Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мусульманское паломничество
Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящи- еся под воздействием ее культуры, почти 14 веков совершают религиозные путешествия, которые называются хадж. Согласно мусульманской тради- ции, хадж является пятым и последним столпом ислама. Хадж следует совершать мусульманину тогда, когда ему это позволяют личные, семейные и материальные обстоятельства. Коран предписывает каждому свободному, здоровому и совершеннолетнему мусульманину хотя бы один раз в жизни совершить хадж — посетить и провести сакральные ритуалы в священных городах Мекке и Медине. Немусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, посещение которых раз- решено верующим одной религии. Хадж позволяет мусульманину физически достичь Мекки — главного сакрального центра ислама. В Мекке, по представлениям мусульман, жили Адам и Ева, а позже — Авраам и его сын Исмаил, которые воздвигли Каабу как первый храм Единого Истинного Бога, там же пророк Мухаммед часто совершал молитвы. 44 Если материально обеспеченный человек по каким-либо объективным причинам не может совершить хадж, ему разрешается отправить вместо себя другого человека, оплатив все необходимые расходы. Женщина может отправиться в хадж только в сопровождении мужа или мужчины — бли- жайшего родственника, за которого она не может выйти замуж. Совершать мусульманам хадж разрешается только в определенное время — в месяцы шавваль, зулькаада и первые десять дней месяца зульхиджа. Посещение святых городов Мекки и Медины с целью паломничества вне этого времени расценивается как умра.
В Исламе различаются три вида хаджа. 1. Хадж аль-ифрад — мусульманин осуществляет только хадж. 2. Хадж ат-таматту — совершается после умры. После завершения умры мусульманин выходит из ихрама, ритуального состояния, но домой не возвращается. А 8 числа месяца зу-ль-хиджа он снова погружается в ихрам и совершает все ритуалы. Этот вид хаджа наиболее предпочтите- лен в мусульманской традиции. 3. Хадж аль-киран — мусульманин совершает одновременно умру и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и, не выходя из ихра- ма, повторяет эти ритуалы в дни хаджа. Этот вид хаджа совершал пророк Мухаммед. Мусульмане для совершения хаджа прибывают в город Мекку, где находятся великие святыни ислама, главная из которых Заповедная мечеть, масджид аль-Харам, выстроенная вокруг священной Каабы. Заповедная мечеть была построена вскоре после смерти пророка Мухаммеда в правле- ние его сподвижника второго праведного халифа Омара в 638 г. В комплекс мечети также входят источник Зам-зам, макам Ибрахим и холмы ас-Сафа и аль-Марва, соединенные между собой крытой галереей. В середине ком- плекса находится главная святыня мусульман — священная Кааба, кото- рую также называют «Домом Аллаха». В направлении Каабы обращаются мусульмане всего мира во время ежедневных молитв, а миллионы ежегодно совершают к ней хадж. Мусульмане, совершающие хадж, неукоснительно исполняя все ритуалы, проводят в Мекке две недели. В последний день они совершают последний обряд — прощальный семикратный обход Каабы, после чего обряд хаджа считается законченным. Богоугодным деянием счи- тается посещение до или после хаджа Медины. В Медине мусульмане посещают могилы пророка Мухаммеда и его сподвижников на кладбище Джаннаталь-Баки. Медина была убежищем для Мухаммеда после его ухода из Мекки. Здесь уместно заметить, что мусульманское летоисчисление ведется с даты хиджры, т.е. переселения, пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в сентябре 622 г. по христиан- скому календарю. Благодаря проповедям пророка ислам стал стремитель- но распространяться в Медине, а его жители принесли клятву верности 45 Мухаммеду. После этого началась хиджра мусульман из многих других мест в Медину. Именно в Медине возникло первое мусульманское госу- дарство. Главная святыня Медины — мечеть Пророка, масджид ан-Набави, вторая по значению после Заповедной мечети в Мекке. Богоугодным делом считается посещение в Медине мечети Куба. Духовное значение хаджа заключается в том, что, покидая на вре- мя паломничества свой дом и перенося все тяготы долгого путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. После возвращения домой к имени паломника навсегда, до конца жизни прибавляется наименование «хаджи», а также он надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабею), что символизирует совершение хаджа. К этому необходимо добавить, что мусульмане осознают особую значимость межкультурных коммуникаций, возникающих во время хаджа между представителями различных народов, исповедующих ислам. Хотя хадж в Мекку и Медину является единственным, который пред- писывается Кораном, мусульмане совершают религиозные путешествия и в другие для них святые места. В частности, в Иерусалим, третий святой мусульманский город после Мекки и Медины. В Иерусалиме находится великая исламская святыня — масджид аль-Акса (мечеть Отдаленная), место ночного вознесения пророка Мухаммеда. В 636 году, после завоевания арабами Иерусалима, халиф Омар распорядился построить на Храмовой горе мечеть аль-Акса, которая стала третьей по значимости мусульманской святыней. В 691 году здесь же была сооружена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), которая вместе с мечетью аль-Акса составляет религиоз- ный исламский комплекс на Храмовой горе в Иерусалиме. Другие святые места в исламе мусульмане-сунниты считают второ- степенными для осуществления хаджа. Однако разумеется, что при посе- щении Дамаска благочестивые мусульмане независимо от их конфессио- нальной принадлежности обязательно посетят соборную мечеть Омейядов, в Тунисе — мечеть в Кайруане, в Стамбуле — мечеть Султанахмед (Голубая мечеть), в Каире — мечеть Султана Хасана и др. При этом необходимо отме- тить, что в исламе народное почитание проявляется прежде всего в культе марабу — гробниц святых людей, в чудотворные свойства которых верят мусульмане. Мусульмане-шииты считают самым священным местом, конечно после Мекки и Медины, город Наджаф в Ираке, где похоронен четвертый праведный халиф Али (600—661), зять пророка Мухаммеда, первый шиитский непогрешимый имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы. Не менее священными считаются города Кербела (золотая гробни- ца имама Хусейна) и Самарра (гробница имамов Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари), расположенные также в Ираке. Вековое соперничество меж- ду арабами и персами всегда приводило к тому, что иранцы-мусульмане предпочитали осуществлять местный хадж на иранской земле. Поэтому огромное количество (от 12 до 20 млн человек) верующих мусульман-ши46 итов посещают святой город Мешхед на юге Ирана, где находится гробни- ца одного из известных Алидов, имама Али ибн Мусы (Ризы), умершего в 817 г. Другой святой город Кум, расположенный в 150 км от Тегерана, привлекает ежегодно более миллиона человек к гробнице Фатимы Масуме (Непорочной), сестры восьмого непорочного шиитского имама. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |