Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические судьбы философского учения Г.Сковороды.
Григория Саввича Сковороду с полным правим можно назвать первым русским философом. Его философия Григория есть целостное явление, имеющее свои истоки как в античном мире, так и в новоевропейских учениях Европы, а также правосдавной святоотеческой традиции. Учение мыслителя самобытно, сформировано на русской православной традиции, обладает определёнными чертами предфилософии. Интерес к античной традиции выражен в трудах Сковороды в отношении жизни и исканий Сократа, а также философии Платона, Эпикура и стоиков. Русская мысль первой половины 19-го века имела общественно-публицистический характер и носила во многом черты протеста против самодержавия и крепостничества. После отмены крепостного права в России философская мысль возвращается к онтологической, гносеологической, антропологической и нравственно-этической проблематике. Формируется религиозное направление в русской философии. Крупнейшим русским философом не только 19-го, но и 20-го века является Владимир Сергеевич Соловьёв. А.Ф. Лосев обратил внимание на то обстоятельство, что мать Вл. Соловьева, Поликсена Владимировна, происходила из украинско-польского рода и имела своим предком «замечательного мыслителя XVIII в.» Григория Саввича Сковороду.[40] С точки зрения автора данной статьи, от прадеда Владимиру Соловьёву «передались» не только философские идеи, но и некоторые черты характера и обстоятельства жизни. Так Лосев пишет о Вл. Соловьёве, что он был «бездомный» человек, без семьи и без определённых занятий. «Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и … живал большей частью в имениях своих друзей…».[41] Эти слова с полным правом можно было отнести к жизни и его предка и украинского мыслителя Григория Сковороды. Стержневыми чертами философии Соловьёва были идея всеединства, философский пантеизм, большой интерес к духовно-нравственной проблематике, неортодоксальные христианские взгляды, определённые мистические проживания ,а также преданное служение философии сердцем, мыслью и жизнью своею. Не случайно В.Ф. Эрн в работе «Борьба за Логос» называет Г.С. Сковороду «русским Сократом», а В.С. Соловьёва – «русским Платоном». [42] Представляет для исследования интерес работа Владимира Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории, с включением краткой повести об антихристе и с приложениями» именно в соотнесении с содержанием и жанровым своеобразием «Разглаголов» украинского философа XVIIIвека как диалога. Важные черты философского учения Григория Сковороды - напряжённые духовно-нравственные поиски, непрестанная внутренняя работа, будут характерны и для жизненного и творческого пути великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Обращённость «внутрь себя», склонность к самопознанию и «философия сердца»получит дальнейшее развитие в экзистенциалистских и персоналистических идеях Н.А. Бердяева, Л. Шестова, П.Д.Юркевича и многих других русских мыслителей XXстолетия. Осуществление идеалов «правильно понимаемого христианства» и формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению «царства Божия на земле», в начале 20 в. станут центральными идеями для традиции богоискательства - религиозно-философского течения, возникшего в среде русской либеральной интеллигенции. С этим же периодом «серебряного века русской культуры» связано увлечение символизмом - многогранного явления, которое нашло своё выражение в литературе, живописи, музыке, театре, философии. Метод символического (аллегорического)понимания текстов Библии Григория Сковороды даёт начало русской герменевтической традиции истолкования библейских текстов. Личность Сковороды и философские идеи получат отражение в русской художественной литературе, а именно в «галерее праведников»Н. С. Лескова, в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и некоторых других. Замечательный русский поэт Арсений Тарковский (1907-1989) посвятил философу свои стихотворения1976 года: «Где целовали степь курганы» и «Григорий Сковорода»: «Не искал жилища, ни пищи, В ссоре с кривдой и с миром не в мире, Самый косноязычный и нищий Изо всех государей Псалтыри. ……………………………………. Нои сквозь обольщения мира, Из-за литер его Алфавита, Брезжит небо синее сапфира, Крыльям разума настежь открыто.» [43]
Особый интерес к изучению философского и литературного наследия Григория Сковороды проявился на его родине – Украине, где его именем село Сковородиновка (ранее Пан-Ивановка) на Харьковщине, где 29 октября 1794 года, в имении М. Ковалинского окончил свою жизнь философ. Институт философии НАН Украины, как и Харьковский педагогический университет носят имя Г.С. Сковороды. Сложился термин «сковородоведение», проводятся Всеукраинские Сковородинские чтения. На Полтавщине в казацком городке Чернухи каждое первое воскресенье октября посвящается литературно-художественному празднику «Благословенніви, слідимандрівника Сковороди». Жизнь и творчество Григория Саввича Сковороды оставили значительный след в украинской и русской культуре.
Литература: 1. Зеньковский В.В. История русской философии, 2005. 2. И. В. Иванъо, В. II. Шинкарук. Философское наследие Григория Сковороды./в кн. Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. «Мысль» Москва — 1973. Т. 1. 3. Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды./вкн. Григорий Саввич Сковорода. Сочинения. Минск -1999. 4. А.Ф. Лосев. Творческий путь Владимира Соловьёва. /в кн. Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: 1990. 5. Юрий Лощиц. Григорий Сковорода./в кн.Юрий Лощиц. Избранное. В 3 тт. Т.1. 2008. 6. Григорий Саввич Сковорода. Сочинения. Минск -1999. 7. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., «Мысль». 1973. 8. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., «Мысль». 1973. 9. Сковорода // Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли: Интеллектуальный энцикл. справ.: Учеб. пособие: В 2 т. Т.2. — Симферополь-Запорожье: НАРУС-М, 2000. 10. И. А. Табачников Григорий Сковорода. — М.: Мысль, 1972. (сер. Мыслители прошлого). 11. Арсений Тарковский. Книга травы: стихотворения. СПб.-М., 2012. 12. В.Ф. Эрн. Борьба за Логос. /в кн. В.Ф. Эрн. Сочинения. М.: 1991. 13. В. Эрн. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М.: – 1912.
Моисеенко Г.В. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |