Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периодизация истории туризма




Необходимость теоретического осмысления новых для общества явлений возникла в географической науке лишь в середине XX в., хотя научный интерес сформировался примерно в середине XIX в. Процесс накопления знаний по истории путешествий и открытий, становление отрасли мирового туризма, изменения образа жизни людей привели к необходимости их методического обоснования, а сфера данной деятельности стала приобретать научное осмысление. В разных странах и в разное время подходы к исследованиям и их названия менялись. Неизменным оставалось одно — хронологический и географический принципы исследования, так как туризм и рекреация являются категорией человеческой деятельности, которые осуществляются в пространстве и времени.

Начало преподавания истории туризма в вузах было связано с улучшением работы географических факультетов университетов страны. В нашей стране этот процесс начался в 60-е гг. XX в. и развивался в рамках чтения спецкурсов усилиями энтузиастов. Лишь в 90-е гг., ввиду масштабной потребности появления специалистов туристских профессий, он стал системным.

 

1 Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др. ; под общ ред. Н. И. Кабушкина и др. Минск, 2003. С. 44—53.

19

 

Отмеченные выше сущностные черты и особенности истории туризма свидетельствуют об особом, промежуточном характере ее статуса в области обществознания. Они отражают в себе не только всю многоликость научных знаний об окружающем мире, но и степень эволюции человечества относительно уровня культуры развития общества, личности, быта.

Известно, что исследователи В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное знание, разделили его на идеографическое, которое изучает единичные явления, и номотетические науки, ищущие общие законы отдельных классов явлений. К последним, на наш взгляд, и относится история туризма. Ее сфера требует изучения рациональных оснований поведения человека, представления их в исторической логике событий. Однако непрогнозируемость действий людей, осуществляемых в типичных условиях, может являть отклонения от принятых стандартов, принятие новых управленческих решений. Это особенно характерно для образования новых видов туризма, форм обслуживания клиентов, влияния турдеятельности на образ жизни и поведения населения в различных странах, форм использования турпродукта. Такая ситуация превращает обобщение исторического опыта туристской деятельности в постоянно обретающую определенность дисциплину номотетического статуса.

Понятийный аппарат категорий обеспечивает единство научных знаний по истории туризма. Приступая к изучению истории путешествий и туризма, необходимо выделить и подробнее ознакомиться с понятиями, которыми оперирует эта дисциплина, такими как артефакт, вид деятельности, география, гостеприимство, дестинация, демография, задача, исследование, историография, история, исторический источник, картография, категория, классификация, климатология, комплексность, краеведение, культурология, логика, менеджмент, метеорология, метод, методология, моделирование, монография, наука, образование, отчизноведение, паломничество, периодизация, политология, поход, принцип, прогноз, протопериод, путешествие, ретроспектива, символ, социология, специфика, страноведение, структура, творчество, топонимика, туризм, турист, туристские услуги, туристский маршрут, уровень, философия, хронология, эволюция, экскурсоведение, эффективность и ряд других.

Термины и основные понятия, характеризующие данный спектр деятельности, формируют прочный блок представлений об истории туризма. На основе их уточнения развивается и совершенствуется современная законодательная база туристской деятельности, реализуется специфика ее функционального наполнения. Во второй половине XX в. в основном происходит оформление туристской терминологии. Заслуга в этом принадлежит документам юридического характера, концентрирующим опыт национальных и международных туристских организаций, и особая роль — документам Всемирной туристской организации (ЮНВТО).

20

 

Данная тенденция продолжается и развивается. Например, вышедший в 1996 г. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в главе 1 содержит ст. 1, которая называет «Основные понятия» (18). Здесь категории туристской деятельности применительно к туристским прогнозам в Российской Федерации совершенствуются и уточняются по мере внесения изменений и дополнений в закон. Другие нормативно-правовые документы — концепции, правила, стандарты также содержат термины и определения, что свидетельствует о том, что категорийный (понятийный) аппарат играет первостепенную роль в формировании туристских знаний. Об этом же свидетельствуют документы международной и отечественной туристской деятельности последних лет 1.

Однако было бы недостаточно говорить только об источниках юридического толка. Структура понятийного аппарата немыслима без учета категорий из общегуманитарных, естественнонаучных дисциплин. Мы знаем, что туристские представления эволюционизировали вместе с длительным формированием данного вида деятельности, поэтому впитали в себя весь спектр категорий общецивилизационного характера, сервисного обслуживания населения в объектах размещения и питания, рекреационного обустройства земель и территорий. Комплексный процесс формирования категорийного аппарата характерен для многих дисциплин. История туризма не является в этом исключением.

 

Методология и методы изучения истории туризма включают следующие аспекты.

1. Философская историко-материалистическая концепция. Ее реализация заключается в познании важнейших сторон эволюции человечества, развития туризма как необходимого слагаемого жизни, позволяет достичь объективности в объяснении исторического процесса.

2. Общецивилизационный аспект. Его суть сосредоточена на анализе истории человечества, представленной в контексте выявления закономерностей, показывающих эволюцию туризма от фрагментарных проявлений до современных форм.

3. Социально-гуманистический подход позволяет раскрыть организацию турдеятельности как вида управления, определить его специфику и влияние на улучшение жизни людей, сервисную деятельность.

4. Базовые понятия, или категорийный аппарат науки, формируют основные положения, термины, лексику науки.

 

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2012—2020 годы». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р.; Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644.

21

 

История туризма, как и любая другая наука, характеризуется своими методами исследования. Можно выделить три уровня приемов, способов изучения историко-туристских явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний. Это диалектический, системный, структурно-функциональный.

Диалектический метод показывает, как в процессе постоянного развития и совершенствования складываются основные сущностные характеристики нового вида деятельности людей, развиваются представления людей о Земле, мире, странах, ценностях, характере их взаимоотношений и связей.

Системный метод заключается в рассмотрении любой сферы общественной жизни, в частности туризма, как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы.

Структурно-функциональный метод требует тщательного изучения зависимости между различными сферами общественной жизни применительно к рождению новых тенденций и явлений. Он базируется на позитивистско-прагматических установках при принятии конкретных решений.

Второй уровень отражает общие методы. Это нормативный, социологический, сравнительный, исторический и др. Сравнение в процессе показа материала играет такую же роль, как и эксперимент в естественных науках, поэтому к нему наиболее часто прибегают исследователи. Исторический метод также издавна применяется в общественных науках. Он требует изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего, учета исторического опыта в условиях современности.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие систематизацию прикладных знаний: бихевиористский, моделирования, ситуативный, наблюдения, контент-анализа и др. В практике часто используются методы естественных наук: социологии, математики, статистики и т.д.

Основными принципами изучения дисциплины являются научность; творческий подход к систематизации материала; комплексность; историзм. Принцип научности требует учета всех факторов, процессов, явлений при обобщении материала, а также точек зрения авторов и исследователей на тот или иной вопрос эволюции туристской деятельности.

Творческий подход в изучении дисциплины связан с широтой мышления исследователя, его самостоятельностью в обобщении материала и формировании выводов.

Принцип комплексности означает умение исследователя не замыкаться в узких рамках имеющихся данных, учитывать все стороны жизни и поведения путешествующих народов и личностей в целях извлечения наиболее полных, объективных данных.

22

 

Принцип историзма требует показа туристских явлений в неотрывной связи и зависимости от комплекса событий в формировании цивилизаций, анализе развития стран и регионов, подкрепленности выводов фактами и документами.

История туризма, как всякая другая историческая дисциплина, выявляет закономерность развития событий в рамках объективно сформировавшихся периодов. Их продолжительность обусловлена качественными изменениями, сформировавшимися в сознании людей относительно путешествий; взглядов на окружающий мир; освоения земельных и водных пространств с помощью средств передвижения; промышленного загрязнения территорий; урбанизации; ценности природно-климатического и культурно-исторического потенциала регионов Земли; роли научных знаний в формировании здорового образа жизни, самосовершенствования личности и т.д.

Периоды истории туризма являются этапами его поступательного движения от фрагментарного события в жизни индивидуума или отдельных сообществ до возникновения бюджетоформирующей индустрии государств мира и ее современного развития. История такого социального феномена, как туризм не раз подвергалась периодизации. В учебно-методической литературе можно встретить несколько различающихся между собой подходов к выделению исторических периодов в развитии путешествий и туризма, одни из которых связывались с этапами развития технического прогресса (и прежде всего средств передвижения)1, другие ориентировались на преобладающие формы организации туристских путешествий и интенсивность развития туризма2, третьи исходили из типологизации культурной среды3 и т.д. При этом каждый из подходов был детерминирован целями и задачами исторического изучения и обобщения, которые ставили перед собой исследователи и педагоги. В предлагаемом учебном пособии, исходя из его целей и задач, опираясь на совокупность известных нам фактов, мы выделяем следующие периоды:

- I тыс. до н.э. — V в. н.э. — это так называемый протопериод, прототуризм. Он характеризуется активным освоением земельных и водных пространств в ходе знаменитых путешествий древности, зафиксированных в источниках; формированием в рамках ойкумены центров прототуристской деятельности для удовлетворения различных потребностей в развлечениях, лечении, образовании, отдыхе и т.д. Его сосредоточием являются древние цивилизации Китая, Индии, Египта, Греции, Рима;

 

1 Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство : учебное пособие : пер с англ. М., 2002.

2 Абрамов В. В. Периодизация развития отечественного туризма. URL : http:// pwww.ecologylife.ru / tyrizm-2002 / periodizatsiya-razvitiya-otechestvennogo-turizma.html 3 Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства : учебное пособие / Л. П. Воронкова. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004.

23

 

- V — первая половина ХVIII в. — процесс формирования национальных государств в Европе определяет начало следующего периода. Он фиксируется также достаточно условно и совпадает с историческими рамками. В это время бурно развивается история путешествий человечества. Великие географические открытия в представлении европейцев, противоборство мировых религий и формирующихся наций, буржуазные революции и промышленные новации подготовили фундаментальную почву для создания нового образа жизни горожан, но в первую очередь — аристократов.

Качественным его проявлением является формирование географического мышления, т.е. реального осознания возможности посещения отдаленных регионов земли, складывания представлений о них как о чем-то конкретном. С конца XVI в. в Англии стал пользоваться популярностью гранд-тур — поездка состоятельных молодых людей на континент для завершения образования, освоения языков, приобщения к манерам, образу жизни иных европейских народов. С середины ХVIII в. в перечень континентальных городов Европы вошел Петербург. Здесь, как и во многих городах Франции, Англии, Германии, возникают частные конторы для организации поездок молодежи за рубеж;

- вторая половина XVIII — первая половина XIX в. — формирование социально-экономических предпосылок возникновения современных форм туристской деятельности. Период знаменателен процессом утверждения прав и свобод личности, сформировавшимся на гребне волны буржуазных преобразований в передовых странах Европы и Северной Америки, популяризацией районов мира и туристских маршрутов в художественной и специальной литературе, периодике, деятельностью частных контор для организации поездок групп и отдельных личностей за рубеж;

- 50—80-е годы XIX в. — распространение коммерческих форм организации туризма в странах Европы и Северной Америки на основе профессионального менеджмента и организации производства.

Контора Т. Кука, другие турпредприятия стран индустриального мира явились показателем развития туризма как вида деятельности. Возникновение и развитие альпийских и горных клубов стали основой формирования массового туризма. Начался процесс повышения сервисности перевозок и создания новых средств размещения;

- 90-е годы XIX — 10-е гг. ХХ в. — первый революционный «бум» в мировом туризме, базирующийся на промышленных новациях, внедряемых в жизнь; появлении малых форм передвижения, в частности велосипеда и автомобиля; интенсификации путей передвижения в Северной Атлантике и некоторых других акваториях;

24

 

появлении в мире сотен просветительских туристских организаций, профсоюзной туристской деятельности; разнообразии новых видов турдеятельности, возникновении пляжного туризма; массовом оформлении новых туристских рекреационных зон и т.д.;

- 20—30-е годы ХХ в. — дальнейшее развитие массовых форм и видов туризма, возникновение социального туризма как показателя качественных изменений в жизни трудящихся масс, включение туризма в сферу политического противостояния стран планеты;

- 50—60-е годы ХХ в. — широкое промышленное использование авиатранспорта в турбизнесе и достижение нового качественного охвата регионов мира, завершение складывания сегментов туриндустрии в передовых странах мира, развитие самодеятельного туризма.

Дальнейшее совершенствование международных организационных форм турдеятельности;

- 70—80-е годы ХХ в. — появление туриндустрии, как ведущей отрасли национальной экономики в развитых странах мира, включение индустриального и личностного механизма в формирование его современных видов. Превращение сегментов туриндустрии в мощные созидающие комплексы развития стран мира;

- 90-е гг. ХХ — XXI в. — новый (второй) революционный планетарный взрыв интереса к туризму и турдеятельности, масштабное увеличение темпов его развития, требований к качеству предоставляемых услуг, превращение турбизнеса в фактор глобализации современного мира.

Несомненно, что представленная нами периодизация не идеальна. Она может быть оспорена. Более того, практика всегда будет вносить коррективы в ее структуру: периоды могут укрупняться, добавятся их новые сущностные характеристики, проявятся новые тенденции развития, но общая направленность (тенденция, тренд) на охват туризмом всех сторон жизни современного общества и его совершенствование на основе повышения качества жизни жителей планеты не изменятся.

В данном издании авторы не ставили целью подробно описывать каждый из предложенных периодов. Структура книги исходит из их укрупнения в рамках хронологической периодизации всемирной истории, но с учетом формирования нового качества мировосприятия, человеческой жизни на основе использования туристского потенциала рекреационных зон.

Выводы по главе

 

Можно констатировать, что предмет истории туризма в своей основе един, а его содержание расширяется по мере привлечения внимания к нему исследователей из различных областей и сфер знаний и формирования новых сведений и данных. Несмотря на то что его внутренняя структу-

25

 

ра дифференцирована и находится в процессе пополнения и обновления, единство сути предмета дисциплины доказано опытом исследований, совокупностью понятийного аппарата. В итоге мы можем сказать, что история туризма — это наука о развитии человеческого общества в его специфическом проявлении — целеустремленном движении в районы мира для формирования, совершенствования и познания своей личности, а также изучении данного вида деятельности.

Мировой рынок туристских услуг требует глубокого изучения. В условиях жесткой конкуренции эффективность туристского бизнеса зависит от учета потребностей клиентов, знания внутренних мотивов их поведения, психологии и ценностных ориентаций. Этим объясняется широкий круг задач изучения истории туризма. Надеемся, что читатели справятся с ними в освоении данного курса.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.Каковы основные этапы становления истории туризма как науки?

2.Как эволюционизировал предмет истории туризма на пути расширения его источнико-историографических знаний?

3.Как изменяется сущность историко-туристских знаний под влиянием общественных и других научных дисциплин?

4.Как вы понимаете комплексность дисциплины «История туризма»? Раскройте содержание комплексности дисциплины.

5.Выясните статус истории туризма как ветви научных знаний. В чем он заключается?

6.Какова система категорий истории туризма и ее развитие, роль системы категорий в становлении научных знаний дисциплины?

7.Назовите основные методы изучения истории туризма.

8.Как расширяется в процессе познания методология историко-туристской науки?

9.Каковы основные принципы изучения истории туризма?

10.Каковы функции изучения истории туризма как науки и учебной дисциплины?

11.Каково использование арсенала функционального предназначения туризма в исследовании его развития?

12.Назовите основные периоды истории туризма и раскройте их сущность.

13.Каковы задачи изучения истории туризма?

14.Определите место и роль истории туризма в системе профессиональных туристских знаний.

 

Глава 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 745.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...