаветы Петровны (1741-1761) и Екатерины II (1762-1796).В результате внешней политики, проводимой Россией в 17-18 веках Малороссия или Левобережная Украина, включая Киев, в 18-м веке входила в состав Российской империи.

Своеобразная ситуация в Российской Империи первой половины 18 века сложилась в сфере образования. Оно носила чисто сословный характер и, прежде всего, была рассчитано на выходцев из дворянской среды. Тем не менее, появляются определенные возможности и для получения образования для представителей других сословий. Прежде всего, это касалось, обучения в богословских учебных заведениях. Важное значение в истории русского просвещения XVIII века имела Киево-Могилянская академия - первое высшее всесословное учебное заведение на Украине. Возможность для получения светского внесословного образования давала созданная ПетромI Славяно-греко-латинская академия. Однако обучение в эти учебных заведениях проходило на латыни, что было серьезным препятствием для поступления сюда выходцев из низших сословий.

Своеобразным феноменом в жизни России этого периода явилось появление в числе значительных деятелей науки и культуры этого периода таких имен, как М.В.Ломоносов, В.К. Тредиаковский, С.П. Крашенников, Н.И. Попов, Д.И. Виноградов, С. К. Котельников, Г.С., Сковорода и др., происходивших из среды купечества, духовенства, крестьянства или солдатского сословия.

Жизненный путь Григория Сковороды.

«Мир ловил меня, и не поймал.»

Автоэпитафия Гр. Сковороды

 

Григорий Сковорода (1722-1794)был выходцем из малоземельных казаков родом с Полтавщины (Украина, с. Чернухи в Полтавской губернии). Своё начальное образование он получил у сельских странствующих дьячков. Он сразу обратил своё внимание на упрямый свободолюбивый нрав и большую охоту к обучению. Также обнаружилось, что у юного Грицко прекрасные голос и музыкальный слух. Он был поставлен первым певцом в церковном хоре, а дьяк-скрипач давал читать книги (большая ценность и редкость в те времена), учил Грицко нотной грамоте, готовил к дальнейшему образованию. В 1733 году Г.Сковорода поступил в Киевскую духовную академию - одно из трех ведущих учебных заведений в Украине. Полный курс обучения должен был занять 12 лет обучения. В академии Сковорода стал одним из лучших и учеников и «скоро превзошел сверстников своих успехами и похвалами».

Но в 1741 году, когда на русский престол вступила императрица Елизавета Петровна – «любительница музыки и Малороссии», его певческий и музыкальный талант были оценены по достоинству и Григорий был зачислен в Императорскую певчую капеллу. Так он оказался в Петербурге, столице Российской империи. Певчие при дворе, в том числе и выходцы из Украины, получали безбедное жильё, роскошную жизнь, полную увеселений и праздности, строили карьеру, обретали «сановитый вид».Среди них были дети и значительных малороссийских панов - Разумовские, Стоцкие, Головачевские. Только Григория Сковороду такая жизнь не привлекла и через три года он возвращается в Киев.

В 1744 году он снова продолжает своё обучение в Киевской духовной академии: изучает еврейский, греческий и латинский языки, философию, математику, естественной историю и богословие. Через шесть лет,по окончании полного курса обучения, ему было предложено принять постриг (стать монахом), что открыло бы для него путь к высшим академическим и церковным должностям. Но к этому Сковорода совсем не был расположен, а потому, чтобы избежать подобной участи пошёл на хитрость – «притворился сумасбродным, переменил голос, стал заикаться».

Видимо, Сковорода ещё не чувствовал в себе завершённости образования. Познавательный интерес толкал его к поискам и расширению кругозора. Вскоре ему представилась возможность увидеть мир и побывать за границей Российской империи. Друзья познакомили Григория с находившимся проездом в Киеве генералом российской службы Ф. Вишневским. В составе российской посольской миссии, «занимая необременительную и сносно оплачивающуюся должность», Г. Сковорода отправился в Венгрию. Благодаря знанию языков и предоставленную ему относительную свободу он использует такую возможность для ознакомления с жизнью в Центральной Европе. Согласно его библиографам, Григорий побывал в Австрии, Чехии и Польше, очевидно, также в Германии и Северной Италии. Пишут, что он, по возможности, посещал университетские лекции и, согласно Гее де Кальве, мог даже слушать И. Канта. Так или иначе, но за время путешествия, которое продлилось около двух с половиной лет, Сковорода хорошо ознакомился с основными духовно-философскими течениями Европы середины XVIII века.

