Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вызов XIV столетия и создание инфраструктурных
Оснований развития туризма XIV век явился для человечества временем тяжелых эпидемиологиче- ских испытаний. Пандемия чумы, начавшись предположительно в районе пустыни Гоби, распространилась за сравнительно короткий срок по тер-
1 Первый самозванец, Лжедимитрий I, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича, появился в начале1604 г., он хотя и не был поставлен казаками, но нашел в них сильных приверженцев. 82
ритории Азии, Европы и Северной Африки. Численные потери по реги- онам составляли от трети до половины населения. Вдвое сократилось население ряда наиболее пострадавших от «черной смерти» европейских стран. До этого Европа пережила в XIV в. еще и демографический удар «великого голода», в результате которого вымерло от 10 до 25% горожан. Распространение болезни из Азии в Европу в значительной степени свя- зывалось с монгольскими войсками. Удары чумы явились, по-видимому, одним из важнейших, но не учтенных должным образом в историогра- фии, факторов крушения чингизидского геополитического могущества в Евразии. Пандемия повторялась по меньшей мере трижды. А были еще и волны региональных эпидемий. Все это должно было, казалось, привести к сокращению числа путешествующих. Путешественник стал реально вос- приниматься прежде всего как разносчик болезней. Но человечество нашло в себе ресурсы для ответа. Существенным образом были изменены социальные нормы жизни. Начинается благо- устройство городов. Получает развитие медицина, устанавливаются правила гигиены и санитарного контроля. Считается, что именно чума нанесла решающий удар по системе феодальных отношений в Европе. Для путешественников создаются благоустроенные гостеприимные дома. Произошедшие нововведения приводят к созданию инфраструктурных оснований для последующего развития туристского сектора. 3.2. Х ристианское паломничество и крестовые походы. Русское православное богомолье Важнейшим импульсом для путешествий в рамках несекулярных сообществ являлось возникновение новых религий. Тысячи проповедни- ков направлялись во внешний мир, чтобы донести до язычников свет ново- го учения. Установившаяся с IV в. н.э. христианская традиция совершать паломнические путешествия в Святую Землю продолжилась в период ран- него Средневековья. За первые века паломничества, прежде всего под вли- янием ряда объективных культурных факторов, сформировалась традиция внешнего облика богомольца. Для мужчин это наличие бороды и длинных волос, калиг (башмаков), темного, как правило, выгоревшего за время пути плаща, шляпы с весьма широкими полями, сумы и выдолбленной из тыквы бутыли на ремне. Образ паломника был немыслим без посоха или клюки, на которые приходилось опираться во время долгого путешествия. Из Константинополя, многих провинций и городов Византийской империи, так же как и из Азии, Африки и Европы, многочисленные палом- ники беспрепятственно шли на поклонение к святыням Иерусалима вплоть до середины VII в., когда Святая Земля была захвачена арабами. Впрочем, завоевание арабами Палестины не остановило христианского паломничества, оно продолжало развиваться, о чем свидетельствовало появление в VII—IX вв. 83 многочисленных византийских воспоминаний о богомольных путешествиях и путеводителей для паломников, которые назывались проскинитарии. С середины VII по XI в. включительно, в период арабско-мусульман- ского господства в Святой Земле, паломники-христиане из европейских и других стран могли реально посещать Иерусалим и поклоняться его свя- тыням. Христианское паломничество за несколько веков своего сосуще- ствования с мусульманским миром превратилось в неотъемлемую часть духовной и повседневной жизни Палестины. При этом надо иметь в виду, что сложившаяся с IV в. традиция паломничества в Святую Землю стала важной религиозной и культурной составляющей в жизни христиан многих стран Азии, Африки и Европы. Приостановление христианского паломничества в Святую Землю в последней трети XI в. в результате экспансии тюрок-сельджуков стало одним из важнейших побудительных мотивов для христиан Европы начать кресто- вые походы за освобождение от мусульман Гроба Господня в Иерусалиме. Крестовые походы представляли собой военно-паломнические экспедиции на