Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы контроля знаний студентов




Знания, которые Вы получаете, становятся основой профессионального успеха. Конечно, это весомый стимул для качественной работы над своей познавательной активностью. Однако стандарт высшей школы подразумевает контроль над качеством знания студента. В данном параграфе речь и пойдет о контроле или, в современном понимании, диагностике Ваших знаний. Диагностика (diugnostikos) с древнегреческого означает «все познанное», «способность распознавать». В этой связи, модель Вашей обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, умения использовать при решении определенных заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию 92.

Формы контроля преподавателя за деятельностью студента, в том числе и самостоятельной работой, разнообразны. Это выступления на семинарах, экзамены, зачеты, рефераты, доклады, курсовые работы, дипломные сочинения и т. д. Рефераты, доклады, курсовые работы, которые требуют особого оформления, мы отнесем к разряду «научная деятельность» и подробно расскажем о них в последней главе данного пособия.

Предметом нашего внимания станут формы и методы контроля за Вашими знаниями. Наиболее известными формами контроля являются зачет, экзамен, курсовая работа. Методами контроля выступают беседа, контрольная работа, тестирование, модуль, рейтинг, вышеописанная работа на семинарах и т. д.

Контроль может быть предварительным (входным), текущим, промежуточным и итоговым. Предварительный контроль направлен на выяснение уровня подготовки студента перед началом курса. Преподаватель, проводя в каждой группе предварительный контроль, на основании полученных результатов может корректировать предварительный план занятий. Если выясняется, что студенты, в целом, хорошо подготовлены (курсами, школой), можно сосредоточиться на более глубоком изучении отдельных проблем. Если уровень студентов слаб, приходится потратить учебное время на обучение основам отрасли знания. Данный вид контроля проводится преподавателем по усмотрению. Он может выступать в виде тестирования, коллоквиума, контрольной работы.

Текущий контроль осуществляется в разных формах в ходе повседневных аудиторных занятий. Он может быть организован преподавателем в виде индивидуального или группового контроля с использованием разных вариантов устных, письменных, практических заданий.

Промежуточный (периодический) контроль проводится, как правило, с целью концентрации внимания студентов на особо сложных вопросах изучаемой темы, раздела дисциплины или для стимуляции дополнительного повторения изучаемого материала, а также в конце каждого семестра. Формы и виды такого контроля также могут быть разнообразными, в зависимости от выбора преподавателя и возможностей студентов. Промежуточный вид контроля удобен для систематизации Вашей учебной деятельности. Методы промежуточного контроля наиболее разнообразны. Здесь следует отметить, что активно используется такая форма как зачет. Он выступает в двух ипостасях: 1) как итоговая форма контроля по ряду дисциплин; 2) как промежуточная форма контроля для годового учебного курса. В целом, в течение семестра преподаватель может проводить несколько промежуточных контрольных, тестирований, контрольных работ.

Итоговый контроль часто дифференцирован, то есть ставится оценка. Можно привести ряд сведений из истории пяти/четырех-бальной системы оценивания в системах образования России и СССР 93.

В 1834 г. для Михайловской артиллерийской академии было высочайше утверждено «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науке», которое предусматривало пять степеней: первая – успехи слабые, вторая – посредственные, третья – удовлетворительные, четвертая – хорошие, пятая – отличные. Фундаментальность разработки этого Положения позволила в дальнейшем распространить его на все военные учебные заведения, включая Военную академию Генерального штаба.

До мая 1918 г. в России применялась пятибалльная система. В сентябре 1935 г. перешли к словесным оценкам: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», которые в январе 1944 г. были заменены цифровыми: 1, 2, 3, 4, 5.

Выставлялись они следующим образом:

5 – знания в полном объеме программы;

4 – знания в объеме требований программы с небольшими отклонениями;

3 – знания, которые позволяют ученику работать дальше;

2 – уровень знаний не позволяет ученику продвигаться по программе дальше.

Оценка «1», как правило, оказывалась невостребованной. Впоследствии в вузах нашей страны перешли к четырехбалльной шкале оценок, которые выставлялись по следующим признакам:

«отлично» – за полное и прочное знание материала в установленном объеме (определение «прочное знание» не раскрывается); «хорошо» – за прочное знание предмета при малозначительных неточностях; «удовлетворительно» – за знание предмета с заметными пробелами, не препятствующими последующему обучению; «неудовлетворительно» – за незнание предмета, большое количество ошибок.

Более подробные предписания по оцениванию знаний студентов изложены в Инструктивном письме МВ и ССО СССР от 26 октября 1981 г. № 31 «О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах».

Анализ показывает, что по всех случаях наиболее устойчивыми оценочными критериями являются:

объем усвоенных знаний (основная часть программного материала, без усвоения которой невозможно продолжать обучение; полный объем программного материала; дополнительный материал);

умение использовать приобретенные знания (с трудом и напряжением – в допустимых случаях с помощью преподавателя; свободно для обычных случаев, предусмотренных программой, и для самостоятельного пополнения и обновления знаний; свободно и для некоторых случаев, не предусмотренных программой);

наличие элементов творческого мышления (умение обобщать факты, события, находить связи между явлениями, строить гипотезы, экстраполировать и т.п.).

В США также широко используется пятибалльная шкала оценок: А – высшая оценка; В – выше средней; С – средняя; О – ниже средней и Р – недостаточная для зачета94.

Теперь давайте определимся с терминами и технологией успешной сдачи всех форм контроля.

Последняя неделя декабря и последняя неделя мая – это зачетные недели 95. Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (конспектов, чертежей, расчётов и др.) 96. Зачет может проходить по нескольким сценариям. Классический зачет включает в себя собеседование по курсу: по минибилетам или по усмотрению преподавателя. Обычно беседа происходит в динамичном режиме, студент думает над поставленным вопросам одну-две минуты и начинает выдавать информацию.

Многие преподаватели засчитывают курс, учитывая Вашу работу на семинарских занятиях. Если студент занимал активную позицию, трудился, выполнял все задания, то он заслуженно получает промежуточный зачет (так называемый «автомат»).

Сегодня становится популярным такой метод зачета как тестирование: при наборе определенного количества баллов Ваши знания оцениваются положительно. Такое тестирование может проводиться как в электронном варианте, так и на бумажном носителе.

За зачетной неделей наступает сессия. Длится она обычно три-четыре недели, в течение которых Вы должны сдать экзамены. А экзамен – это для Вас самая трудоемкая по временным и интеллектуальным затратам форма контроля.

Экзамены – examen – в переводе с латинского – «взвешивание», «испытание» – одна из традиционных форм проверки знаний учащихся. Они впервые появились в Китае (ок. 200 до н. э.–200 н. э.) и применялись для отбора чиновников, являясь основанием для занятия той или иной должности. В Европе экзамены были введены в средневековых университетах при испытании на степень бакалавра и магистра. В XIX в. система экзаменов использовалась во всех европейских странах. В России первыми учебными заведениями, где проводились экзамены, были школа Э. Глюка (основана в 1705 г.) в Москве и Академическая гимназия (1726 г.) в Санкт-Петербурге. С 1786 г. в народных училищах были установлены полугодовые (зимние и летние) публичные испытания. Устав 1828 г. отменил публичность испытаний. В 1837 г. «Правилами для испытания в уездных училищах и гимназиях» введены экзаменационные билеты и пятибалльная система оценки знаний учащихся. С середины XIX в. система школьных экзаменов подвергалась критике со стороны ряда педагогов, которые указывали на формализм и необъективность экзаменационной практики, приучавшей учащихся к механической зубрёжке. В 1918 г. «Положением об единой трудовой школе в РСФСР» были отменены экзамены в учебных заведениях всех ступеней, но в 1932 г. была утверждена система ежегодных проверочных испытаний в школе, а также введены обязательные приёмные испытания для поступающих в вузы 97.

По предметам кафедры теории и истории государства и права ЮИ ДВГУ количество экзаменационных вопросов колеблется в пределах 50–100. Форма проведения экзамена может быть любой: устной и письменной. Традиционно применяется опрос по билетам. В билетах обычно предлагается два вопроса. Составление билетов производится преподавателем, в соответствии с их трудностью и взаимодополняемостью. Список билетов студенту не выдается.Студент вытягивает билет и готовится 10–20 минут, после чего происходит собеседование. Во время экзамена экзаменатор имеет право задавать студенту вопросы по всем темам изученного курса.

Экзамен может проходить и в виде собеседования по экзаменационным вопросам. Есть преподаватели, которые проводят экзамен по принципу градуированных вопросов. Материал курса может быть обозначен в вопросах «на отлично», на «хорошо» и на «удовлетворительно», причем, эти вопросы связаны с экзаменационными, но не предоставлены студенту для предварительного ознакомления. Проверяется по этой системе уровень не сколько знаний, сколько навыков, умения применять знание в ситуациях. Если студент не отвечает на сложный креативный вопрос на «пятерку», ему задается вопрос фундаментальный, требующий знания концептуальных основ изучаемой отрасли знания («на четверку»). Если отвечающий «заваливает» и такой вопрос, то получает проблему, связанную с базовыми основами изучаемой науки. Если он не способен ответить и на этот вопрос, то экзамен не сдан.

Использование студентом на экзаменах справочной или иной литературы не разрешается.

При сдаче зачетов и экзаменов у Вас на руках обязательно должна быть зачетка как документ удостоверяющий личность. Без зачетки с Вами разговаривать не будут. Ответ студента на экзамене всегда оценивается дифференцированными оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительные оценки заносятся в ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительный результат – только в экзаменационную ведомость.

Мы поговорили о внешней форме зачета или экзамена. Но при подготовке в полной мере проявляются Ваши навыки умения самостоятельно учиться! Итак, у Вас есть список вопросов (приобретенный на кафедре). Обязательнообратите внимание на рекомендованную литературу (она есть либо в методичке по предмету, либо на кафедре). Не все вопросы будут освещены на аудиторных занятиях. Примерно пятую-шестую часть придется изучать самостоятельно, причем, опираясь не на учебники, а на источники или научную литературу.

Перед экзаменом у Вас будет консультация. Прийти на нее мы настойчиво рекомендуем. Читать дополнительную лекцию Вам, конечно, никто не будет, но ответы на свои вопросы получите, примерную схему ответа и основные термины и тенденции Вам обозначат.

Прилежный студент собирает материал к экзамену в течение семестра, благо вопросы Вы получили заранее. К началу сессии весь материал у Вас уже в наличии. Между экзаменами есть несколько дней перерыва. Условно распределите вопросы по дням и начинайте готовиться.

Рекомендация: постарайтесь выучить все вопросы. Если по каким-то причинам это невозможно (а причин Вы сами можете привести неимоверное количество), Ваша главная задача – ориентироваться во всех проблемах. Пусть не досконально, на «отлично», но основные термины, признаки, даты и тенденции Вам знать необходимо.

Выбирайте для изучения в первую очередь самые трудные для себя вопросы. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки. В последний вечер перед экзаменом устройте «генеральный прогон»: если время позволяет, то всех вопросов, если нет, то поиграйте – вопросы на выбор по жребию. Хорошо бы вопросы проговаривать, так Вы учитесь конструировать мысль, реализовывать ее вслух. Часто на экзамене слышишь слова: «Знаю, Марина Александровна, но сказать не могу». Неправда! У этнографов и историков существует мнение, что этническая принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает (если на чувашском, то чуваш, если на азербайджанском, то азербайджанец, если на русском, то русский). А язык состоит из слов, и мы думаем словами. Проблема таких студентов заключается в том, что они не могут собрать свои мысли-слова в связную конструкцию-предложение.

Шпаргалки мы непедагогично писать рекомендуем, но использовать запрещаем! Польза от создания «шпор» есть несомненная, особенно для кинестетиков98: читая материал, Вы его переносите на бумагу, конспектируете, тем самым, активизируя моторную память. В этом смысле, абсолютно бесполезны чужие записи, либо компьютерные заготовки – воспользоваться ими Вы все равно не сможете, и в голове ничего не осядет.

Рационально и полезно использовать при подготовке уже упоминавшийся метод спарринг-партнерства, прорабатывая вместе с друзьями какие-то спорные вопросы.

Наконец, настала ночь перед экзаменом. Здесь обязательным условием является продолжительный сон. Спать необходимо не менее 8-ми часов в сутки. Ежедневно надо вставать не позже, чем за два часа до предполагаемого экзамена (если он назначен на утро). Между прочим, лучше всего мозг запоминает информацию, полученную либо в последние 30 минут перед сном, либо в течение первых 30 минут после. Самое важное и трудное нужно запоминать в эти промежутки.

Американские психологи, проводя эксперимент с мышами, выяснили: при обучении поиску выхода из лабиринта те мыши, для которых устраивали 5-6-тичасовые перерывы для отдыха, лучше запоминали, как найти выход, и, самое главное, сохраняли эти знания и навыки через несколько дней, быстрее выполняя задачу, чем их изможденные тренировками сородичи. Так что спите!

Ваше тело при подготовке к экзамену – Ваш помощник. Существует такое понятие как моторная память. Постоянно сидеть на одном месте при учении необязательно. Учить стихи, определения, правила и теоремы лучше на ходу. Зубрить исторические даты, листать недочитанное литературное произведение лучше лежа. Известен факт, что Цицерон готовил свои речи, прогуливаясь по саду и связывая наиболее важные вещи с различными его уголками. На трибуне он вспоминал детали прогулки и, соответственно, подготовленный материал.

