Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды активных методов обучения




Неимитационные Имитационные неигровые Имитационные игровые (интерактивные)
Проблемное обучение. Лабораторная работа Практическое занятие Эвристическая лекция, семинар Тематическая дискуссия Курсовая работа Программированное обучение Дипломное проектирование Научно-практическая конференция Занятие на производстве Стажировка без выполнения ролей Анализ конкретных ситуаций Имитационное упражнение Действия по инструкции Разбор документации Деловая игра Разыгрывание ролей Игровое проектирование Стажировка с выполнением ролей

Вы находитесь в начале своего образовательного пути. Пассивные и активные методики составляют основу процесса обучения на 1-2-м курсах. Старшекурсники же погружены и в среду интерактивного обучения.

Национальный тренинговый центр (штат Мэриленд, США) в результате исследования создал «пирамиду обучения», которая отражает средний процент усвоения объема информации при использовании разных методик и форм учения.

Осью любой дисциплины является лекционный курс. Лекция – это одна из основных, экономичных, эффективных и эмоционально наполненных форм учебных занятий. Она представляет собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – это теоретическая основа для самостоятельной работы студента. Цикл лекций дает систематическое изложение изучаемого курса. Посещение лекций в ЮИ ДВГУ – дело добровольное. Но пропускать их мы не рекомендуем, поскольку лекция, по мнению И.А. Гончарова, «связывает слушателя живой связью с наукой, влагает в нее «душу живу» живой речью, живым человеком». В лекции преподаватель старается сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть наиболее существенные стороны, дать анализ различных точек зрения, взглядов, существующих концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значимые научные работы, посвященные данной проблеме. На лекции в ходе непосредственного общения студентов с опытным преподавателем в доходчивой форме, эмоционально рассматривается самый трудный материал, который порой в учебниках и пособиях представлен лишь набором сухих фактов.

Своеобразную аргументацию и определение лекции как жанра дает Павел Флоренский. По его мнению, лекция – это особый род словесного произведения дидактического характера. Лекция, при ее продуманности и построенности, все-таки не укладывается полностью в некоторую рациональную формулу, но существует, подобно живому существу. По словам Флоренского, можно было бы назвать идеальную лекцию «родом собеседования, родом беседы в среде духовно-близких друг к другу лиц. Лекция – это не проезд на электрическом трамвае, неуклонно влекущем нас вперед по заранее настланным рельсам и доставляющем скорейшим образом к цели, а прогулка пешком, экскурсия, – правда, с определенным конечным пунктом или, скорее, с определенным общим направлением пути, но без предъявляемого требования прийти и только прийти к нему, и притом по определенной дороге» 65. Флоренский, далее, продолжая уподобление лекции прогулке, утверждает, что для гуляющего главное – идти, а не прийти, подобно тому, как гуляют для того, чтоб дышать чистым воздухом и наслаждаться видами, а не для того, чтоб как можно быстрее достигнуть цели путешествия; подобно этому – «и существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со студентами размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов» 66. Таким образом, в процессе лекции студент наглядно учится научному методу, он вместе с лектором проходит извилистыми путями обретения нового научного знания. Преподаватель выступает здесь как посредник, как проводник в лабиринте познания.

Неправы те, кто считает, лекция – это устаревшая форма занятия. В.П. Зинченко пишет: «Отчуждение от личности педагога не проходит бесследно. Учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом, лишается образца, которому может уподобляться или подражать..., лишается образовательного пространства, в которое входят сверстники..., то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи». Живая коммуникация, порождающая эмоции, чувства, позволяющая соприкоснуться и войти в круг научной школы, научного сообщества является, с точки зрения автора, необходимым моментом образования. «В этом общении, говоря ученым языком, слишком много невербального и индивидуального, а говоря человеческим языком, слишком много от Божьей милости, от любви, от искусства. Слабая рационализируемость этого взаимодействия (общения, коммуникации) не мешает тому, что она порождает человека, личность, профессионала, обладающего самосознанием, самооценкой, рефлексией и пр.» 67.

Традиционно точка зрения студентов на лекции потребительская. 53% студентов высказывают пожелание, чтобы преподаватель вычитал весь контрольный материал, а подача материала должна быть такой, чтобы успеть, как можно больше записать (между прочим, совмещение этих пожеланий абсолютно невозможно). Поэтому качество лекции студенты-первокурсники часто оценивают по принципу: удобна или не удобна в этом смысле манера преподавателя читать лекции. А ведь главная проблема – это познавательная пассивность студента во время занятия (его функция – слушание). Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р.Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% услышанного; 30% увиденного; 50% увиденного и услышанного; 80% того, что говорит сам; 90% – до чего «дошел» в деятельности.

Налицо установка на одностороннюю коммуникацию, которая оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Сегодня в большинстве случаев это не так. Преподаватель, как правило, использует материал, который не является оригинальным. В современных условиях по многим дисциплинам есть доступные источники и исследования, энциклопедические учебники (кроме, конечно, авторских курсов). Преподаватель сконструировал свое знание, предлагает его студенту, но без «проживания» знания чужая конструкция не станет своей. Многие проблемы у студентов в усвоении информации снимаются, если предварительно к лекции подготовиться, то есть проявить себя активно познающим субъектом.

Взяв за основу классификацию компонентов работы с лекцией И.Л. Наумченко 68, мы предлагаем следующие уровни работы в рамках данной формы обучения. Первый уровень – предварительный, он связан с подготовкой к слушанию и восприятию лекции. Вы должны создать в себе установку на систематическое посещение лекционных занятий. Мотивация регулярного посещения лекции понятна, когда преподаватель вызывает симпатию, увлекает слушателя за собой по пути знания, когда форма подачи материала эмоционально окрашена. Однако, в целом, установка на посещение лекции должна быть основана на рациональном целеполагании: «лекция полезна и информативна». Накануне необходимо просмотреть материал предыдущей лекции, соответствующие разделы методички и учебника. Определитесь, пожалуйста, с основными видами работы во время лекции: подчеркивания, черчение графиков, схем и таблиц, замазывание описок и т.п. – и приготовьте для этого соответствующие канцелярские принадлежности. Обязательно ознакомьтесь с заданиями для самостоятельной работы по теме будущей лекции, подберите литературу.

Второй уровень определяется творческой работой в течение лекции. Отмечается ряд трудностей при ее восприятии. Прежде всего, студенты на первых занятиях приспосабливаются к особенностям лекторского почерка. Вы адаптируетесь к речи, ее темпу, особенностям чтения материала, логике изложения преподавателя.

Иногда у слушателя теряется мысль: в результате осмысления услышанного возникают вопросы. Есть простой способ разрешения этой проблемы. Необходимо у себя в конспекте отметить заинтересовавшее Вас противоречие, разберетесь с ним позже, после лекции. Можно это сделать на консультации преподавателя, можно прояснить вопрос дома самостоятельно.

В течение полуторачасового занятия сложно удержать непрерывное внимание на лекции. У каждого преподавателя свои методы активизации Вашей познавательной деятельности на лекции. Можно включать в лекцию новейшие факты, примеры из жизни, профессиональной деятельности. Анекдоты и афоризмы тоже служат этой же цели. Призыв к аудитории задавать вопросы переключает студентов с одного вида работы на другой и способствует пробуждению в Вас интереса. Очень удачен в этом смысле метод использования парадоксов. Через решение предложенного парадокса на глазах у студента рождается научная мысль или концепция, и одновременно виден процесс ее создания, каким методом она получена. Практика показывает, что для Вас наиболее «прожитыми» являются лекции, изложенные проблемно.

Третий уровень связан с записыванием лекции. Вы начинаете конспектировать ее за преподавателем. Незаписанная мысль – это потерянный клад. Было подсчитано, что после отличной лекции внимательный слушатель мог восстановить 70% материала через три часа и 10% через три дня 69.

