Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие самостоятельной работы, ее структура и принципы осуществления




В целях выяснения представлений студентов первого курса о том, что же такое самостоятельная работы был проведен выборочный опрос. Они продолжили утверждение: «Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении – это …». Результаты показали, что понимание самостоятельной работы неоднозначно. Студенты понимают ее и как управляемую деятельность под контролем преподавателя, и как процесс обучения, и как средство обучения, усвоения знаний. Такой же спектр оценок данного понятия существует и в методической литературе. Давайте посмотрим на это явление с точки зрения обоих равноправных участников процесса обучения – студента и преподавателя. Вы, уважаемый студент, каждодневно осваиваете данный вид деятельности, а преподаватели Вам в этом помогают. Для нас, преподавателей, самостоятельная работа студента – это управляемый (нами же) процесс усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовской программы и приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, которыми должен овладеть профессионал-специалист. Мы руководим данным процессом, корректируем ошибки, учим Вас самостоятельной аналитической и практической деятельности.

Для студента же самостоятельная работа – это средство организации и выполнения познавательной деятельности, которая определяется целями обучения, и эти цели ставит перед студентами высшая школа.

Однако совершенно неоспоримо, что обучение в высшем учебном заведении, превращение студента в квалифицированного юриста (даже при овладении им навыками самостоятельной работы) невозможно без самообразования. Под самообразованием мы понимаем внутреннюю потребность студента к получению нового знания. Человек занимается самообразованием по собственной инициативе и достигает при этом многих целей: удовлетворение своих разносторонних интересов и потребностей, расширение профессионального, политического и культурного кругозора, решение задач самовоспитания и саморазвития, совершенствования личности 15. Самообразование – это необходимейшее условие непрерывного образования в течение всей профессиональной деятельности после завершения обучения в вузе.

Самостоятельная работа должна быть охарактеризована как активная и целенаправленная деятельность студента, она обеспечивает выработку умения и навыков и позволяет рационально, с наименьшей затратой сил и времени приобрести необходимую научно-познавательную информацию. Это подразумевает активную деятельность студентов, связанную с выработкой навыков рациональной организации труда для получения определенных знаний. Признавая важность самостоятельной работы студентов, нельзя в то же время ставить ее на первое место среди иных форм.

Исходя из вышесказанногоструктура самостоятельной работы студента выглядит следующим образом:

а) работа, организуемая преподавателем;

б) работа, которую студент организует сам, без непосредственного контроля преподавателя.

По любой дисциплине на долю организуемой преподавателем самостоятельной работы должно приходится не менее 20% времени от общего объема времени, предусмотренного на самостоятельное учение студента.

В целом, самостоятельная работа студентов подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельная работа студента организуется преподавателем или самим учащимся в соответствии со следующими принципами.

1. Цели самостоятельной работы по любой дисциплине определяются целями, определенными Государственным образовательным стандартом, и профессиональной необходимостью. В связи с этим сетования некоторых из вас, уважаемые студенты, что некий теоретический и исторический материал сложен и не пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности, лишены основания. Государственный образовательный стандарт выверялся традицией российского юридического образования не то что годами или десятилетиями, а веками. Конкретное содержание складывается из требований Государственного образовательного стандарта, источников самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологических особенностей студента (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

2. В процессе обучения Вы овладеваете методами научного исследования (принцип научности).

3. Самостоятельная работа любого студента тогда эффективна, когда она систематична, последовательна и преемственна. Вы должны самообразовываться непрерывно и целенаправленно, только тогда усвоение знаний будет полноценным.

4. В учебном процессе Вы должны занимать сознательную и активную позицию. Нужно не механически заучивать, а глубоко понимать и осмысливать содержание изучаемого курса. Это путь к свободному владению профессиональными знаниями.

5. Вам следует стремиться к прочности знаний.

6. При овладении знаниями Вам необходимо учитывать и отслеживать связь теоретических знаний с практикой.

8. При разработке заданий преподаватель учитывает их соответствие целям различного уровня, они отражают содержание каждой предлагаемой дисциплины, включают различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

9. Преподаватель понимает трудоемкость каждой дисциплины и при руководстве Вашей самостоятельной работой планирует ее оптимальным образом.

10. Работая самостоятельно, Вам следует обратить внимание на свои физиологические особенности, здоровье, степень подготовленности, уровень знаний. Преподаватель, в свою очередь, проявляет личностно-ориентированный подход к каждому студенту.

Таким образом, можно выделить ряд основных характеристик самостоятельной работы студента16.

1. Психологическая мотивация самостоятельной работы студента. Успешной она бывает при формировании устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями. Познавательный процесс бывает плодотворен, если

взаимоотношения между преподавателями и студентами построены на принципах сотрудничества. Задания не могут быть слишком сложны или слишком просты, то есть должны объективно отражать необходимый уровень овладения дисциплиной. Студентам необходимо активно участвовать в овладении навыками будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения – это процесс решения специфических задач. Звенья его выглядят так:

– постановка учебной задачи. Возникает она только при наличии интереса. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной преподавателем;

– решение задачи оптимальными способами. Для успешности этой стадии необходимо, чтобы Вы обладали навыками логического анализа источников учебной информации. Фундамент любой науки покоится на информационных моделях, в которых фиксируется содержание научных понятий (определения, термины). Усвоение этой основы студентом дает ему возможность эффективно самостоятельно учиться. Также студент должен знать пути решения проблемы (где найти нужную норму и т.д.) Преподаватель должен научить студента и критически оценивать результаты своего труда.

2. Прагматическая мотивация самостоятельной работы студента. Изучаемые дисциплины должны быть профессионально ориентированы. Однако современный человек обязан обладать знаниями общей гуманитарной культуры и изучать соответствующие курсы.

3. Ограниченный бюджет времени студента.При планировании самостоятельной учебной работы по той или иной дисциплине учитывается и общая нагрузка студента по блокам других специальных и общих дисциплин.

4. При организации самостоятельной работы студента должен присутствовать и индивидуально-личностный подход. Более подготовленным студентам стоит глубже заниматься данным предметом. Занятия могут включать обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.). Студенты должны свободно и регулярно консультироваться с преподавателем. Также преподаватель предоставляет учащимся исчерпывающую и своевременную информацию о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.

Приходя в высшее учебное заведение, студент, в основном, не владеет методикой самостоятельной учебной и научной работы. Немногие школы сегодня развивают в студентах данные навыки. В первом семестре Юридический институт ДВГУ старается помочь студентам-первокурсникам адаптироваться к новым требованиям и информационным потокам («правилам игры»). Содержание Государственного стандарта по специальности «юриспруденция», цели, задачи, этапы подготовки будущих юристов рассматриваются в курсе «Введение в специальность». Содержание и требования конкретных дисциплин обозначены в соответствующих учебно-методических пособиях 17. Уважаемый студент, обратите, пожалуйста, внимание на курс «Основы информационной культуры», в рамках которого Вам будут представлены сведения библиотечно-библиографического характера (как работать в библиотеках и искать литературу) и первичные навыки научно-исследовательской деятельности (оформление списка литературы и сносок в курсовых работах).

Однако продуктивность самостоятельной работы во многом зависит и от Вашей организации (или самоорганизации) данного вида деятельности. Мы можем только дать некоторые рекомендации.

Во-первых, Вам нужно учитывать распределение личного времени: на труд, на отдых, на развлечения и т.д. Стоит взять за правило ежедневно посвящать самостоятельному учебному труду определенное количество часов (рассчитывайте это время самостоятельно).

Во-вторых, способствует эффективной работе порядок на рабочем месте, его хорошее освещение, удобный стул, наличие канцелярских принадлежностей.

В-третьих, Ваша креативность18 зависит от общего состояния организма. Не следует работать при физическом переутомлении или болезненном состоянии.

В-четвертых, следует выработать строгий режим для познавательной деятельности. Общеизвестно, что самое оптимальное время для мыслительной деятельности – это утро и непоздний вечер (с 17 до 21 часа). Очень важно восстановление сил перед самостоятельной работой. Вы пришли домой после занятий – обязательно отдохните (не менее одного часа). Не стоит напрягать уставший организм! Если планируется долгий процесс, то без перерыва можно работать не более двух часов, потом нужно сделать 10-15 минутный перерыв. Если Вы работаете с перерывами уже более пяти часов, необходимо обязательно прерваться на час и отдохнуть. В целом, в сутки для отдыха Вам нужно не менее 7-8 часов непрерывного сна, а днем – не менее одного часа отдыха.

В-пятых, возможна активизация мыслительного процесса следующими способами: вышеуказанное чередование труда и отдыха, а также в процессе изучения материала переключаться на другие науки (например, 40 минут заниматься теорией государства и права и 40 минут – историей отечественного государства и права) или другие виды деятельности (читать учебник, писать конспект, отвечать на тестовые задания и т.д.).

Очень важно в период активного учения усилить Ваше питание. Переходите на четырехразовый режим: 7-8 утра – завтрак, 11-12 – ланч, 16-17 – обед и в 21 час – легкий ужин. И аксиома: не занимайтесь мыслительным трудом (чтение, заучивание, вспоминание и т.д.) во время еды.

Таким образом, Вы можете выполнять самые простейшие требования: «Занимайтесь систематически, организуйте свое рабочее место, не утомляйтесь и отдыхайте!» – и тем самым, повысите эффективность своей самостоятельной работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...