Ближний Восток, в которых принимали участие люди из самых разных слоев общества и многих стран Западной и Центральной Европы. Крестовые походы сформировали новый образ католического воина-паломника, который должен был не только совершить духовный подвиг паломничества, но также стать воином и с мечом в руке воевать с мусульманскими захватчиками Гроба Господня. Кровавые религиозные войны, названные крестовыми походами, которых было восемь, тянулись практически целых два столетия. В резуль- тате победоносного Первого крестового похода были созданы на Ближнем Востоке несколько крестоносных государств, растянувшихся тонкой цепоч- кой вдоль линии средиземноморского побережья Передней Азии. История крестовых походов продолжалась с конца XI до конца XIII в., превращаясь в бесконечную череду войн крестоносцев между собой, с турками-сельджуками, египетскими и сирийскими мамлюками, а так- же Византийской империей. В 1187 году войско султана Салах ад-Дина (1138—1193) из династии Айюбидов, объединившего под своей властью Сирию и Египет, разгромило объединенную армию крестоносцев при Хаттине (близ Тивериадского озера), после чего захватило Иерусалим и большую часть крестоносных владений. В 1204 году католики-крестоносцы совершили историческое пре- ступление: участники Четвертого крестового похода штурмом захватили и разграбили Константинополь, столицу христианской империи, а также другие ее города и провинции. Католические рыцари разрушили, осквер- нили и вывезли на продажу множество христианских святынь, находив- шихся в православных храмах и монастырях города, предав их огню и мечу. Католические бароны по благословению папы Римского Иннокентия III (1161—1216) создали на развалинах Константинополя так называемую Латинскую империю, которая просуществовала чуть более полувека. 84
Маршруты крестовых походов В конце XIII в. крестоносцы были окончательно вытеснены войсками Мамлюкского султаната с материковой части Ближнего Востока, потеряв все свои завоевания в Святой Земле. Так бесславно закончилась серия кро- вавых войн на Ближнем Востоке, которые организовывались и вдохновля- лись Римско-Католической Церковью с официальной целью освобожде- ния Гроба Господня и защиты христианских паломников в Святой Земле. На самом деле папы Римские вместе с европейскими королями ставили перед собой совсем другие геополитические задачи — вытеснение и право- славных христиан, и мусульман из Святой Земли, а также захват новых территорий на Ближнем Востоке. Мирное паломничество в период, когда католики-крестоносцы пра- вили в Святой Земле, также продолжалось. Для перевозки паломников из Европы в Святую Землю города средиземноморского побережья орга- низовали транспортные флоты. Для защиты против пиратов использова- ли корабли, оснащенные по-военному, и отправляли сразу целый флот. Существовали два рейса: один — весной (большой рейс) для паломников, которые шли в Святую Землю на Пасху, другой — летом. Перевозка палом- ников давала большие доходы, поэтому сильные города удерживали ее за собой; можно было отъезжать лишь из определенных портов: в Италии — 85
из Венеции, Пизы и Генуи, во Франции — из Марселя. Миллионы паломни- ков-христиан из Европы, Азии и Африки смогли за два столетия существо- вания крестоносных государств посетить Святую Землю и поклониться Гробу Господню. Регулярное паломничество русских людей к святыням Вселенского Православия ведет свое начало с первых десятилетий после Крещения Руси в 988 г. В Древней Руси паломничество было воспринято в визан- тийской православной традиции и отличалась от католической. Римско- Католическая Церковь не приняла для себя постулат об иконопочитании, а следовательно, святыни и святые места для западных христиан являлись только иллюстрацией событий Священной истории. Духовный смысл пра- вославного паломничества заключается в почитании и поклонении святым местам, мощам Божиих праведников, иконам и крестам ради удостовере- ния подлинности Боговоплощения, приобщения к благодатным энергиям, свидетельствующим о присутствии Божием на земле. Молитва у святы- ни — главная цель православного паломничества. Паломники принима- ют участие в Божественной литургии, других богослужениях, молебнах и крестных ходах. Хорошо известно, что распространение христианства в Древнерусском государстве