Есть такой метод – нейробика. Суть его в том, что человек изменяет алгоритм привычных действий. Это зарядку для мозга предложил профессор нейробиологии Лоуренс Катц из университета Дьюка (США) 99. Она обостряет память, стимулирует работу мозга и улучшает настроение. Если вам нужно многое запомнить или выучить наизусть, сначала займитесь нейробикой: после этого без труда выполните домашнее задание. Вот два самых простых приема мозговой гимнастики.

  • Время от времени выполняйте какие-нибудь привычные действия (например, одевайтесь, принимайте душ, ходите по квартире) с закрытыми глазами.
  • Если вы правша, пишите каждый день хоть несколько строчек левой рукой. Если левша – тренируйте правую руку. Это заставит проводящие пути и кору противоположной стороны мозга выполнять незнакомую работу, оттачивая память и расширяя интеллектуальные возможности.

Особенно это эффективно, если Вы, таким образом, кратко запишете трудную информацию на бумаге (например, определение). Но нельзя злоупотреблять этой методикой, поскольку для организма подобная стимуляция является стрессом.

Итак, в день экзамена Вы – спокойны и подготовлены.

Не забудьте зачетную книжку, ручку и несколько листов чистой бумаги.

На паникуйте! Если Вы не сдадите экзамен, это не катастрофа. Вам обязательно предоставят возможность, пересдать его еще раз.

Одеваться следует элегантно: Вы же идете не в ночной клуб, а на деловую беседу.

Совет человека, сдававшего экзамен множество раз: если пришли, то не стойте под дверью час-два. Нарастает паника, накапливается усталость. Пришли – заходите: «перед смертью – не надышишься!». Обычно заходит по пять человек. А потом выходит счастливый студент – заходит следующий.

И для особо нерадивых студентов последняя рекомендация: выучите имя и отчество преподавателя.

Но, если, увы, экзамен не сдан. Что же делать? Первый совет уже дан – не паниковать. Собраться с силами и снова начинать готовиться. Самая распространенная причина несдачи – это банальное незнание вопросов в билете. Значит, на вторую пересдачу Вы доучиваете все, что не знали в первый раз. Экзамен Вы можете пересдавать дважды, третий раз – уже в присутствии комиссии, состоящей из заведующего кафедрой и ряда преподавателей кафедры.

Не нужно с преподавателем: а) спорить; б) просить дополнительный вопрос или говорить: «Давайте я расскажу про реформы Петра»; в) выпрашивать оценку. Все три способа могут вызвать только раздражение.

Попросите у сокурсников недостающие материалы.

При пересдаче зачетов и экзаменов Вы обязательно должны взять в деканате направление – «бегунок». Без него преподаватель с Вами беседовать не будет.

Главный совет: не откладывайте пересдачу на долгий срок. Бывают прецеденты, когда студент приходит в мае и говорит: «Мне надо оценку, меня отчисляют», на что им преподаватель резонно отвечает: «Дорогой, а где ты был полгода?». Напоминаем, что в вузе к Вам отношение, как к взрослым людям. С Вами не будут «носиться» и уговаривать Вас учиться. Не хочешь заниматься, университет без тебя будет существовать и дальше, а страна не приобретет плохого специалиста. Это Ваша жизнь, и делаете Вы ее сами.

Таким образом, в связи с особой сложностью сессий первого курса можно рекомендовать:

1. В период сессии соблюдать режим дня, настраивать себя на успешное завершение экзаменационной сессии, накануне экзамена хорошо отдохнуть. В день экзамена просмотреть записи самых трудных вопросов. За два часа до экзамена отказаться от любого чтения и побыть на свежем воздухе.

2. Начинать подготовку к зачету или экзамену с придирчивой проверки своих знаний, с выделения основных и наиболее сложных разделов, которые требуют особого внимания при повторении в силу трудностей рассматриваемых вопросов или по причине пропусков занятий. Составьте перечень тем, проблем, вопросов, которые, на Ваш взгляд, требуют основательного повторения. Распределите время для подготовки. Последний день оставьте для самопроверки.

3. Этапы подготовки могут быть следующими: изучение вопросов по конспектам лекций, затем дополнение из учебников и рекомендуемой литературы.

4. Использовать разнообразные способы подготовки к зачету или экзамену. Иногда целесообразно работать сообща. Некоторые вопросы обсудить с сокурсниками, какие-то уточнить на консультации с преподавателем, отдельные вопросы прорепетировать, вытягивая билет и отвечая перед товарищами.

5. Применять разнообразные приемы, активизирующие виды памяти. Среди них: чтение про себя, чтение вслух, пересказ вслух или про себя, графическое обобщение материала, выписка основных терминов, положений с использованием разной цветовой гаммы и др.

6. На зачете или экзамене демонстрировать умения владеть собой. Помнить, что экзамен – это школа самообладания, слезы и истерика не решают поставленной задачи.

7. Получив билет, внимательно прочитать вопросы, осмысливая их содержание. Составить краткий план ответа, включающий следующую примерную последовательность: главное понятие проблемы, ее актуальность, кем изучалась проблема, каким образом, с помощью каких средств можно решить поставленную задачу, примеры из опыта.

Кроме итогового контроля существует контроль промежуточный. Рассмотрим его основные методы.

Специфический метод контроля для правового образования, он же – метод обучения, – это решение казусов. В преподавании права казус (лат. casus) – это отдельно взятое судебное дело или правовая ситуация как пример 100. При решении казусов студент обязан использовать и ссылаться на соответствующий нормативный материал. Решение казусов вносит в обучение элемент творчества, усиливает активность студентов, способствует лучшему усвоению нормативного материала 101.

В силу удобства и оперативности в использовании Вам будут в качестве контроля предлагаться тестовые задания. Считается, что тесты – это достаточно эффективное средство контроля формализованных правовых знаний. Они позволяют объективно оценить знания студента. Профессионально подготовленный тест решает важнейшую проблему объективной оценки получаемых результатов и исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций между преподавателем и учащимся.

Тесты (англ. test – проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике означают стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого 102. Педагогический тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся 103.

Когда преподаватель предлагает Вам тест, это не просто набор заданий. Каждый тест – это результат кропотливой работы. Любые тестовые задания составляются в соответствии с определенными правилами и обладают составом, целостностью и структурой. Тест состоит не только из заданий, но и правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества контрольного измерения. Таким образом, тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия «система заданий». Тест представляет собой наилучший состав тестовых заданий. Ведущая идея традиционного теста – минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа студентов 104.

Однако в гуманитарных отраслях знания с тестированием возникает ряд вопросов. Гуманитарные учебные дисциплины сложнее «формализовать», создать «сетку» тестовых заданий. И здесь тесты лишают экзаменатора возможности оценить весьма важные, а для ряда гуманитарных дисциплин – основополагающие умения: коммуникативные способности и навыки связного письменного изложения учебного материала.

Тем не менее, эффективность тестов как инструмента текущего и промежуточного контроля знаний подтверждается существующей практикой. 45% из опрошенных студентов первого курса ЮИ ДВГУ готовятся к ним регулярно, 35% – иногда. Мы не можем принимать в качестве окончательной оценки данной формы контроля мнение самих испытуемых, но 48% из опрошенных студентов считают, что тесты объективно проверяют их знания, а 11,7% они помогают в усвоении знаний. Только около 12% считают их бесполезными. Наблюдается определенное совпадение: 18,1% готовится к тестам слабо (или не готовиться вообще), и практически те же студенты (21,8%) относятся к ним безразлично (между прочим, пятой части трудно учиться в вузе, 25% считают, что читать первоисточник необязательно, 21,8% ходят в библиотеку один раз в месяц, 20% не умеют искать к занятиям материал и, наконец, 24% на 1 апреля 2004 г. не сдали сессию. Везде – цифра 20-25% – это проблемные студенты, требующие особого внимания и не умеющие самостоятельно учиться).

В целом, тестовая форма контроля обладает многими плюсами. В русле современных тенденций модернизации высшего образования она будет только расширяться, и Вы должны быть к ней готовы. Поэтому хотелось бы дать ряд советов (они применимы как к тестированию на бумажном носителе, так и в электронном варианте).

  • Относитесь к тестам серьезно. Иногда они являются важнейшей составляющей рейтинговой системы оценки Ваших знаний (о ней речь будет впереди).
  • К тесту готовиться надо обязательно. В хорошо составленном задании неправильные ответы (дистракторы) маскируют верный ответ, без знаний угадать его невозможно. Наша практика свидетельствует: халатное отношение к тестовым контрольным никогда (!) не давало положительного результата.
  • Внимательно слушайте инструкции преподавателя, если что-то непонятно, спросите сразу.
  • Обычно промежуточные тесты рассчитаны на 15–10 минут. Начинаете отвечать на задания по порядку. Если затрудняетесь с ответом – идите дальше, вернетесь к трудным вопросам, когда пройдете все задания до конца.
  • Рыться в конспектах и книжках бесполезно. Не мешайте соседям и не помогайте им. Корпоративные интересы отступают: либо Вы сдаете тест, либо нет. Вы просто не успеваете, время ограничено, и нет времени на лишние действия!
  • Если преподаватель не оговаривает специально, что данная тема выносится на самостоятельное изучение, ответы на тестовые задания звучат в ходе лекций и семинарских занятий. Ленивцы, обратите на это внимание!

В классическом варианте тестовая форма контроля является составляющей рейтинговой системы, широко используемой в учебных заведениях США и Западной Европы. Эта система в последние годы внедряется вузами нашей страны. Все исследователи данной стратегии контроля знаний отмечают ее высокую результативность. Ее применение

  • повышает ритмичность работы студентов,
  • вносит элемент соревновательности,
  • способствует индивидуализации обучения,
  • позволяет студенту чувствовать себя «архитектором» своей оценки,
  • повышает прочность знаний за счет систематической работы над материалом,
  • увеличивает объективность итоговой оценки,
  • дает более достоверную информацию для морального и материального поощрения студентов.

Главная задача подобного подхода – регулярная работа студента над материалами курса. Ряд преподавателей нашей кафедры используют ее элементы – тематический или блоковый подход: пока у студента нет зачетов по всем темам, к итоговому контролю он не допускается.

Для более эффективной оценки Ваших знаний и умений могут использоваться два вида рейтинговой системы – модульно-рейтинговая и рейтинговая.

Модульно-рейтинговая система складывается из частей: модульной и рейтинговой105.

Традиционная четырехбалльная система оценки знаний имеет ряд существенных недостатков, к которым, в частности, можно отнести:

  • ориентацию, в основном, на контроль знаний в период экзаменационных сессий;
  • учет выполненных в течение семестра лабораторных работ, семестровых заданий по принципу «зачтено» и «незачтено», без оценки качества выполнения задания;
  • отсутствие, как правило, текущего контроля усвоения теоретического материала в течение семестра; отсутствие стимулов к ритмичной работе в течение семестра;
  • отсутствие духа здоровой постоянной состязательности (по результатам текущего контроля);
  • отсутствие теоретических знаний, поскольку они зазубрены в течение нескольких дней, отведенных на подготовку к экзамену; нет систематичности, прочности, глубины знаний вообще (поэтому они быстро теряются, забываются);
  • отсутствие должным образом организованной самостоятельной работы студентов над блоками, частями изучаемого материала.

Рейтинговая система оценки знаний свободна от указанных недостатков и позволяет:

    • студентам организовывать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала;
    • каждый день семестра оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебных поручений;
    • вносить в течение семестра коррективы в организацию текущей самостоятельной работы;
    • знать объективные показатели своих знаний по блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую их оценку;
    • в допустимых случаях иметь возможность получить итоговую оценку по дисциплине без экзамена (по итогам текущего рейтингового контроля);
    • преподавателям знать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала;
    • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
    • всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым студентом каждого учебного поручения;
    • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена; решать вопрос о возможности безэкзаменационной оценки по дисциплине (по результатам текущего рейтинга);
    • деканатам и кафедрам улучшить контроль над ходом учебного процесса;
    • оценивать работу каждого студента и учебных групп но результатам текущего рейтингового контроля и оперативно вносить коррективы в организацию учебного процесса;
    • объективно решать вопрос о возможности перевода студентов на третью ступень образования (инженерная подготовка и магистратура); более правильно решать вопросы материального поощрения студентов (стипендии, надбавки и др.);
    • ректорату получать оперативную информацию о текущей и итоговой успеваемости студентов с помощью автоматизированной компьютерной системы и управлять ходом учебного процесса на основе организационно-методических мер.

Достоинства и возможности рейтинговой системы способствовали тому, что в 80–90 гг. ХХ в. она стала внедряться в различных вузах России (МХТИ им. Д.И. Менделеева, Таганрогский радиотехнический институт, ряд политехнических и других вузов) 106.

Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. Это достигается делением преподаваемой дисциплины на блоки, по завершении которых студент сдает модульные экзамены. В семестр таких экзаменов может быть 2-4. Каждый блок предусматривает не менее 10-12 часов аудиторных занятий. Полученные студентом баллы за них суммируются и составляют его рейтинг по данной дисциплине. Мотивация студента к работе здесь значительна, так как при получении достаточной суммы баллов за формы контроля их результаты могут засчитываться ему как итоговый семестровый экзамен.

Приверженцы данного вида обучения считают, что 107:

1. Простейший рейтинг студента – его средний экзаменационный балл – не учитывает значимость каждой дисциплины и, кроме того, проявляется лишь в итоге обучения, что делает его пассивным показателем. Для Вашего стимулирования рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим стремиться к его увеличению. Для этого студент должен знать об изменении своего рейтинга в процессе обучения, что достигается введением модульных экзаменов.

2. Применяются две шкалы рейтинга: оценки Ваших знаний (успеваемости) и оценки Вашего отношения к учебе (выполнения текущих заданий). Баллы, полученные студентом при итоговом контроле его знаний (экзамены, зачеты, защиты проектов и т.п.), не могут быть эквивалентны баллам, полученным студентом в процессе учебы (за выполнение лабораторных работ, домашних заданий, выступления на семинарах и т.п.).

3. Рейтинг студентов должен складываться только из баллов, полученных им при итоговом контроле его знаний, а сумма баллов, полученных им за текущую учебную работу, должна рассматриваться как допуск студента к итоговому контролю

4. Для оценки каждого вида текущей работы, входящей в модуль и выполненной студентом, удобно пользоваться трехбалльной системой как наиболее оперативной. В этом случае за выполнение отдельной работы (задания) любого вида студент получает от 0 до 3 баллов в зависимости от качества ее выполнения (неудовлетворительно — 0, удовлетворительно — 1, хорошо — 2 и отлично — 3 балла).

5. К промежуточным экзаменам студент допускается только при накоплении им установленной суммы баллов за все виды текущей работы, для чего необходим ее строгий учет.

6. Преподаватель в течение модуля не меняет условия допуска к промежуточным экзаменам или систему оценки его работы. Вас знакомят с ними заранее.

7. Вам не разрешается возможная пересдача промежуточных экзаменов, ибо это ведет к расхолаживанию при подготовке к ним и противоречит цели введения модульной системы.

8. Одним из важных стимулов регулярной учебы студента является возможность получить оценку за итоговый экзамен по результатам сдачи модульных экзаменов. На самом деле это не освобождение от экзамена, а зачитывание результатов всех промежуточных экзаменов за итоговый экзамен. Для этого студент должен выполнить два условия. При оценке знаний за все промежуточные экзамены получить в сумме не менее 60% от суммы возможных баллов, что соответствует оценке «хорошо», и не иметь за промежуточные экзамены 0 баллов. Отношение к учебе оценено в баллах, сумма которых должна быть не менее чем на 10% больше суммы установленных минимумов для допуска к промежуточному экзамену.

В последние годы наметился путь, который позволяет совместить в себе практически все достоинства известных способов контроля знаний студентов и свести к минимуму недостатки каждого из них. Это – так называемая рейтинговая системаоценки знаний. Она более пластична, позволяет использовать разные формы отчетности студента по предмету и предполагает систему накопления условных единиц знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку.

Возможности рейтинговой системы оценки знаний очень широки: в ее рамках легко реализуется и тематический контроль, и текущая аттестация студентов, и стимуляция студента к регулярности и планомерности занятий, и налаживание обратных связей от усвоенного студентами материала к обучающей деятельности преподавателя. Снимается проблема «сессионного стресса».

Набор подлежащих выполнению и оценке в условных «баллах» видов учебной деятельности для каждого курса – «рейтинговая формула» – извлекается преподавателем по своему усмотрению. Преподаватель составляет предметную рейтинговую формулу. В качестве единиц измерения могут применяться (условно):

Работа на семинарах;

Практические домашние задания;

Чтение нормативного материала и решение казусов;

Контрольные работы: промежуточные и итоговые (в т.ч. и тестирование);

Юридический анализ нормативных документов;

Картотека терминов;

Конспектирование научных статей;

Аннотирование монографий;

Участие в кейс-технологиях

И т.п.

Преподаватель рассчитывает максимально возможный для данного учебного предмета рейтинговый балл (МРБ). Для каждого курса количественные значения баллов будут различны, но они приравниваются к 100%. МРБ – это «идеальный» показатель, соответствующий работе безукоризненного студента в течение семестра по данному предмету.

Предварительно Вас знакомят с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы.

Некоторые авторы предлагают в качестве учитываемых элементов ввести посещение лекций, дополнительнуюдосдачу каких-то работ для улучшения рейтинга. На наш взгляд, это неправильно. В наших условиях учет посещения лекций неэффективен, да и что студент почерпнул из лекции узнается только при контакте на семинарах. Досдача работ расхолаживает, Вы должны регулярно работать в течение семестра, а не надеяться на дополнительные задания.

В конце семестра за каждым студентом будет числиться реальный рейтинговый балл, отражающий интенсивность и успешность его учебной деятельности. Реальный рейтинговый балл сравнивается с максимальным и пересчитывается в оценки по следующим критериям (определены практикой и могут быть либо ужесточены, либо смягчены): оценка «отлично» выставляется студенту, когда его реальный рейтинг составляет от 100% до 90% от максимального рейтинга. Оценка «отлично» выставляется, если студент набрал 90–100% от максимального рейтингового балла, «хорошо» выставляется при 70–89% от МРБ, оценка «удовлетворительно» соответствует 50–69% от МРБ. Студент, набравший за семестр 49% от МРБ и менее, считается имеющим задолженность по данной дисциплине.

У Вас закономерно возникает вопрос о сочетании рейтинговой системы и экзамена. Преподаватель вправе решать, выводит он экзаменационную оценку по итогам рейтинга или нет. Возможен облегченный экзамен в виде написания проверочного теста как дополнительной оценки знаний студента – их подтверждения. Студенты, зарекомендовавшие себя активным участником в учебной и научно-исследовательской работе и набравшие самое высокое количество баллов в году, получают на экзамене право отвечать лишь на один вопрос экзаменационного билета из двух или трех (по своему выбору). При дополнении такой системы контроля рейтинговой системой экзамен в группе заканчивается за 30 минут. Можно на экзамене предлагать студенту проблемные ситуации разной степени сложности (теоретические модели, казусы). Наконец, в качестве итоговой аттестации наиболее сильным студентам можно предлагать кейс-пакет для проработки в течение недели перед экзаменом.

Таким образом, в основе рейтинговой системы лежит непрерывная индивидуальная работа с Вами в течение всего семестра.

В целом, в течение обучения в ЮИ ДВГУ Вы встретись практически со всеми вышеперечисленными формами и методами контроля. Их сочетание позволяет не только проверить Ваши знания, но и способствовать обучению.

§ 5. Юридическое клиническое образование – инновационная образовательная технология108

Известный российский ученый С.С. Алексеев писал: «Юрист – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности»109.

Знание и умение — это два основных показателя, характеризующих специалиста. Получение студентами высокого уровня знаний не является гарантией их профессионального мастерства. Теоретические знания – это лишь основа для работы юриста. А для того, чтобы работа была успешной необходимо уметь применять знания. Обучение юриспруденции должно вестись разносторонне. Не случайно древнеримский философ и мыслитель Марк Тулий Цицерон считал, что правовед должен быть сведущ в «законах обычного права, уметь давать советы, вести дела и охранять интересы клиента».

Государственный образовательный стандарт по специальности «юриспруденция» требует передачи студентам в обязательном порядке не только знаний, на и привития им практических навыков. Кто и где может научить студента навыкам профессиональной деятельности и умению их применять? Основные навыки работы можно и нужно приобрести в вузе. Эффективной формой соединения теории и практики в преподавании юриспруденции стало «клиническое юридическое образование».

Рассмотрим клиническое юридическое образование как технологию на примере Юридической клиники «Эфора» Юридического института Дальневосточного государственного университета.

Основными характеристиками педагогической технологии, позволяющими раскрыть ее особенности и дать ее полное описание, а также утверждать, что перед нами действительно целостная технология, а не ее отдельные элементы (например, методы) являются:

1. Идентификация;

2. Название;

3. Концептуальная часть;

4. Особенности содержания образования;

5. Процессуальная характеристика;

6. Программно-методическое обеспечение110.

1. Идентификация. Существует множество классификаций педагогических технологий, позволяющих определить место конкретной инновации среди других технологий и идентифицировать систему принципов, способов и регулятивов именно как педагогическую технологию.

Так, по характеру содержания и структуры юридическое клиническое образование является обучающим, светским, профессиональным, гуманистическим.

По организационным формам, применяющимся в юридической клинике, обучение можно отнести и к индивидуальным и групповым, так как работа студентов в клинике строится и на основе их работы в группе на тренингах, обсуждениях и на основе индивидуальной работы – как самостоятельной, так и с куратором, который прикрепляется к каждому студенту. При этом в Юридической клинике «Эфора» у одного куратора не может быть более 5–7 студентов. Этим обеспечивается действительно личностный подход к обучению, а также студентам предоставляется возможность научиться работать в коллективе. Группа в клинике также должна быть не многочисленна – до 15–20 человек, а в процессе работы эта группа делится на малые группы, в которых и работают на занятиях студенты.

По типу управления познавательной деятельностью клиническое юридическое образование относится к программированному обучению, в котором применяется как классическое лекционное обучение, так и система малых групп, система «репетитор», программное управление.

По подходу к обучаемому юридическое клиническое образование является технологией сотрудничества, а также в нем используются элементы гуманно-личностных технологий, поскольку социальные цели находятся не на последнем месте.

По преобладающему методу данная технология относится к развивающему обучению, поскольку опора на самостоятельную активную и инициативную деятельность студента позволяет личности именно развиваться, а непросто запоминать информацию.

Наконец, по направлению модернизации существующей традиционной системы юридическое клиническое образование строится на основе активизации и интенсификации деятельности обучаемых.

2. Название. Название любой педагогической технологии должно отражать основные качества, принципы, идею, существо системы обучения. Это наглядно продемонстрировано в наименовании технологии «клиническое юридическое образование».

Понятие «клиническое юридическое образование» широко распространено в юридическом сообществе. В 1996-1997 годах появились первые юридические клиники при университетах. Их организация осуществлялась при информационной и финансовой поддержке зарубежных образовательных институтов и фондов. Идеей организации юридических клиник озаботилось и Министерство образования Российской Федерации111.

Использование медицинского термина «клиника» в юриспруденции не случайно. Обосновывая необходимость создания при юридическом факультете учреждения, аналогичного медицинской клинике, профессор А. Люблинский писал: «Медицинской клиникой вообще называется такое учреждение, где проходящее практическое лечение поступающих в неё больных служит, вместе с тем, предметом наглядного преподавания для посещающих её студентов. По аналогии с этим необходимо, чтобы учащийся в юридической клинике студент-юрист пришел в непосредственное соприкосновение снуждающимися в юридической помощи, чтобы он уже в университете, видел право в патологическом состоянии» 112. Обе сферы человеческой деятельности – и медицина, и юриспруденция – имеют много общего. Главная цель одна – помочь человеку, не имеющему специальных знаний и навыков, выйти из сложной жизненной ситуации. И в том и в другом случае – доверие специалисту, надежда на его профессионализм. Профессии действительно схожи по своему социальному назначению и постулатам 113. А поскольку студенты-юристы отстают от своих коллег студентов-медиков, которые имеют возможность потренироваться, использовать полученные знания под руководством опытного наставника, проходя стажировку в клинике, в юридическом образовании тоже должна появиться аналогичная структура.

Слово «клиника» произошло от греческого klinike – врачевание. Но ведь и юристы врачуют социальные и правовые болезни, а от правильно поставленного «диагноза» зачастую зависят жизни и судьбы людей.

3. Концептуальная часть. Юридическая клиника является сочетанием образовательной и профессионально-практической деятельности. Юридическое клиническое образование дополняет традиционное академическое обучение выработкой у студентов практических навыков, необходимых им для будущей работы, а также воспитанием социальной осознанности и активности в обществе на основе реальной практической деятельности под руководством опытных преподавателей. «Клиническое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на приобретение и развитие у студентов старших курсов юридических факультетов практических навыков, на формирование профессиональной мотивационно-ценностной сферы. Путь воспитания – выработка студентом-консультантом личной культуры поведения, то есть формирование индивидуального варианта поведения в конкретной практической ситуации, возникающей при осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности» 114.

Юридическая «клиника в рамках образовательной программы решает задачи индивидуальной профессиональной специализации будущего юриста, адаптации его к условиям и требованиям практической деятельности адвоката, воспитывает осознанное применение норм профессиональной этики при неизбежно возникающих дилеммах различных видов конфликта интересов» 115. Самостоятельная работа сопровождается дополнительным обучением по специальным интерактивным методикам в малых группах, индивидуально. В процессе обучения студент выполняет работу, свойственную его будущей профессии, в результате чего действительно учится быть юристом, а не заучивает блок правовой информации.

При создании юридических клиник часто формулируются следующие задачи и цели:

- преодоление существующего разрыва между теоретическим и практическим обучением студентов;

- всесторонняя подготовка студентов к выполнению самых разнообразных профессиональных обязанностей;

- углубление полученных в рамках традиционной академической учебной программы профессиональных знаний;

- привитие и закрепление профессиональных навыков (интервьюирование, консультирование, работа с документами, планирование работы по делу, составление юридических документов, делопроизводство, др.);

- понимание социальной роли права;

- формирование представления о профессиональной этике юриста;

- умение создавать психологический контакт в общении с клиентами;

- повышение ответственности за порученное дело;

- обучение всестороннему поиску подхода к разрешению проблем клиентов;

- выработка у студентов гуманистического отношения к людям вообще, к лицам, нуждающимся в правовой помощи, в частности 116.

Руководитель правовой клиники юридического факультета СПбГУ Е.Н. Доброхотова называет следующие принципиальные черты клиник, созданных при вузах:

«1. Клиника, как правило, объединяет три направления деятельности вуза – научное, образовательное, организацию практики студентов.

1.1. Научное направление предусматривает сбор и обработку правоприменительной практики для подготовки студентами научных сообщений, курсовых и дипломных работ.

1.2. Образовательное направление состоит в том, что клиника имеет собственную программу в дополнение к общим дисциплинам вуза.

1.3. Организация практики осуществляется собственными преподавателями, имеющими опыт практической деятельности, с привлечением практикующих адвокатов.

2. Практика в студенческой консультации осуществляется студентами под их личную ответственность, в то же время ход работы по делу и качество проработанности дела строго контролируются со стороны индивидуальных кураторов.

2.1. Студент не имеет права начать работу непосредственно с клиентом, пока не обсудит ее ход и характер со своим куратором.

2.2. Любой документ, созданных практикантом по конкретному делу, подписывается куратором, чем гарантируется качество оказываемых услуг.

2.3. Создается особый механизм «подстраховки» студента на случай необоснованных жалоб со стороны клиентов.

3. Клиники, прежде всего, преследуют цели развития у студентов коммуникативных навыков, соблюдения при общении норм профессиональной этики, а также повышения личной ответственности за порученное дело, поэтому заочное консультирование (по письмам, по телефону, через третьих лиц) исключается категорически; практикант работает по схеме «адвокат-клиент».

4. Клиника оказывает юридическую помощь только малоимущим гражданам, чем обеспечивается выполнение клиниками социальной роли – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной для любых категорий граждан.

5. Работе предшествует обучение навыкам, которые невозможно получить, изучая традиционные дисциплины учебного плана.

6. Обучение ведется исключительно на основе интерактивных методик»117.

Позиция студента в юридической клинике несколько отличается от его позиции в традиционном учебном процессе. Если в аудитории на обычном занятии – он пассивный слушатель лекции, то на презентации в клинике – это активный участник происходящего процесса благодаря использованию интерактивных методик. Что же касается работы в общественной приемной – то тут роль студента аналогична роли работника любой юридической конторы – это не объект образовательного процесса, а равноправный сотрудник, чье мнение не менее важно, чем мнение преподавателя, чья деятельность способствует общему прогрессу, и чьи ошибки могут повредить всем. В то же время он подчиняется администрации юридической клиники, правилам работы в общественной приемной и ведению делопроизводства. Его ответственность распространяется не только на сам прием клиентов и работу с ними, но и на ведение отчетов по делам и качество составления внутренних документов.

4. Особенности содержания образования. Содержание юридического клинического образования состоит из двух уровней обучения — базового и специального. Каждый из уровней включает в себя два взаимообусловленных блока. Первый — приемы аудиторной подготовки; второй — практика под патронажем тех преподавателей, которые вели аудиторную подготовку. Единство частей… обеспечивается практическим подходом к обучению (иногда его называют принципом практического обучения — «учебой через действие») 118.

Занятия в клинике отличаются от традиционных занятий как по тематике, так и по используемым методам преподавания. Дисциплины в клинике направлены на выработку практических профессиональных знаний: интервьюирование клиента, консультирование, анализ дела и выработка позиции по делу, юридическая этика и т.д. Студенты обязаны выполнить программу в полном объеме и отработать все навыки самостоятельно. Использование интерактивных методов позволяет более полно вовлечь студента в работу, помочь ему проявить себя, преодолеть страх перед аудиторией, научить формировать и высказывать собственное мнение, то есть превратить его из пассивного наблюдателя в деятельного участника происходящего.

«Важнейшей составляющей практического обучения является этап повторения и закрепления определенных действий, а также их анализ в группе с участием преподавателя. Результаты работы студентов на этом этапе подвергаются всестороннему разбору, при необходимости с воссозданием определенных ситуаций»119.

После окончания подготовки в клинике студенты продолжают практическое обучение в форме студенческой бесплатной юридической консультации для малоимущих и социально не защищенных граждан.

В Юридической клинике создается модель внутрикорпоративных отношений, атмосферы сотрудничества и взаимоуважения, привития студентам самоосознания как ответственного члена общества и коллектива, чувства уверенности в своих силах и в своих коллегах. А это не менее важно, чем приобретение знаний и навыков. «Одной лишь квалификации зачастую недостаточно для осуществления профессиональных функций. Те специалисты, кто по роду занятий имеют дело с людьми (например, врачи, юристы, преподаватели), обязаны опираться на общепринятые нормы морали для того, чтобы принимающий их знания человек мог объективно и правильно воспринять и оценить помощь профессионала. Таким образом, представители названных профессий должны обладать не только специальными трудовыми навыками, но и особыми нравственно-волевыми качествами, которые делают их обладателей действительно специалистами»120.

Весь процесс обучения ориентирован на студента. Учитывая дополнительный характер его работы в юридической клинике, расписание занятий и приема клиентов строится по принципу удобства и эффективности. Студентам прививается отношение как к равноправному члену сообщества, чье мнение уважается, инициатива поддерживается.

5. Процессуальная характеристика. В основе создания Юридической клиники лежит пересечение интересов нескольких замотивированных групп. Чтобы клиника могла быть создана и функционировала, необходимо, чтобы ее необходимость была осознана как минимум:

1) ВУЗом;

2) преподавателями;

3) студентами;

4) гражданами.

Для ВУЗа причинами создания юридической клиники становятся повышение деловой репутации, качества образования, привлечения абитуриентов.

Преподаватели приходят в клиники, если они испытывают потребность в более живом, неформальном общении со студентами, в повышении уровня развития и профессионального мастерства, желают попробовать себя в новом деле, повысить качество образования, применить свои практические знания для образования будущих юристов.

Наконец, мотивы студентов чаще всего следующие:

- научиться применять свои теоретические знания на практике;

- приобрести новые знания;

- овладеть практическими навыками и умениями;

- овладеть навыками обращения с оргтехникой (компьютер, факс, ксерокс, др.);

- больше общаться со студентами и преподавателями;

- получить опыт работы для более успешного поиска работы после окончания ВУЗа;

- получить зачет по производственной практике;

- получить зачет по спецкурсу.

Как правило, современные студенты очень редко вспоминают о социальной направленности юридической клиники, тем не менее очевидно, что они являются самыми заинтересованными лицами в создании клиники и самыми нуждающимися в ее повсеместном (а не только лишь для малого процента обучающихся в ВУЗе) внедрении в общий образовательный процесс.

Достичь поставленных целей помогает в клиническом образовании использование интерактивных методик. В академическом образовании в основном применяются пассивные методики обучения. Один из их недостатков – малый процент усвоения материала. Однако он – не единственный. Активные методики, в свою очередь имеют свои сложности при использовании, что мешает их широкому распространению в высшем образовании. Это наглядно продемонстрировано в следующей таблице:

Критерий сравнения Пассивные методики Активные методики
Объем информации За короткий промежуток времени можно пройти большой объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени
Глубина изучения Как правило, ориентированы на уровень знания и понимания Обучающиеся осваивают все уровни познания
Процент усвоения информации Как правило, невысокий Как правило, высокий
Контроль над процессом обучения Преподаватель хорошо контролирует объем и глубину изучения, время и ход обучения. Результаты работы обучающихся предсказуемы Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения. Результаты работы обучающихся менее предсказуемы
Роль личности педагога Личные качества педагога остаются в тени, он выступает как источник знания Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер
Роль обучающихся Пассивная; обучающиеся не принимают никаких решений по поводу процесса обучения и в его ходе Активная; обучающиеся принимают важные решения по поводу процесса обучения и в его ходе
Источник мотивации обучающихся Внешний (оценки, педагог, родители, общество) Внутренний (интерес самого обучающегося)

Интерактивные методики признаны наиболее отвечающими функциям и потребностям юридического клинического образования, поскольку в большей степени помогают овладению практическими умениями, тренируют, «натаскивают» студентов для закрепления конкретного навыка в максимальной степени.

Управление учебным процессом в юридической клинике, как правило, осуществляется администрацией, которая может состоять из преподавателей или студентов-старшекурсников, уже несколько лет проработавших в юридической клинике. В Юридической клинике «Эфора» администрацию составляют директор и заместитель директора, функции которых выполняют преподаватели. Они осуществляют общее руководство деятельностью клиники, организуют занятия, встречи с практическими работниками и представителями общественности, осуществляют связи с общественностью, прохождение практики в юридической клинике, контролируют успеваемость студентов-сотрудников и качество отчета за проведенными делами. Методическое обеспечение и делопроизводство курирует секретарь.

Кроме того, в юридической клинике «Эфора» работают преподаватели-кураторы, которые осуществляют помощь и контроль за работой студентов в общественной приемной клиники. Наконец, занятия со студентами сотрудниками проводят как преподаватели ЮИ ДВГУ с разных кафедр, так и приглашенные практики.

Категория обучающихся в юридической клинике – как правило, студенты-старшекурсники, которые уже имеют общее представление о системе права, изучили общепрофессиональные дисциплины по направлению специализации клиники и успешно сдали по ним экзамены и защитили курсовые работы. В Юридическую клинику «Эфора» студенты зачисляются на 4 курсе. В течение первого учебного семестра они проходят обучение по специальной клинической программе, которая включает обучение основным практическим навыкам юриста. В течение следующих 2 семестров они работают в общественной приемной и продолжают посещать организуемые в клинике занятия.

6. Программно-методическое обеспечение. Образовательная программа Юридической клиники «Эфора» включает в себя:

1) программу «Юридическая клиника».

Это программа проходится студентами до того, как им разрешается приступить к работе с реальными клиентами, поскольку наличие у них знаний по основным отраслям права еще не дает им возможности в полной мере уметь быть юристом. Программа рассчитана на один учебный семестр и включает в себя следующие темы:

- понятие, значение и виды юридических клиник;

- делопроизводство;

- интервьюирование клиента;

- консультирование;

- анализ дела и выработка позиции по делу;

- юридическая техника;

- юридическая этика;

- технология ведения переговоров;

- ресурсы и финансирование организации.

Занятия по этой программе построены таким образом, что каждое занятие посвящено знакомству, обсуждению и отработке одного конкретного практического навыка. В результате студенты приобретают осознание технологии применения теоретических знаний к конкретным ситуациям и общению с людьми.

2) программу дополнительного обучения.

Эта программа каждый год несколько видоизменяется в зависимости от потребностей клиники и студентов и включает в себя обучение дисциплинам, которые не предусмотрены учебным планом по специальности, но необходимы для успешной работы на практике:

- Работа со справочно-правовыми системами (Консультант-Плюс);

- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- Психология профессиональной деятельности;

- Особенности регулирования земельных отношений в Приморском крае;

- Проблема экологии в Приморском крае и её правовая защита.

В рамках этой программы проводятся встречи с практикующими юристами, обсуждения общественно значимых проблем, круглые столы (например обсуждение законопроектов Законодательного Собрания Приморского края, составление альтернативных проектов, помощь общественным организациям в организации их правовой работы и т.д.).

ЮК «Эфора» поддерживает связь с юридическими клиниками и общественными организациями России. В рамках этого сотрудничества сотрудники «Эфоры» периодически участвуют в семинарах, конференциях и стажировках, принимают у себя представителей других юридических клиник, проводят презентации и мероприятия с участием приглашенных специалистов из других клиник и общественных организаций, осуществляющих правовую защиту населения, а также охрану окружающей среды.

Все эти мероприятия проводятся параллельно с работой студентов в общественной приемной.

3) работу в общественной приемной юридической клиники.

Студенты, успешно прошедшие программу «Юридическая клиника» допускаются к работе в общественной приемной. Каждый студент ведет прием граждан. Время приема согласуется с учетом загруженности студента и расписанием его занятий в юридическом институте.

Прием клиентов осуществляется сотрудниками по специально разработанной технологии, правила которой доводятся также до сведения клиентов:

- все данные о клиенте и его деле регистрируются в учетных документах клиники;

- на первичной встрече проводится лишь опрос клиента и сбор документов (поскольку клиника преследует прежде всего учебные цели, студент обязан сначала подготовить полноценную консультацию и заверить ее правильность у куратора);

- консультирование клиента и оказание правовой помощи (только после получения подписи куратора) на вторичной и последующих встречах;

- составление отчета после завершения дела по каждому конкретному случаю (способствует анализу случившегося, дает возможность для рефлексии, осознанию ошибок и поиску их исправления).

В результате работы в общественной приемной студент получает опыт по оказанию следующих видов правовых услуг:

- консультирование;

- юридическая справка;

- подготовка правовых документов (исковых заявления, жалоб, договоров, запросов и т.д.);

- представление интересов клиентов в судебных и иных органах.

«Сотрудники ЮК «Эфора» дают консультации по гражданскому, семейному, наследственному, жилищному и трудовому праву, делают подборки нормативных актов и материалов судебной практики по интересующим клиента вопросам; составляют проекты и анализируют договоры, исковые заявления, жалобы на действия судебных исполнителей, должностных лиц органов власти и управления, кассационные жалобы, посылают запросы в различные инстанции и учреждения» 121.

Общественная приемная ЮК является моделью юридической фирмы, поэтому отношения внутри клиники строятся по принципу внутрикорпоративных. В юридической клинике «Эфора» отработана система делопроизводства, которую обязаны соблюдать все сотрудники, ведением документации занимается секретарь. Помимо журналов записи клиентов, входящей и исходящей документации, в клинике ведется архив, который включает в себя картотеку клиентов (карточки регистрации клиентов в алфавитном порядке с описанием его проблемы и способа ее решения) и отчеты по завершенным делам, подготовленные студентами и заверенные кураторами.

4) программу «Живое право».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 551.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...