Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Картография и технические изобретения




Динамика путешествий возрастала по мере развития системы пере-

движения. Принципиальными вехами в этом отношении являлись изо-

бретения весла и лодки, паруса, колеса, колесниц, компаса, корабельного

руля и др.

Попытки схематически описать полученные в путешествиях знания

привели к развитию картографии. Самая ранняя из географических карт

(около 1160 г. до н.э.) экспонируется в настоящее время в Египетском музее

Турина. Она была составлена для участников организованной Рамзесом IV

экспедиции, направляемой к находящимся к востоку от Нила каменолом-

ням, золотым и серебряным рудникам. Древнейшая из сохранившихся карт

мира была составлена в Вавилоне (около 600 г. до н.э.). Земля изображается

на ней сообразно с религиозными представлениями вавилонян — в виде

круга, обрамленного водой. Самые ранние из китайских карт датируются

VI в. до н.э. Они были обнаружены в 1986 г. во время археологических

раскопок гробниц, относимых к периоду царства Цинь. Первые индий-

ские карты содержали наряду с реальными географическими сведениями

элементы

сакральной географии (например, включение в них мест, описан-

ных в эпосе «Рамаяна»). Замысел карты, описывающей различные геогра-

фические регионы, принадлежал древнеиндийскому ученому и драматургу

Бхавабхути (VIII в. н.э.). Самыми ранними дошедшими до нас дальнево-

сточными картами мира являются китайская Большая карта династии Мин

и корейская «Каннидо» (1402).

 

2.3. П утешествия в эпоху Античности

Древняя Греция. Римская империя. Античные

Торговые пути в Европе, Азии и Африке

 

Путешествия в античный период развития человеческой цивилизации

датируются, как правило, с середины 1 тыс. до н.э. по середину 1 тыс. н.э.,

т.е. охватывают тысячу лет истории народов, населявших Европу, Азию

и Африку. Некоторые историки считают, что античный период начинается

в VIII в. до н.э., времени расцвета Древней Греции архаического периода.

Так или иначе, но этот период в истории человечества, безусловно, связан

с двумя великими античными государственными образованиями: Древней

Грецией и Древним Римом.

47

Древняя Греция

Древнегреческие города-государства, в большинстве своем располо-

женные на берегах и островах Средиземного моря, направляли в VIII—

VI вв. до н.э. морские экспедиции в поисках новых земель, годных для

сельского хозяйства, а также для переработки сельскохозяйственной про-

дукции и ведения рыболовства. Этот период, в ходе которого древнегре-

ческие мореходы, рыбаки и торговцы, не гнушавшиеся морским разбоем

и применением силы при захвате территорий, колонизовали все средизем-

номорские берега Южной и Юго-Западной Европы, исследователи назвали

«великая колонизация». На новооткрытых берегах возникали портовые

поселения (рыбачьи поселки и торговые фактории), которые становились

местом торговли или обмена ремесленных изделий, тканей и вина на рабов,

металлы, янтарь, меха и другие товары, привозимые из центральных

и северных областей Европы. Небольшие торговые поселения со време-

нем превращались в большие колонии, некоторые из которых превраща-

лись в города-государства, превосходившие впоследствии метрополию,

т.е. «материнский полис», например Массалия — будущий Марсель или

итальянский Неаполь, основанный греками рядом с Везувием.

Около 600 г. до н.э. древние греки на берегах Босфора заложили два

укрепленных порта (один из них был Византий — впоследствии

Константинополь), оберегавших и контролировавших судоходство

из Средиземного моря в Понт Евксинский, т.е. в нынешнее Черное море.

В VII—VI веках до н.э. они основали несколько торговых поселений

на южном и западном побережье Черного моря, начав, таким образом, эко-

номическое и культурное взаимодействие с народами, населявшими север-

ную часть Балканского полуострова и Восточную Европу, а через непро-

должительное время освоили все Северное Причерноморье, закрепившись

в устье Днестра и Днепра, а также на крымском побережье. Через

Керченский пролив они прошли в Азовское море и достигли устья реки

Танаис — современного Дона.

«Отец истории» Геродот Галикарнасский

(ок. 484 — ок. 425 до н.э.) был замечательным

древнегреческим путешественником, побы-

вавшим в Вавилоне, Ассирии, Египте, Малой

Азии, Геллеспонте, Северном Причерноморье,

Балканском полуострове, пройдя его от Пелопоннеса

до Македонии и Фракии. Его заслуга

состояла не только в том, что он смог совершить

по тем временам весьма значительное путеше-

ствие, но главное — Геродот в девяти томах сво-

его знаменитого трактата «История» описал

страны и народы, которые увидел во время своих Геродот

48

 

странствий. Исторический и географический трактат Геродота является

чрезвычайно

важным источником по истории Великой Скифии, в состав

которой в то время входили десятки различных народов, проживавших

на южных территориях современных России и Украины.

В IV веке до н.э. известный древнегреческий мореплаватель и географ

Пифей совершил путешествие на север и посетил Британию и Ирландию,

а также побывал в стране, где добывали янтарь, т.е. одну из Прибалтийских

стран. Пифей был автором не сохранившихся трактатов «Об океане»

и «Описание Земли», в которых изложил свои путешествия. Он был пер-

вым греком, описавшим полярный день, полярное сияние и вечные льды.

Походы Александра Македонского

Удивительное и самое известное в мире путешествие с военными

целями совершил царь Александр Македонский (356—323 гг. до н.э.),

который во главе своей армии победоносно прошел из Греции в Малую

Азию, Сирию и Египет. После этого он двинул свое войско в Центральную

и Среднюю Азию, где захватил все земли, принадлежавшие Персидской

державе, а затем предпринял поход в Индию. Все свои походы он совер-

шил за девять лет, покорив десятки государств и захватив сотни городов.

Выдающееся морское путешествие, спустившись по реке Инд в Аравийское

море, пройдя Персидский залив и Красное море, совершил Неарх, друг

и главный флотоводец Александра. В его армии находилось немало уче-

ных и интеллектуалов, которые описали грандиозные военные походы

49

Александра Великого, но, к сожалению, до настоящего времени ни одна

из этих работ в целом виде не дошла, нам они известны только в отрывках.

IV—VI века до н.э. были временем расцвета Древней Греции классиче-

ского периода, включавшей в свой состав в то время острова и северо-вос-

точное побережье Средиземного моря, а также полисы и фактории в Черном

море. Основные пути сообщения и перевозки грузов шли на кораблях

по морю. Греки вытеснили финикийцев и взяли в свои руки контроль над

морскими перевозками в Средиземном море — главной акватории антично-

го мира. Поездки на кораблях экономили время, если была хорошая погода,

и были значительно более удобны, чем сухопутные путешествия. Правда,

процветало пиратство, но большие караваны судов ходили под охраной

древнегреческого военного флота, лучшего в те времена.

Сухопутные путешествия совершались пешком или на повозках, а так-

же верхом на ослах и мулах, багаж обычно несли рабы. Дорог было мало,

они содержались и поддерживались в различных государствах-полисах

по-разному, поэтому сухопутные путешествия были всегда испытанием

для древнегреческих путешественников. Наиболее массовыми являлись

сухопутные путешествия к местам религиозного поклонения, где прохо-

дили многолюдные празднества в честь языческих богов. Древние греки

проявляли заботу о дорогах, которые вели к святилищам. Если это было

возможным, они расширяли и укрепляли дороги, чтобы по ним можно было

ехать на колесных повозках.

В Древней Греции образовывались массовые потоки людей, совер-

шавших путешествия, в период проведения панэллинских религиоз-

ных праздников и связанных с ними спортивных состязаний. Речь идет

о Дельфийских (Пифийских), Олимпийских, Истмийских и Немейских

играх. Каждое такое состязание было посвящено определенному боже-

ству и включало в себя проведение обязательных религиозных ритуалов.

Почему они назывались играми? Потому что одним из способов, которыми

древние греки почитали своих богов, было посвящение им атлетических

соревнований и художественных зрелищ. Во время проведения панэл-

линских торжеств прекращались войны между городами-государствами,

что также способствовало массовому наплыву граждан, которые хотели

принять участие в религиозных церемониях, спортивных соревнованиях

и культурных мероприятиях.

Местные древнегреческие торжества не имели такого преимущества,

но некоторые из них представляли такие интересные и актуальные зрели-

ща, что привлекали значительное количество зрителей не только из преде-

лов одного полиса, но и из других областей Греции. Древние греки совер-

шали путешествия, чтобы специально посетить эти зрелища. Это прежде

всего относится к Большим Дионисиям — торжествам в честь бога Диониса,

которые устраивались ежегодно в марте в Афинах. Праздник посвящался

музыке и литературе, при этом важным моментом было соревнование меж-

50

ду авторами трагедий и комедий. Таким образом, театральное искусство

возникло как часть ритуальных обрядов, посвященных Дионису, начиная

с 534 г. до н.э., когда была поставлена первая пьеса. Огромный амфитеатр

в Афинах мог вместить 14 тыс. зрителей, столько же размещалось на скло-

нах холмов выше и сбоку от него. При этом мест всем желающим посмо-

треть пьесы Еврипида, Софокла, Аристофана и других древних авторов

не хватало. Останавливались древние греки во время своих путешествий

за определенную плату в заезжих домах и постоялых дворах, рассчитанных

для бедных и сравнительно небогатых людей. Эти средства размещения

не имели никаких удобств, пищу надо было добывать и готовить самосто-

ятельно. Государственные чиновники и богатые люди останавливались

в специальных гостевых домах при виллах знатных друзей или знакомых.

Древние греки совершали длительные и утомительные путешествия

с оздоровительными целями в водолечебницы, которые, как правило,

располагались рядом со святилищами, посвященным различным богам.

Покровителем минеральных источников греки считали самого известного

и сильного мифологического героя и полубога Геракла. Кроме физического

состояния древних эллинов волновало их будущее и возможность решения

личных проблем с помощью божественной воли, поэтому многие из них

часто обращались к оракулам, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Именно в этот период мы находим первые сообщения о том, что некоторые

люди совершали путешествия из любопытства и для отдыха в другой стра-

не. Осуществление путешествия в античный период требовало свободного

времени и денежных средств, а в Древней Греции только богатые люди,

имевшие статус гражданина, могли себе это позволить.

Древнегреческие путешественники, прежде всего чиновники и бога-

тые люди, находившиеся в другом городе-полисе, в случае возникновения

каких-либо трудностей или проблем могли обратиться к проксену — офи-

циальному представителю другого города-государства, постоянно про-

живавшему в этом месте. Проксен должен был быть обязательно челове-

ком состоятельным и занимающим определенное положение в обществе.

Главной обязанностью проксена было оказание помощи и поддержки всеми

возможными и легальными способами гражданину из города-государства,

который он представлял в месте своего постоянного пребывания.

Состав путешественников в Древней Греции был следующим:

„„- торговцы, т.е. люди совершающие путешествия с деловыми целями;

„„- чиновники, судьи, официальные представители власти;

„„- воины и военачальники;

„„- жрецы и служители различных религиозных культов;

„„- паломники, участники торжественных церемоний и ритуалов, в том

числе посетители оракулов;

„„- участники и зрители спортивных состязаний, игр и праздников,

посвященных языческим богам;

51

„„- больные и сопровождающие их лица, направляющиеся для лечения

в святилища;

„„- аристократы и богатые люди, совершающие поездки из любопытства, а также для отдыха.

Итак, путешествия в Древней Греции были составной частью жизни

общества, совершались регулярно и были связаны с экономической, поли-

тической, культурной и религиозной деятельностью всех слоев населения.

Древний Рим

На смену государствам, образовавшимся на развалинах империи

Александра Македонского, поднялся Древний Рим, непобедимые и бес-

пощадные легионы которого в I в. до н.э. объединили почти весь средизем-

номорский мир. Древнеримское государство во всех провинциях возвело

сеть крепостей с гарнизонами, построило мощеные камнем дороги, мосты

и тоннели, по которым постоянно перемещались военизированные патру-

ли, защищая путников от разбойников. Часть древнеримских дорог сохра-

нилась до настоящего времени в Европе и на Ближнем Востоке. Римляне

строили дороги по всем правилам инженерно-строительного искусства

(«Все дороги ведут в Рим»). Их строительство началось в далекой древ-

ности (312 г. до н.э.) с первой стратегической трассы — Аппиевой дороги,

которая соединяла Рим и Капую. Это самая значимая из античных обще-

ственных дорог Рима. Дорога была построена при цензоре Аппии Клавдии

Цеке. Позднее она была продолжена до Брундизия. Через нее было нала-

жено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Первый участок

дороги в 195 км был построен в IV в. до н.э. из Рима до Капуи для военных

целей. Второй небольшой участок был проложен уже в III в. до н.э. от Капуи

до Беневента. К 122 году до н.э. дорога из Беневента была продолжена через

Венузию и Тарент до Брундизия.

 

Аппиева дорога в наши дни

52

 

Древние римляне создали постоянный военный флот, эскадры кото-

рого находились в наиболее важных стратегических местах Средиземного

моря, в результате этого было ликвидировано пиратство. Таким образом,

были созданы условия для безопасных путешествий по всей территории

Римской империи. К этому надо добавить, что везде была введена единая

денежная система, в ходу были монеты разного достоинства и названия:

ассы, денарии, сестерции и др., которые принимались к оплате во всех древ-

неримских территориях. Латинский язык, на котором говорили древние

римляне, получил статус государственного языка, поэтому на нем говори-

ли судьи и чиновники, а также писали официальные документы не только

на территории Италии, но во всем Западном Средиземноморье, Галлии

и Британии. В Восточном Средиземноморье (Ближнем Востоке и Северной

Африке) были распространены греческий и арамейский языки. Таким

образом, было достаточно знать два — три языка, чтобы без особых затруд-

нений путешествовать по всей территории Древнего Рима.

Путешественники, где бы они ни находились и куда бы ни прибыва-

ли, чувствовали себя под защитой римских законов и судебной системы,

которая была хорошо организована и исправно действовала. Для удобства

путешественников были созданы итинерарии, первые известные в истории

путеводители, в которых отражались маршруты поездок, указывались рас-

стояния между географическими объектами, приводились описания путе-

шествий по Римской империи с указанием дорог и мест отдыха. Во времена

поздней Античности специально для христиан-паломников существовали

итинерарии с подробным описанием святых мест. Для удобства путеше-

ственников во всех крупных и портовых городах империи, особенно в свя-

тых местах, свои услуги предлагали многочисленные проводники, которые

красноречиво и на всех языках могли рассказать о достопримечательно-

стях, а также решить многие бытовые проблемы, связанные с размещением,

питанием, торговлей, посещением терм (общественных бань) и т.д. Простые

путешественники могли остановиться в любом из многочисленных заезжих

или постоялых дворов и жить в нем за умеренную плату, сколько было

необходимо. В заезжих дворах предусматривались комнаты для гостей, как

правило на втором этаже, кухня, столовая и контора для расчетов находи-

лись на первом этаже, а в пристройках располагались конюшни, кузнецы,

мастерские для починки повозок. Очаг располагался на кухне, от него шла

обычная римская система обогрева помещений в холодное время года.

Таким образом, путешественник кроме размещения получал на постоялом

дворе также и услуги питания. Однако если он хотел поесть где-то в городе,

то мог посетить любую из самых разнообразных таверн и харчевен.

В ходе завоеваний новых территорий римские легионы предпринима-

ли военные походы, в ходе которых присоединяли к Риму новые провинции

и совершали путешествия вне границ государства, делая при этом важные

географические открытия. В 210 году до н.э. известный римский полко-

53

 

водец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235—183 гг.

до н.э.) начал завоевание Пиренейского полуострова, нынешней Испании.

Завоевание пиренейских племен продолжалось 200 лет, крупнейшие рим-

ские полководцы принимали участие в военных операциях и соответствен-

но совершали путешествия в далекую тогда Испанию, среди них: Марк

Катон, Тиберий Гракх, СципионЭмилиан Африканский Младший, Марк

Агриппа и другие. Большую часть этих военных походов описал государ-

ственный деятель, историк и путешественник Полибий (ок. 201 — ок. 120 гг.

до н.э.) в своей «Всеобщей истории». Полибий сопровождал армию полко-

водца Сципиона Эмилиана Африканского Младшего (185—129 гг. до н.э.),

который в 146 г. до н.э. победил карфагенское войско и захватил Карфаген,

а также большую часть Северной Африки. Полибий вскоре после этого воз-

главил морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки, целью

которой была разведка рынков золота. Сухопутные путешествия римлян

вглубь Африки периодически проводились с целью разведки и установле-

ния отношений с государствами, существовавшими на границах с Древним

Римом.

В 58 году до н.э. наместником Галлии, которая занимала территорию

современной Франции, Бельгии и Германии, стал Гай Юлий Цезарь (100—

44 гг. до н.э.). Он во главе римских легионов за восемь лет, с 58 по 51 гг.

до н.э., покорил всю Галлию. При этом Цезарь и его легаты во главе леги-

онов совершали военные походы по завоеванной стране во всех направле-

ниях: от рек Рейна и Роны до Атлантического океана, от Пиренейских гор

до Северного моря. Тогда же Цезарь во главе своих непобедимых легионов

высадился на Британских островах, положив начало римского завоевания

и колонизации Англии.

Во второй половине I в. до н.э. Марк Агриппа (63—12 гг. до н.э.), извест-

ный римский полководец, архитектор и ученый, сподвижник и друг первого

римского императора Октавиана Августа (63 гг. до н.э. — 14 гг. н.э.), соста-

вил первую карту Римской империи на основе донесения военных развед-

чиков, отчетов дорожных инженеров-строителей, сведений из итинерариев

(путеводителей) и периплов (описаний береговых плаваний). Карта и запи-

ски Марка Агриппы, где даны исчисленные пути через Римскую империю,

к сожалению, не сохранились. Однако эта карта с сопровождающими ее

записками Марка Агриппы легла в основу «Географии» Страбона (ок.

64 гг. до н.э. — ок. 24 гг. н.э.) и «Естественной истории» Плиния Старшего

(23—79 гг. н.э.).

Малоазийский грек Страбон прославился как автор законченно-

го около 7 г. до н.э. монументального труда в 17 книгах под названием

«География», где он отражает знания о различных странах и народах, поя-

вившихся в результате многочисленных путешествий древних римлян.

В 70-х годах I в. н.э. выдающийся римский ученый Плиний Старший напи-

сал «Естественную историю», первую в мире энциклопедию в 37 книгах,

54

 

в которой давались разнообразные сведения об окружающем мире, в том

числе об античной географии, различных странах и народах, основанные

в том числе и на литературе, появившейся в результате путешествий.

В античный период сформировались устойчивые торговые пути

в Европе, Азии и Африке, по которым путешествовали люди из многих

стран и с различными целями, в том числе и с военными. Торговые пути

на многие тысячелетия стали единственными средствами коммуника-

ции между народами и государствами. Торговые пути были сухопутные

и водные (морские и речные), короткие и длительные. До нашего времени

дошли названия и маршруты некоторых из них: «Царский путь», «Дорога

специй», «Янтарный путь», «Великий шелковый путь», «Путь из варяг

в греки», «Путь благовоний» и другие, некоторые из которых возрождают-

ся сегодня в качестве брендов в рамках масштабных туристских проектов.

Царский путь— один из древнейших торговых маршрутов в истории

человечества, который вел из Египта вдоль линии водораздела на пла-

то на восточном берегу Иордана, через Дамаск в Междуречье и Персию.

Царский путь начинался в Египте в Гелиополисе, оттуда шел на восток,

через Клисму (современный Суэц), через перевал Митла, египетские форты

Нехл и Темед, через пустыню Синай в Эйлат и Акабу к медным рудникам

Тимны. Оттуда путь поворачивал на север, поднимаясь на плато к востоку

от долины Арава, где его пересекали Дорога специй и Путь благовоний,

мимо Петры и Маана к Удруху, Селе, и Шобаку (во времена крестоносцев

крепость назвали Монреаль). Далее дорога проходила через Керак и земли

Эдома и Моава в Мадабу, Рабат-Аммон (современный Амман), Джараш,

Бостру, Дамаск и Тадмор и оканчивалась в Ресафе (около Эр-Ракка)

на Евфрате.

Основной грузопоток Царского пути составляли товары, жизненно

необходимые для поддержания и развития социально-экономической

деятельности народов. На север шли зерно, медь, льняные ткани; на юг —

железо, рыба, шерстяные ткани. Путь оказывал важное влияние на страны

и поселения, через которые проходил, — Идумею, Моав, Набатею, горо-

да Декаполиса, являясь не только мощным социально-экономическим,

но и военно-политическим фактором и путем миграций. Этой дорогой при-

был в Ханаан ветхозаветный патриарх Авраам (ок. 2 тыс. до н.э.). Дорога

способствовала взаимному социокультурному влиянию и распростране-

нию религиозных идей среди народов, проживавших в регионе.

При римском императоре Траяне (53—117 гг. н.э.) дорога была вымо-

щена и стала называться Via Nova Traiana — «Новая Траянова дорога». Она

в то время представляла собой булыжную мостовую шириной в 7 м и явля-

лась одной из самых важных и удобных дорог на всем Ближнем Востоке.

Параллельно с этой магистралью была построена разветвленная система

наблюдения с маленькими крепостями, башнями и сигнальными станци-

ями. Главной задачей этих сооружений было размещение в них дозорных,

55

которые осуществляли контроль над караванными дорогами и оазисами

в пограничной зоне, а также вели наблюдение за всеми перемещениями

по Царскому пути.

Дорога специй— сухопутная часть одного из древнейших торговых

маршрутов на земле. Этот путь связывал Индию, Острова пряностей

и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Он начинался от пор-

тов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на карава-

ны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Во време-

на израильского царя Соломона (1020—980 гг. до н.э.) сухопутная часть

Дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города

Эцион-Гевер. По этому пути доставлялись не только специи с Островов

пряностей (корица, имбирь, перец и т.д.), но и золото, серебро, драгоцен-

ные камни из Индии, а также ценные породы деревьев и слоновая кость

из Восточной Африки, шелк из Китая.

В зависимости от военно-политической обстановки отдельные участки

Дороги специй, как и любого другого торгового маршрута, могли смещать-

ся в сторону более безопасных районов, но никогда эта торговля не пре-

рывалась. Мусульманское господство над маршрутом торговли специями

вынудило европейцев искать обходные пути, что в итоге способствовало

началу эпохи Великих географических открытий.

Янтарный путь— древний торговый путь, по которому в Античности

из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся янтарь. Впервые о нем

упоминает «отец истории» Геродот, хотя путь действовал за многие тыся-

челетия до его рождения. Археологами были найдены древние клады изде-

лий из янтаря, относящиеся к эпохе бронзы в Междуречье и на Ближнем

Востоке. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице египет-

ского фараона Тутанхамона, правившего в 1332—1323 гг. до н.э.

В античный период Янтарный путь начинался в земле балтийского

племени пруссов, у торгово-ремесленных центров Кауп и Трусо, затем шел

на юг по течению Вислы, пересекал Дунай у Карнунта, проходил по тер-

ритории нынешних Чехии, Словакии (через Девин), Австрии и Словении

и оканчивался, как правило, в городе Аквилее, в Северной Италии. Однако

существовали и другие пути, по которым янтарь поступал из Балтийского

региона в Средиземноморье.

В Древнем Риме янтарь считался неоспоримым символом роскоши.

Главным центром по импорту и переработке янтаря в Римской империи

был город Аквилея — конечный пункт одного из маршрутов Янтарного

пути. Особой популярностью у граждан Рима пользовались бусы и кольца,

украшенные фигурками Венеры или Купидона, а чуть позже — женскими

головами со сложными прическами. Украшали древние римляне янтарем

обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина.

Путь благовоний(путь ладана) — торговый путь, который

в Античности связывал юг Аравийского полуострова со странами

56

Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на террито-

рии современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова

Сокотра доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благово-

ния — в основном южноаравийский ладан, смирна, мирр, ароматические

масла и смолы, а также африканские специи. Широкое применение благо-

воний в религиозных, медицинских и бытовых целях на Древнем Востоке

и Средиземноморье создавало большой спрос на них и, как следствие, раз-

вил обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление и раз-

витие этого торгового пути.

Путешествия в Святую Землюс паломническими целями начались

после того, как при святом императоре Константине Великом (272—337)

христианство было объявлено государственной религией Римской импе-

рии. Регулярные и массовые паломнические путешествия христиан к храму

Воскресения Христова в Иерусалиме начались в конце 30-х гг. IV в. Это

произошло под влиянием примера святой императрицы Елены, совершив-

шей на склоне лет великое путешествие в Палестину в 325—327 гг. При этом

надо помнить, что она выполняла также и волю своего сына, императора

Константина Великого, действуя от его имени и благодаря его неограничен-

ной материальной поддержке. Историческое паломническое путешествие

святой императрицы Елены в Иерусалим привело к воздвижению Креста

Господня, уточнению топографии ключевых центров евангельской исто-

рии и положило начало мемориализации святых мест, связанных с земной

жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

В 325 году, во время проведения Первого Вселенского Никейского

Собора, император Константин Великий издал указ о строительстве

христианских храмов в святых местах: в Вифлееме на месте рождения

Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же

Палестины первый христианский император объявил Святой Землей.

Ко времени путешествия императрицы Елены предание возводит

также строительство двух храмов: в Хевроне, у Мамврийского дуба,

и на Масличной горе в Иерусалиме. Этими событиями открывается исто-

рия массового христианского паломничества в Святую Землю, потому

что путешествие императрицы Елены и ее окружения можно и нужно

рассматривать как первое организованное поклонение святым местам,

связанным с жизнью, крестной смертью и Воскресением Спасителя.

В результате этой деятельности уже в эпоху императора Константина

Великого в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения глав-

ным святыням христианства тысячи богомольцев, положив тем самым

начало массовому паломническому движению в Святую Землю. Римские,

а затем и византийские императоры не жалели своего времени, не щадили

сил своих подданных, не скупились тратить материальные ресурсы импе-

рии для того, чтобы увековечить память о земной жизни Иисуса Христа

и Пресвятой Богородицы. Палестина покрылась множеством христиан-

57

 

ских храмов и монастырей. Начали складываться религиозные тради-

ции и культура поклонения великим христианским святыням. При этом

необходимо отметить, что IV—VI вв., в начальные времена массового хри-

стианского паломничества, оно было обычно актом личного благочестия

верующего человека и осуществлялось без принуждения как со стороны

церковных, так и светских властей.

Богомольцы IV в. почитали и святые места, связанные с Ветхим

Заветом, и часто посещали места захоронения праведников древности,

пророков, царей и библейских патриархов. Главными центрами поклоне-

ния в Святой Земле начиная с того времени стали величественные храмы

в честь важнейших событий библейской истории: провозвестие через явле-

ние ангелов Аврааму у Мамврийского дуба (Хеврон), Рождество Иисуса

Христа (Вифлеем), Распятие и Воскресение Спасителя (Иерусалим),

Вознесение Господне (Елеонская гора) и др. Богомольцы шли в Святую

Землю из разных стран: прежде всего из пределов тогда еще единой

Римской империи, а также из Армении, Персии, Месопотамии, Эфиопии

и даже Индии. Вдоль основных маршрутов путешественников-паломни-

ков к святым местам постепенно складывалась паломническая инфра-

структура.

Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен воз-

никновения массового паломнического движения начинался с праздно-

вания Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.

Самым же главным праздником, притягивавшим в Святую Землю самое

большое количество богомольцев, был и остается праздник Святой Пасхи.

Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Светлое Христово

Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести в Святом Граде

и Страстную седмицу. Страстной седмице предшествует праздник Входа

Господня в Иерусалим. Основным событием этого дня был крестный ход

до стен Иерусалима. Паломники, принимавшие участие в этом шествии,

несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти 2 тыс. лет назад встре-

чали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы, как

правило, помимо разного рода реликвий брали с собой на память так-

же и эти пальмовые ветви, поэтому со временем получили обобщающее

название — паломники. Термин «паломник» происходит от латинского

слова palmarius — дословно «пальмовник», т.е. человек, несущий паль-

мовую ветвь.

В Палестине в IV в. паломники встречали уже сложившиеся традиции

почитания святых мест. Источники сообщают о неких проводниках, сопро-

вождавших паломников по Святой Земле. Проводники рассказывали, где

по обычаю нужно молиться, а также показывали, в каких местах произошли

те или иные библейские события. Таким образом, в IV столетии маршруты

передвижения паломников по святым местам Палестины уже сложились

и активно использовались.

58

 

2.4. Путешествия славян и торговые пути на территории

Древней Руси

 

Становление и развитие славянских государств после эпохи Великого

переселения народов, как и утверждение феодально-христианской государ-

ственности в скандинавских странах во второй половине I тыс. н.э., впервые

в мировой истории превратили Европейский континент в единое культур-

но-историческое целое. На смену античному разделению на цивилизован-

ную (с IV в. христианскую) империю и варварские языческие народы, окру-

жавшие ее, пришла средневековая христианско-феодальная Европа. Она

не была единой, ее разобщенность была очевидна, но государства Европы

стали к этому времени более однородными в социально-политическом

и экономическом отношении, кроме Византийской империи, которая, как

столп, возвышалась над Европой и Азией во всем своем блеске и могуще-

стве. Поэтому многие торговые и военные пути вели к Константинополю,

столице Византийской империи, или к Царьграду, как называли этот древ-

ний город славяне.

В VII—XIII веках территорию Древней Руси и сопредельных ей стран

пересекли два великих торговых пути: Путь из варяг в греки и Волжский

торговый путь. Оба они начинались в Балтийском море; первый шел

на юг по Волховско-Днепровской системе речных магистралей к Черному

морю; второй — на юго-восток, через Волхов и Ильмень, Ловать и Валдай,

далее по Волге к Каспийскому морю. Однако кроме Византийской импе-

рии торговые отношения связывали Древнюю Русь с Западной Европой

по Припятско-Бужскому пути, по которому русские купцы доставляли

восточные и славянские товары в немецкие, итальянские, французские

и другие европейские города. Среди восточных товаров, которые привоз-

или русские купцы, прежде всего были шелк и специи, золото и серебро,

драгоценные камни и украшения, фарфор и слоновая кость, ковры и ткани,

косметика и благовония, оружие и военное снаряжение. Среди товаров сла-

вянского производства пользовались спросом металлы, кожи, меха и мехо-

вые изделия, шерсть, лен, мед, пенька и др.

Необходимо обратить внимание, что торговые пути, проходившие

по территории Древней Руси, были международными, т.е. по ним путеше-

ствовали с различными целями люди разных национальностей, проживав-

шие в других государствах. По Пути из варяг в греки транзитом по древне-

русской территории проходили скандинавы (варяги), которые, как правило,

направлялись в Византийскую империю для торговли и в качестве наем-

ников для службы в императорской армии. Обратно они возвращались

с деньгами, полученными за службу, и товарами, награбленными в ходе

военных кампаний. По Волжскому торговому пути через Древнюю Русь

путешествовали не только варяги, но купцы из Персии, Кавказа и Средней

Азии. По Припятско-Бужскому пути в древнерусские земли прибывали

59

 

европейские купцы, католические миссионеры, воины-наемники и другие

путешественники.

Путь из варяг в греки— древнее название знаменитого международ-

ного торгового пути, проходившего в большей своей части по террито-

рии Древней Руси и связывавшего Скандинавию, Южную Прибалтику,

славянские государства между собой и с Византийской империей. Путь

существовал в VIII—XIII вв. Это был водный (морской и речной) путь

из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных

путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского

моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII вв.

н.э. Этим же путем пользовались русские купцы для торговли с Византией

и Скандинавией. Древнерусский летописец преподобный Нестор

в «Повести временных лет» называл его путем «из варяг в греки».

В переводе на современные географические названия путь от древних

торговых центров Скандинавии — Сигтуны, Бирки или Висбю и южно-

го берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика

на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив,

затем по реке Неве (здесь были пороги), по Ладожскому озеру, реке Волхов

(еще одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать,

Кунья, Сережа; далее в районе нынешней деревни Волок волоком в реку

Торопа, впадающую в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли,

а по этой реке — вверх до ее истока из озера Каспля, где в районе горо-

дища Гнездово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую

в Днепр. Далее путь шел по Днепру в Черное море, минуя днепровские

пороги. По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского бере-

га), останавливаясь в портах Констанцу и Варне, функционировавших еще

с античной эпохи, до Константинополя.

Перед тем как выйти в Черное море, суда требовали дополнительной

оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица

на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Еще один остановочный

пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная. Продвигаясь

от Балтийского моря по основному маршруту Пути из варяг в греки,

корабли останавливались в древнейших русских экономических центрах:

Новгороде, Смоленске, Чернигове, Любече, Киеве и ряде других, которые

были задействованы в торговых отношениях, существующих в то время

между городами и государствами. Путь заканчивался в Царьграде, который

считался в то время едва ли не самым значительным центром торговли для

всех стран Азии, Африки и Европы. В целом прохождение этого морского

и речного маршрута требовало, по реконструированным и эксперименталь-

но выверенным условиям древнего мореплавания, 90—110 дней, из них

две недели занимало преодоление волоков при переходе из Балтийского

в Черноморский речной бассейн. На карто-схеме показаны основные тор-

говые пути варягов: по Днепру.

60

 

Торговые пути варягов

 

Русских людей, приезжавших в Константинополь, было настоль-

ко много, что для их приема и расселения был выделен целый квартал

рядом с монастырем святого Маманта. Тексты договоров между Русью

и Византийской империей, заключенные в Х в., свидетельствуют о том,

что необходимо было защищать интересы русских купцов, прибывавших

по Пути из варяг в греки с торговыми целями в Царьград. Это обстоятель-

ство лишний раз подтверждает интенсивность древнерусской торговли,

которая велась по Пути из варяг в греки.

61

 

По мнению некоторых отечественных историков, древнерусские

и другие путешественники, возвращаясь из Византийской империи,

не могли идти тем же путем, которым они шли вниз по Днепру, направля-

ясь в Константинополь, так как они не имели технической возможности

преодолеть днепровские пороги вверх по течению. Поэтому возвращались

торговые караваны на Русь через Азовское море, а потом по Дону и далее

по рекам (кое-где волоком) доходили до Киева, после чего вновь шли

по Днепру.

Путь из варяг в греки состоял из трех основных функциональных

направлений:

1) Смоленско-Новгородско-Балтийское — по нему шла основная тор-

говля Древней Руси со странами и городами Северной Европы;

2) Греческое — по нему до XIII в. осуществлялись связи древнерус-

ских княжеств с Византийской империей;

3. Киево-Новгородское — использовалось главным образом для вну-

тренней торговли и коммуникаций между славянскими княжества-

ми, а затем с Х в. единого Древнерусского государства.

Путь из варяг в греки возник в конце VIII — начале IX в. Наибольшее

значение он имел в середине X — первой трети XI в., т.е. во времена вели-

кого княжения Святослава Игоревича, Владимира Святославича Святого

и Ярослава Владимировича Мудрого. Можно утверждать, что Путь из варяг

в греки стал той столбовой дорогой, по которой распространялось куль-

турное, религиозное и экономическое влияние Византийской империи

на славянские племена, следствием чего явилось крещение и просвещение

народов, проживавших на территории Древней Руси.

Во второй половине XI — начале XII в. усилились торговые свя-

зи Руси с Западной Европой по другим направлениям, и Путь из варяг

в греки постепенно стал уступать место Припятско-Бужскому, Западно-

Двинскому и другим магистралям. Окончательно Путь из варяг в греки

прекратил свое существование, когда монгольские войска во главе с ханом

Батыем захватили Нижнее и Среднее Поднепровье и положили конец древ-

ним торговым связям.

Волжский торговый путь.Это был водный и самый ранний из всех

великих путей, соединявших Древнюю Русь и Европу с Центральной

и Средней Азией в раннем Средневековье. По Волжскому пути велась тор-

говля с Арабским халифатом (на Кавказе), государством Ширваншахов

(в Средней Азии), Индией, Китаем и другими государствами. Судя

по находкам арабских монет, этот путь сложился ранее днепровского

и двинского путей, но и свое международное значение стал утрачивать

раньше остальных — еще до начала крестовых походов, т.е. в конце XI в.

В период своего расцвета во второй половине IX в. Волжский торговый

путь обеспечивал экономическое благосостояние нескольких государствен-

ных образований — финно-угорских и славянских княжеств в верховьях,

62

 

Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях

Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 80-х гг. IX в., с при-

ходом на берега реки скандинавов, известных по русским летописям как

варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вел вверх по Неве и Волхову

через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские

ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенно-

сти, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке

до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мед,

пенька и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней

Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимеревские курганы. Впрочем,

население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значитель-

ный славянский и мерянский компонент. Если к северу от Булгарии основ-

ными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней

Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария.

На Волге стоял крупнейший город этого государства — Итиль. Перешеек

между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел.

О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний

арабского географа Ибн Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912), который в своей

«Книге путей и стран» описывал торговый маршрут русских купцов вниз

по Днепру в Черное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море

и на верблюдах до Багдада. Важные сведения о русских торговых путеше-

ствиях доносит до нас другой арабский писатель Ибн Фадлан, живший

в первой половине Х в. Он совершил путешествие в 921—923 гг. из Багдада

в Волжскую Булгарию, поднявшись вверх по Волге вплоть до столицы,

которая носила название Булгар. По его информации, русские купцы шли

на кораблях вниз по Волге, достигнув Каспийского моря, они переплыва-

ли его и высаживались в южных каспийских портах, а далее на верблюдах

отправлялись в Багдад, Балх и Мавераннахр. Волжский торговый путь

на всем своем протяжении интенсивно использовался в VIII—X вв., о чем

свидетельствуют найденные на разных его участках многочисленные кла-

ды арабских монет с надписями, выполненными древнейшим арабским,

куфическим письмом.

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Древней

Руси. Пряности, шелк и некоторые другие товары можно было приобрести

только здесь. Кроме того, в X—XI вв. Древняя Русь становится посредни-

ком между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между

ними была практически невозможна по многим политическим причинам.

Лишь благодаря крестовым походам на Ближний Восток в XI—XIII вв.

Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Древняя Русь явля-

лась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Припятско-Бужский торговый путь.Это был комбинированный путь,

по которому грузы и люди перемещались и по рекам, и по сухопутным доро-

63

 

гам с Востока на Запад и обратно. Пути этого торгового направления шли

от Днепра до реки Сана и верховьев Западного Буга по территориям сла-

вянских племен: северян, полян, древлян, волынян, хорватов и др. Торговые

отношения Древней Руси с европейскими государствами делали необходи-

мыми создание и поддержание сухопутных дорог и речных путей на запад-

ном направлении. Это направление шло в междуречье Вислы и Припяти,

а также Западного Буга, где находились Червенские города, которые входи-

ли в состав Древнерусского государства и были предметом ожесточенных

столкновений с Польским княжеством, так как были богаты благодаря раз-

витой торговле. Позднее эти города вошли в состав Галицко-Волынского

княжества. Таким образом, маршрут этого пути был следующим: Киев —

Червенские города — Краков — Прага — Регенсбург. При этом известно,

что раннесредневековые торговые пути связывали баварское Подунавье

с Италией и через южно-немецкие земли — с Францией. Следовательно,

восточные и славянские товары такими путями попадали в Западную

Европу и соответственно в обратном порядке европейские изделия при-

бывали на Древнюю Русь.

В некоторых документах той эпохи, в частности некоторых европей-

ских торговых уставах, упоминают и даже регламентируют деятельность

славянских купцов, в том числе древнерусских, что доказывает реальность

торговых связей между Древней Руси и Европой. Припятско-Бужский

путь, по мнению исследователей, существовал и активно использовался

для торговых путешествий и поездок с другими целями в VIII—XIII вв.

Выводы по главе

К середине 1 тыс. до н.э. многие народы накопили огромный опыт совер-

шения путешествий по огромным пространствам Азии, Африки и Европы,

они освоили различные способы передвижения пешком, на животных

и на кораблях. Начали складываться устойчивые сухопутные маршруты

и морские пути, соединяющие различные страны и народы. История разви-

тия древних государств и народов не была синхронной, поэтому межкуль-

турные коммуникации, возникающие во время путешествий, обогащали

народы и содействовали взаимному обмену знаниями и опытом в самых

различных сферах деятельности, способствовали развитию экономических

и культурных связей народов между Западом и Востоком, между Севером

и Югом: Торговые пути являлись проводниками распространения знаний,

технологий и инноваций. К IV столетию сложились маршруты передвиже-

ния паломников по святым местам Палестины. Исходя из побудительных

мотивов, состав путешественников в Древней Греции и в Древнем Риме

был представлен торговцами, чиновниками, воинами, жрецами и служите-

ли различных религиозных культов, паломниками, участниками и зрителя-

ми спортивных состязаний, а также людьми, совершающие поездки в целях

64

 

отдыха и лечения, посещения родственников и просто из любопытства. Уже

в античный период государство создавало условия для безопасных путеше-

ствий, строило дороги, поощряло создание первых средств для размещения

путешествующих.

Таким образом, посредством путешествий каждая из древних циви-

лизаций расширяла собственную ойкумену. Прежде изолированные циви-

лизационные миры пересекались друг с другом. Это вело в итоге к фор-

мированию единого мирового пространства. Путешествия, носившие

первоначально прецедентный характер, становились все более регуляр-

ными. Формировались устойчивые маршруты торговли и паломничества.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.В какие дополнительные места могут совершить паломничество

мусульмане?

2.В какие страны и регионы распространился буддизм из Индии?

3.В какие страны совершали путешествия древние индийцы и с каки-

ми целями?

4.В каких двух направлениях двигались путешественники по Великому

индийскому пути?

5.В каких направлениях и какие торговые пути проходили по терри-

тории Древней Руси?

6.В каких странах находятся главные святые места буддизма и с чем

они связаны?

7.В чем причина упадка Великого шелкового пути?

8.В чем состоит историческая заслуга перед Китаем Чжана Цяна?

9.Из каких основных функциональных направлений состоял Путь

из варяг в греки?

10.Как называлась древняя индийская цивилизация?

11.Как организовывались и проходили буддийские паломничества?

12.Какие античные авторы описали свои путешествия и где они побы-

вали?

13.Каковы были основные причины миграций и переселений в Древнем

мире?

14.Какие Вы знаете объективные предпосылки возникновения и раз-

вития путешествий в Древнем мире?

15.Какие древние пути образовались и действовали в античный период?

16.Какие из китайских изобретений привели к возрастанию динамики

путешествий в Древнем мире?

65

17.Какие народы принимали участие в освоении Великого индийского

пути?

18.Какие особенности имел Припятско-Бужский торговый путь

и с какими странами велась по нему торговля?

19.Какие природные образования мешали взаимному проникновению

древних индийцев и китайцев?

20.Какие путешествия позволили древним китайцам узнать географию

своей страны?

21.Какие святые места посещали христианские паломники в Палестине

и с чем они были связаны?

22.Какие средства передвижения использовали древние люди для своих

путешествий?

23.Какие товары возили купцы по Великому шелковому пути?

24.Какие условия создали древние римляне для развития путешествий

внутри своего государства?

25.Какие формы передвижения знали древние греки?

26.Каким был состав древнегреческих путешественников?

27.Какими открытиями древней китайской цивилизации до сих пор

пользуется современный мир?

28.Какое значение имел Великий индийский путь?

29.Когда и зачем была построена Великая китайская стена?

30.Когда и с какими целями древние люди начали строить корабли?

31.Когда начались паломнические путешествия христиан в Святую

Землю и с чем это было связано?

32.Когда путешествия верхом на лошадях прочно вошли в практику

передвижения по всем сухопутным маршрутам?

33.Кто определил основные святые места буддийского паломничества

и где они находятся?

34.Куда направляются мусульмане для совершения хаджа?

35.Назовите основные сакральные центры в традиционных религиях

Востока.

36.Назовите основные цели или причины путешествий в Древнем мире.

37.Назовите цель совершения путешествий древних людей в святые

места.

38.Определите географию плаваний финикийцев.

39.По каким маршрутам и каким странам проходил Великий шелковый

путь?

66

40.По каким рекам проходили основные маршруты путешествий

в Индии?

41.С какими странами велась торговля по Волжскому торговому пути?

42.С какими целями и куда совершил свое путешествие Александр

Македонский?

43.С какими целями путешествовали древние греки?

44.Чем торговали русские купцы в других странах?

45.Что входило в состав инфраструктуры путешествий в Древней

Греции и Римской империи?

46.Что такое итинерарии и для чего они создавались?

47.Что такое Пунт? В каких целях направлялись туда египетские экс-

педиции?

 

Глава 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...