началось значительно раньше 988 г., а значит, без сомнения, первые русские христиане, принимая участие в военных походах, дипло- матических путешествиях и торговых поездках, на протяжении всего Х в. совершали паломничества к святым местам Православного Востока. Ярким подтверждением этого служит государственный визит, совершенный в 957 г. святой Ольгой, великой княгиней Киевской, в Константинополь, где она приняла святое крещение и поклонилась цареградским святыням. Православная Церковь и народ издревле почитают святую княгиню Ольгу как первую известную русскую паломницу. Русское православное паломничество всегда разделялось на внеш- нее — поклонение святыням Византии и Палестины, и внутреннее — покло- нение святыням Земли Русской. Как синоним понятий «паломничество» и «поклонничество» очень рано начинает использоваться слово «бого- молье», обозначающее хождение на поклонение православным святыням сверх обычно посещаемых святых мест. Понятие «богомолье» в русской традиции обычно связывается с внутренним паломничеством, т.е. с палом- ничеством к отечественным общецерковным или местночтимым святыням. Многие древнерусские паломники, странствуя по отечественным святым местам, а также отправляясь в Иерусалим, Константинополь и на Афон, были известны под именем «странников» и «калик перехожих», ходивших, как правило, дружинами, чтобы сообща преодолевать трудности и опас- ности дальнего пути. В одной из русских былин образно говорится, что новгородский боярин-гусляр Ставр Годинович одну струну своих гуслей натягивал от Киева, другую — от Царьграда, третью — от Иерусалима. Так 86
в древнерусском эпосе получили отражение основные святые места, при- тягивающие православных паломников первых веков после принятия хри- стианства на Руси. Древние русские летописи и жития святых донесли до нас историю о паломничестве преподобного Антония Печерского к святыням Афона в конце Х — начале XI в. Для Русской Православной Церкви Святая Гора Афон начиная с X в. имела большое значение. В богатых библиотеках святогорских монастырей в Средние века получали образование русские монахи, которые также приобщались к многовековым традициям христи- анского иночества. При этом важно отметить, что уже в самые первые годы XI в. на Афоне подвизались русские иноки, которые создали монастырь Пресвятой Богородицы, известный под названием Руссик. Письменных свидетельств, отражающих картину паломничества русских людей на Афон с Х по XII в., к сожалению, не сохранилось, однако можно уве- ренно говорить, что возникновение и развитие русского монастыря в честь Пресвятой Богородицы косвенно доказывает присутствие русских палом- ников на Святой Горе в этот период. В 1169 году официальным решением Священного Кинота — высшего коллегиального органа Афона, русским монахам был передан пустующий греческий монастырь на Святой Горе, который был посвящен ими святому Пантелеимону, чьи честные мощи всегда хранились в этой обители. Но вернемся к одному из первых русских монахов-отшельников — преподобному Антонию Печерскому, который он совершил в конце Х — начале XI в. два паломнических путешествия на Афон. В 1028 году пре- подобный Антоний окончательно вернулся с Афона в Киев, поселился в пещере за городом и продолжил свой иноческий подвиг, результатом которого было основание Киево-Печерского монастыря. В середине XI в. паломничество в Константинополь, Иерусалим, Афон и к другим святым местам Вселенского Православия уже не сводилось к единичным фактам, связанным с военной, торговой или дипломатической деятельностью отдельных людей. Теперь паломнические путешествия мог- ли осуществляться с собственно религиозной и духовной целью — покло- нения святым местам, чудотворным иконам и мощам Божиих угодников. Русские летописи доносят до нас подвижнический образ преподобного Варлаама († ок. 1074), игумена Киево-Печерского монастыря. Два раза в середине XI в. он совершал паломнические путешествия на Православный Восток, в Константинополь и Иерусалим, как по личному влечению к свя- тым местам, так и по делам церковным. В самом начале XII в. совершил путешествие к святым местам Православного Востока выдающийся древнерусский писатель-паломник игумен Даниил, родоначальник жанра хождений в отечественной литерату- ре. Игумен Даниил во время своего паломнического путешествия, которое он осуществил в 1106—1107 гг., посетил Константинополь, малоазийские 87
и средиземноморские города, греческие острова и Святую Землю. Вместе со своими спутниками он присутствовал на нисхождении святого благодат- ного огня в Великую субботу 1107 г. Свое паломничество он описал во все- мирно известном произведении «Житие и хождение Даниила Русской Земли игумена», создав особый древнерусский литературный жанр хож- дений. Это выдающееся сочинение начала XII в. послужило образцом для всех последующих (практически до XVIII в.) произведений данного жанра паломнической литературы. В конце 60 — начале 70 гг. XII в. вместе со своими родственниками и духовными детьми преподобная Евфросиния Полоцкая уже на склоне лет совершила паломническое путешествие в Константинополь и Иерусалим. Добравшись до Царьграда, она вместе со своими спутниками получила бла- гословение Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга († 1170), помолилась в храме Святой Софии, поклонилась царьградским святыням, посетила могилы отца и других своих родственников и продолжила путь в Святую Землю. Из жития преподобной Евфросинии нам известно, что, достигнув Иерусалима, она поклонилась Живоносному Гробу Христову, обошла и прочие достославные места в окрестностях Иерусалима. Евфросиния поселилась в монастыре, называвшемся Русским и находив- шемся при храме, выстроенном в честь Пресвятой Богородицы. Вскоре она тяжело заболела и в мае 1173 г. скончалась в Иерусалиме. В житии преподобной Евфросинии упоминается очень важное для паломнической темы обстоятельство: во время своего пребывания в Иерусалиме она обита- ла в русском монастыре. Перед нами единственное известное упоминание о существовании в домонгольский период русского монастыря в Святой Земле. Наличие в Иерусалиме русского монастыря Пресвятой Богородицы в середине XII в. говорит о том, что в Святой Земле, возможно, существова- ла инфраструктура по приему паломников, прибывавших из Древней Руси. В 1200 году Константинополь посетил сын новгородского воево- ды Добрыня Ядрейкович, ставший впоследствии святителем Антонием, архиепископом Новгородским. Вернувшись из паломничества, он напи- сал замечательные воспоминания о своем путешествии «Сказание о свя- тых местах и чудотворных иконах и иных чудесных вещах в Царьграде». Юноша из знатной новгородской семьи был отправлен в Константинополь не только на богомолье. Он должен был приобрести цареградские святыни и ознакомиться с особенностями греческого богослужения. Надо отдать должное энергии и предприимчивости Добрыни — он привез с собой бес- ценные христианские святыни, которые потом многие столетия хранились в соборе Святой Софии в Новгороде. Святитель Антоний указал в своем сказании на то, что в нагорном монастыре Пресвятой Богородицы в Пере, в одном из пригородов Константинополя, каждому пришельцу полага- лись в дар хлеб, суп и чаша вина, таким образом, простые русские палом- ники XII в. находили приют и кров в этой обители. Большинство русских 88
паломников, посетивших Константинополь в тот период, в том числе и сам Добрыня, жили в Галате — также предместье Царьграда, расположенном рядом с Перой. В этом небольшом городке, населенном в то время главным образом русскими людьми, наш паломник обратил внимание на существо- вание храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба — первых русских свя- тых-мучеников. Различные древнерусские источники донесли до нас информацию о том, что в XII в. в Константинополе существовал нагорный монастырь Пресвятой Богородицы в Пере и храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба в Галате, в Иерусалиме — русский монастырь в честь Пресвятой Богородицы, на Афоне — русская обитель во имя святого Пантелеимона. Эти русские обители в основных местах поклонения святыням Вселенского Православия становились естественными центрами, в которых останавли- вались и жили паломники, прибывавшие из Древней Руси. Таким образом, можно считать, что паломничество как зарубежное, так и внутреннее с первых веков русской истории было достаточно широко распространено среди всех слоев общества, начиная от князей и заканчи- вая простыми жителями Древнерусского государства. Многие исследова- тели отмечали всплеск активности путешествий русских людей к святым местам Православного