Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективные педагогические технологии университетского образования




В современном российском образовании происходят модернизационные процессы. Это сложное и неоднозначное развитие. В обучение внедряются образовательные инновации. Некоторые из них станут предметом нашего внимания в данном параграфе.

Дистанционное обучение– это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционная технология обученияесть совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Его появление в российской высшей школе есть часть внедрения информационных технологий. По данным GartnerGroup, общемировой объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) обучения с применением информационных технологий растет на 13% в год, увеличиваясь, таким образом, с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г. Мировой корпоративный рынок только онлайнового обучения (e-learning) составил в 2001г. около 2,1 млрд. долл. Gartner также спрогнозировала ежегодную норму роста данного сегмента – 100% в течение более чем пяти лет, и в 2005 г. Он вышел на уровень 33,4 млрд. долл. Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. По данным аналитиков InternationalDataCorp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США вырос более чем на 50% и достиг 18 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию, европейский рынок бизнес-образования будет в течение пяти лет ежегодно расти на 14,9 % и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. По тем же оценкам, к 2006 г. 27% образовательной информации будет распространяться через системы онлайнового обучения. Аналитики IDC считают, что наиболее подготовленными странами к использованию систем онлайнового обучения в Европе являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Аналитики выделяют позитивную тенденцию развития дистанционного обучения в системе российского образования, которая, безусловно, будет продолжаться и предположительно, активизируется. Онлайновая форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием. Тем не менее, аналитики констатируют низкое качество обучения на сегодняшний момент, что закономерно в контексте существующих приоритетов (к последним относятся минимизация расходов, соответствие стандартам и минимизация количества модулей учебных программ) 74.

Таким образом, дистанционное обучение – это наиболее динамично развивающаяся образовательная технология. Связано это с тем, что дистанционное образование как нельзя лучше отвечает потребностям непрерывного образования взрослых людей.

С другой стороны, вероятнее всего, что данный вид образования в скором времени заменит заочную форму обучения. На наш взгляд, это скорее вопрос технического оснащения и компьютерной грамотности населения. Там, где появляется компьютер, будущий абитуриент выберет все-таки не классическую заочную форму, а ее дистанционный аналог. Тем не менее, система дистанционного образования не лишена проблем, которые пристально изучаются такими мировыми организациями как Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию объединенной Европы (OECD), Европейский Форум «Промышленность – Университет» (EU-IF), постоянная Комиссия Ректоров Европейских университетов (CRE) и Европейский Круглый Стол Промышленников (ERT). Лидеры этих организаций обеспокоены содержанием и качеством получаемого дистантно, то есть заочно, образования. Озабоченность вызывает проблема сохранения научности и фундаментальности образования при явном стремлении предложить обучающимся возможно более узко профессионально ориентированные программы. Беспокоит специалистов и возникшая в последнее десятилетие проблема «научной корректности». Встает вопрос о том, как переопределить роль науки, роль научного исследования в контексте дистантного образования. Действительно серьезные деятели образовательной сферы понимают, что без заметной научно-исследовательской составляющей образование полноценным быть не может.

В современном мире огромное количество людей, каждый двадцатый «молодой специалист получает высшее образование заочно, что, действительно, не может не настораживать и, прежде всего, потому, что наблюдаются отчетливые тенденции как роста числа студентов-заочников, так и расширения номенклатуры специальностей, по которым так ведется подготовка. Утверждается, что из 600 млн. студентов, одномоментно имеющихся в мире, 30 млн. обучаются дистантно, в режиме удаленного доступа к источнику знания» 75.

Чтобы решить проблему качества в Западной Европе университетская общественность и соответствующие властные структуры сделали ставку на адаптацию электронных средств массовой коммуникации к рассматриваемой проблеме. Было создано многомерное электронное, виртуальное образовательное пространство со своими базами данных, электронными журналами и библиотеками, со своими интерактивными системами руководства и контроля. Последнее особенно важно. Только решив проблему общения «дистантного», то есть удаленного студента непосредственно с преподавателем в течение необходимого времени, и, наладив соответствующий контроль, лучшие из современных зарубежных университетов заочного образования, так называемые «открытые» университеты подошли к качеству преподавания, характерному для «очных» вузов.

Если Вы изучаете курс дистанционно, то, для того, чтобы качество знаний было достойным, необходимо два условия. Первое – это Ваша установка на труд. «Западный» студент глубоко и искренне не понимает, как можно дать «списать» контрольную работу товарищу или самому воспользоваться чужим материалом, обучаясь по собственной инициативе, в своих интересах и за свои деньги. Такому студенту либо просто интересно учиться, либо он серьезно озабочен повышением своей меновой стоимости на рынке труда. В идеале обе эти мотивации совпадают, но в любом случае обучающийся должен быть заинтересован в приобретении знаний и в объективной оценке приобретенного, а не только в «корочках» красивого диплома.

Второе – это реальное существование информационной среды. В подобную среду полностью погружен западно-европейский и северо-американский обыватель, и она надежно функционирует уже не первое десятилетие. Многим у нас это может показаться парадоксальным, но начало такому погружению было положено не созданием информационных сетей. Виртуальный мир электронной записи, обработки, передачи, преобразования, оценки образования информации стал повседневной реальностью тогда и только тогда, когда в нем появилось и быстро стало в западном мире всеобщим новое средство платежа – пластиковые кредитные карточки. Они ввели информационные технологии в область прямых интересов каждого. Став частью повседневного быта, электронные информационные технологии создали среду, удобную для дистантного образования.

Наконец, колоссальный шаг вперед материальное, техническое обеспечение дистантного образования претерпело с появлением на мировой арене системы Интернет как глобальной, самоорганизующейся, независимой, всем доступной информационной сети. По существу Интернет является одной из возможных, на сегодня одной из самых удачных форм реализации на деле красивой идеи В.И. Вернадского, Е. Ле-Руа и Тейяра де Шардена о ноосфере76 как саморазвивающейся интеллектуальной, умственной, нравственной, умелостной «оболочке» Земного Шара 77.

У ЮИ ДВГУ есть свой сайт. Его электронный адрес: www.law.wl.dvgu.ru . В рамках данного сайта преподавательский коллектив вуза начинает формировать электронную среду.

По нашему мнению, все-таки лучшее образование – это образование очное, в ситуации непосредственного контакта преподавателя и студента. Тем не менее, Вы столкнетесь с дисциплинами, которые Вам придется осваивать дистанционно.

Как это будет? Вам предоставят информационный пакет материалов по курсу. Это может быть электронный учебник, хрестоматия, дополнительная литература. Вы изучаете этот комплекс, и в определенные сроки проходите тестирование. Оно может выглядеть как модульное тестирование (по отдельным темам), или как – итоговое, по всему курсу. Тестирование осуществляется в лаборатории дистанционного образования, при наличии документов, удостоверяющих личность, в присутствии проэктора – ассистента, который следит за объективностью тестирования. В процессе освоения материалов Вы можете консультироваться с преподавателем-тьютором – методистом, преподавателем или консультантом-наставником, входящим в профессорско-преподавательский состав системы дистанционного обучения. Его задача и заключается в оказании методической и организационной помощи обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения. В классической модели дистанционного обучения это происходит в режиме on-line, в ЮИ ДВГУ – очно, на соответствующей кафедре в часы консультаций.

Другим методом, который активизирует познавательную активность и способствует применению полученных навыков являетсяметод casestudy («разбор конкретных ситуаций»). Кейсы представляют собой документированные ситуации. В отличие от лекций, кейсы – сравнительно новый подход к обучению. Хотя, надо отметить, метод кейсов сходен с так называемым «методом Сократа», когда занятия проводятся в виде дискуссии.

Кейсы дают студентам основу, базис дискуссии, возможность «примерить» ту или иную ситуацию. Эта ситуация требует действия. А действуют все по-разному, исходя из своего видения ситуации и имеющегося опыта. Ценность методики в том, что вы можете применить полученные знания, проанализировать факты, сделать выводы, учась не на собственном опыте, а заочно.

Возник данный метод в Школе бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году. Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая». Этот метод изучения экономики был предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук. В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг. ХХ в., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее – на специальных курсах подготовки и переподготовки. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.

«Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Метод CASE STUDY способствует развитию Ваших различных практических навыков. Вы учитесь творчески решать проблему и уметь анализировать ситуации и принимать оптимальное решение. Метод CASE STUDY развивает:

  • аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества;
  • практические навыки: пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов;
  • творческие навыки: одной логикой CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;
  • коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
  • социальные навыки: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.;
  • самоанализ: несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

В процессе подготовки кейса студент формирует у себя и навыки работы со следующими информационными технологиями:

а) технология работы с текстовой информацией в WORD, вставка таблиц и рисунков, работа с шаблонами и мастерами в Word;

б) технология обработки табличной информации средствами электронных таблиц, графическое представление данных, сводные таблицы, подбор параметров в Excel;

в) технология работы с графической информацией, создание и редактирование рисунка, печать и запись на диск, освоение навыков работы с графическими редакторами Paint, Coreldraw, Photoshop и др.;

г) работа с мультимедиа в Windows;

д) создание мультимедийных презентаций средствами PowerPoint;

е) архивация данных 78.

За период обучения студент Гарварда читает и готовит 500-700 кейсов, однако важным представляется не количество кейсов, а качество их анализа. Существуют различные виды кейсов и каждый из них требует своего типа анализа 79.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...