Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образовательные технологии в высшей школе




Данный раздел носит познавательный характер, однако он необходим для понимания той системы обучения, в которой Вы будете находиться пять лет. Придя в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с совершенно новыми для себя образом жизни, процессом обучения, способами учения и самообразования. Главная задача и школы, и колледжа, и вуза – это предоставление знания. По определению ЮНЕСКО, предоставление знаний – это педагогическая технология, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Другими словами, образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

• некоторого представления планируемых результатов обучения (образовательный стандарт),

• средств диагностики текущего состояния обучаемых (форма контроля знаний),

• набора моделей обучения (формы и методы обучения),

• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий 48.

Для начала дадим определение понятия «образование», приведенное в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996): «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В рабочем докладе Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры», проходившей в Париже в октябре 1998 г., специально отмечалось, что главная миссия высшего образования – подготовка и воспитание людей в долгосрочной перспективе, а не решение краткосрочной задачи, связанной с адаптацией рабочей силы к потребностям рынка; развитие человека и повышение его вклада в рост социально-экономического благосостояния путем воспитания в духе гражданственности и создания условий для подготовки в течение всей жизни 49.

Из данного определения следует, что образование есть сумма воспитания и обучении, и его ядро – это традиционная технология образования. Традиционные технологии правового обучения – это совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет и являющихся устоявшимися и общепринятыми. В стенах российского вуза, в том числе ДВГУ, Вы окунетесь в процесс традиционного образования, формула которого выглядит как

Образование = воспитание + обучение

В результате получается:

Я образован = воспитан + компетентен50.

Образование является неотъемлемой характеристикой любого общества. От воспитанности человека зависит результат его согласованности с собой и окружающим миром. От компетентности человека зависит результат решения стоящих перед ним задач. Образованность (воспитанность и компетентность) каждого члена общества в сумме определяют уровень образованности общества, что является основой для жизни и развития этого общества 51.

Краеугольный камень существующей в ДВГУ системы обучения – получение знаний, умений и навыков. О знании мы уже поговорили.

Навык – это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля 52.

Умение – это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков 53.

Ваше познание может быть представлено в виде совокупности познавательных уровней, каждому из которых соответствует определенная цель 54.

Таблица 1

Познавательные уровни и соответствующие им цели

Познавательный уровень (цель) Что должен делать студент
ЗНАНИЕ Заучивать, запоминать, воспроизводить
ПОНИМАНИЕ Объяснять: передавать другими словами
ПРИМЕНЕНИЕ Использовать знания в другой ситуации
АНАЛИЗ Понимать отношение частей знания к его целому, структуру, причинно-следственные связи; выявлять и фиксировать ошибки
ОЦЕНКА Оценивать на основе критериев; приводить доказательства
СИНТЕЗ Перегруппировывать отдельные части знания и создавать новое целое

Студент должен освоить все познавательные уровни и навыки.

Процесс приобретения и совершенствования Вами, уважаемый студент, навыка может быть представлено в виде модели бесконечной спирали повышения компетентности 55.

Отсутствие навыка и представлений о нем

(неосознанная некомпетентность)

Тренинг и приобретение навыка

(осознанная некомпетентность)

Осознанное использование навыка на практике

(осознанная компетентность)

Рутинное (механическое, неосознанное) использования навыка на практике

(неосознанная компетентность)

Понимание необходимости дальнейшего развития навыка, его тренинг и приобретение

(осознанная некомпетентность нового уровня)

{цикл начинается заново}

Через такую же спираль выпускник современного университета всю жизнь будет реализовывать модель перспективного образования 56 (непрерывного самообразования).

Обучение в российской высшей школы строилось долгие десятилетия на основе системы образования, получившей сегодня название «традиционная». Традиционная система образования как технология получения знаний, умений и навыков строится по условной формуле:

организуемая преподавателем самостоятельная работа студента (лекции, семинарские занятия, посеместровый контроль (зачет, экзамен), на старших курсах – практика)

+

внеаудиторная самостоятельная работа студента (научная деятельность – рефераты, доклады, курсовые работы, диплом и .т.д.).

Основная цель обучения – это формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. Преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение репродуктивно, знания и способы передаются Вам в готовом виде, то есть предназначены для воспроизводящего усвоения. Здесь основной акцент ставится на информированность личности.

Основу традиционного обучения составляют следующие принципы:

  • научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
  • природосообразность (обучение определяется развитием учащегося, не форсируется);
  • последовательность и систематичность;
  • доступность (от известного – к неизвестному, от легкого – к трудному);
  • прочность («повторение – мать учения»);
  • сознательность и активность;
  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

    • систематический характер обучения;
    • упорядоченную, логически правильную подачу материала;
    • организационную четкость;
    • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении 57.

Традиционная технология обучения проверена практикой дореволюционной и советской (во второй половине ХХ в. лучшей в мире!) высшей школой, имеет многочисленный апробации и совершенствования, и это позволяет данной системе улучшаться. В принципе, в рамках традиционного обучения становится школьное, среднее образование, поэтому с основными его принципами студенты знакомы. Однако в высшей школе велика самостоятельность в выборе стратегии образования (самообразования). Студент сам решает, насколько усердно он будет овладевать знаниями. В данной системе весьма велика доля рациональной мотивации Ваших усилий – четкое стремление к цели.

Таким образом, обучение первокурсника будет проходить в рамках традиционной системы образования. Современный кризис системы образования в целом и бездумный отказ от многих достижений советской педагогики повлек к снижению уровня подготовки учащихся. Содержательный анализ достаточно больших массивов письменных работ абитуриентов и учащихся в некоторых вузах Сибири, показывает, что задачи по математике, которые 25-30 лет назад успешно решало на приемных экзаменах подавляющее большинство поступающих, в последние годы оказываются посильными лишь для немногих. Требованиям, которые в 60-е годы предъявлялись на вступительных экзаменах в вузы по русскому языку и литературе, сегодня могут отвечать не более 10% абитуриентов, хотя средний балл, получаемый ими, при том не снижается, а скорее растет58.

Главное достоинство традиционного образования заключается в том, что оно всегда ориентировалось на формирование у студентов способностей и навыков жизни и деятельности в социальном мире. Это, будучи актуальным и для современного университета, требует перехода от простой передачи знаний к определению роли студенческого опыта в формировании способностей, необходимых для успешной деятельности в глобальной, основанной на знании, экономике.

Тем не менее, в рамках традиционного обучения весьма слабо обозначаются условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Содержание образования и технологии сегодня обновляются 59. Высшая школа старается поставить на должный уровень самостоятельную деятельность студента. Существующая традиционная технология, информационная по своей сути, это сделать не позволяет. Студент получает информацию пассивно. И эта пассивность обучения не создаёт положительной мотивации к деятельности, к расширению того круга знаний, который он получает. Следовательно, необходимо поставить студента в такую ситуацию, чтобы он был не объектом преподавания, а субъектом учения.

Субъективность выражается в участии студента на равных с преподавателем в учебной деятельности. И только при изменении информационной составляющей на информационно-деятельностную, когда устанавливаются партнёрские, субъектные отношения между преподавателем и студентом, появляется мотивация на самостоятельную деятельность. Поэтому технологии, развивающие знания, умения и навыки, сегодня дополняются технологиями, активизирующими познавательную активность и креативную, творческую деятельность. Ваша познавательная активность акцентируется в ходе реализации принципа модульно-рейтингового обучения, она же активизируется в рамках дистанционного обучения. Креативность усиливается при обучении через интерактивный метод кейс-технологий и метод проектов.

При этом меняется цель нашего взаимодействия – не передача информации, а конструирование знания. Это совсем не означает, что изобретается нечто новое для человечества. Нет, содержание может оставаться прежним, но сам процесс его «присвоения» студентом будет принципиально другим. По образному выражению Р. Бара и Д. Тага, этот процесс будет напоминать процесс «учиться ездить на велосипеде» – велосипед давно изобретен человечеством, миллионы людей пользуются этим изобретением, но кто-то когда-то сталкивается с необходимостью научиться ездить на велосипеде. И это будет лишь его умение, его способ езды, его приемы управления.

Приобретая такой опыт получения знания, выпускник сможет конструировать знания и в профессиональной деятельности. Благодаря опыту учебы в университете, эта работа будет ему знакома: у него выработано представление об особенности своего конструирования, он умеет соотносить свое знание со знанием других, не пугается расхождений и умеет находить оптимальный вариант в неординарной ситуации.

Преподаватель обеспечивает процесс конструирования знания студентом. Студент, в свою очередь, сам несет ответственность за свою «конструкцию»: насколько она устойчива, насколько отвечает запросу конструктора, чего в конструкции не хватает.

Проверяя создаваемую конструкцию, Вы можете руководствоваться какими-то критериями. Например, могут быть использованы характеристики, предложенные белорусским исследователем В.Н. Фурсом60:

характеристика плюрализма (у каждого человека свое собственное знание);

характеристика прагматизма (для чего мне, в конечном итоге, нужно это знание);

характеристика инструментализма (как одно и то же знание может быть по-разному интерпретировано мною в разных проблемных областях);

характеристика знания как разновидности изобретательской деятельности (как использовать данное знание в прагматическом, иногда неожиданном, применении).

В этой связи, принципиально новыми образовательными технологиями являются:

  • Дистанционное образование
  • Метод кейс-технологий
  • Метод проектов
  • Имитационные (или деловые игры).

О каждой из них мы подробно расскажем ниже.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...