Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Путешествия, транспорт и сервисные услуги




В Средние века

 

Массовые миграции и переселения народов как характерная черта

раннего Средневековья. Упадок динамики путешествий при пере-

ходе от Античности к Средневековью. Мореплаватель, кочевник,

паломник, начинающий бизнесмен — типичные образы средневе-

кового путешественника. Особая значимость религии и стремле-

ния к целостному познанию мира как мотиваторов путешествий.

Научно-образовательные цели и феномен странствующих студен-

тов. Появление представлений об организации примитивных сер-

висных услуг. Факторы, повлиявшие на резко возросшую с XV в.

динамику поиска новых земель. Геополитическая борьба европей-

ских стран за пространственное освоение мира. Причины экспансии

Испании и Португалии в сторону Атлантического океана. Значение

эпохи «великих географических открытий» в мировой истории.

3.1. П ереход от Античности к Средневековью

Переход от античного к средневековому миру был связан с массовыми

миграционными процессами. В исторической литературе этот период полу-

чил название «великое переселение народов». Толчком к переселению яви-

лась поразившая Южную Сибирь великая засуха. Началась перекочевка

номадов на Запад. Перемещение одних народов приводило в движение дру-

гие. Миграция гуннов вызвала по цепочке производных миграций мировую

турбуленцию. Казавшаяся незыблемей Римская империя, претендовавшая

прежде на планетарную гегемонию, рухнула за достаточно короткий вре-

менной интервал. Рим, номинируемый в качестве вечного города, был взят

вначале готами, а потом и вандалами. В истории Европы время перехода

от Античности к Средним векам являлось крупнейшим экономическим

и демографическим упадком. С завершением периода «великого переселе-

ния народов» интенсивность миграционных потоков принципиально сни-

зилась. После спада переселенческой динамики путешествия стали опять

носить прецедентный характер.

Снижение динамики торговых путешествий в период раннего

Средневековья обусловливался, с одной стороны, разрушением соответ-

ствующих инфраструктур Римской империи. С другой — установилась

68

 

христианская мораль, если прямо не осуждавшая, то вносившая опреде-

ленный негативизм в оценку предпринимательства. О неугодности Богу

торговой деятельности говорили и Иоанн Златоуст, и Фома Аквинский.

Основным центром путешествий в раннее Средневековье являлась

Византия. Время ее фактически полной гегемонии в Средиземноморье —

VI столетие, период правления Юстиниана. Западная Европа являлась

на тот момент культурной периферией византийской эйкумены.

Новая активизация миграционной активности в Средние века была

связана с возникновением ислама. Ислам за короткий период полу-

чил широчайшее распространение: от Волжской Болгарии на севере

до Экваториальной Африки на юге и от Кордовского халифата на западе

до Индонезии на востоке. Преобразовывались на новой религиозной плат-

форме огромные пространства афро-азиатского племенного мира.

Экспансионистская волна, идущая с востока, выражалась походами

Чингисхана и Чингизидов. В результате была создана крупнейшая за всю

историю континентальная империя. Территория монгольского государства

XIII в. превышала, к примеру, площадь Российской империи периода ее

максимального распространения.

Торговые пути

Начавшееся с VII в. наступление арабов задало новый импульс мас-

совым миграциям. Включение части Средиземноморья в состав арабско-

го халифата привело к изменению торговых маршрутов. Наряду со сре-

диземноморской формируется новая альтернативная зона европейской

торговли на Севере Европы (Балтийское, Северное и Норвежское моря).

Инициирующая роль в освоении этого пространства принадлежала пер-

воначально фризам. Затем главными акторами покорения морских про-

странств становятся викинги.

Именно они стали первыми европейцами, достигшими Америки, опе-

редив Колумба на несколько столетий. В конце IX — начале X в. экспедиция

под руководством норвежского мореплавателя Гуннборна Ульфсона, отбыв

из Исландии, достигла территории Гренландии. Повторить этот поход

удалось около 982 г. Эрику Торвальдсону (Эрику Рыжему). Вернувшись

в Европу, он организует группу викингов для переселения на новые зем-

ли. Сыновья Эрика продолжили его дело. При них происходит крещение

Гренландии. Один из сыновей Эрика Рыжего — правитель Гренландии

Лейф Эрикссон (Счастливый) около 1000 г. достигает североамериканско-

го побережья (территории современной Канады). Сообщения о западных

экспедициях викингов легли в основу эпических преданий «Саги об Эрике

Рыжем» и «Саге о Гренландцах».

Наряду с морскими прокладываются и сухопутные торговые пути.

Отчасти этому способствовала сохранившаяся еще с римских времен раз-

69

 

ветвленная дорожная сеть. Создаются и новые, получившие государствен-

ный статус грунтовые дороги. Одна из таких дорог вела из прибалтийских

земель к Вене. Ввиду использования ее в качестве основного маршрута

перевозки янтаря, она получила название «Янтарный путь».

Самым известным торговым путем в Средневековье продолжал оста-

ваться уже упоминавшийся Великий шелковый путь. Другие его назва-

ния — «Шахский путь» и «Путь пряностей». Термин «Великий шелковый

путь» был введен в употребление в 1877 г. президентом Берлинского гео-

графического общества Фердинандом фон Рихтгофеном. Интенсивность

Великого шелкового пути в этот исторический период то возрастала,

то снова снижалась. Она зависела от политической стабильности в соот-

ветствующих регионах. Когда после завоеваний монголов значительная

часть пути оказалась под их контролем, начался период возрождения древ-

них маршрутов. Двигаясь по Великому шелковому пути, достигли стран

Востока знаменитые путешественники Средневековья — Марко Поло

и Гильом Рубрук. По Великому шелковому пути шли не только товары.

Это была особая ниша межкультурной коммуникации. По нему шло рас-

пространение технических и технологических инноваций, различного рода

изобретений, таких как шелк, порох или бумага. По нему шло распростра-

нение новых религиозных учений, включая буддизм, христианство, ислам.

Непоправимые удары по функционированию пути были нанесены в XIV в.

Именно по маршрутам Великого шелкового пути получили распростране-

ние поразившие весь средневековый мир эпидемии чумы — «черной смер-

ти». Завоевательные походы Тамерлана также подрывали существенным

образом высокую динамику купеческой торговли. Начался поиск альтер-

нативных морских маршрутов.

Большое значение в установлении коммуникаций между Европой

и Востоком сохранял в Средние века и Волжский торговый путь. Одно

из названий Волжского пути — «путь из варяг в персы». Многие русские

города выросли как транзитные центры балтийско-черноморской торговли.

Формирование пути, судя по найденным арабским серебряным монетам,

относится к началу IX в. Его упадок был обусловлен взятием и разграбле-

нием крестоносцами византийской столицы — Константинополя.

Активно функционировала в Средние века транссахарская караван-

ная торговля. Основными перевозимыми товарами являлись золото и соль.

До открытия Америки африканское золото являлось главным источником

пополнения золотых запасов европейских государств.

Продолжилось в Средние века и использование итинерарий — дорож-

ных росписей, традиции создания которых уходили еще к античным вре-

менам. Наиболее распространенный тип итинерарий Средневековья —

описание паломнических маршрутов. Древнейший из сохранившихся

дорожников — датируемый IV в. «Бордосский итинерарий» описывал

паломничество в Иерусалим. Характерной особенностью средневековых

70

 

итинерариев было совмещение путеводного жанра и произведения духов-

но-просветительского типа. Русским вариантом итинерариев стал жанр

«хождений».

Наиболее системно были составлены путеводители по Византии,

не прерывавшей преемственности от Римской империи. Составленный

на рубеже X—XI вв. путеводитель «Отечество Константинополь» струк-

турно напоминает современные путеводители. В первой части излагалась

история города и главных городских районов, во второй — его топография,

в третьей — предоставлялись сведения об основных достопримечатель-

ностях (дворцах, храмах, монастырях, больницах, банях). Путеводитель

инкорпорировал фрагменты произведений ряда известных византийских

авторов.

Серьезную угрозу для путешествий предоставляли разбойные шайки.

Защиту от разбоя путники искали, как правило, за стенами монастырей.

Именно монастыри становятся в силу этого узловыми пунктами маршру-

тов путешественников. Со временем (XIV—XV вв.) создается всеевропей-

ская сеть гостиных дворов, профессионально ориентированных на прием

путешественников.

Падение Западной Римской империи, безусловно, привело к падению

потока путешествующих. Однако вместо торговых путешествий усили-

вается составляющая паломничества. Со временем формируются новые

торговые маршруты. Накопление географических знаний шло постепенно,

но имело устойчивый характер, подготавливая грядущую революцию в вос-

приятии пространственного континуума. Эта революция будет хронологи-

чески соотнесена с эпохой Великих географических открытий.

Образовательные поездки

 

Особым типом средневековых путешествий являлись «путешествия

за знаниями». Уровень грамотности в средневековой Европе был крайне

низким. Даже среди первых европейских королей мало кто умел читать

и писать. Получить знания по месту проживания не предоставлялось воз-

можным. Для их получения требовалось совершить путешествия к немно-

гочисленным местам средоточия средневековой науки и образования.

Первоначально эту роль брали на себя некоторые из монастырей. Далее

в качестве центров средневекового образования выступают университе-

ты. Первый европейский университет был открыт в конце XI в. в Болонье.

Студентов-иностранцев было в Болонском университете такое количество,

что в нем было создано две корпорации: Ультрамонтанов (иностранцев)

и Цитромонтанов (собственно итальянцев), причем во главе каждой кор-

порации стоял свой ректор1. Вслед за Болонским открывается университет

 

1 Соколова М. В. История туризма : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007.

71

в Париже. Специальными королевскими и папскими грамотами опреде-

ляются его особые права. Париж получает на какое-то время неофици-

альный статус столицы европейской науки. Далее университеты учреж-

даются в Оксфорде, Кембридже, Саламанке, Монпелье, Падуе, Тулузе,

Праге, Кракове, Вене, Гейдельберге, Базеле. Формируется специализация

университетов. Например, в Болоньи доминировала юридическая школа,

а на Сицилии — медицинская. Степень, присуждаемая университетами,

признавалась во всем христианском мире, что часто побуждало к получе-

нию знаний за границей. В это время становятся популярными путеше-

ствия ради образования, которые стали осуществлять молодые дворяне.

Ваганты — бродячие студенты, были широко известны средневековой

Европе. К началу XVI столетия в Европе насчитывалось уже 65 универ-

ситетов. Латынь являлась языком общения средневековой научной эли-

ты, позволяя получить образование в любом из университетских центров.

В рамках факультетов возникают «нации» — объединения, организованные

по земляческому принципу. Сам факт их возникновения свидетельствует

о значительности студенческих внутриевропейских миграций.

Часто путешествие за знаниями имело конкретного адресата. Ехали

зачастую учиться не в конкретный университет, а к конкретному мыс-

лителю.

Аналогичные западноевропейским университетам центры притяже-

ния для поиска ищущих знаний были созданы и в других цивилизациях.

Характерная их особенность для средневекового периода — неразделенность

религиозного и научного путей познания. Одна из старейших и авторитет-

нейших исламских духовных академий каирская аль-Азхар была основана

еще в 988 г., раньше любого из университетов Европы. Магнаврская выс-

шая школа в Константинополе учреждена и вовсе в 855 / 856 г. Примером,

демонстрировавшим сочетание образовательного туризма с экскурсион-

ной программой, могут служить странствия арабского путешественника

XII в. Абу Хамид аль-Гарнати. Он родился и провел юность в Кордовском

халифате на Пиренейском полуострове. Чтобы продолжить свое образова-

ние, он совершает морское путешествие (с заходом на Сицилию и Мальту)

в один из культурных центров мусульманского мира — Александрию.

Начиная с середины XVI в. посещение памятников великих цивилизаций

становится в Европе одним из условий признания положения молодого

человека в обществе: в путешествие, длившееся зачастую по 2—3 года, он

отправлялся в сопровождении наставника. Такие поездки, получившие

название «гран-тур», стали проводить, например, англичане в конце XVI в.

Путешествия начинались в небольшом французском городке, где первый

год молодые люди совершенствовали свои познания во французском язы-

ке. Затем они продолжали путь, следуя заранее намеченным маршрутом,

по городам Франции, Германии, Швейцарии. Но обязательной и наиболее

важной частью гран-тура являлось посещение Италии. За время поездки

72

 

юноши должны были освоить кодекс поведения высшего общества, пра-

вила хорошего тона, повысить свой культурный уровень. Наиболее интен-

сивно гран-туры развивались во второй половине XVII в. в Англии. Гран-

тур должен был стать завершающим этапом в образовании и воспитании

молодых людей из аристократических семей. Гран-туры совершили многие

известные люди: английский поэт Джон Мильтон, французский философ

Жан-Жак Руссо, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, дат-

ский писатель Ганс Христиан Андерсен, немецкий поэт Гете, английский

поэт Байрон и другие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...