Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первооткрывательство в Средние века
Значительная часть путешествий совершалась в целях открытия новых торговых путей, познания мира, открытия новых стран и земель. История знает много имен замечательных путешественников, которые оставили свои наблюдения и путевые записки, описания земель и народов. Бредан Клонферский «Мореплаватель» Канонизированный легендарный святой Брендан Клонферсткий, ирландский монах (484—578 гг.), прославился семилетним плавани- ем с целью поиска Очарованной страны (к остову Блаженных). После постройки кельи на Ардферте (Ирландия) он решил пуститься в плавание. Он описал свои странствия в «Путешествии св. Брендана Мореплавателя» с 60 пилигримами по Атлантическому океану на поиски Эдена в 530 г. В легенде, относимой к религиозной аллегории, он находит некий остров, встречается с уникальными морскими обитателями. Предположительно он первым посетил новый континент, легенды о его подвигах стали основой путешествия Колумба. По крайней мере достовер- но, что он открыл Фарерские острова. Викинги Следует отметить многократное открытие американского континента и его освоение, заселение Исландии в 900—1100 гг. и Гренландии. В доко- лумбовы времена отважные викинги добрались до Гренландии и далее, до американского континента (до Ньюфаундленда) и основали там коло- нию. Найдены остатки их поселений и даже достаточно документарно установлены имена колонистов. Возглавил эту экспедицию переселенцев из Исландии в 982 г. ирландец Эрик Рыжий. Викинги были хорошими мореходами и активным завоевателями, они совершали эффективные набеги на Британские острова, грабили прибреж- ные монастыри, нападали на европейские страны, наводили ужас на Париж, 73
итальянские поселения, пространства от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, охваченные пассионарными устремлениями в период VII—XIII вв. Затем по принятии христианства пассионарные устремления прекратились, и население приняло оседлый образ жизни. Шведские викинги, как правило, путешествовали на восток по торго- вому пути «из варяг в греки» и фигурировали в древнерусских и византий- ских источниках под именем варягов. Корабли викингов на картине Н. Рериха «Заморские гости» Норвежские и датские викинги двигались в своем большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов. Причины экспансии викингов принимали различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и боль- шие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пират- ством и грабежом). Маршруты кругосветных путешествий составляли по 75 тыс. миль и более. Были получены ценнейшие научные данные, составившие основу целых научных направлений и систем знаний. Известны древние карты мира, удивительно точно воспроизводящие географические очертания материков, методу создания которых практически нет объяснений. Основу контактов между народами и странами составляли посоль- ства, в составе которых следовали и ученые, путешественники, паломники. Отметим, что с посольскими функциями в Золотую Орду в Сарай прибы- вали папские легаты. Необходимость освоения мирового торгово-туристского пространства отражает объективный процесс, который произошел и в европейском обще- стве, и в научно-техническом прогрессе, и в мировоззрении. В европей- ских странах активно развивается внутренняя и международная торговля. К сожалению, Великий шелковый путь, существовавший сотни лет, был перекрыт в результате турецких завоеваний. 74 Ибн Джубайр— поэт, путешественник географ из Андалусии. Был сыном государственного служащего. Учился в Гранаде, изучал Коран, хади- сы, право и литературу. Первое морское путешествие совершил как хадж в Мекку в 1183 г. Посетил Сицилию, Александрию и знаменитый маяк, Каир, совершил поездку в Иерусалим, Медину, Мекку, Дамаск, Мосул, Акру, Багдад и Басру. Издал книгу «Путешествия Ибн Джубайра». В отличие от своих современников, Ибн Джубайра в своей книге не просто перечисляет географические названия и описывает памятники, он дает углубленный анализ в наблюдении за географические данными, а также в культурных, религиозных и политических вопросах. Марко Поло (1254—1323) — венецианский путеше- ственник, первый европеец, исследовавший Азию. Его отец Николо и дядя Маттео, занимаясь торговлей, слу- чайно прибыли в резиденцию монгольского хана Кублая, сына Чингисхана; хан отправил их к папе Римскому, чтобы выхлопотать у него присылку нескольких миссионеров, в том числе ученых людей, сведущих в науках и христи- анском учении, по возможности сотни православных свя- щенников. В 1269 году венецианцы вернулись в родной город. Здесь пробыли три года и, закупив новые товары, в 1271 г. отправились в Китай. Предприняв новую