Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мусульманское паломничество




Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящи-

еся под воздействием ее культуры, почти 14 веков совершают религиозные

путешествия, которые называются хадж. Согласно мусульманской тради-

ции, хадж является пятым и последним столпом ислама. Хадж следует

совершать мусульманину тогда, когда ему это позволяют личные, семейные

и материальные обстоятельства. Коран предписывает каждому свободному,

здоровому и совершеннолетнему мусульманину хотя бы один раз в жизни

совершить хадж — посетить и провести сакральные ритуалы в священных

городах Мекке и Медине. Немусульманам строго воспрещается доступ

в эти города. Это единственные города в мире, посещение которых раз-

решено верующим одной религии.

Хадж позволяет мусульманину физически достичь Мекки — главного

сакрального центра ислама. В Мекке, по представлениям мусульман, жили

Адам и Ева, а позже — Авраам и его сын Исмаил, которые воздвигли Каабу

как первый храм Единого Истинного Бога, там же пророк Мухаммед часто

совершал молитвы.

44

Если материально обеспеченный человек по каким-либо объективным

причинам не может совершить хадж, ему разрешается отправить вместо

себя другого человека, оплатив все необходимые расходы. Женщина может

отправиться в хадж только в сопровождении мужа или мужчины — бли-

жайшего родственника, за которого она не может выйти замуж. Совершать

мусульманам хадж разрешается только в определенное время — в месяцы

шавваль, зулькаада и первые десять дней месяца зульхиджа. Посещение

святых городов Мекки и Медины с целью паломничества вне этого времени

расценивается как умра.

 

В Исламе различаются три вида хаджа.

1. Хадж аль-ифрад — мусульманин осуществляет только хадж.

2. Хадж ат-таматту — совершается после умры. После завершения

умры мусульманин выходит из ихрама, ритуального состояния, но домой

не возвращается. А 8 числа месяца зу-ль-хиджа он снова погружается

в ихрам и совершает все ритуалы. Этот вид хаджа наиболее предпочтите-

лен в мусульманской традиции.

3. Хадж аль-киран — мусульманин совершает одновременно умру

и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход

Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и, не выходя из ихра-

ма, повторяет эти ритуалы в дни хаджа. Этот вид хаджа совершал пророк

Мухаммед.

Мусульмане для совершения хаджа прибывают в город Мекку, где

находятся великие святыни ислама, главная из которых Заповедная мечеть,

масджид аль-Харам, выстроенная вокруг священной Каабы. Заповедная

мечеть была построена вскоре после смерти пророка Мухаммеда в правле-

ние его сподвижника второго праведного халифа Омара в 638 г. В комплекс

мечети также входят источник Зам-зам, макам Ибрахим и холмы ас-Сафа

и аль-Марва, соединенные между собой крытой галереей. В середине ком-

плекса находится главная святыня мусульман — священная Кааба, кото-

рую также называют «Домом Аллаха». В направлении Каабы обращаются

мусульмане всего мира во время ежедневных молитв, а миллионы ежегодно

совершают к ней хадж. Мусульмане, совершающие хадж, неукоснительно

исполняя все ритуалы, проводят в Мекке две недели. В последний день они

совершают последний обряд — прощальный семикратный обход Каабы,

после чего обряд хаджа считается законченным. Богоугодным деянием счи-

тается посещение до или после хаджа Медины.

В Медине мусульмане посещают могилы пророка Мухаммеда и его

сподвижников на кладбище Джаннаталь-Баки. Медина была убежищем

для Мухаммеда после его ухода из Мекки. Здесь уместно заметить, что

мусульманское летоисчисление ведется с даты хиджры, т.е. переселения,

пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в сентябре 622 г. по христиан-

скому календарю. Благодаря проповедям пророка ислам стал стремитель-

но распространяться в Медине, а его жители принесли клятву верности

45

Мухаммеду. После этого началась хиджра мусульман из многих других

мест в Медину. Именно в Медине возникло первое мусульманское госу-

дарство. Главная святыня Медины — мечеть Пророка, масджид ан-Набави,

вторая по значению после Заповедной мечети в Мекке. Богоугодным делом

считается посещение в Медине мечети Куба.

Духовное значение хаджа заключается в том, что, покидая на вре-

мя паломничества свой дом и перенося все тяготы долгого путешествия,

паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося

мир в свои души. После возвращения домой к имени паломника навсегда,

до конца жизни прибавляется наименование «хаджи», а также он надевает

зеленую чалму и длинную белую одежду (галабею), что символизирует

совершение хаджа. К этому необходимо добавить, что мусульмане осознают

особую значимость межкультурных коммуникаций, возникающих во время

хаджа между представителями различных народов, исповедующих ислам.

Хотя хадж в Мекку и Медину является единственным, который пред-

писывается Кораном, мусульмане совершают религиозные путешествия

и в другие для них святые места. В частности, в Иерусалим, третий святой

мусульманский город после Мекки и Медины. В Иерусалиме находится

великая исламская святыня — масджид аль-Акса (мечеть Отдаленная),

место ночного вознесения пророка Мухаммеда. В 636 году, после завоевания

арабами Иерусалима, халиф Омар распорядился построить на Храмовой

горе мечеть аль-Акса, которая стала третьей по значимости мусульманской

святыней. В 691 году здесь же была сооружена мечеть Куббат ас-Сахра

(Купол Скалы), которая вместе с мечетью аль-Акса составляет религиоз-

ный исламский комплекс на Храмовой горе в Иерусалиме.

Другие святые места в исламе мусульмане-сунниты считают второ-

степенными для осуществления хаджа. Однако разумеется, что при посе-

щении Дамаска благочестивые мусульмане независимо от их конфессио-

нальной принадлежности обязательно посетят соборную мечеть Омейядов,

в Тунисе — мечеть в Кайруане, в Стамбуле — мечеть Султанахмед (Голубая

мечеть), в Каире — мечеть Султана Хасана и др. При этом необходимо отме-

тить, что в исламе народное почитание проявляется прежде всего в культе

марабу — гробниц святых людей, в чудотворные свойства которых верят

мусульмане. Мусульмане-шииты считают самым священным местом,

конечно после Мекки и Медины, город Наджаф в Ираке, где похоронен

четвертый праведный халиф Али (600—661), зять пророка Мухаммеда,

первый шиитский непогрешимый имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы.

Не менее священными считаются города Кербела (золотая гробни-

ца имама Хусейна) и Самарра (гробница имамов Али аль-Хади и Хасан

аль-Аскари), расположенные также в Ираке. Вековое соперничество меж-

ду арабами и персами всегда приводило к тому, что иранцы-мусульмане

предпочитали осуществлять местный хадж на иранской земле. Поэтому

огромное количество (от 12 до 20 млн человек) верующих мусульман-ши46

итов посещают святой город Мешхед на юге Ирана, где находится гробни-

ца одного из известных Алидов, имама Али ибн Мусы (Ризы), умершего

в 817 г. Другой святой город Кум, расположенный в 150 км от Тегерана,

привлекает ежегодно более миллиона человек к гробнице Фатимы Масуме

(Непорочной), сестры восьмого непорочного шиитского имама.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...