В1753 г. он возвращается на родину и занимает место учителя поэтики в Переяславской семинарии. С этого времени начинается период жизни Сковороды, когда он занимается преподаванием: сначала в официальных учебных заведениях(например, в Харьковском Коллегиуме), потом становится домашним учителем. Но вольный нрав, неортодоксальные взгляды, своеобразный подход к образованию, смелость высказываний, а порой, и резкость выражений приводили его к увольнению и смене места жительства.

С 1769 года он ведёт скитальческую жизнь «странничка». В своём ветхом одеянии он бредёт от селения к селению с посохом в руках, с котомкой за спиной, в которой лежит Библия и ведёт дружеские беседы на нравственно-просветительские темы с представителями разных сословий и званий. Останавливается на временное жительство у своих друзей на хуторах, в имениях или монастырях, живёт «милостыней и гостеприимством».(13;137) Фактически вся Слободская Левобережная Украина от Днепра до Дона его знала как духовного подвижника и проповедника, как своеобразного отшельника в миру, который прославился своим благочестием, нестяжанием и пламенной преданностью служения Богу и людям. Он поистине стал народным любимцем. Его песни пел простой народ, басни пересказывались, а религиозно-философские трактаты неоднократно переписывались и передавались из рук в руки.

Его друг и ученик Михаил Ковалинский составил первую биографию философа: «Жизнь Григория Сковороды» (1794), которая по мнению многих исследователей до сих пор признаётся лучшим источником о Г. Сковороде.

 

Сочинения Г. Сковороды.

 

Григорий Сковорода был украинским философом, поэтом-баснописцем, музыкантом, педагогом. В творческой деятельности Григория Сковороды выделяют два периода: литературный (50—60-е го­ды) и собственно философский (70—80-е годы).

Его мировоззрение тесно связано с мудростью, с нравственно-практическим опытом народа и «здравым смыслом». Мыслитель почти в каждом из своих произведений ссылается на мудрость украинских, русских, латинских пословиц.

Его художественное наследие объединяет около пятидесяти песен и стихотворений. Тридцать из них Сковорода включил в сборник под названием «Сад божественных песен, проросших из зёрен Священного Писания». В них часто содержится призыв к духовным ценностям и радостям, трудолюбию, к сердечному «веселию» и активной жизни души, а не тела. В ряде его песенных произведений слышен сатирический пафос, направленный осуждение богатства и наживы, несправедливости и зла в современном ему обществе. Уже в поэтическом творчестве обнаруживается тяга Сковороды к философской проблематике: ряд его песен сопровож­дается философскими комментариями.

Как писатель-прозаик Сковорода создал цикл басен, объединенных под общим названием «Басни Харьков­ские»(1774 г.), состоящий из тридцати произведений, в которых восхваляются дружба, любовь, разум и другие положительные человеческие черты. Вместе с тем многие басни имеют обличительный характер не только по отношению к человеческим порокам, но и устоям несправедливых отношений в обществе. Имея большое самостоятельное художественное значение, басни Сковороды вместе с тем предваряют и способствуют формированию философского творчества мыслителя.

Философское наследие Григория Сковороды насчитывает четырнадцать диалогов, пять трактатов, и переводы произведений Цицерона, Плутарха и др. Можно выделить основные темы его размышлений, превалирующие в том или ином его философском труде:

1. Учение о двух натурах и трёх мирах:

- трактат "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766), явилась конспектом курса, прочитанного философом в харьковском коллегиуме;

2. Самопознание:

             - «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя»;

- «Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя»;

3. Библия как символический мир:

   - «Израильский змий» (1775–1776);

 - «Книжечка, называемая silenusalcibiadis или Икона алкивиадская»;

 - «Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова»(1780–1788);         

4. Проблема человеческого счастья и сродности:

      - «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни»;

      - «Разговор, называемый алфавит, или букварь мира»;  

5. Философские притчи:

      -«Благодарный Еродий»;  

      - «Убогий жаворонок»;

6. Аллегорические диалоги:

      - «Пря беса со Варсавою»;           

      - «Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим» (1785);

7. Учение об истинном человеке:

      - «Диалог. Имя ему: Потоп Змиин» (1791) - последнее большое философское произведение, сочетающее в себе формы трактата, диалога, притчи и стиха.

Выделенные темы, по сути, являются «сквозными», то есть развиваются, практически в каждом произведении украинского мыслителя.

В философии Сковороды прежде всего заметно влияние христианской традиции и большой интерес к исследованию Библии, а также античной философской традиции, которые он не противопоставляет, а сближает в ряде работ. В своих трудах он часто прибегает к цитированию библейских текстов, но также ссылается на высказывания и учения таких античных авторов как Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Эпикур, Сенека, Цицерон, Плутарх и некоторых других. Украинский философ показал своё знание и трудов отцов Церкви, а именно Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова.[21] Определённые идеи философа перекликались с идеями о мире и человеке Августина Блаженного.

Согласно И.В. Иванъо, «исключительные познания Сковороды в области ан­тичной философии и критическое использование ее поло­жений при создании собственного учения свидетельству­ют, что это учение возникло не в стороне от развития мировой истории философии. …

У нас нет прямых доказательств знакомства Сковороды с произведениями Джордано Бруно, Николая Кузанского, но связь учения мыслителя с основными иде­ями этих философов достаточно очевидна. Сказанное в определенной мере касается и связи взглядов Сковоро­ды с пантеизмом Спинозы, идеями Хр. Вольфа и неко­торых других философов, изучение которых входило в философский курс академии». [22]

Григорий Сковорода владел несколькими языками, в первую очередь латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. В работах Сковороды обращают на себя внимание множество вставок, касающихся смысла определённого термина и его значения в других языках. Кроме вышеназванных имеются его цитаты на польском, немецком, французском и турецком языках.

Ни одно из сочинений украинского мыслителя не было опубликовано при его жизни. На предложения публикации его трудов он всегда отвечал отказом. Видимо потому, что все его работы имели конкретного адресата, а потому не предназначались для широкого круга читателей.

Русский Сократ.

«Отче наш, иже еси на небесех. Скоро линиспошлёшь нам Сократа, который бы научил нас наипервее познанию себя, а когда мы себя познаем, тогда мы сами из себя вывьем науку, которая будет наша, своя, природная.

Да святится имя Твоё в мысли и помысле раба Твоего, который замыслил умом и пожелал волею стать Сократом на Руси.»

Молитва Г. Сковороды. [23]

Юрий Лощиц, автор книги «Григорий Сковорода» пишет следующее: «Говорили же о нем действительно самое разное, на­столько иногда разное, что не верится: неужели это все — об одном человеке?»

...я решаюсь назвать его русским Сократом; ...стоик-философ и Харьковский Диоген; ...меня поразило его духовное родство со Спинозой; ...тайным отцом славянофильства был Сковорода; ...один из первых в России крестьянских демократов; ...мнимо народный философ; ...первый философ на Руси в точном смысле слова; ...апостол рационализма; ...погрузился в мрачную бездну мистицизма; ...мистик рационалистический, если можно так выра­зиться;...он не верил в мистически потусторонний мир; ...истинный сын рационалистического века Просвеще­ния... [24]

В советском кинематографе в 1959 году на киностудии им. А.П. Довженко был снят фильм «Григорий Сковорода», в котором мыслитель был представлен борцом с несправедливостью, революционером, непримиримым обличителем феодально-средневековых пережитков в духе Вольтера, в образе внешне напоминающем французского философа 18-го века Жан Жака Руссо.

Русский философ и богослов Зеньковский В. В. считает, что Григорий Сковорода был «свободным церковным мыслителем, чувствовавшим себя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли».(1; 69)И хотя такая точка зрения имеет определённые основания, всё-таки личные отношения Сковороды с Церковью складывались непросто и, скорее, говорят о разрыве с нею.

По сути, деятельность Сковороды не просто была свидетельством внутрицерковной секуляризации, носила реформаторский характер и противостояла, прежде всего, религиозному догматизму служителей церкви. При этом духовность украинского философа, действительно, было связана со свободным неортодоксальным аллегорическим толкованием Священного писания. А его жизненный подвиг сближает его с образами православной святости.

И всё же нельзя не вспомнить, что именно античный философ – Сократ бы для него примером, нравственно-практическим ориентиром. Жизнь Григория Сковороды, действительно, очень напоминает жизнь античного мыслителя – самоотверженная, чуждая стяжательству. Украинский мыслитель не стремился ни к почестям, ни к славе, ни к карьере, ни к богатству, избегал ценностей светской жизни.

Каждый из них посвятил её бескорыстному служению людям, просвещению, пробуждению интереса к духовным ценностям. Их сближала преданность философии, интерес к человеку, принцип «познай самого себя», диалоговый метод общения с учениками, нестяжание; то, что не искали славы, богатства и привилегий, фактически занимались просветительской и педагогической деятельностью, и даже то, что им обоим заменили кафедру площади и рынки, а также круг друзей-учеников…

Жизнь, взгляды и поступки были глубоко согласованы, а слово не расходилось с делом. Оба философа сохранили истинную приверженность собственному учению до последнего вздоха. Оба мыслителя как жили, так умерли в согласии с собственным учением.

Сковорода – философ «от бога» - по «сродности» души, - именно в античном понимании слова «философии» как любви к мудрости. Он философ сократовского толка, несмотря на то, что этих двух мыслителей разделяли даже не столетия, а тысячелетия.. Как то так случилось, что в их учениях Греция и Россия связаны единым духовным корнем и подвижническим образом жизни.

«Познай самого себя!»

«Познай самого себя» - надпись на храме Аполлона в Дельфах, ставшая своеобразным девизом для античного философа. Если этот тезис Сократа выводит его на внутренний голос (Даймон), «отвращающий его от дурных поступков, то обращение Сковороды «во внутрь» открывает украинскому мыслителю основополагающую сокровенную природу бытия.

Сократ – рационалист. Он открывает в человеке вечные разумные истины: Благо, Истину, Добро, Красоту. А Сковорода? Ведь о том же, по сути, пишет и украинский философ, только использует для формулировки своих идей древнеславянские эпитеты, характерные для 18-го века.

Согласно Сковороде, человек, обращающийся к самопознанию, открывает в самом себе внутреннюю сокровенную натуру. Раскрываются «умные очи» и через них познающий способен видеть невидимую натуру в вещах внешнего мира.

Тот, кто не познал себя, не прозрел для вечной жизни, он своими «тленными очами», «глупомудрыми сердцами» и «тленными младенческими умами» может воспринимать только чувственный изменчивый мир – мир эмпирических данностей.[25] Он воспринимает их как единственную реальность.

Учение о двух натурах.

Согласно Григорию Сковороде природа всего существующего двойственна. Всё имеет две стороны (натуры) – видимую и невидимую.

Видимая природа олицетворяет собой внешнее, текучее, временное, изменчивое, чувственно воспринимаемое - «плоть» и «тлен». Невидимая природа суть истинная, неизменная, скрытая, имманентная сторона бытия.

Исследователи отмечают в этом учении Сковороды платонические тенденции. Он, как и Платон, рассматривает эмпирическую данность чувственно воспринимаемых вещей, временных и изменчивых, и мыслимую реальность вечных и неизменных сущностей. Григорий Саввич, как и Платон, говоря о видимой природе вещей, называет их «тенями». Более того он связывает существование «теней» с истинными нетленными прообразами.

Однако говорить о прямом заимствовании идей у античного мыслителя весьма сложно, так как украинский философ не считает невидимую природу первичной. Мир идей Платона плюралистичен. Кроме того, онтологическая самостоятельность этого мира связана с иерархической упорядоченностью вечных и неизменных сущностей. Нечто подобное мы видим и в христианстве: с одной стороны, творение вторично по отношению к творцу, с другой – нетварный мир представляет собой иерархию ангельских чинов.

Платон, развивая идеи своего учителя Сократа, утверждал о существовании двух относительно самостоятельных миров – мире идей и мире вещей. Причём мир вещей вторичен по своему происхождению, а вещи – лишь «бледные тени» вечных неизменных сущностей. Ничего подобного в учении украинского мыслителя мы не видим.

В то же время и в русской философской традиции предшественников у Сковороды не было. Где же истоки его мировоззренческих взглядов?

Будучи европейски образованным человеком, Сковорода приобщается к интеллектуальной жизни Европы и учениям Нового времен.

Интересна некая параллель с дуалистической метафизикой французского философа 17-го века Рене Декарта, который настаивал на существовании двух субстанций – материальной и духовной. Причём атрибутом материальной субстанции является протяжённость, а духовной – мышление. Григорий Сковорода говорит о «видимости» (то есть по сути протяжённости) вещей, и, одновременно, о мыслимой реальности невидимой природы.

Существенным отличием взглядов французского мыслителя является относительно независимое друг от друга существование этих субстанциональных начал. По учению же Григория Сковороды две природы существуют в неразрывном единстве, имеют общий корень. Например, в одном из своих диалогах он пишет, что тень от дерева не самостоятельна, она берёт своё начало от основания дерева.

Учение о двух природах Сковороды следует, скорее, логике Спинозы. Он признает единую реальность, но видит её двойственную природу. Эти две натуры взаимосвязаны, не обладают существованием друг без друга.. как своеобразный «двуликий Янус». Последнее нам позволяет говорить о своеобразном пантеистическом монизме украинского мыслителя и близости его воззрений к учению Бенедикта Спинозы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...