поездку к хану в 1271 г., Николо и Маттео взяли с собою молодого Марко Поло. Папа Римский, не дожидаясь, пока найдется 100 миссионеров, как просил Хубилай, послал с купцами двух ученых монахов, которые не выдержали трудности путешествия, возвратились с полпути, отдав братьям Поло все подарки и послания папы китайскому императору. Путь их лежал через Иерусалим, Сирию, Армению, Мосул, знаменитый по всему востоку тончайшим шелком — муслином Багдад. В городе Тебризе на севере Ирана они побывали на крупнейшем в мире рынке жемчуга — лучшие сорта свозили с персидского залива, из Шри-Ланки и Восточной Африки. Так, покупая и продавая, пуская в оборот деньги и товары, купцы медленно приближались к своей цели. Побывали они и в Северной Индии. От Венеции до Китая путешествие заняло долгих три года. Хубилай достойно принял купцов, которые еще в первый приезд сумели располо- жить к себе хана. Марк был представлен к императору и тут же занесен в списки придворных. Хан, оценив ум и смелость юноши, разрешил ему осмотреть свои владения. Вскоре Марко Поло сделался особо доверенным лицом хана. Он давал ему сложные поручения, требовавшие разъездов по всей стране. Начал он разведчиком в только что завоеванных странах, а закончил назначением на должность хана в городе Янчжоу, на Великом канале близ реки Янцзы. Кроме того, был послом в Индии. Таким образом, Марко Поло 75
Марко получил возможность изучить жизнь Китая. Венецианца интере- совали и география Китая, и его природные богатства, государственное устройство, быт китайцев. Марко Поло изучил монгольский язык, местные обычаи и добил- ся расположения хана. Его назначили в свиту приближенных и давали поручения, связанные с поездками в различные отдаленные области вла- дений. Поло воспользовался этим, чтобы собирать сведения о странах и народах. Он пробыл не то в плену, не то в гостях в Орде — около 20 лет. В 1292 г. хан отпустил трех путешественников с богатыми дарами; они отправились к океану и через Кохинхину, Суматру, Цейлон, Трапезунд и Константинополь вернулись в Венецию в 1295 г. В своих записках Марко Поло сообщил некоторые сведения об увиденном: «…Опишу вам диковин- ный дворец государя здешнего народа. Сказать по правде, дворец здесь большой и крыт чистым золотом, так же точно, как у нас свинцом крыты дома и крыши… Жемчуга тут обилие, он розовый и очень красив, круглый, крупный». Он писал о государственном устройстве Китая, о технических изобретениях — компасе и печатных досках, бумажных деньгах и т.д. Европейцам обещал большое богатство и захват торговых путей в морях южной Азии, по которым между странами Востока велась ожив- ленная торговля, находившаяся в руках арабских, индийский, малайских и китайских купцов. В Венеции Марко Поло благодаря своему богатству достиг высо- кого положения и получил прозвание Masse rMillioni. В 1298 году Поло во время войны Венеции с Генуей служил начальником галеры, попал в плен к генуэзцам, которые обращались с ним хорошо и вскоре отпу- стили. Впоследствии Марко Поло был возведен в звание члена Великого Совета в Венеции. В плену он продиктовал рассказ о своих путешестви- ях Рустичиано, романисту из города Пизы, который и записал рассказы Марко Поло о его путешествии в Китай, о приключениях, пережитых им, обо всем, что он видел в Китае и других азиатских странах. Рассказы эти составили целую книгу, впоследствии ставшую знаменитой — «Книгу о разнообразии мира». В 1307 году Марко Поло выпустил новое, уже им самим отредактиро- ванное издание. Книга Марко Поло была переведена почти одновременно на несколько языков, ее издали в Париже, Испании, германском городе Аугсбурге и Лондоне. Книга имела колоссальный успех у читателей. Ее значение для науки объясняется не столько приключениями, о которых в ней рассказывается, сколько тем, что она намного расширила представ- ление европейцев о Китае и о тех странах Азии, где побывал Марко Поло. Многие сведения об отдаленных странах и территориях Марко Поло почерпнул из рассказов других путешественников и торговцев и никогда там не бывал. В его повествованиях есть описание России (Руссии) как далекой холодной страны, простирающейся до самого Северного океана: 76 «Эта страна очень велика и разделяется на многие части; она граничит с поляр- ной страной. Жители ее христиане и следуют греческому обряду в церковном слу- жении. Мужчины очень красивы, белы, высокого роста; женщины также белы и высоки, с русыми волосами, которые носят очень длинными. Эта земля платит дань царю западных татар и примыкает к восточным пределам его государства. Она изобилует разными мехами: горностаевыми, собольими, куньими, лисьими, ласочкиными, а так-же воском. В ней много рудников, из которых добывается и серебро».
Схема путешествий Марко Поло
Марко Поло приписывается ознакомление европейцев с китайски- ми изобретениями, компасом и печатными досками, а также с векселем. Современники критически и с недоверием относились к его книгам и сведе- ниям. Азия, по тогдашнему представлению европейцев, была страной чудес и диковин, населенной чудовищными народами; поэтому современники и даже последующие поколения не сумели оценить произведения Марко Поло и представляли их как сказки о неведомых странах. Кроме того, текст со временем искажался многочисленными добавле- ниями переводчиков и переписчиков. Интерес к его работам возник лишь по происшествии длительного времени, множество книг с записками Марко Поло было издано в XIX в. Лучшее издание оригинального текста путеше- ствия Марко Поло с примечаниями осуществлено во Франции — Pauthier, Lelivre de Marco Polo, Paris, 1865. На русском языке произведения Марко Поло опубликованы в 1861—1862 гг. в «Чтениях Московского общества истории и древностей российских», том I—IV. 77 Ибн Батутта(Ibn Battutah), Абу-Абдулла-Мухаммад-ибн-Абдулла- эль-Лаватиат-Танжи (1304—1368 / 69)1 — великий арабский путешествен- ник, ученый и писатель, уроженец Танжера Африканского, родился в семье уважаемого шейха Абдаллаха ал-Лавати. Начал путешествовать в 20 лет. Сначала он пересек пустыню Сахару за 21 день с караваном торговцев и совершил паломническое путешествие (хадж) в Мекку. В 1324 году он отправился в большое путешествие из своего родно- го города в Китай, посетив страны Северной Африки, Сирию, Персию, Аравию, Анатолию, Крым, Золотую Орду, Бухарию, Индию (где в сто- лице Дели был облечен званием посла делийского двора для совершения путешествия в Китай), Зондские острова и на обратном пути — Испанию и внутреннюю Африку до Г. Тимбукту (всего более 120 700 км). В 1353 году возвратился на родину, проведя в путешествии 29 лет. Все посещаемые страны он описывал с возможной полнотой, соста- вил бесценный труд «Рихле» с географическим описанием многих стран и торговых путей, обычаев народов. В первый раз оно было переведено на латинский язык в 1818 г. под заглавием: «De Mohamme de Ebn-Batuto Arabe Tingitanoejus queitineribus», затем в 1829 г. на английский язык, как: «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridges Arabic MS. CopiesbyLec». Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женил- ся на дочери местного султана. Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времен правления хана Узбека. Эта часть описания путешествия ибн Баттуты переведена на русский язык и приведена в журнале «Русский Вестник», 1841, № 2. Плано Карпини (Joannes de Plano Carpini) — францисканец-минорит, известный путешественник, родился в 1182 г., приобрел большое уваже- ние в ордене своей проповеднической деятельностью в Германии и Польше и основанием монастырей в Богемии, Венгрии и Дании. Он находился во главе миссии, отправленной папою Иннокентием IV к монгольскому императору с поручением разузнать о положении христианских народов в Азии (см.: Иоанн Пресвитер) и вообще собрать на месте достоверные сведения относительно татар, которых европейцы, напуганные вторжением Батыя, называли «выходцами из ада» (tartari). Миссия отправилась из Лиона весною 1245 г. и через Южную Россию, приволжские степи, где стоял тогда станом Батый, кочевья киргизов, хивинское царство достигла наконец главного стана кочевников, распо- ложенного возле реки Орхона. Монголы готовились в это время избрать на курултае (т.е. сейме) своим императором Куюка, старшего сына умер- шего хана Угедея.
1 Милославский Г. В. Ибн-Баттута. М. : Мысль, 1974. 78
Карпини стал очевидцем этого чрезвычайно интересного события и подробно описал его. Торжество по случаю избрания Куюка было осо- бенно блестящим, так как на него явилось множество представителей под- властных монголам стран. Обласканный новоизбранным императором, Карпини получил от него письмо с ответом папе Римскому и осенью 1246 г. отправился в обратный путь. В июне следующего года он был уже в Киеве, а затем, вскоре по возвращении, представлялся в Лионе папе. Отчет о путе- шествии он назвал Libellus historicus. Это сочинение содержит в себе интересные данные для этнографии и географии Южной России и Монголии. Карпини называет в своем отчете монголов вообще хорошим народом, склонным к принятию христианства, царство же пресвитера Иоанна помещает в Индии. Карпини умер в сане архиепископа через несколько лет после своего возвращения в Европу. Иоанн Пресвитер.Легенда о нем как о царе могущественного христи- анского государства в Средней Азии распространилась с середины ХII в. от берегов Хуан-хэ до Атлантиды между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами и всеми европейскими националь- ностями, участвовавшими в крестовых походах; период развития ее обни- мает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под названием «Сказания об Индейском царстве». В основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племен Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа. Легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами. Первое известие об Иоанне пресвитере находится в летописи Оттона Фрейсингенского1 под 1145 г., откуда оно переходит в другие хроники. Развивается далее подложная переписка Иоанна пресвитера с папами, согласно которой в Рим направлялись от него послы. С падением владений крестоносцев в Палестине слухи об Иоанне пресвитере утихают, но возрож- даются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении. Монгольского хана считают то Иоанном пресвитером, то сыном его Давидом, а монголов — христианами. Убедившиеся в ошибке католиче- ские миссионеры, ездившие ко двору Чингисхана в Каракорум, а также позднейшие путешественники разыскивают всюду Иоанна пресвитера.
1 Оттон Фрейзингенский (†1158) — немецкий писатель, сын Леопольда IV, марк- графа австрийского и Агнесы, дочери императора Генриха IV; принял духовный сан, занимался в Париже, вступил в цистерцианский орден и сделался настоятелем монастыря в Моримонте, в Бургундии, а потом был избран епископом фрейзингенским. Своей всеобщей историей, доведенной до 1146 г. и продолженной Оттоном из монастыря св. Власия до 1209 г., а также историей императора Фридриха I (до 1156 г., продолженной Рахевином до 1160 г.), заслужил почетное место среди немецких историков Средних веков. 79
Плано Карпини считает его вотчиной Индию. Рубруквис считает его госу- дарем разбитых Чингизом кара-киданей, смешивая Чингиза с Ван-ханом керантским. Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанна в лице монгольских князьков, несториан1, кочевавших в стране Тянь-дэ или Тендух, в Ордосе. Но розыски оказались безуспешными, и потому в 1487 г. португальский король командировал миссионеров Петра Ковиллания и Альфонса Паиву на новые поиски. Экспедиция прибыла в Абиссинию и признала местного царя Иоанном пресвитером. Имя Иоанна пресви- тера производили с языка персидского, от Presteghani или Friestegiani, т.е. апостольский (Скалигер); от Prester-chan, т.е. хан поклонников (Иов Людольф). Из pres bytero Johanne делают pretiosum Johannem, или preto J. (черный). Herbelot считает его Ван-ханом, вождем кераитов, Жербильон — одним из тибетских царей, Ла-Кроз — Далай-ламою, Фишер — несториан- ским католикосом. Из новейших ученых Густав Опперт и Царике отожествили его с Элюй-даши, вождем Си-ляо, а Брун — с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии Багратидов. Вопрос о личности Иоанна пресви- тера доселе остается открытым. Андре де Лонжюмо— французский доминиканский миссионер и дипломат. Впервые упоминается как один из миссионеров, направлен- ных на Восток генералом доминиканского ордена Йорданом Саксонским в 1228 г. Во время этого путешествия он достиг большого мастерства во вла- дении несколькими восточными языками. В 1245 году Андре был направ- лен папой Иннокентием IV на Ближний Восток к патриархам восточных церквей для переговоров об унии с католической церковью. Из Акры Андре выехал в Баальбек и Хоме, где был довольно хорошо принят местными пра- вителями, так как знал арабский язык. Андре встретился с Сиеоном Раббан Ата — церковным и политическим деятелем, который был сторонником союза монголов и ближневосточных христианских государств. В декабре 1248 г. к королю Людовику IX Французскому прибыли послы монгольского наместника Эльджигидею. Они передали королю через Андре де Лонжюмо письмо, в котором было сказано, что великий хан Гуюк и сам Эльджигидей перешли в христианскую веру. В ответ король
1 Несториане — христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория. Большая часть его последователей сосредоточилась в восточной части антиохийского патриархата, но поднятое здесь против них эдесским епископом Равулой жестокое гонение заставило их переселиться в Персию, где они были охотно приняты как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 году, на соборе в Селевкии, секта получила правильное устройство и одному из епископов присвоено верховное управление с титулом патриарха католикоса всего Востока. Из Персии несторианство распространилось в Среднюю Азию, Индию и Китай. Когда в VII в. персидское царство было покорено исламом, несториане сохранили свое положение покровительствуемой религии; только при Тамерлане они подверглись истребительному гонению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты, скрывшиеся в курдских горах. 80
направил Андре вместе с его братом-монахом и семью спутниками с посла- нием ко двору Гуюка. Они пустились в дорогу в 1249 г., неся с собой великое множество подарков, среди которых была шатровая часовня с вышитыми иконами. С Кипра они переправились в Акру, затем в Антиохию, пере- секли Персию и Среднюю Азию и через год прибыли ко двору великого хана в Каракорум. Посольство поставленных целей не достигло и в апреле 1251 г. вернулось ко двору короля, который тогда находился в Кесарии. В рассказах Лонжюмо точно воспроизведенные реалии перемешаны с искаженными фактами. Однако Рубрук сообщает, что лично беседовал с Лонжюмо и что его наблюдения о нравах и обычаях монголов нашли пол- ное подтверждение во время его собственного путешествия в ставку хана. Вильгельм Рубрук, или Рюисбрук и Розброк — голландский монах, путешественник. В 1253 году вследствие распространившихся ложных слу- хов о принятии монгольским ханом Мангу христианства Рубриуквис был отправлен к последнему Людовиком IX для приглашения его к участию в крестовом походе. Из Константинополя он проехал через Крым, южную Россию, Сарай, Кавказ, часть Средней Азии и юг Сибири; представился Батыю, Мангу и другим монгольским ханам, но не имел возможности выпол- нить своего поручения. Оставил весьма достоверные «Записки» о Китае, Средней Азии, южной России, о нравах и политическом быте монголов и т.п. Обратный путь Рубруквис с богатыми дарами от Мангу совершил через Астрахань, Дербент, Ширван, Шемаху, Тифлис и Армению. Он пер- вый доказал, что Каспийское море — не залив Северного океана, а самосто- ятельное озеро, названное морем вследствие своей обширности и глубины. Путь путешествий Плано Карпини и Вильгельма Рубрука 81 Впервые его «Записки» были напечатаны по-латыни у Гакмойта (Collect. ofearlyvoyages… Т. I), далее переведены на английский и француз- ский языки. На русском языке «Записки» Рубруквиса изданы в «Собрании путешествий» Д. И. Языкова. Франческо Асцентини— венецианский ювелир, выгранивший русско- му царю Борису большой изумруд для короны, а также вырезавший на ага- те распятие, за что получил 100 червонцев, соболью шубу, горностаевую шапку и муфту и дважды удостоился обеда за царским столом. Из Москвы (1601—1604) он уехал в Киев, встретив по дороге в Чернигове Лжедмитрия1, которому целовал руку; получив от него вид, Асцентини все-таки не уничто- жил московского вида, показывая его в городах, не признававших Самозванца. Посетив Астрахань, Асцентини вернулся в Венецию, где в 1617 г. издал «Записки о России», переведенные впоследствии на французский язык. Массовые перемещения народов в Средние века связывались с вели- кими завоеваниями. Среди них — походы арабских распространителей ислама, крестовые походы, походы создателя крупнейшей за всю историю человечества империи Чингисхана, походы «содрогателя мира» Тимура, походы турок-османов и др. Войны, длящиеся десятилетиями, создали осо- бый тип путешественника-завоевателя. Одной из возможных миссий великих путешествий являлся поиск дальних союзников. Такого союзника искали, в частности, европейские монархи — организаторы крестовых походов. Широкое распространение имел миф о находящейся где-то на краю мира христианской державе пре- свитера Иоанна. Фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук был направлен французским королем Людовиком IX под видом миссио- нера в ставку хана Батыя. Но золотоордынский правитель перенаправил его в столицу монгольской империи Каракорум к великому хану Мунке. Дипломатические результаты путешествия Рубрука были незначительны. Мунке соглашался предоставить военную помощь крестоносцам только в обмен на их формальное подчинение его власти. Более значителен был результат в отношении расширения и уточнения географических представ- лений европейской элиты. Записки Рубрука предоставляли дефицитную до того информацию о Центральной Азии и Дальнем Востоке. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |