Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические судьбы философского учения Г.Сковороды.




Григория Саввича Сковороду с полным правим можно назвать первым русским философом. Его философия Григория есть целостное явление, имеющее свои истоки как в античном мире, так и в новоевропейских учениях Европы, а также правосдавной святоотеческой традиции. Учение мыслителя самобытно, сформировано на русской православной традиции, обладает определёнными чертами предфилософии.

Интерес к античной традиции выражен в трудах Сковороды в отношении жизни и исканий Сократа, а также философии Платона, Эпикура и стоиков.

Русская мысль первой половины 19-го века имела общественно-публицистический характер и носила во многом черты протеста против самодержавия и крепостничества. После отмены крепостного права в России философская мысль возвращается к онтологической, гносеологической, антропологической и нравственно-этической проблематике. Формируется религиозное направление в русской философии. Крупнейшим русским философом не только 19-го, но и 20-го века является Владимир Сергеевич Соловьёв.

А.Ф. Лосев обратил внимание на то обстоятельство, что мать Вл. Соловьева, Поликсена Владимировна, происходила из украинско-польского рода и имела своим предком «замечательного мыслителя XVIII в.» Григория Саввича Сковороду.[40] С точки зрения автора данной статьи, от прадеда Владимиру Соловьёву «передались» не только философские идеи, но и некоторые черты характера и обстоятельства жизни. Так Лосев пишет о Вл. Соловьёве, что он был «бездомный» человек, без семьи и без определённых занятий. «Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и … живал большей частью в имениях своих друзей…».[41] Эти слова с полным правом можно было отнести к жизни и его предка и украинского мыслителя Григория Сковороды.

Стержневыми чертами философии Соловьёва были идея всеединства, философский пантеизм, большой интерес к духовно-нравственной проблематике, неортодоксальные христианские взгляды, определённые мистические проживания ,а также преданное служение философии сердцем, мыслью и жизнью своею. Не случайно В.Ф. Эрн в работе «Борьба за Логос» называет Г.С. Сковороду «русским Сократом», а В.С. Соловьёва – «русским Платоном». [42]

Представляет для исследования интерес работа Владимира Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории, с включением краткой повести об антихристе и с приложениями» именно в соотнесении с содержанием и жанровым своеобразием «Разглаголов» украинского философа XVIIIвека как диалога.

Важные черты философского учения Григория Сковороды - напряжённые духовно-нравственные поиски, непрестанная внутренняя работа, будут характерны и для жизненного и творческого пути великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Обращённость «внутрь себя», склонность к самопознанию и «философия сердца»получит дальнейшее развитие в экзистенциалистских и персоналистических идеях Н.А. Бердяева, Л. Шестова, П.Д.Юркевича и многих других русских мыслителей XXстолетия.

Осуществление идеалов «правильно понимаемого христианства» и формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению «царства Божия на земле», в начале 20 в. станут центральными идеями для традиции богоискательства - религиозно-философского течения, возникшего в среде русской либеральной интеллигенции. С этим же периодом «серебряного века русской культуры» связано увлечение символизмом - многогранного явления, которое нашло своё выражение в литературе, живописи, музыке, театре, философии.

Метод символического (аллегорического)понимания текстов Библии Григория Сковороды даёт начало русской герменевтической традиции истолкования библейских текстов.

Личность Сковороды и философские идеи получат отражение в русской художественной литературе, а именно в «галерее праведников»Н. С. Лескова, в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и некоторых других. Замечательный русский поэт Арсений Тарковский (1907-1989) посвятил философу свои стихотворения1976 года: «Где целовали степь курганы» и «Григорий Сковорода»:

«Не искал жилища, ни пищи,

В ссоре с кривдой и с миром не

                                              в мире,

Самый косноязычный и нищий

Изо всех государей Псалтыри.

…………………………………….

Нои сквозь обольщения мира,

Из-за литер его Алфавита,

Брезжит небо синее сапфира,

Крыльям разума настежь открыто.» [43]

 

Особый интерес к изучению философского и литературного наследия Григория Сковороды проявился на его родине – Украине, где его именем село Сковородиновка (ранее Пан-Ивановка) на Харьковщине, где 29 октября 1794 года, в имении М. Ковалинского окончил свою жизнь философ.

Институт философии НАН Украины, как и Харьковский педагогический университет носят имя Г.С. Сковороды.

Сложился термин «сковородоведение», проводятся Всеукраинские Сковородинские чтения. На Полтавщине в казацком городке Чернухи каждое первое воскресенье октября посвящается литературно-художественному празднику «Благословенніви, слідимандрівника Сковороди».

Жизнь и творчество Григория Саввича Сковороды оставили значительный след в украинской и русской культуре.

 

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, 2005.

2. И. В. Иванъо, В. II. Шинкарук. Философское наследие Григория Сковороды./в кн. Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. «Мысль» Москва — 1973. Т. 1.

3. Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды./вкн. Григорий Саввич Сковорода. Сочинения. Минск -1999.

4. А.Ф. Лосев. Творческий путь Владимира Соловьёва. /в кн. Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: 1990.

5. Юрий Лощиц. Григорий Сковорода./в кн.Юрий Лощиц. Избранное. В 3 тт. Т.1. 2008.

6. Григорий Саввич Сковорода. Сочинения. Минск -1999.

7. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., «Мысль». 1973.

8. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., «Мысль». 1973.

9. Сковорода // Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли: Интеллектуальный энцикл. справ.: Учеб. пособие: В 2 т. Т.2. — Симферополь-Запорожье: НАРУС-М, 2000.

10. И. А. Табачников Григорий Сковорода. — М.: Мысль, 1972. (сер. Мыслители прошлого).

11. Арсений Тарковский. Книга травы: стихотворения. СПб.-М., 2012.

12. В.Ф. Эрн. Борьба за Логос. /в кн. В.Ф. Эрн. Сочинения. М.: 1991.

13. В. Эрн. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М.: – 1912.

 



Моисеенко Г.В.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...