Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методики и формы организуемой самостоятельной работы студента. Лекция и семинарское занятие




Традиционная точка зрения на функцию вуза – это предоставление знаний своим слушателям. Для студента немаловажной проблемой является определение – что такое знание? Оно понимается в двух смыслах: с одной стороны, это совокупность сведений, познаний в какой-либо области; с другой – это постижение действительности сознанием 61. В основном, знание понимается именно в первом смысле, и большинство из вас ожидают, что университет предоставит некий комплекс профессиональных знаний, умений и навыков. Однако уже отмечалось выше, что современное знание в любой профессиональной области текуче, мобильно, постоянно трансформируется и видоизменяется. Знание не есть информация, потому что последняя поточна и хаотична. Знание – это организованная информация. Знание сегодня имеет «ячеистую» структуру, эти ячейки самодостаточны.

Задачи высшей школы – предоставить Вам некие модели знаний и научить различным способам работы с опытом, различным формам организации информации. Первая задача традиционно реализуется в академических формах обучения – на лекциях и семинарах, вторая выполняется черезиспользовании интерактивных форм обучения, организуемых преподавателем, проведением студентом научно-исследовательской работы

Задача образования при внедрении принципа непрерывного образования и самообразования – это организация коммуникации между студентами и культурными текстами, разработка норм организации и работы с информацией с целью решения учебных задач. При этом информация и знание постоянно меняются местами в зависимости от изменения характера учебных задач.

Однако система образования имеет дело с особой информацией, у которой есть свои, сугубо «образовательные» особенности:

а) далеко не всякая информация является знанием, в то время как любое знание пребывает в поле информации;

б) информация, не являющаяся знанием, может стать знанием на основе осуществления над ней определенных процедур (которым Вас и учат в вузе);

в) информация становится знанием и может передаваться от одного человека к другому благодаря тому, что фиксируется и существует в тех или иных культурных, знаково-символических формах, то есть тех или иных языках (профессиональных, образных и т.д.);

Как и любое знание, содержание образования не является ни исчерпывающим, ни универсальным, ни единственным из возможных. Таким образом, основная задача современного образования – не столько давать знания, сколько учить эти знания добывать, селектировать и распоряжаться ими. А это задача сугубо гуманитарная, независимо от того, какая предметная область знаний осваивается в университете, естественнонаучная или человековедческая62. Данная концепция подразумевает активную роль личности студента в познавательном процессе. Образовательные технологии развивают Ваши аналитические и синтетические умения работы с информацией, превращения ее в знание. Мы, преподаватели, можем изобретать новые технологии, использовать современнейшие методики, но если у студентов отсутствует познавательная деятельность, наши усилия будут бесполезны!

Методик обучения высшая школа выработала большое количество. Условно можно их классифицировать на пассивные, активные и интерактивные методики.

При использовании нами, преподавателями, пассивных методик, Вы, уважаемый студент, являетесь объектом обучения: должны усвоить и воспроизвести материал. Основной источник знаний при этом для Вас – это преподаватель. Основной формой организуемой преподавателем самостоятельной работы студента при использовании пассивных методик обучения является лекция.

При активном обучении Вы в большей степени становитесь субъектом обучения, вступаете с преподавателем в диалог, выполняете творческие и проблемные задания. Источник знаний здесь – это преподаватель и самостоятельно изученная литература. Важный элемент взаимодействия – это Ваши вопросы к преподавателю, наши вопросы к Вам. Все это развивает творческое мышление. Вы устанавливаете индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики используются на семинарах и в самостоятельной работе студента.

Интерактивные методики предполагают совместное обучение, сотрудничество: и Вы, и преподаватель есть субъекты обучения. Преподаватель выступает в роли организатора образовательного процесса. Все его участники при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение. Студенты погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего юриста 63.

Активные методы обучения можно представить в виде следующей таблицы 64.

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...