Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знание –основной результат самостоятельного учебного труда студента




Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

Гете. Фауст

Основная цель любого познавательного процесса – это получение нового знания в виде информации, умений, навыков, какого-то опыта и т.д. Информационная среда сегодня для человека, существующего в системе образования, предлагает два фундаментальных вызова: с одной стороны, это вызов, обращенный к личности, человеку, его способности к самоопределению и его коммуникативным возможностям; с другой – вызов, обращенный к его компетентности и профессиональной ответственности; вызов, ссылающийся на то, что знания сегодня – это целая «индустрия», которую невозможно игнорировать (информатика, компьютерные технологии, когнитивная инженерия и т.п.).

Итак, знание, в целом:

– социально производится в институционально и нормативно организованных исследованиях;

– классифицируется, хранится, подвергается селекции, транслируется и пропагандируется (в том числе, и с помощью системы образования);

– преподается в специальных учреждениях, осваивается, потребляется и практически воплощается в жизнь;

– при этом, так или иначе социально контролируется и само объявляется инструментом контроля;

– исследуется и критикуется (чем занимаются эпистемология, гносеология, логика и методология, науковедение и философия науки) 19.

Что же такое знание в целом и образовательное знание в частности?

Подробно проблему определения знания рассматривает Вади Сергеевич Аванесов, ведущий специалист Российской Федерации в разработке методики тестового контроля знаний.

Педагогическая наука феноменом знания специально не занималась. Подтверждение тому, по мнению Аванесова, – отсутствие в учебниках педагогики определения понятия «знание» и относящихся к этому материалов. Между тем, формирование системы знаний – важнейшая цель образовательного процесса. История вопроса о знаниях уходит в глубину веков. Первые документальные свидетельства систематического исследования знаний связаны с именами Пифагора и Сократа. Пифагор унаследовал от египетских жрецов, где учился, так называемую эзотерическую традицию отношения к знаниям. В соответствии с этой традицией, знания должны передаваться учителем из уст в уста, и не всем, а только достойным (посвященным) ученикам. Сократ, напротив, учителем себя никогда не считал, был сторонником открытого, общедоступного знания. В своих диалогах Сократ многократно ставил вопрос о сущности знания, связи знания с незнанием, невежеством, с умом, моралью, мнением, с представлениями и умениями. Он был мастером выяснять суть предмета посредством серии последовательных вопросов, в процессе непринужденной беседы. Сократ называл, шутя, этот метод «повивальным» искусством. Результаты его поисков история сохранила для нас в произведениях «Диалоги» Платона и «Воспоминания» Ксенофонта.

Например, в диалоге «Менон» Платона проводится разграничение понятий «знание» и «мнение». Это делается на примере знания дороги в город и мнения о знании дороги. Мнение характеризуется тем, человек правильно предполагает, где эта дорога, но никогда по ней не ходил, и не знает её. Знание же дороги отличается от мнения о ней тем, что человек по ней уже ходил, и имеет, так сказать, эмпирический20 опыт. Там же отмечается, что по практической значимости мнение может не уступать знанию. Тот, кто имеет верное мнение о том, где проходит дорога, может повести в этот город людей не менее успешно, чем тот, кто знает эту дорогу.

Сократ поставил актуальный сейчас вопрос о видах знаний, в ответ на который его собеседник выделяет два вида знаний. К первому он относит геометрию, астрономию, счет и музыку, а ко второму – ремесло сапожника и другие ремесла; «ведь они есть не что иное, как знания того, как изготовлять обувь, деревянную утварь или иные предметы». Сейчас можно сказать, что первый из этих видов больше походит на теоретическое, а второй – на практическое знание.

Научные определения понятия «знание» тоже не всеобъемлющи. Например, в философском энциклопедическом словаре знание определяется общими словами: как проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Другое определение знания слишком общее и короткое: знание – это информация об окружающем мире и о самом человеке 21.

Считается, что знание связано с умом. Но уже со времен Гераклита Эфесского было известно, что «многознание уму не научает». Некоторые знания можно приобрести и при невысоком, а некоторые – только при высоком уме. Если перейти от использования слова «ум» к его научному эквиваленту «интеллект», то можно отметить, что от интеллекта зависит скорость усвоения учебного материала, а также результаты тестирования знаний. Обычно чем выше интеллект, тем больше знаний. Например, интеллект детей, по некоторым данным, примерно на 36% связан с уровнем интеллектуального развития матерей, и только на 26% – с уровнем такого же развития отцов. В современных зарубежных теориях известен такой фактор интеллекта, как «критический ум».

На приемных экзаменах в вузах часто приходилось слышать о стремлении экзаменаторов проверять не только знания, но и «умения мыслить». Иначе говоря, ставится вопрос о проверке не только знаний, но и интеллекта абитуриентов 22.

Трудности определения знания наводят на мысль о поиске ответа на противоположный вопрос – а что такое незнание? Выделяются две различающиеся формы незнания: 1) незнание в смысле не информированности и 2) незнание в смысле несущественных свойств, бесполезности приобретаемых знаний. Первая форма представляет собой временное состояние, побуждающее к поискам информации, и в этом заключается её побудительная сторона. Вторая форма незнания характерна для некачественного образования, которое, говоря словами Г. Спенсера, способствует скорее распространению приятных заблуждений, чем горьких истин.

В учебном процессе получаемое знание почти всегда, в той или иной мере, искажается обучаемыми в силу привычки к упрощению воспринимаемого материала и недостаточности владения понятийным аппаратом. Можно даже говорить о психологической закономерности и, в этой связи, о заметном различии предлагаемых знаний от знаний, усваиваемых реально. Особенно заметными эти различия могут стать при невысоком интеллекте и низкой мотивации студентов. Другая причина искажения предлагаемых знаний – обширное конспектирование, отвлекающее их от осмысления сути излагаемых вопросов.

Можно говорить и о такой форме незнания, которая не осознается, а потому она относится к неявному знанию. Философ М. Полани считает, что неявное знание не фиксируется логическим способом и проявляется (передается) только в процессе человеческого общения. К форме неявного знания можно отнести и интуицию, которая определяется как способ постижения истины путем ее усмотрения без обоснования.

Гораздо хуже случай, когда человек думает что знает, но не знает, что он не знает. Этот случай – довольно частый. Он предшествует заблуждению, а при некоторых обстоятельствах – и невежеству.

Невежество возникает при соединении необразованности, некультурности и невоспитанности. Дело не только в отдельной личности. Невежество возникает как результат той или иной модели социальной организации общества. Оно не является временным или случайным; существует намеренное и сознательное невежество, насаждаемое при помощи хорошо отлаженного механизма, предназначенного для того, чтобы способствовать торжеству невежества.

Для целей педагогического измерения студенческих знаний, по мнению В.С. Аванесова, концептуально можно выделить четыре основные сферы знаний: знание мира, знание людей, знание самого себя, и знание способов деятельности. Далее эти четыре сферы полезно разделить на естественнонаучную и на гуманитарную сферу знаний, а далее делить по отраслям практики, по наукам. Например, научное знание делится на филологическое, математическое, историческое, физическое, химическое и т.д. Но не все знания являются научными. Помимо них существует пласты донаучных и вненаучных знаний, объективных и субъективных. Вненаучные знания отличаются от научных способами получения, хранения и передачи. Научные способы обеспечивают сравнительно большую объективность, подтверждаемость и воспроизводимость знаний. К вненаучным можно отнести результаты таких направлений деятельности, как магия, астрология, нумерология, хиромантия, учение о живом космосе, левитация и ясновидение и многие другие. В светской науке к спорному вопросу относят и статус религиозных знаний, хотя их существование в религиозных текстах и влияние на сознание множества людей не может подвергаться сомнению.

Главным критерием отличия донаучных знаний от научных является мера их рациональной обоснованности: чем выше такая обоснованность, тем больше знания претендуют на научность. Рациональное познание – сложный, присущий только человеку способ отражения действительности посредством мышления. Для него характерны:

  • опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами;
  • абстрактность и обобщенность возникающих образов;
  • воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

К основным формам рационального познания относят понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Учебные знания заметно отчленены от процесса научного познания, упорядочены, соподчинены, выражены доступным языком и, наконец, представлены в учебнике во множестве заданий, сопровождающих учебник и учебный процесс. В некотором смысле учебные знания объективны и субъективны одновременно. Будучи объективными вообще, изложенные в научных текстах и в учебных материалах, они превращаются в субъективные знания в процессе их усвоения. При этом практически всегда имеет место то или иное искажение предлагаемых знаний.

Знание может быть также объективно истинным и объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения, и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп, партий, объединений и т.п. Объективно ложное знание учреждения образования не распространяют в принципе, за исключением некоторых меняющихся идеологем23 и политических мифов, сочетаемых с объективными или частично объективными знаниями в области истории, философии, религии, политологии и тому подобных относимых к гуманитарным, наукам. Объективно ложное знание существует в форме незнания, псевдознания и просто лжи. Немало ложных знаний имелось в курсах истории. Поэтому не случайно, что учебники истории приходилось (и видимо, еще придется) менять чаще других.

Образование человека в стенах высшего учебного заведения неразрывно связано с получением некоего объема культурного опыта. «Культура, истинная культура, – писал французский ученый и литератор Жан Ростан, – гораздо меньше, чем это принято думать, связана с накоплением фактических данных. Это скорее известное умение понимать, преломлять, мыслить. Быть культурным – это не значит начинить свой мозг цифрами, датами, именами. Это уровень суждения, логическая требовательность, стремление к доказательствам, понимание сложности вещей и трудности поставленных проблем. Это способность к сомнению, к чувству меры, к скромности суждения, и терпимости к незнанию. Это уверенность в том, что «никогда не можешь быть правым до конца» 24.

Связь знания и культуры регулируется так называемым чувством меры. Не случайно в Древнем Китае совершенным человеком справедливо считался тот, кто умел остановиться на том, что ему неизвестно.

Вряд ли кто будет спорить с тем, что изучение наук не всегда оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся. Образование без воспитания опасно, и для личности, и для общества. Наиболее четко эта ситуация была выражена русским философом И. А. Ильиным. «Образование без воспитания не формирует, а разнуздывает и портит человека, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, – бездуховный, – начинает злоупотреблять».

Существует множество попыток классифицировать виды знаний. В классической работе Б. Блума и его коллег выделяются три сферы образовательной деятельности и иерархия уровней подготовленности. В познавательной сфере там формулируются такие уровни:

Знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов. Здесь все основано на воспроизведении запомнившейся информации;

Понимание тех знаний, которые воспроизводятся. Хороший способ проверить понимание – просить студентов воспроизвести материал своими словами, привести примеры;

Применение знаний, особенно в новой ситуации;

Умение анализировать и синтезировать признаки;

Умение дать оценку, сделать общий вывод. Это самый высокий уровень подготовленности.

В сфере психологической выделяются:

восприятие отдельных показаний, признаков, реагирование на них;

проявление интереса к нужной информации;

организация, структурирование полученной информации, систематизация;

умение иерархиизировать получаемую информацию по уровням.

В психомоторной сфере:

представление о том, как надо действовать;

готовность выполнять действия под руководством педагога;

самостоятельноевыполнение действий.

Для контроля получаемых знаний преподаватель может их условно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые.

Предлагаемые знания даются учащимся в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, кроме того, в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности.

Приобретаемые знания являются обычно только частью предлагаемых знаний, большей или меньшей, в зависимости от учебной активности учащихся. С развитием компьютерного обучения появились условия для превышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний. Это новая ситуация, связанная с возможностями массового погружения учащихся в мировое образовательное пространство, в котором ведущая роль заданий в процессе приобретения знаний уже осознана достаточно хорошо.

Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Главным признаком проверяемых знаний является их актуальность (оперативность), что означает готовность испытуемых к практическому применению знаний для решения заданий, используемых в момент проверки.

К известным классификациям В.С. Аванесов добавляет и свой перечень видов знаний, сформулированный исключительно для решения задач педагогического измерения.

В учебном процессе первые четыре вида знаний можно условно объединить в группу репродуктивных знаний (знания первого уровня):

  • Знание названий, имен. Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. Как отмечает известный философ Дж. Остин, знание предмета или явления во многом определяется тем, знаем ли мы его название, точнее – его правильное название.
  • Знание смысла названий и имен. Давно известно, что как понимаем, так и действуем. Понимание смысла названий и имен помогает их запоминанию и правильному употреблению. Например, сознание бывших советских людей оказалось неспособно видеть различные смыслы таких абстракций языка как «свобода», «власть», «демократия», «государство», «народ», «общество», считая их как бы ясными по умолчанию. Что и стало одной из причин, позволившей при активном соучастии этих людей уничтожить систему их собственного жизнеобеспечения.
  • Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Нередко факты фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности, житейской мудрости, поговорок, изречений. Например, из Древнего Китая пришло изречение китайского мыслителя Джу Си: не варите песок в надежде получить кашу.
  • Знание определений. Определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить только как результат самостоятельных усилий по овладению требуемыми понятиями. Знание системы определений является одним из лучших свидетельств теоретической подготовленности.

Следующие виды знания составляют знания второго уровня. Такие знания позволяют решать типовые задания.

  • Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам. Они способны анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Как отмечал Н.Кузанский, «все исследователи судят о неизвестном путем соизмеряющего сравнения с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении».
  • Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными.
  • Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.
  • Классификационные знания. Применяются главным образом в науке. Примером таких знаний могут служить классификации Линнея, периодическая система элементов Д. И. Менделеева, классификации тестов и т.п. Классификационные знания являются обобщенными, системными знания. Этот вид знаний присущ только лицам с достаточным интеллектуальным развитием, так как требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов. Система знаний – это, прежде всего, владение эффективными определениями основных понятий изучаемых наук.

Следующие знания можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня:

  • Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Как отмечал Л. Витгенштейн, говорят «я знаю» тогда, когда готовы привести неоспоримые основания.
  • Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. Являются основными в практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры. В эту же группу можно отнести технологические знания, позволяющие неизбежно получать запланированный результат.
  • Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей с минимально возможными затратами.

Кчетвертому уровню знаний (это уровень теоретических знаний) можно отнести следующие виды знаний:

  • Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.
  • Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализированными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими – это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний.

Самый высший, пятый уровень знаний – это

  • Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности.

Источники получения знания

Содержание самостоятельной учебной работы студента составляет получение и усвоение знаний по специальности. Основой этого является работа с информационным источником. В современном юридическом образовании знания как информация в основном представлена в текстовом варианте через бумажные или электронные носители. Или другими словами, ключевой источник при получении нового знания – это текст. Виды текстов, которые студент использует в учебе, разнообразны – учебники, словари, справочники, нормативные материалы, материалы периодической печати, научные тексты, философские тексты, материалы делопроизводства. Они могут существовать в разной форме – печатной (книги, журналы и пр.) и электронной (справочно-правовые системы, Интернет, электронные диски и т.д.).

В общем смысле, все информационные источники называют литературой. Литература – это совокупность произведений письменности в опубликованном и неопубликованном виде. Однако в науке существует условная классификация видов текстов, которые Вы будете использовать в своей учебе: источники и литература.

Виды источников – нормативно-правовой материал (основополагающий источник), материалы делопроизводства, акты частного характера, мемуары.

Правовые источники содержат правовую информацию. К правовой информации относятся правовые акты, а также вся информация, связанная с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Для истории права можно употреблять эту же классификацию только применительно к определенной эпохе. Для истории государства и права базовыми источниками являются тексты законодательных материалов или памятников права – тех нормативно-правовых документов, которые издавались государством (Россией, Францией, Китаем и т.д.) в разные периоды своей истории (сборники норм и своды законов, уставные грамоты, кодексы, конституции и т.п.).

Исторический правовой материал содержится в соответствующих хрестоматиях или многотомных академических изданиях 25. Современный нормативно-правовой материал классифицируется и доступен для анализа в кабинете кодификации ЮИ ДВГУ.

Очень удобной формой правового источника являются компьютерные справочно-правовые системы (СПС). Сегодня это очень популярный среди специалистов источник. Если в 1990 г. число установленных СПС в России не превышало 5 000, то в 2000 г. их количество выросло до 390 тыс. Компьютерные технологии позволяют компактно хранить большие объемы информации, быстро искать нужные документы или даже их фрагменты в огромных массивах данных, а также с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния. Один CD-ROM способен хранить информацию эквивалентную 200 тыс. страниц обычного текста. Главными достоинствами СПС являются полнота информации, оперативность поступления новой информации, достоверность информации и юридическая обработка этой информации в системах 26.

Первая СПС возникла в Бельгии в 1967 г. В СССР при Министерстве юстиции в 1976 г. был создан Научный центр правовой информации, однако население широкого доступа к его базам данных не имело. Широкое распространение СПС получили в нашей стране только с конца 80-х–начала 90-х гг. ХХ в. Сегодня в мире разработано более 100 видов подобных систем. В России наиболее распространены «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». В ЮИ ДВГУ используется система «КонсультантПлюс» и «Гарант». Вы можете найти документ за одну минуту, если известен номер документа, или если известно его название, или, наконец, если Вам нужно подобрать документы по определенной проблеме.

Под литературой в узком смысле понимается специальная литература по изучаемой Вами проблеме или теме. Виды литературы: учебники и учебные пособия, монографии, статьи в научных и публицистических журналах, сборники научных работ, диссертации и авторефераты диссертаций.

Если брать академическое определение учебника, то это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в обществе 27. Он вооружает системой научно-достоверных знаний, готовит к профессиональной деятельности и самообразованию, содержит упорядоченные факты, понятия, обобщающие законы и выводы. Учебник обязателен к усвоению, раскрывает основной объем информации и содержание знаний в расчете на студента средней подготовки. В целом, любой учебник является информационной моделью педагогической системы.

Все дисциплины курса высшей школы представлены разнообразными учебниками. Типология учебников может быть различна. Учебник энциклопедического типа строится на принципе сообщающе-информационного обучения, его материал для усвоения необходимо механически заучивать. Достоинство данного типа учебника – многообразие фактического материала. Однако он подразумевает наличие у студента высокого уровня познавательной активности и сформировавшиеся качественные навыки аналитической деятельности.

Учебник монографического типа является проводником объяснительно-сообщающего типа обучения. Он способствует формированию убеждений и сознательному овладению учебным материалом посредством логической памяти. Для первичного усвоения курса данный тип учебника наиболее оптимален. Уинстон Черчилль сказал: «Если человеку предложить на выбор чудо, тайну и авторитет, он выберет последнее». Среднестатистический студент предпочитает получать знание в готовом виде, через авторитетную концепцию.

Тех, кто «выбирает тайну», наиболее устроит проблемный тип учебника. Он развивает диалектическое (проблемное) мышление, обучение происходит через понимание изучаемых явлений и процессов, через поиск и формирование интереса к исследовательской деятельности. В данном типе учебника обучающий курс выглядит как отрасль науки, описываются научно-исследовательские проблемы, подчеркивается их дискуссионность. Такие учебники оставляют студенту возможность формировать собственную точку зрения по тому или иному вопросу. Но использование данного типа учебника предполагает изучение дополнительной литературы. В идеале студенту хорошо бы найти все три типа учебника по тому или иному курсу и анализировать их в совокупности.

Освоение учебника несколько отличается от чтения другой литературы. Форма учебника призвана облегчать процесс получения знаний. Можно предложить следующую методику работы с учебником 28:

  1. просмотр оглавления, введения или предисловия;
  2. в каждой главе обратить внимание на боковые заголовки, выделяющие структурные части изложенного;
  3. внимательно прочитать слова, выделенные особым шрифтом слова – это, как правило, термины, понятия, закономерности;
  4. изучить иллюстрации и графический материал, если он есть;
  5. попытаться определить главное;
  6. сформулировать изложенное мысленно своими словами, подкрепить их примерами из практики;
  7. сделать общий вывод.

Под учебным пособием в современной педагогической классификации понимаются все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания (хрестоматии, рабочие тетради, практикумы и т.д.) 29.

Сегодня в высшей школе внедряется идея создания учебно-методического комплекса. УМК – это совокупность объединенных между собой единой концепцией учебников, методических пособий, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей 30.

Монография – научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Характеризуется монография единой тематикой, определенностью и развернутостью концепции, богатством фактического материала, расположение которого отражает логику развития авторской идеи 31. Использования в научном исследовании монографической литературы предпочтительнее, чем учебной.

К непериодическим изданиям относятся сборники научных статей в виде тематических сборников, хрестоматий научных работ, трудов научных съездов, конференций, советов, избранных трудов авторитетных ученых.

Периодическая печать – это повременно выходящие издания (журналы, газеты, сборники научных трудов). В научном плане данные издания служат целям обнародования результатов текущих научных исследований. Они оперативны, кратки, актуальны и доступны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...