Востока в XII в., прежде всего в Византийскую империю. Династические связи Киевского великокняжеского рода Рюриковичей с Константинопольским императорским домом имели боль- шое значение в жизни Древней Руси и способствовали их путешествиям в Византийскую империю, особенно с целью заключения брачных союзов. В Константинополь, Иерусалим и Афон русские люди того времени путе- шествовали по государственным и церковным делам, с образовательными и культурными, деловыми и торговыми, личными и семейными целями, а также укрывались от преследований. При этом, оказавшись около свя- тых мест, наши набожные предки обязательно поклонялись святыням Вселенского Православия. Монгольское нашествие на Русь в 30—40 гг. XIII в. почти на столе- тие прервало сложившуюся традицию массового паломничества русского народа к отечественным и зарубежным православным святыням. Однако уже в середине XIV в. древнерусские богомольцы, преодолев ордынский «железный занавес», вновь восстановили традицию паломнических путе- шествий к святым местам Православного Востока. Возрождалось и вну- треннее богомолье в пределах русских княжеств, сумевших выжить и под- няться после монгольского завоевания. В 1330—1340 годы преподобным Сергием Радонежским (ок. 1314— 1392) был основан монастырь с храмом, освященным в честь Святой Живоначальной Троицы. В обитель стали стекаться богомольцы, нищие и больные, которые получали здесь необходимую поддержку и прежде все- го духовную помощь. Вести о чудесах и подвигах преподобного Сергия, 89
быстро распространявшиеся по всей Руси, привлекали к нему и к его оби- тели паломников не только из соседних земель, но и из дальних городов и весей. В числе приходивших в Троице-Сергиев монастырь на богомолье были и простые люди, и воины, и купцы, и бояре, и князья. Преподобный Сергий Радонежский и его ученики основали свыше 70 обителей в середине XIV — первой половине ХV в. В первой половине XV в. продолжились активные путешествия рус- ских людей на Ближний Восток, начатые в предыдущем столетии. Часто ездили посольства по великокняжеским и церковным делам, спешили гонцы с государевой и митрополичьей почтой, постоянно ходили тор- говые караваны русских купцов между Москвой и Константинополем. Все эти православные люди, по разным причинам путешествующие в Византийскую империю или даже за ее пределы, в страны, которые контролировали мамлюки и турки-османы, поклонялись святым местам Палестины, Сирии и Египта. Завоевание турками-османами Византийской империи повлияло на всю последующую историю русского паломничества на Православный Восток на несколько столетий вперед. Падение Константинополя в 1453 г. привело к значительным изменениям в европейской религиозной и куль- турной жизни, а также имело важные геополитические последствия, в том числе и для православного паломничества. Главные святыни христиан- ского мира оказались на территории и во власти Османской империи. Константинополь, превратившись в Стамбул, утратил статус мирового православного центра, который ранее был очень притягателен для христи- анских паломников из многих стран Европы и Азии. Однако для русских богомольцев Царьград остался святым городом, и они всегда стремились к нему, чтобы поклониться сохранившимся осколкам его православных святынь и украдкой помолиться в храме Святой Софии, даже ставшем мечетью. Таким образом, пользуясь современной терминологией, в дан- ном случае речь идет об османском «железном занавесе», который с тех пор на многие века отделил христианский мир от стран Православного Востока и тем самым сделал путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Афон и Грецию уделом светских и церковных послов, а также предприимчивых купцов с тех пор и до XIX в. В конце XV — начале XVI в. на территории Великого княжества Московского находились десятки святых мест, овеянных вековыми паломническими традициями, чудесами и преданиями. Поэтому, когда болезнь стала подтачивать могучее тело Московского государя Ивана III Васильевича Великого (1440—1505) и смерть незримо встала за его спиной, он вместе со всем своим двором поехал в сентябре 1504 г. в полуторамесяч- ное богомолье по самым значимым святым местам своего государства. И, конечно же, первой целью его путешествия был Троице-Сергиев монастырь, затем он посетил святыни Переяславля, Ростова, Суздаля, Владимира 90
и Ярославля. После богомолья великому князю стало лучше, болезнь отсту- пила, и он прожил еще год. Так великий князь Иван III Васильевич заложил на многие века вперед традицию для Русского Царствующего Дома — боль- шие, на несколько месяцев, паломнические путешествия к отечественным святыням. Подобные богомолья совершались всеми государями из рода Рюриковичей и Дома Романовых, этот маршрут стал называться Царским путем. Вслед за великими князьями в подобные паломнические поездки отправлялись также бояре и дворяне, купцы и простые люди, имеющие такие возможности. Таким образом, появилась многовековая паломниче- ская и культурная традиция путешествия к русским святыням по этому маршруту, который сохранился даже в советское атеистическое время для туристов под названием «Золотое кольцо». В XV—XVI веках, а особенно во времена царя Ивана IV Васильевича Грозного (1530—1584), из храмов и монастырей присоединенных городов и земель русские самодержцы забирали в Москву древние чудотворные и чтимые иконы, кресты и другие святыни. В этот период в столице строи- лись знаменитые соборы и храмы, которые Московские государи наполня- ли святынями, приносимыми не только из русских пределов, но и привоз- имыми из-за рубежа посланцами Православных Церквей Востока, а также отечественными паломниками. Таким образом, Москва стала главным центром русского паломничества. В столицу устремлялись богомольцы со всех концов нашего Отечества, потому что в ней были воздвигнуты одни из самых замечательных храмов и монастырей страны, в которых нахо- дились многие почитаемые народом православные святыни, собранные в течение нескольких столетий русскими государями — великими князья- ми и царями. Так были заложены благочестивые традиции внутреннего паломни- чества к отечественным святыням, на поклонение которым шли предста- вители всех сословий русского общества — от государей до простых кре- стьян. Даже в страшный период Смутного времени, которое было в самом начале XVII в., русские люди совершали паломничества к родным святы- ням, у которых молились Господу о даровании победы нашему войску над изменниками и интервентами, о спасении ратников и пленных, томящихся в плену у захватчиков. Русские цари из династии Романовых, правившие в XVII в., отли- чались набожностью и благочестием, поэтому они любили богомольные поездки к отечественным святым местам, которые совершали по нескольку раз в год. Как правило, они направлялись в паломничество со своими жена- ми и детьми в сопровождении большой свиты придворных. Достаточно часто государи в богомольные путешествия ездили вместе с патриархами и московским священством. При этом надо отметить, что русские патри- архи также самостоятельно совершали паломничества к отечественным святыням и не менее торжественно и многолюдно, чем царские поездки. 91
Особой пышностью и размахом отличались богомольные выезды патри- арха Московского и всея Руси Никона (1605—1681). В XVII веке продолжалось строительство новых монастырей и воз- рождение пришедших в упадок обителей после Смутного времени. Однако особое значение для истории паломничества имеет создание патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, Воскресенский собор которого стал практически точной копией храма Воскресения Христова в Иерусалиме и в котором в названиях окружающей местности была воспроизведена топография Святой Земли. По замыслу патриарха Никона, создание на русской земле фрагмента Палестины должно было дать представление о Святом Граде Иерусалиме русским людям, отделен- ным от Святой Земли османским «железным занавесом». В середине XVII в., после воссоединения Украины с Россией, рус- ские люди получили возможность совершать паломничество к украин- ским святыням, а украинский народ смог беспрепятственно поклоняться российским святым местам. Внутреннее паломничество в XVIII—XIX вв. в Российской империи стало повсеместно массовым явлением, на вели- кие церковные праздники одновременно собирались десятки и даже сотни тысяч богомольцев, пришедших поклониться святым мощам Божиих угод- ников, чудотворным и чтимым иконам и крестам. 3.3. М орские путешествия в эпоху Средневековья. Великие географические открытия Запада и Востока |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |