Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Навыки, которые развиваются проектами
Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). К организации проекта предъявляются определенные требования.
Алгоритм работы над образовательным проектом может быть следующим: 1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач. 2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов. 3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи преподавателя. 4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей. 5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка их и т. д. 6. Обобщение результатов и выводы. 7. Анализ успехов и ошибок. Процесс перехода от первого к четвертому этапу сопровождается уменьшением доли преподавателя в совместной работе, а при переходе от четвертого к седьмому – возрастанием. Доля же студента в совместной работе низка на первом этапе, а на остальных держится устойчиво на высоком уровне. При переходе от седьмого вновь к первому этапу происходит этап коррекции или перехода к новому проекту. Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если ясно, что группа «движется» в ошибочном направлении. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблем. Роль преподавателя при работе над проектом сводится к следующему. Он: – помогает студентам в поиске нужных источников; – сам является источником информации; – координирует весь процесс; – поощряет исследователей; – поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы ребят над проектом 85. Работа с проектами занимает особое место в системе высшего образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими студентами, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные 86. В рамках юридических дисциплин это могут быть проекты: гендерный анализ российского законодательства (или его отрасли), сравнительный анализ законодательств или отраслей права разных стран, исследование факторов, влияющих на правосознание населения и т.п. Таким образом, метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperativelearning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их, главным образом, в сфере социальной: необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения 87. Наконец, рассмотрим метод имитационных (ролевых, деловых) игр. Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональнойдеятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Данные игры – это основной прием на интерактивных занятиях. Студентам-участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Имитационные игры способствуют:
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в XVII–XVIII вв. военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». Интересно, что в XIX веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров. Первая деловая игра в СССР («Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы») была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее автором Марией МироновнойБирнштейн «организационно-производственным испытанием». В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий. За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Они применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпорейшн» была разработана в 1955 г. и предназначалась для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота. И хотя она преследовала задачи обучения военных, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм 88. Имитационная игра по сравнению с формами традиционного обучения обладает следующими преимуществами: 1) в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций, и процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных отношений; 2) игра – специально организованная деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностноераспредмечивание какой-то сферы человеческой реальности 89. Образовательный ресурс имитационных игр моделирует более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Так:
Цели игр многослойны. Тренинг отдельного навыка – это основная цель использования имитационной игры. Навык преподавателем определяется совершенно точно. Эффективный тренинг в этом случае возможен при реализации серии игр (с изменяющимися фабулами и поведением персонажей, с постепенным усложнением задач). Каждый студент выступает и в роли активного участника, и в качестве наблюдателя и комментатора. Тренинг комплекса навыков требует продолжительных имитационных игр, например, в форме учебного судебного процесса. Тренинг наблюдения и комментирования – цель всех проводимых занятий. Участники игры проводят самооценку, наблюдают и комментируют действия своих коллег. При этом они используют самый эффективный метод самообучения – метод обучения других. Также вырабатываются навыки конструктивной критики и сотрудничества. Демонстрации навыка как цель ролевой игры предполагает участие в качестве юриста преподавателя или приглашенного практика-юриста. Действия демонстратора здесь открыты для критики со стороны студентов. Демонстрация типичных ошибок заключается в том, что преподаватель или подготовленный студент специально в ходе игры допускает типичные ошибки. Обычно показываются две-три ошибки в коротких демонстрациях. Студенты внимательно наблюдают, распознают и комментируют «непрофессиональные» действия демонстратора. За демонстрацией ошибки следует игра, в которой предъявляется позитивное поведение. В целях диагностики навыков как цели ролевой игры студенты в начале обучения принимают участие в простых имитационных играх, и при этом овладевают простейшими базовыми навыками. Далее структура и содержание игр усложнятся. В целом, преподаватель отталкивается от результатов игр и планирует дальнейшие занятия (лекции, семинары, коллоквиумы и практикумы) и задания для самостоятельной работы студентов. Наконец, предусмотрена имитационной игрой и оценка эффективности обучения. Например, имитационная игра может быть формой промежуточной аттестации студентов и группы, в целом, или даже выступать как зачет по дисциплине 90. В заключении, хотелось бы обратить Ваше внимание, уважаемый студент, на список из двадцати пяти утверждений, составленный на основании материалов исследований Кингстонского университета 91. Их выполнение обеспечивает эффективность Вашей учебы. Эти утверждения одинаково полезно принять к сведению как студентам, так и преподавателям. Принцип «Образование – для студента» предполагает, что: |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |