Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первооткрывательство в Средние века




Значительная часть путешествий совершалась в целях открытия

новых торговых путей, познания мира, открытия новых стран и земель.

История знает много имен замечательных путешественников, которые

оставили свои наблюдения и путевые записки, описания земель и народов.

Бредан Клонферский «Мореплаватель»

Канонизированный легендарный святой Брендан Клонферсткий,

ирландский монах (484—578 гг.), прославился семилетним плавани-

ем с целью поиска Очарованной страны (к остову Блаженных). После

постройки кельи на Ардферте (Ирландия) он решил пуститься в плавание.

Он описал свои странствия в «Путешествии св. Брендана Мореплавателя»

с 60 пилигримами по Атлантическому океану на поиски Эдена в 530 г.

В легенде, относимой к религиозной аллегории, он находит

некий остров, встречается с уникальными морскими обитателями.

Предположительно он первым посетил новый континент, легенды о его

подвигах стали основой путешествия Колумба. По крайней мере достовер-

но, что он открыл Фарерские острова.

Викинги

Следует отметить многократное открытие американского континента

и его освоение, заселение Исландии в 900—1100 гг. и Гренландии. В доко-

лумбовы времена отважные викинги добрались до Гренландии и далее,

до американского континента (до Ньюфаундленда) и основали там коло-

нию. Найдены остатки их поселений и даже достаточно документарно

установлены имена колонистов. Возглавил эту экспедицию переселенцев

из Исландии в 982 г. ирландец Эрик Рыжий.

Викинги были хорошими мореходами и активным завоевателями, они

совершали эффективные набеги на Британские острова, грабили прибреж-

ные монастыри, нападали на европейские страны, наводили ужас на Париж,

73

 

итальянские поселения, пространства от Каспия до Северной Африки.

В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории

современных Швеции, Дании и Норвегии, охваченные пассионарными

устремлениями в период VII—XIII вв. Затем по принятии христианства

пассионарные устремления прекратились, и население приняло оседлый

образ жизни.

Шведские викинги, как правило, путешествовали на восток по торго-

вому пути «из варяг в греки» и фигурировали в древнерусских и византий-

ских источниках под именем варягов.

Корабли викингов на картине Н. Рериха «Заморские гости»

Норвежские и датские викинги двигались в своем большинстве

на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов.

Причины экспансии викингов принимали различные формы (поиски

новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и боль-

шие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пират-

ством и грабежом).

Маршруты кругосветных путешествий составляли по 75 тыс. миль

и более. Были получены ценнейшие научные данные, составившие основу

целых научных направлений и систем знаний. Известны древние карты

мира, удивительно точно воспроизводящие географические очертания

материков, методу создания которых практически нет объяснений.

Основу контактов между народами и странами составляли посоль-

ства, в составе которых следовали и ученые, путешественники, паломники.

Отметим, что с посольскими функциями в Золотую Орду в Сарай прибы-

вали папские легаты.

Необходимость освоения мирового торгово-туристского пространства

отражает объективный процесс, который произошел и в европейском обще-

стве, и в научно-техническом прогрессе, и в мировоззрении. В европей-

ских странах активно развивается внутренняя и международная торговля.

К сожалению, Великий шелковый путь, существовавший сотни лет, был

перекрыт в результате турецких завоеваний.

74

Ибн Джубайр— поэт, путешественник географ из Андалусии. Был

сыном государственного служащего. Учился в Гранаде, изучал Коран, хади-

сы, право и литературу. Первое морское путешествие совершил как хадж

в Мекку в 1183 г. Посетил Сицилию, Александрию и знаменитый маяк,

Каир, совершил поездку в Иерусалим, Медину, Мекку, Дамаск, Мосул,

Акру, Багдад и Басру. Издал книгу «Путешествия Ибн Джубайра».

В отличие от своих современников, Ибн Джубайра в своей книге

не просто перечисляет географические названия и описывает памятники,

он дает углубленный анализ в наблюдении за географические данными,

а также в культурных, религиозных и политических вопросах.

Марко Поло (1254—1323) — венецианский путеше-

ственник, первый европеец, исследовавший Азию. Его

отец Николо и дядя Маттео, занимаясь торговлей, слу-

чайно прибыли в резиденцию монгольского хана Кублая,

сына Чингисхана; хан отправил их к папе Римскому, чтобы

выхлопотать у него присылку нескольких миссионеров,

в том числе ученых людей, сведущих в науках и христи-

анском учении, по возможности сотни православных свя-

щенников.

В 1269 году венецианцы вернулись в родной

город. Здесь пробыли три года и, закупив новые

товары, в 1271 г. отправились в Китай. Предприняв новую поездку к хану

в 1271 г., Николо и Маттео взяли с собою молодого Марко Поло. Папа

Римский, не дожидаясь, пока найдется 100 миссионеров, как просил

Хубилай, послал с купцами двух ученых монахов, которые не выдержали

трудности путешествия, возвратились с полпути, отдав братьям Поло все

подарки и послания папы китайскому императору.

Путь их лежал через Иерусалим, Сирию, Армению, Мосул, знаменитый

по всему востоку тончайшим шелком — муслином Багдад. В городе Тебризе

на севере Ирана они побывали на крупнейшем в мире рынке жемчуга —

лучшие сорта свозили с персидского залива, из Шри-Ланки и Восточной

Африки. Так, покупая и продавая, пуская в оборот деньги и товары, купцы

медленно приближались к своей цели. Побывали они и в Северной Индии.

От Венеции до Китая путешествие заняло долгих три года. Хубилай

достойно принял купцов, которые еще в первый приезд сумели располо-

жить к себе хана. Марк был представлен к императору и тут же занесен

в списки придворных. Хан, оценив ум и смелость юноши, разрешил ему

осмотреть свои владения. Вскоре Марко Поло сделался особо доверенным

лицом хана. Он давал ему сложные поручения, требовавшие разъездов

по всей стране. Начал он разведчиком в только что завоеванных странах,

а закончил назначением на должность хана в городе Янчжоу, на Великом

канале близ реки Янцзы. Кроме того, был послом в Индии. Таким образом,

Марко Поло

75

 

Марко получил возможность изучить жизнь Китая. Венецианца интере-

совали и география Китая, и его природные богатства, государственное

устройство, быт китайцев.

Марко Поло изучил монгольский язык, местные обычаи и добил-

ся расположения хана. Его назначили в свиту приближенных и давали

поручения, связанные с поездками в различные отдаленные области вла-

дений. Поло воспользовался этим, чтобы собирать сведения о странах

и народах. Он пробыл не то в плену, не то в гостях в Орде — около 20 лет.

В 1292 г. хан отпустил трех путешественников с богатыми дарами; они

отправились к океану и через Кохинхину, Суматру, Цейлон, Трапезунд

и Константинополь вернулись в Венецию в 1295 г. В своих записках Марко

Поло сообщил некоторые сведения об увиденном: «…Опишу вам диковин-

ный дворец государя здешнего народа. Сказать по правде, дворец здесь

большой и крыт чистым золотом, так же точно, как у нас свинцом крыты

дома и крыши… Жемчуга тут обилие, он розовый и очень красив, круглый,

крупный». Он писал о государственном устройстве Китая, о технических

изобретениях — компасе и печатных досках, бумажных деньгах и т.д.

Европейцам обещал большое богатство и захват торговых путей

в морях южной Азии, по которым между странами Востока велась ожив-

ленная торговля, находившаяся в руках арабских, индийский, малайских

и китайских купцов.

В Венеции Марко Поло благодаря своему богатству достиг высо-

кого положения и получил прозвание Masse rMillioni. В 1298 году Поло

во время войны Венеции с Генуей служил начальником галеры, попал

в плен к генуэзцам, которые обращались с ним хорошо и вскоре отпу-

стили. Впоследствии Марко Поло был возведен в звание члена Великого

Совета в Венеции. В плену он продиктовал рассказ о своих путешестви-

ях Рустичиано, романисту из города Пизы, который и записал рассказы

Марко Поло о его путешествии в Китай, о приключениях, пережитых им,

обо всем, что он видел в Китае и других азиатских странах. Рассказы эти

составили целую книгу, впоследствии ставшую знаменитой — «Книгу

о разнообразии мира».

В 1307 году Марко Поло выпустил новое, уже им самим отредактиро-

ванное издание. Книга Марко Поло была переведена почти одновременно

на несколько языков, ее издали в Париже, Испании, германском городе

Аугсбурге и Лондоне. Книга имела колоссальный успех у читателей. Ее

значение для науки объясняется не столько приключениями, о которых

в ней рассказывается, сколько тем, что она намного расширила представ-

ление европейцев о Китае и о тех странах Азии, где побывал Марко Поло.

Многие сведения об отдаленных странах и территориях Марко Поло

почерпнул из рассказов других путешественников и торговцев и никогда

там не бывал. В его повествованиях есть описание России (Руссии) как

далекой холодной страны, простирающейся до самого Северного океана:

76

«Эта страна очень велика и разделяется на многие части; она граничит с поляр-

ной страной. Жители ее христиане и следуют греческому обряду в церковном слу-

жении. Мужчины очень красивы, белы, высокого роста; женщины также белы и высоки, с русыми волосами, которые носят очень длинными. Эта земля платит дань царю

западных татар и примыкает к восточным пределам его государства. Она изобилует

разными мехами: горностаевыми, собольими, куньими, лисьими, ласочкиными, а так-же воском. В ней много рудников, из которых добывается и серебро».

 

Схема путешествий Марко Поло

 

Марко Поло приписывается ознакомление европейцев с китайски-

ми изобретениями, компасом и печатными досками, а также с векселем.

Современники критически и с недоверием относились к его книгам и сведе-

ниям. Азия, по тогдашнему представлению европейцев, была страной чудес

и диковин, населенной чудовищными народами; поэтому современники

и даже последующие поколения не сумели оценить произведения Марко

Поло и представляли их как сказки о неведомых странах.

Кроме того, текст со временем искажался многочисленными добавле-

ниями переводчиков и переписчиков. Интерес к его работам возник лишь

по происшествии длительного времени, множество книг с записками Марко

Поло было издано в XIX в. Лучшее издание оригинального текста путеше-

ствия Марко Поло с примечаниями осуществлено во Франции — Pauthier,

Lelivre de Marco Polo, Paris, 1865. На русском языке произведения Марко

Поло опубликованы в 1861—1862 гг. в «Чтениях Московского общества

истории и древностей российских», том I—IV.

77

Ибн Батутта(Ibn Battutah), Абу-Абдулла-Мухаммад-ибн-Абдулла-

эль-Лаватиат-Танжи (1304—1368 / 69)1 — великий арабский путешествен-

ник, ученый и писатель, уроженец Танжера Африканского, родился в семье

уважаемого шейха Абдаллаха ал-Лавати. Начал путешествовать в 20 лет.

Сначала он пересек пустыню Сахару за 21 день с караваном торговцев

и совершил паломническое путешествие (хадж) в Мекку.

В 1324 году он отправился в большое путешествие из своего родно-

го города в Китай, посетив страны Северной Африки, Сирию, Персию,

Аравию, Анатолию, Крым, Золотую Орду, Бухарию, Индию (где в сто-

лице Дели был облечен званием посла делийского двора для совершения

путешествия в Китай), Зондские острова и на обратном пути — Испанию

и внутреннюю Африку до Г. Тимбукту (всего более 120 700 км). В 1353 году

возвратился на родину, проведя в путешествии 29 лет.

Все посещаемые страны он описывал с возможной полнотой, соста-

вил бесценный труд «Рихле» с географическим описанием многих стран

и торговых путей, обычаев народов. В первый раз оно было переведено

на латинский язык в 1818 г. под заглавием: «De Mohamme de Ebn-Batuto

Arabe Tingitanoejus queitineribus», затем в 1829 г. на английский язык, как:

«The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridges Arabic MS. CopiesbyLec».

Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах

странствий». Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женил-

ся на дочери местного султана.

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой

Орды времен правления хана Узбека. Эта часть описания путешествия

ибн Баттуты переведена на русский язык и приведена в журнале «Русский

Вестник», 1841, № 2.

Плано Карпини (Joannes de Plano Carpini) — францисканец-минорит,

известный путешественник, родился в 1182 г., приобрел большое уваже-

ние в ордене своей проповеднической деятельностью в Германии и Польше

и основанием монастырей в Богемии, Венгрии и Дании. Он находился

во главе миссии, отправленной папою Иннокентием IV к монгольскому

императору с поручением разузнать о положении христианских народов

в Азии (см.: Иоанн Пресвитер) и вообще собрать на месте достоверные

сведения относительно татар, которых европейцы, напуганные вторжением

Батыя, называли «выходцами из ада» (tartari).

Миссия отправилась из Лиона весною 1245 г. и через Южную Россию,

приволжские степи, где стоял тогда станом Батый, кочевья киргизов,

хивинское царство достигла наконец главного стана кочевников, распо-

ложенного возле реки Орхона. Монголы готовились в это время избрать

на курултае (т.е. сейме) своим императором Куюка, старшего сына умер-

шего хана Угедея.

 

1 Милославский Г. В. Ибн-Баттута. М. : Мысль, 1974.

78

 

Карпини стал очевидцем этого чрезвычайно интересного события

и подробно описал его. Торжество по случаю избрания Куюка было осо-

бенно блестящим, так как на него явилось множество представителей под-

властных монголам стран. Обласканный новоизбранным императором,

Карпини получил от него письмо с ответом папе Римскому и осенью 1246 г.

отправился в обратный путь. В июне следующего года он был уже в Киеве,

а затем, вскоре по возвращении, представлялся в Лионе папе. Отчет о путе-

шествии он назвал Libellus historicus.

Это сочинение содержит в себе интересные данные для этнографии

и географии Южной России и Монголии. Карпини называет в своем отчете

монголов вообще хорошим народом, склонным к принятию христианства,

царство же пресвитера Иоанна помещает в Индии.

Карпини умер в сане архиепископа через несколько лет после своего

возвращения в Европу.

Иоанн Пресвитер.Легенда о нем как о царе могущественного христи-

анского государства в Средней Азии распространилась с середины ХII в.

от берегов Хуан-хэ до Атлантиды между китайцами, турками, монголами,

персами, арабами, индийцами, армянами и всеми европейскими националь-

ностями, участвовавшими в крестовых походах; период развития ее обни-

мает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла

под названием «Сказания об Индейском царстве».

В основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского

христианства среди племен Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа.

Легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира,

и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался

благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами.

Первое известие об Иоанне пресвитере находится в летописи Оттона

Фрейсингенского1 под 1145 г., откуда оно переходит в другие хроники.

Развивается далее подложная переписка Иоанна пресвитера с папами,

согласно которой в Рим направлялись от него послы. С падением владений

крестоносцев в Палестине слухи об Иоанне пресвитере утихают, но возрож-

даются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении.

Монгольского хана считают то Иоанном пресвитером, то сыном его

Давидом, а монголов — христианами. Убедившиеся в ошибке католиче-

ские миссионеры, ездившие ко двору Чингисхана в Каракорум, а также

позднейшие путешественники разыскивают всюду Иоанна пресвитера.

 

1 Оттон Фрейзингенский (†1158) — немецкий писатель, сын Леопольда IV, марк-

графа австрийского и Агнесы, дочери императора Генриха IV; принял духовный сан, занимался в Париже, вступил в цистерцианский орден и сделался настоятелем монастыря в Моримонте, в Бургундии, а потом был избран епископом фрейзингенским. Своей всеобщей историей, доведенной до 1146 г. и продолженной Оттоном из монастыря св. Власия до 1209 г., а также историей императора Фридриха I (до 1156 г., продолженной Рахевином до 1160 г.), заслужил почетное место среди немецких историков Средних веков.

79

 

Плано Карпини считает его вотчиной Индию. Рубруквис считает его госу-

дарем разбитых Чингизом кара-киданей, смешивая Чингиза с Ван-ханом

керантским. Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанна

в лице монгольских князьков, несториан1, кочевавших в стране Тянь-дэ или

Тендух, в Ордосе. Но розыски оказались безуспешными, и потому в 1487 г.

португальский король командировал миссионеров Петра Ковиллания

и Альфонса Паиву на новые поиски. Экспедиция прибыла в Абиссинию

и признала местного царя Иоанном пресвитером. Имя Иоанна пресви-

тера производили с языка персидского, от Presteghani или Friestegiani,

т.е. апостольский (Скалигер); от Prester-chan, т.е. хан поклонников (Иов

Людольф). Из pres bytero Johanne делают pretiosum Johannem, или preto J.

(черный). Herbelot считает его Ван-ханом, вождем кераитов, Жербильон —

одним из тибетских царей, Ла-Кроз — Далай-ламою, Фишер — несториан-

ским католикосом.

Из новейших ученых Густав Опперт и Царике отожествили его

с Элюй-даши, вождем Си-ляо, а Брун — с грузином Иване, жившим при

Димитрии I, из династии Багратидов. Вопрос о личности Иоанна пресви-

тера доселе остается открытым.

Андре де Лонжюмо— французский доминиканский миссионер

и дипломат. Впервые упоминается как один из миссионеров, направлен-

ных на Восток генералом доминиканского ордена Йорданом Саксонским

в 1228 г. Во время этого путешествия он достиг большого мастерства во вла-

дении несколькими восточными языками. В 1245 году Андре был направ-

лен папой Иннокентием IV на Ближний Восток к патриархам восточных

церквей для переговоров об унии с католической церковью. Из Акры Андре

выехал в Баальбек и Хоме, где был довольно хорошо принят местными пра-

вителями, так как знал арабский язык. Андре встретился с Сиеоном Раббан

Ата — церковным и политическим деятелем, который был сторонником

союза монголов и ближневосточных христианских государств.

В декабре 1248 г. к королю Людовику IX Французскому прибыли

послы монгольского наместника Эльджигидею. Они передали королю

через Андре де Лонжюмо письмо, в котором было сказано, что великий

хан Гуюк и сам Эльджигидей перешли в христианскую веру. В ответ король

 

1 Несториане — христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория.

Большая часть его последователей сосредоточилась в восточной части антиохийского

патриархата, но поднятое здесь против них эдесским епископом Равулой жестокое гонение заставило их переселиться в Персию, где они были охотно приняты как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 году, на соборе в Селевкии, секта получила правильное устройство и одному из епископов присвоено верховное управление с титулом патриарха католикоса всего Востока. Из Персии несторианство распространилось в Среднюю Азию, Индию и Китай. Когда в VII в. персидское царство было покорено исламом, несториане сохранили свое положение покровительствуемой религии; только при Тамерлане они подверглись истребительному гонению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты, скрывшиеся в курдских горах.

80

 

направил Андре вместе с его братом-монахом и семью спутниками с посла-

нием ко двору Гуюка. Они пустились в дорогу в 1249 г., неся с собой великое

множество подарков, среди которых была шатровая часовня с вышитыми

иконами. С Кипра они переправились в Акру, затем в Антиохию, пере-

секли Персию и Среднюю Азию и через год прибыли ко двору великого

хана в Каракорум. Посольство поставленных целей не достигло и в апреле

1251 г. вернулось ко двору короля, который тогда находился в Кесарии.

В рассказах Лонжюмо точно воспроизведенные реалии перемешаны

с искаженными фактами. Однако Рубрук сообщает, что лично беседовал

с Лонжюмо и что его наблюдения о нравах и обычаях монголов нашли пол-

ное подтверждение во время его собственного путешествия в ставку хана.

Вильгельм Рубрук, или Рюисбрук и Розброк — голландский монах,

путешественник. В 1253 году вследствие распространившихся ложных слу-

хов о принятии монгольским ханом Мангу христианства Рубриуквис был

отправлен к последнему Людовиком IX для приглашения его к участию

в крестовом походе. Из Константинополя он проехал через Крым, южную

Россию, Сарай, Кавказ, часть Средней Азии и юг Сибири; представился

Батыю, Мангу и другим монгольским ханам, но не имел возможности выпол-

нить своего поручения. Оставил весьма достоверные «Записки» о Китае,

Средней Азии, южной России, о нравах и политическом быте монголов и т.п.

Обратный путь Рубруквис с богатыми дарами от Мангу совершил

через Астрахань, Дербент, Ширван, Шемаху, Тифлис и Армению. Он пер-

вый доказал, что Каспийское море — не залив Северного океана, а самосто-

ятельное озеро, названное морем вследствие своей обширности и глубины.

Путь путешествий Плано Карпини и Вильгельма Рубрука

81

Впервые его «Записки» были напечатаны по-латыни у Гакмойта

(Collect. ofearlyvoyages… Т. I), далее переведены на английский и француз-

ский языки. На русском языке «Записки» Рубруквиса изданы в «Собрании

путешествий» Д. И. Языкова.

Франческо Асцентини— венецианский ювелир, выгранивший русско-

му царю Борису большой изумруд для короны, а также вырезавший на ага-

те распятие, за что получил 100 червонцев, соболью шубу, горностаевую

шапку и муфту и дважды удостоился обеда за царским столом. Из Москвы

(1601—1604) он уехал в Киев, встретив по дороге в Чернигове Лжедмитрия1,

которому целовал руку; получив от него вид, Асцентини все-таки не уничто-

жил московского вида, показывая его в городах, не признававших Самозванца.

Посетив Астрахань, Асцентини вернулся в Венецию, где в 1617 г. издал

«Записки о России», переведенные впоследствии на французский язык.

Массовые перемещения народов в Средние века связывались с вели-

кими завоеваниями. Среди них — походы арабских распространителей

ислама, крестовые походы, походы создателя крупнейшей за всю историю

человечества империи Чингисхана, походы «содрогателя мира» Тимура,

походы турок-османов и др. Войны, длящиеся десятилетиями, создали осо-

бый тип путешественника-завоевателя.

Одной из возможных миссий великих путешествий являлся поиск

дальних союзников. Такого союзника искали, в частности, европейские

монархи — организаторы крестовых походов. Широкое распространение

имел миф о находящейся где-то на краю мира христианской державе пре-

свитера Иоанна. Фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук

был направлен французским королем Людовиком IX под видом миссио-

нера в ставку хана Батыя. Но золотоордынский правитель перенаправил

его в столицу монгольской империи Каракорум к великому хану Мунке.

Дипломатические результаты путешествия Рубрука были незначительны.

Мунке соглашался предоставить военную помощь крестоносцам только

в обмен на их формальное подчинение его власти. Более значителен был

результат в отношении расширения и уточнения географических представ-

лений европейской элиты. Записки Рубрука предоставляли дефицитную

до того информацию о Центральной Азии и Дальнем Востоке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...