Необходимо конспекты лекций вести также аккуратно, как тетради в школе: записывать дату, тему лекции, обязательно фиксировать ее план. Оставляете поля! Но не такие маленькие, как в школьных тетрадях: в зависимости от почерка оптимальными бывают поля 4–6 см. Поля нужны для дальнейшей работы с лекцией.

Существует точка зрения, что записать все невозможно. Практика показывает, что для многих студентов это не столь трудно, и они успевают фиксировать за преподавателем почти весь материал. Если у Вас проблемы со скорописью, не стремитесь успеть за лектором. Научитесь правильно составлять конспект лекции:

  • пишите разборчиво и аккуратно, соблюдая логику изложения;
  • сначала прослушайте, уловите мысль и, только потом, запишите ее;
  • не старайтесь писать все дословно;
  • формулируйте мысли кратко и своими словами;
  • выделяйте разделы, подразделы темы и подтемы;
  • записывайте только самое существенное;
  • учитесь на слух отделять главное от второстепенного.
  • записывая основное, подкрепляйте мысли примерами или фактами, которые приводит лектор (иногда для этого достаточно несколько ключевых слов);
  • полностью и точно заносите в тетрадь схемы, таблицы, чертежи;
  • выполняйте все рисунки точно и аккуратно;
  • делайте соответствующие смысловые выделения значимых мыслей;
  • выработайте свою систему сокращений;
  • не пытайтесь восполнить недописанную фразу, подсмотрев ее у соседа, т.к. при этом Вы не слушаете преподавателя, теряете нить изложения лекции. Оставьте место, позднее устраните этот недочет;
  • сразу после лекции постарайтесь просмотреть конспект и по свежим следам восстановите недописанное, выделяя главное.

Наибольшая неуспеваемость у тех студентов, которые не ведут конспекты лекций.

Четвертый уровень определяется обработкой, закреплением и углублением знания. Возьмите за правило работать над конспектами лекции следующим образом:

  • повторите изученный материал по конспекту;
  • непонятные предложения вынесите на поля и уточните их значение;
  • неоконченные фразы, недописанные слова и предложения устраните, пользуясь данными учебника или других рекомендованных источников;
  • завершите техническое оформление лекции: подчеркните главные мысли, отметьте разделы и подразделы, выделите вопросы и подвопросы.

Целесообразно через день или два (не позднее) перечитать содержание и обсудить с сокурсниками рассматриваемые положения. Организованный таким образом процесс усвоения знаний будет наиболее результативен. Для пропущенной лекции оставьте несколько страниц в тетради и восстановите ее содержание во время самостоятельной работы.

При выполнении данных рекомендаций смеем надеяться, что Вы не будете страдать на лекционных занятиях, ломая себя вслед за лозунгом: «Лекция – это борьба голода со сном».

Важной формой обучения является семинарское занятие. Семинар (от лат. seminarium «рассадник»; «школа») – это особая форма совместной деятельности преподавателя и студентов, студентов между собой в результате которого происходит обмен мыслями, диалогическое общение на профессиональном языке 70. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

На семинарском занятии Вы научаетесь следующим навыкам:

  • активно участвовать в коллективной творческой работе;
  • точно выражать свои мысли на профессиональном языке (в форме докладов, выступлений, вопросов, ответов);
  • отстаивать свое мнение, ту или иную теоретическую позицию;
  • опровергать ошибочные положения оппонентов, правильно вести дискуссию.

В целом, основными задачами семинара являются: а) помочь Вам глубоко овладеть изучаемым предметом; б) способствовать развитию у Вас необходимых умений и навыков, научного мышления; в) осуществлять систематический контроль за качеством подготовки в целом и по изучаемому предмету в частности.

Виды семинарских занятий разнообразны.

Семинар-беседа проводится по определенному плану, постановка вопросов, сообщений и дополнений носит проблемный характер. Активная роль у преподавателя, который руководит семинаром, объясняет противоречия, делает выводы.

Семинар-доклад (могут быть содоклады) состоит из презентации доклада (-ов) или рефератов, которые состоят из введения, основной части и выводов. На каждый отводится 20–30 минут. Затем разворачивается дискуссия, после которой подводятся итоги. Преподаватель выступает здесь в роли организатора обсуждения.

Более высокая форма семинара – это семинар-диспут. На данном занятии происходит полемика по дискуссионной проблеме. Студенты активны, излагают свои точки зрения, разворачивается диспут. Преподаватель выступает в роли координатора дискуссии и своеобразного рефери диспута. Диспут тогда успешен, когда выполняются студентами следующие условия:

  • в семинаре участвуют все члены студенческой группы;
  • все равны в высказывании своего мнения;
  • каждый выступающий четко и ясно формулирует свою точку зрения;
  • критика в результате диспута должна касаться ошибок, а не личностей;
  • унижение и оскорбление оппонента не допустимы.

Семинар-письменная работа иногда выглядит как часть семинара (15–20 минут), а иногда занимает два академических часа. Это может быть контрольное задание, а может происходит какой-то творческий процесс – анализ конкретной проблемной ситуации, решение казусов и.т.д. Обычно данный вид семинара употребляется для контроля Ваших знаний и навыков.

Часто преподаватель применяет смешанные формы работы. Классический семинар выглядит так 71:

1) постановка вопроса преподавателем перед студентом согласно плану;

2) предоставление слова студенту, желающему выступить по данному вопросу или вызова студента по усмотрению преподавателя;

3) освещение вопроса студентом;

4) ответы студента на вопросы группы, связанные с его выступлением;

5) обсуждение студентами данного вопроса;

6) заключение преподавателя;

7) ответы преподавателя на вопросы студентов.

Уважаемый студент! Существуют ряд неписанных, но непреложных правил при докладе или ответе на семинаре. Во-первых, нельзя зачитывать информацию с листа. Ваша речь должна литься свободно, гладко, а структура ответа – быть ясна и понятна. Во-вторых, конечно, в записи можно подглядывать, но в качестве вспомогательного материала при ответе использовать или нормативный материал, или конспекты. В-третьих, не затягивайте ответ, он должен длиться не более 15 минут.

Одной из главных целей семинара, помимо познавательных, является овладение навыком публичного выступления. Обычно Ваше выступление монологично. Можно сделать его более интерактивным: включить риторические вопросы, парадоксальную постановку проблемы, элементы диалога, задавая своим коллегам вопросы и получая нередко неожиданные ответы. При ведении дискуссии для формулирования и представления своего мнения в четкой и краткой форме Вы можете использовать метод ПОПС-формулы 72:

П – позиция (в чем заключается Ваша точка зрения) – я считаю, что …

О – обоснование (на чем Вы основываетесь,

довод в поддержку Вашей позиции) – …потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие Ваш довод) – … например …

С – следствие (вывод, что надо сделать,

призыв к принятию Вашей позиции) – … поэтому …

Ваше выступление, таким образом, состоит из двух-трех предложений и занимает одну-две минуты.

Отличительная особенность семинара как формы работы является Ваше активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем. Данная цель требует и ответственного отношения к подготовке со стороны студентов. Практика показывает, что самое трудное и объемное содержание материала успешно усваивается при грамотном организационном построении самого семинара и обязательной подготовке всех, без исключения, студентов. На семинарах хорошо усваивает материал почти 49% студентов. Они же (50%) регулярно готовятся к занятиям, изредка – 27,7 %. Активно работают в течение недели на семинарах по всем курсам только 6% студентов, 2–3 занятия в неделю осваивают 42% ребят, на одном занятии отвечают почти треть от всех ребят (27,7%) 73.

Алгоритм подготовки к семинару достаточно прост. Преподаватель предоставляет план каждого семинарского занятия со списком рекомендуемой к изучению литературы. Первоначально Вы составляете индивидуальный план подготовки к семинару. Некоторые дотошные студенты делают его в письменном виде, а можно просто сформулировать четко свои основные познавательные задачи (какие вопросы Вы знаете, а какие – необходимо проработать более подробно), определиться, как будет происходить поиск литературы (есть ли у Вас материалы дома или придется посетить библиотеку), сколько времени приблизительно придется потратить на подготовку. Затем – читаете соответствующую лекцию (если есть), рекомендованную литературу, причем, начинаете с источника, после чего изучаете учебник и книги, статьи и т.д. Обязательно делайте выписки! Наконец, составьте план выступления, особо выделив собственное мнение, которое сложилось в процессе самостоятельной подготовки и аргументы его обосновывающие.

Не забудьте записать вопросы, возникшие при изучении проблемы и, обязательно, получить на них ответы во время семинара, лабораторного или другого практического занятия!

Наш практический совет таков: часто студенты ограничиваются подготовкой только одного вопроса. Это неправильная тактика учения. Следует учесть два момента. Во-первых, обычно содержание семинарских занятий не совпадает с содержанием лекций, или на последних семинарские вопросы разбираются схематично и вкратце. Но семинары и существуют для детальной проработки ряда проблем курса. Во-вторых, вопросы семинарского занятия впоследствии находят отражение в экзаменационных билетах. Поэтому необходимо не только готовиться к семинару полностью, но и на занятии за своими коллегами записывать новые для Вас сведения. Иначе к концу семестра Вы можете оказаться в ситуации, когда у Вас по курсу 100 (сто!) экзаменационных вопросов, а материала для подготовки к экзамену едва хватит на половину. И Вы вынуждены лихорадочно искать недостающую информацию. Практика показывает: без надлежащей самостоятельной систематической работы над вопросами семинарских занятий в течение всего семестра восполнить все пробелы к зачету или экзамену не удается.

Существует еще один вид семинара – коллоквиум (с лат. colloquium – «собеседование»). Это вид учебно-теоретических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного этого не продемонстрируешь. От диспута коллоквиум отличается его сугубо контрольной функцией. И преподаватель выступает здесь в роли экзаменатора.

Таким образом, в отношении семинарских занятий можно Вам, уважаемый студент-первокурсник, порекомендовать:

  • посещать все занятия. Это залог успешного освоения программного курса в целом и грамотной организации самостоятельной работы;
  • любой семинар воспринимать как уникальную возможность овладеть знаниями, полезными навыками, необходимой профессиональной техникой;
  • приучить себя заранее готовится к занятиям;
  • в процессе работы на занятии надо обязательно не отвлекаться, внимательно слушать ответы других студентов, соотносить их со своим мнением, с изученной теорией, с личной практикой;
  • быть убедительным, особенно в ситуациях критики других. Помнить, что критика должна носить конструктивный характер, содержать в себе альтернативное предложение;
  • и не бойтесь делать доклады и сообщения перед своими сокурсниками. Вы только учитесь выступать! В юридических профессиях велика вербальная составляющая: Вы будете работать с людьми, а донести свою позицию до клиента, судьи, оппонента можно только через слово. Поэтому достойное владение словом для Вас обязательно!

При подготовке к семинарским занятиям Вы проводите некую самостоятельную исследовательскую работу: собираете материал по проблеме, структурируете его, принимаете какую-то концепцию и т.д. Эту деятельность можно назвать учебно-исследовательской. Ее можно представлять, в том числе, и на семинарах в виде сообщений, докладов, рефератов.

Для повышения эффективности обучения сегодня в высшей школе начинает применяться принцип модульного обучения. Модуль – это единица педагогической системы. Дисциплина имеет несколько модулей, которые создают единую систему организации учебных занятий. Студенты осваивают курс поэтапно, изучая материал в рамках модулей. Обычно модуль посвящен определенной проблеме, включает в себя несколько лекционных и семинарских занятий, коллоквиумы, выполнение домашнего задания, контрольные мероприятия. Оценки Вашей работы в рамках нескольких модулей складываются в совокупную оценку по предмету.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...