Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об Истинном (внутреннем) Человеке




«Стань … на ровном месте и вели поставить вокруг себя сотню зеркал венцом. В то время увидишь, что один твой телесный болван владеет сотнею видов, от единого его зависящих. А как только отнять зеркала, вдруг все копии скрываются во своей ис­конности, или оригинале, будто ветви в зерне своем. Однако же телесный наш болван и сам есть единая толь­ко тень истинного человека».

 Г. Сковорода [34]

 

Человек есть малый мир, мир, которому поступно познание других миров – больших и малых. Потому что они присуще ему внутренне. Потому что в человеке присутствует «искра божие» - «матерь наша» – Премудрость Божия. Это внутренняя изначальная природа человека.

Внешний человек – житель внешних миров, свидетель их материального проявления. Этот эмпирический человек живёт заботами внешнего мира, стремится его познать и использовать результаты этого познания для решения своих внешних проблем. Так внешний мир тлена затягивает человека в пучину мирских мыслей и желаний.

Он забывает о призыве древнего оракула: «познай самого себя!». Но что это значит – познать самого себя? Это значит – познать вою внутреннюю сокровенную природу, познать в себе Софию - Премудрость Божию. Только внутренняя невидимая природа, недоступная телесному оку, может даровать человеку бессмертие. Эта вечная невидимая натура в человеке есть истинный Человек.

Григорий Сковорода, верный своему дуализму миров не устаёт напоминать: «два сердца, два!», «два ока, два!». Одно сердце физическое, подлежащее тлену. Мысли. Возникающие в этом сердце есть сами «сено тлен». Око внешнего человека способно воспринять только тени материальной природы. А значит, порабощено ложным миром.

С загадкой человека у Сковороды связан образ древнего античного чудовища – сфинкса, который предстаёт перед путником с девичьем лицом и телом льва и задаёт ему задачу. Если человек не в силах дать верный ответ на поставленный вопрос, чудовище терзает его лютой смертью.

Загадка сфинкса скрывает в себе тайну двойственную природу человека и тайну его бессмертия. В большом мире человек путник, путник и скиталец, ищущий пристанища. Только нет его в тленном мире. Здесь каждый обречен на смерть. Этот мир, который страстно привлекает молодого человека, который пробуждает в нём желания и побуждает к активным действиям, тем самым, лишь только запутывает в свои сети, обрекая на страдания и смерть.

В этом же диалоге Сковороды «Имя ему – потоп змиин» появляется образ ещё одного чудовища – исполинского змея, ползущего по земле. Аллегорический образ змея в философии Сковороды неоднозначен. В данной своей ипостаси змей является олицетворением видимой материальной природы, увлекшей за собой Адама и Еву, а за ними и весь род людской. Внешний мир, полный искушений, лжи, тлена – это его порождение. И это есть он сам. Это он устроил мировой потоп, в котором тонут люди – в лжи и суевериях. Это он закрыл пути-дороги к познанию блаженной природы и истинного Человека. Ползущий змей есть злое начало мира. «.. мы ползаем по земле, как мла­денцы, а за нами ползет и змий».[35]

«Но не всегда он вредит». Сковорода обращает внимание на образ змея. Поднятого над землёй Моисеем. В этом случает он символизирует Воскрешение. Способен к преобразованию и обновлению. Змей «Лжив, но не истиненный. Юрод, но и премудр. Зол, но он же и благ. … Будет, в нём ста­нешь видеть одну злость и плоть, не перестанет тебя уяз­влять и питать…»[36] «Подними прежде не змеиное, но твое самое сердце, куда? К вечному, а змей во след твой самовольно вознесется в гору и повиснет на дереве, а тебе на шее. … Он только тогда вреден, когда но земле ползает.»[37]

Змей, свитый в кольцо… «Змей он и Бог есть.» Он символизирует собой уже ПРЕДЕЛ материального мира являет собой образ радуги, открывая тайну присутствия бога в мире.

Задача человека сквозь видимую «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть «натуру» невидимую – «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трех «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов. Чтобы победить смерть, нужно обратиться внутрь себя и познать – найти в себе истинного Человека. Так где же его искать?! Нет его нигде!

Диоген средь бела дня с фонарём в руках на людной площади искал его.. - Не нашёл. Многие его ищут. Но бессмысленно ищут. Не ведают, как искать.. «Многие ищут его в единоначальствах кесаря Августа, во временах Тибериевых, во владениях Пилатовых и прочее. Но все-то ищут. Где? Здесь!

В мире сем! Между мертвыми... Пожалуй, поищи поис­куснее. «Нет здесь!» Многие волочатся по Иерусалимам, по Йорданам, по Вифлеемам, по горам Кармильским, по Фаворам, по холмам Синайским и Афинским; нюхают между Евфратами и Тиграми реками. Тут-то он, конечно, думают: «Вот-вот! Здесь Христос! Здесь! Вот он!» Кричат и другим: «Здесь Христос!» «Знаю, — кричит ангел, — Иисуса распятого ищете». «Нет здесь! Нет!» Многие ищут его по высоким мирским частям, по великолепным домам, по церемониальным столам и проч. Многие ищут, зевая, по всему голубому звездоносному своду, по Солнцу, по Луне, по всем Коперниковым мирам... «Нет здесь!» Ищут в долгих молениях, в постах, в священных обрядах... Ищут в деньгах, в столетнем здоровье, в плотском воск­ресении, в плотском очеисцелении... «Нет здесь!» Что за беда? Да где ж он? Конечно ж, тут он, если красно говорить в проповедях, знать пророческие тайны, переставлять горы, воскрешать мёртвых, раздать имение, мучить своё тело стужей и.. Но молниевидный ангел одно им кричит: «Нет здесь!» Конечно ж, его нигде нет, когда и тут нет. Тьфу! Конечно, друг мой, нет его для тебя. Затем, что его не знаешь и не видишь его...»[38]

Если философское учение Григория Сковороды начинается с девиза «познай себя!», то его завершением является его учение об истинном человеке, как результата познания итога его собственной жизни.

«Зачем вы тут? Ищете человека?.. Нет здесь! Восстал!» … «Нет его царстве сих мертвецов! Он всегда жив. Там ищите его. В царстве живых. … Да где же там? – «По ту сторону (…) Иордана, на святом месте, уже не тленном. На горе нагорной, высокой. Обетованной.. Туда-то он воззрел, увидел человека. Познал и поклонился ему, владыке своему».[39]

Этика.

Этическое учение призвано быть практическим ориентиром и руководством к действию, переводящим размышления в практическое русло.

Основой и средоточием этического учения Гр. Сковороды является учение о счастье. Именно для него живет человек. Многие мысли Сковороды так или иначе перекликаются с идеями античного философа Эпикура и стоиков.

Счастье возможно при отсутствии страданий. Страдать может как человеческое тело, так и душа. По сути, чтобы избежать физических страданий, удовлетворить его естественные потребности человеку нужно совсем немного. Корень всех человеческих несчастий – желания его души. Стремясь достичь и получить всё желаемое человек тратит на это все свои душевные силы. И порой на это уходит вся жизнь.

Счастье человек переживает как наслаждение. Вопрос в том, что приносит ему истинное наслаждение и что является причиной страданий? Если человек устремляется за телесными наслаждениями, то его жизнь будет непрестанно связана со страданием. Ибо всего, что приносит нам наслаждение, приходится добиваться дорогой ценой. И такие наслаждения не приводят человека к счастью. Его радости от обладания источником наслаждения временны, и это обладание либо приводит к пресыщению, либо к потребности постоянного обладания им. Осознать это необходимо, чтобы избежать излишних страданий.

Счастье, согласно Сковороде, есть наслаждение. Но высшее проявление наслаждения в «веселии сердца». Именно этому посвящена жизнь и деятельность любого человека. Ради этого состояния человек готов идти на многое и многим пожертвовать. Но многие люди выбирают средства, которые являются, на их взгляд, более продуктивными для достижения счастья, но при этом не согласуются с их душевной природой. Это только отдаляет их от желаемого.

Счастье не вне человека. Оно внутри. Это самое «сродное», естественное состояние для любого человека. Оно не зависит ни от его окружения, ни от того, чем он обладает.

Счастье внутри человека. И оно оказывается достижимым для того, чья жизнь проходит в согласии с внутренней природой, кто занимается тем видом деятельности, которая является естественной, для него, вытекает из природы его души. На формирование подобных взглядов Сковороды могли повлиять идеи платоновского учения об идеальном государстве – о том, что в «идеале» каждый человек должен занимать своё место в обществе в согласии с типом и склонностями его души.

Сковорода «открывает» нехитрую стоическую истину, что счастлив не тот, кто всего добивается и много имеет, но тот, кто довольствуется малым. Если человек обращён не к внешнему видимому миру, а к невидимой природе, скрытой в нём самом, он тем самым устраняет все возможные внешние источники страдания. Его счастье является уже возможным. Если человек познал свою собственную духовную природу, он будет стремиться и во внешнем мире жить в согласии со своей внутренней природой. И, прежде всего, это будет выражаться в выборе рода деятельности для себя. Но этот выбор, обязательно, будет согласован с естественной склонностью души.

Человек, познавший самого себя, свою сокровенную внутреннюю природу делает делом своей жизни служение Христу - той Премудрости божией, которую открыл в себе. И не столь важно в каком виде деятельности в миру и проявится это служение. Свидетельством и критерием правильности подобного выбора является то, что этим хочется заниматься без принуждения, без насилия над собой, что это легко, приносит радость и «веселие сердцу». А это и есть СЧАСТЬЕ.

Сам Григорий Сковорода неоднократно указывал, что если его «жребий быть самым малым» в человеческом мире, то он нашёл в себе силы смириться с этим. Потому он отказался от всего, что может сулить внешний мир: от успеха, славы, карьеры, богатства и пр. Он занимался не тем, что от него требовало окружение и «сильные мира сего», но тем, чем жила его душа. Он дарил своё творчество тем, кому оно было необходимо. И он обрёл счастье и наслаждение в служении богу – богу в себе и богу в другом человеке. Он ничем не обладал, но обрёл главное – мир, любовь, счастье и истинных друзей. Потому он мог сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...