Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Путешествия, развитие способов сообщения и сервисных услуг в Древнем мире




 

Основные мотивы путешествий. Первоначальные цели и функции

путешествий. Миграция и переселение — характерная особенность

путешествий людей в Древнем мире. Появление первых дорог.

Покорение морей — новая эпоха в развитии человеческой цивили-

зации. Торговые пути как важнейшие транспортные и межкультур-

ные коммуникации между Западом и Востоком. Зарождение палом-

ничества как устойчивой формы путешествий. Связь путешествий

с общим трендом прогресса человечества. Значение путешествий как

фактора расширения географических знаний. Вклад древних циви-

лизаций в географическое познание мира. Расширение цивилиза-

ционных ойкумен, их пересечение и интеграция как перспектива

формирования единого планетарного пространства.

 

2.1. Предпосылки возникновения и развития путешествий

 

В доисторические времена, как известно, древние люди передвигались

в поисках пропитания, поэтому в определенном смысле можно говорить

о том, что такой способ жизни был основой для выживания человечества

на заре его истории. Передвижение в поисках пищи являлось древнейшим

средством обеспечения существования людей, которые собирательством

и охотой добывали все необходимое для своего пропитания и жизнеобеспе-

чении. Однако такая миграция древних людей проходила очень медленно,

иногда столетиями, и зависела от климата, окружающей среды, природ-

ных катастроф, а также наличия воспроизводимых в нужном количестве

флоры и фауны. Однако люди не только выжили, но и распространились

в течение многих тысячелетий своей истории по всем континентам нашей

планеты. Таким образом, способность к передвижению на большие рас-

стояния являлось естественным, можно сказать, биологическим условием

существования человеческого сообщества.

В доисторические времена передвижения древних людей не носи-

ли целенаправленного характера, поэтому они не были путешествиями

в современном понимании этого слова. По мере складывания и развития

человеческого сообщества перемещения из биологической необходимости

постепенно переросли в путешествия как определенному виду социокуль-

27

 

турной и хозяйственной деятельности людей. Поэтому для понимания

сущности путешествия как исторического и культурного феномена чело-

вечества необходимо рассмотреть его тысячелетиями сложившиеся виды.

Какие причины и (или) цели были у путешественников в Древнем

мире? Человечеству на протяжении всей его многотысячелетней истории

было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству

в целях поисков ресурсов, развития торговли, завоеваний и освоения

новых земель, а также новых транспортных путей. Цели и мотивы этих

путешествий были самые различные, но основными причинами, являлись

следующие:

„„поиски пищи и строительных материалов;

„„сезонные миграции, связанные с сельскохозяйственными работами

и выпасом скота;

„„торговые и личные поездки;

„„путешествия по указанию государственных руководителей;

„„военные походы;

„„массовые переселения народов в результате природных катаклиз-

мов;

„„религиозное паломничество;

„„образовательные поездки;

„„деловые и профессиональные путешествия;

„„поездки для отдыха, развлечения и лечения.

Перемещения с целью добычи пищи, о чем упоминалось выше, являют-

ся самыми древними перемещениями человека и человеческих сообществ:

родов, племен и т.д., в том числе сезонные миграции, связанные с сель-

скохозяйственными работами и выпасом скота. Такие путешествия были

свойственны народам, ведущим кочевой образ жизни. Кочевники передви-

гались по территориям, где был корм для скота и благоприятный климат.

Миграция и переселение были характерной особенностью путеше-

ствий людей в Древнем мире. Каковы причины миграций и переселе-

ний? К ним относятся природно-климатические и социальные факторы.

Природно-климатические факторы — это разливы рек, извержение вулка-

нов, сходы лавин и другие природные катаклизмы, лишающие общность

людей условий для жизни в данной местности. Социальные факторы были

связаны прежде всего с массовыми распространениями болезней, в том чис-

ле эпидемий, а также резким увеличением рождаемости и как следствие

невозможностью прокормить большое количество людей. Миграция древ-

них людей — это объективный фактор их образа жизни. Переселения были

необходимы в поисках более удобных мест для проживания, в связи с заня-

тием охотой, рыболовством, сбором плодов, ягод и т.д., происходили также

сезонные миграции.

По мере развития процессов разделения труда и повышения его про-

изводительности появились излишки товаров. Так стал развиваться обмен

28

результатами труда между соседними племенами и племенными союзами,

вследствие чего началось постепенное складывание торговой деятельности.

Торговые поездки для обмена, а потом и продажи различных товаров, кото-

рые производились в одном месте, а перевозились в другие регионы, стали

одними из самых древних торговых путешествий в истории человечества.

Путешествие с целью посещения и поклонения святым местам с древ-

нейших времен являлись одной из важных составляющих религиозной дея-

тельности людей. Уже в Древнем мире иудеи в большие праздники стара-

лись принести жертву в Иерусалимском храме; египтяне посещали храмы

Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; греки стремились вопросить оракула

в Дельфах; германцы собирались в священных рощах, буддисты — индий-

цы, монголы и китайцы совершали паломничества к святыням Непала,

Индии и Китая. Все эти народы совершали близкие и дальние путешествия

с целью поклонения и совершения религиозных обрядов в святых местах.

Первоначально люди совершали пешие путешествия, преодолевая

препятствия подручными средствами. Позднее они стали совершать поезд-

ки, используя труд различных домашних животных: лошадей, мулов, ослов,

буйволов, верблюдов, яков, слонов и т.д., которые позволяли им перевозить

тяжелые грузы и людей. Домашние животные стали важными помощни-

ками человека в деле покорения пространства и совершения путешествий

с глубокой древности до настоящего времени. Многие тысячелетия они

были практически незаменимы при совершении путешествий. Для многих

народов Индокитая путешествие по горам без яков было бы практически

невозможно, эти замечательные животные используются и до настоящего

времени в горах Тибета и Гималаев. Северные народы многие тысячеле-

тия использовали для передвижения упряжки оленей и собак, что давало

им возможность успешно преодолевать огромные расстояния по зимней

и летней тундре. Верблюды, «корабли пустыни» широко использовались

в Азии и Африке для перевозки грузов и людей на протяжении тысяч лет.

Верблюжий караван является символом торговли в Центральной Азии.

Именно с караванами ученые связывают появление первого почтового

сообщения между крупными населенными пунктами, а затем и странами.

В непроходимых джунглях и болотах Индии веками ходят караваны сло-

нов, на которых путешествуют люди и перевозят различные грузы. Быки

и буйволы с незапамятных времен возили людей и их грузы по бескрайним

равнинам Евразии, без них не обходились военные походы и переселения

больших масс людей на новые земли.

Лошади и верблюды, мулы и ослы являлись главными транспорт-

ными средствами для большинства народов нашей планеты за последние

5 тыс. лет. Согласно данным археологии, между 3 и 2 тыс. до н.э. началась

история освоения различных типов перевозочных средств на животной

тяге, что связано с открытием колеса и упряжных повозок. Эти новые воз-

можности дали резкий толчок развитию путешествий с торговыми целя-

29

ми. Совершенствование колеса и конструкции повозок сделали перевозки

людей и грузов на таком виде транспорта повседневной обыденностью,

что привело к появлению специально устроенных дорог и возникновению

древней придорожной инфраструктуры. Дороги начали прокладывать

специальные саперные армейские команды, которые научились делать

временные переправы и даже мосты через небольшие реки. В большин-

стве государств Древнего мира наиболее тяжелые работы по устройству

дорог делали рабы. Вдоль дорог постепенно стали возникать заезжие дво-

ры и гостевые дома, их наличие было связано, как правило, с интенсив-

ностью движения людей по трассе. Появление колесниц и применение

их в военном деле увеличило мобильность древних армий и содействовало

появлению военных походов большой дальности, что стало признаваться

одним из видов путешествий.

Незадолго до начала 1 тыс. до н.э. верховая езда на лошадях стала рас-

пространяться в массовом порядке в Северном Причерноморье, Малой

Азии и Иране. Искусство верховой езды и умение разводить лошадей

для этой цели относительно быстро распространилось во многих странах

Азии, Африки и Европы. С того времени кавалерия стала составной и наи-

более боеспособной частью почти всех армий мира, а путешествия верхом

на лошадях прочно вошли в практику передвижения по всем сухопутным

маршрутам.

Около 3 тыс. лет до н.э. человечество научилось строить корабли,

которые по мере их совершенствования смогли перевозить много людей

и грузов. Изначально путешествия по воде были ограничены из-за отсут-

ствия знаний об окружающем мире и страхом перед большими водными

пространствами. Путешествие на небольших кораблях проходило по рекам

и морям вдоль берегов. Изначально плавание на судах возникло прежде

всего для рыболовства, а уже потом как средство передвижения в целях

торговли и путешествий. Позже древние путешественники научились стро-

ить суда и водить их по открытым водным пространствам. Строительство

судов в Древнем мире происходило в Вавилоне, Египте, Финикии, Индии,

Китае и других центрах цивилизации. Недаром именно на великих реках

возникают многие древнейшие человеческие цивилизации, о которых мы

знаем. Древний Египет расцвел на берегах Нила. Реки Хуанхэ и Янцзы

текут в регионе, где возникла и выросла древняя китайская цивилизация.

Древнейшая индийская культура и государственность зародились и раз-

вивалась между берегов великих рек Инда и Ганга. Ассиро-вавилонская

цивилизация, одна из древнейших на планете, процветала в междуречье

Тигра и Евфрата. Древнее государство Урарту образовалось вокруг круп-

ных озер Ван, Умрия и Севан, расположенных соответственно на терри-

тории современных Турции, Ирана и Армении. По этим рекам и озерам

люди научились плавать, чтобы более эффективно ловить рыбу и перевоз-

ить грузы, а главное — совершать путешествия.

30

Следующим этапом после освоения рек и озер стало покорение

морей, что явилось новой эпохой в развитии человеческой цивилизации,

позволившей существенно расширить картину мира и установить взаи-

модействие с другими народами. Появились новые корабли, которые мог-

ли ходить по морю, сначала вдоль берегов, а затем выходить на большую

воду, т.е. на морской простор. Начало этому периоду в Средиземном море

положили древние финикийцы, которые более 3 тыс. лет назад создали

портовые города по всему Средиземноморью. Сеть торговых морских путей

в Индийском океане также была весьма разветвленной во второй половине

3 тыс. до н.э., по ней ходили в массовом порядке месопотамские торговые

корабли по всему Персидскому заливу от побережья нынешнего Ирана

до берегов Индии и Африки.

Военные походы и переселения народов для захвата новых террито-

рий представляли собой также один из древнейших видов путешествий

с завоевательными целями. Военные походы Шумеро-Аккадского царя

Саргона I и его потомков Саргонидов во второй половине 3 тыс. до н.э.

представляли собой грандиозные экспедиции, охватывающие огромные

территории Передней и Центральной Азии, во время которых власти этого

царства были подчинены множество государств. В VI веке до н.э. персид-

ский царь Дарий I из династии Ахеменидов, расширяя свою огромную дер-

жаву, совершил военные походы в Среднюю Азию, Индию, Кавказ, Малую

Азию, Северное Причерноморье, где его армия была остановлена скифами.

История развития древних государств и народов не была синхронной,

поэтому межкультурные коммуникации, возникающие во время путеше-

ствий, обогащали народы и содействовали взаимному обмену знаниями

и опытом в самых различных сферах деятельности. К середине I тыс.

до н.э. многие народы накопили огромный опыт совершения путешествий

по огромным пространствам Азии, Африки и Европы, они освоили различ-

ные способы передвижения пешком, на животных и на кораблях. Начали

складываться устойчивые сухопутные маршруты и морские пути, соединя-

ющие различные страны и народы.

 

2.2. Характерные особенности путешествий на Древнем Востоке

Древняя Индия

 

Индия с древнейших времен воспринималась как страна сказочных

богатств. Это определяло интенсивный товарный обмен Индийской циви-

лизации с внешним миром. Еще в доарийские времена Мохенджо-Дара

и Хараппы Индия вела торговлю с Месопотамией и Индокитаем. В эпоху

Будды индусы достигали берегов Бирмы, Малайзии и Индонезии. Был

установлен регулярный товарообмен с Китаем. Индийская колония воз-

31

никла недалеко от Аравии на острове Сокотра. Но чаще все же индийские

товары перевозились нанимаемыми иностранными купцами. Зато куль-

тура Индии создала особый тип странствующего путешественника-мона-

ха. Буддистские монахи, пропагандируя учение Будды, охватили в своих

странствиях огромное пространство от Греции и Египта до Японии.

История путешествий в Юго-Восточной и Южной Азии является

одной из самых древних, так как связана с установлением и функциони-

рованием торговых отношений между самыми ранними государственными

образованиями, ныне известными исторической науке. В бассейне реки

Инд в 3 тыс. до н.э. процветала древнейшая цивилизация Южной Азии,

получившая название «хараппской» по названию поселений, где были рас-

копаны археологами первые древние города — Хараппа и Мохенджодаро.

Важнейшим занятием жителей хараппских городов-государств, которых

в настоящее время открыто более 100, была торговля, а следовательно,

совершение путешествий. С низовьев Инда хараппанцы продвигались

на север, устанавливая торговые связи и основывая новые города и торго-

вые поселения.

В III тысячелетии до н.э. хараппанцы завязали торговые отноше-

ния с западными государственными образованиями в Азии — Эламом

и Шумером, расцвет торговли с которыми приходится на середину 2 тыс.

до н.э. Традиционными предметами древнеиндийского экспорта были сло-

новая кость и изделия из нее, золото, жемчуг (рыбий глаз), ткани из хлопка,

ценные породы деревьев (эбеновое, сандаловое, бамбук и др.), краска (пур-

пур, получаемый из морских моллюсков), экзотические животные (павли-

ны, обезьяны и т.д.) и пр.

Хараппанцы совершали торговые путешествия не только по суше,

но и по воде, по рекам и морям. Они строили одно- и двухмачтовые парус-

ные и гребные корабли, способные выдерживать речные и морские плавания

вдоль берегов. Они освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю

и Оманскому заливу, таким образом, начав плавать по Индийскому океану.

В III—II тысячелетиях до н.э. сложились внешние торговые связи

Индии с Центральной Азией и Ближним Востоком на западе и Китаем

на востоке, которые проходили по маршрутам Великого индийского пути.

Великий индийский путьпредставлял собой систему торговых путей,

трассы которых проходили по суше, рекам и морям. Путь на запад начинал-

ся в столице области Гандхары — Таксиле, расположенной на северо-западе

древней Индии, затем проходил через перевалы горной системы Гиндукуша

и выходил в Бактрию, после чего по рекам Кундуздарья и Балхаб приво-

дил в долину Окса (Амударьи). Далее караваны шли разными дорогами

через Маргиану на Хорезм или Гирканию к Каспийскому морю. Преодолев

на кораблях Каспийское море, они высаживались на кавказском побере-

жье и шли к устью Куры через современный Азербайджан (Кавказскую

Албанию) и Восточную Грузию (Иберию), далее путь шел через Сурамский

32

перевал и выходил в долину реки Риони (Фасис). В низовьях Фасиса

на территории легендарной Колхиды (Западная Грузия) находился одно-

именный город Фасис, куда прибывали и где жили бактрийские и индий-

ские купцы. Из Фасиса на кораблях через Понт Эвксинский (Черное море)

путь вел в греческие города Северного Причерноморья и Юго-Восточной

Европы, а также в Средиземное море.

Великий индийский путь также шел на восток из Гандхары, Кашмира

и других индийских городов вниз по Гангу через территорию современ-

ных Бангладеш и Мьянмы (Бирма), маршрут приводил в Южный Китай,

в области Шу и Цюнь, которые соответствовали нынешним провинциям

Сычуань и Юньнань.

Как и многие великие торговые магистрали древности, Великий

индийский путь складывался постепенно, отдельными частями, в осво-

ении которых значительную роль сыграли различные народы: индийцы,

бактрийцы, хорезмийцы, народы Южного Кавказа — албаны, иберы, колхи,

а также китайцы. Однако объединение всех частей огромного пути про-

изошло благодаря древним индийцам и эллинам. Основными товарами,

которые перевозили по индийскому торговому пути, были слоновая кость

и изделия из нее, золото, серебро, олово, драгоценные и полудрагоценные

камни, ценные породы дерева и изделия из него, ткани и т.д.

Великий индийский путь, существовавший во 2—3 тыс. до н.э.,

маршруты которого проходили из Индии в Китай и Индокитай, а также

в Среднюю Азию, Южный Кавказ и Восточное Средиземноморье, стал пер-

вой в истории цивилизации трансконтинентальной трассой, соединяющий

восток и запад Евразии. Впоследствии, когда во II в. до н.э. был освоен

северный маршрут из Китая в Среднюю Азию через Памир, он соединился

с известными магистралями Великого индийского пути и получил назва-

ние Шелковый путь.

Закат древней хараппской цивилизации приходится на XVIII—

XVII вв. до н.э. В этот период основная масса дравидского населения

сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно,

это было вызвано ухудшением климатических условий или природными

катаклизмами.

Окончательный удар по носителям хараппской цивилиза-

ции нанесло, вероятно, вторжение индоариев.

Индоарии, переселившиеся в древности в Индию, представляли собой

часть протоиндоиранских племен, происхождение которых связывают

с народами, обитавшими на южных склонах Уральских гор и к северо-

востоку от Каспийского моря. Существующие археологические данные

не подтверждают гипотезу о единовременном массированном вторжении

индоариев и вообще индоевропейцев в Индию в доисторическую эпоху.

Напротив, они указывают на серию постепенных изменений местных

культур в Индии. Хотя в целом социальная и экономическая жизнь замет-

но изменились, между доисторической и исторической эпохой в Индии

33

 

наблюдается преемственность как в технологиях и образе жизни, так

и в региональной символике, что означает сохранение местного населе-

ния и исключает его полную замену пришельцами. Около 1900 г. до н.э.

многие города Пенджаба опустели, хотя одновременно появилось много

новых поселений, а города в соседних регионах даже разрослись. Массовое

переселение могло быть вызвано не только войнами, но и климатически-

ми изменениями. Так, в это время произошло изменение русла реки Инд,

сопровождавшееся масштабными наводнениями.

Постепенная миграция индоариев продолжалась более тысячи лет,

в ходе которой в северной части Индии к началу 1 тыс. до н.э. возник ряд

монархических государств. Они назывались джанападами, между ними

процветала торговля и совершались путешествия с различными целями.

К V веку до н.э., т.е. ко времени рождения Будды, многие из древнеиндий-

ских царств объединились и образовали четыре более крупных государства,

это были Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.

Буддийское паломничество

Традиция паломнических путешествий в буддизме имеет одну

из самых древних историй по причине более раннего его возникновения

по сравнению с другими мировыми религиями. Идея совершения буд-

дийского паломничества и ритуалы поклонения возникли в Индии в V в.

до н.э., став одним из основных проявлений религиозного чувства всех

буддистов. Считается, что сам Будда в Махапаринирвана-сутре определил

четыре места, подходящие для паломничества последователей его учения

и способные вызвать духовный прогресс: Лумбини в Непале, Кушинагар,

Бодх-Гайя и Сарнатх в Индии.

В период совершения паломничества верующий на время прини-

мал монашеские обеты и этим искупал свое мирское существование.

Паломнические караваны, как правило, были многочисленными и состав-

ляли обычно более 100 человек, многие из которых были вооружены, так

как путешествия по просторам Центральной Азии испокон веков были

весьма опасным предприятием. Перед отправкой в путь паломники выби-

рали начальника каравана, который должен был быть опытным человеком,

знать маршрут путешествия, определять время отправления, назначать

места ночевок и дневок, наблюдать, чтобы никто не отстал в опасном месте,

организовать оборону людей в случае нападения, представлять интересы

богомольцев перед местными властями. Маршруты путешествий палом-

ников строились таким образом, чтобы по пути посетить буддийские свя-

тые места, в том числе монастыри, где они могли помолиться и получить

кров, пополнить запасы пищи и уточнить маршрут. Двигаясь по дорогам,

паломники вывешивали разноцветные религиозные флаги на субурганах

и молитвенных цилиндрах (барабанах).

34

Индия считается самым главным местом паломничества у буддистов.

И в этой замечательной стране находится много святых мест, по кото-

рым многие века двигался нескончаемый поток буддистских паломников.

В современном индийском штате Бихар находится Бодх-Гайя. Это святое

место, где принц Гаутама достиг просветления (нирваны) под священным

деревом Бодхи и стал известен как Будда.

Бодх-Гайя является наиболее почитаемым объектом паломничества

буддистов всех направлений и школ. Здесь же можно увидеть дорожку,

по которой ходил в своих раздумьях Будда, она выложена из драгоценных

камней. Рядом построен более 2 тыс. лет тому назад величественный храм

Маха Бодхи, который считается одним из выдающихся образцов буддий-

ской архитектуры. Весь мемориальный комплекс храма Маха Бодхи содер-

жит многочисленные памятные места, связанные с Буддой Шакьямуни, его

поисками и достижениями.

Никогда не пропадал интерес паломников и к индийскому городу

Капилавасту. В этом городе родился Будда Гаутама, в нем прошло его дет-

ство. Нельзя не отметить и находящийся в 10 км от Варанси город Сарнатх,

куда буддийские паломники съезжаются, чтобы почувствовать священные

истоки своей религии. Ведь именно на этом месте, в Оленьей роще, более

чем 2500 лет назад Будда прочитал первую проповедь, которая и положила

начало распространению буддизма сначала в Индии, а затем и по всему миру.

Важнейшим святым местом для буддистов является город Кушнагар.

В этом месте совершился уход Будды в окончательную нирвану

(Махапаринирвану), т.е. здесь произошла его физическая смерть около

483 г. до н.э. В Кушнагаре тело Будды было кремировано, а место кре-

мации стало священным для буддистов. После ухода Будды здесь была

сооружена большая ступа, где были помещены его останки. Главными

объектами паломничества здесь являются ступа Паринирваны и храм

Махапаринирваны.

Чтобы найти просветление и очиститься от мирской суеты, буддисты

совершали паломничество в Китай, а особенно часто в Тибет. Паломников

привлекает своей одухотворенностью тибетский город Лхаса. Даже его

название буквально означает в переводе с тибетского языка «обитель

богов» или «страна небожителей». Во дворце Потала, древней резиденции

Далай Ламы, на протяжении столетий хранятся множество святынь, кото-

рые и привлекают огромное количество буддистов-паломников.

Непал в равной степени с Индией может называться родиной Будды.

Лумбини (санскр. «любимый») — храмовый комплекс и место паломни-

чества буддистов на территории Непала, в округе Рупандехи, на грани-

це с Индией. Лумбини считается местом рождения принца Сиддхартхи

Гаутамы, основателя буддизма, предположительно около 563 г. до н.э.

Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где принц Сиддхартха

жил до 29 лет.

35

 

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Майя Деви,

посвященный Махамайе, матери принца Сиддхартхи Гаутамы, с древним

памятным камнем, изображающим его рождение. Вокруг храма — археоло-

гическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и дерево Бодхи.

Весь комплекс состоит из десятка монастырей, храмов, ступ разных буд-

дийских конфессий и других памятников.

Паломники, поклонники бога Шивы, как и в древности, совершают

переход к священной пещере Амарнат в Гималаях (Индия, Кашмир)

На территории современного Непала недалеко от границы с Индией

находился в древности город Капилавасту, в котором правил царь

Шуддходана, отец принца Сиддхартхи — будущего Будды Шакьямуни.

Священная роща Лумбини — место, где Махамайя, супруга Шуддходаны,

родила Сиддхартху, — расположена у подножия Непальского холма. В это

место традиционно каждый год устремлялись миллионы буддийских

паломников.

Нескончаем поток паломников в Катманду, где находится святое место

для буддистов — самая большая ступа в мире. Ступа Бодхнатх (Джарун

Хашор) была построена еще в VIII в. н.э., и в ней с тех пор и до настоящего

времени проводят непрерывное богослужение буддийские монахи. Ступа

Бодхнатх является центром буддизма в Непале, вокруг которого построено

более 20 монастырей. Постамент ступы имеет форму мандалы, вокруг купо-

ла расположены 108 статуй Будды. Около ступы находятся молитвенные

барабаны — мани, которые вращают паломники из всех стран мира, совер-

шая ее обход в направлении по часовой стрелке.

Начиная с IV в. н.э. в Китае получило широкое распространение учение

Будды, которое пришло сюда из Индии. Одним из зачинателей паломниче-

ских путешествий в Китае стал буддийский монах Фа Сянь. Он совершил

18-летнее путешествие в Индию, Афганистан, Цейлон и Яву, где посетил

важнейшие святые места буддизма. Другой известный китайский палом-

36

 

ник-буддист Сюань Цзян (ок. 596—664) совершил путешествие в Индию

в 629—645 гг. Его маршрут шел через Северо-Западный Китай и Среднюю

Азию, далее по территории современного Северного Пакистана он добрался

до центральных областей Индии. Таким образом, ему пришлось обойти

горы Тибета, чтобы оказаться в Индии. Сюань Цзян во время своего путе-

шествия вел дорожные записи, которые впоследствии стали знаменитым

литературным трудом «Записки о странах Запада в эпоху великой дина-

стии Тан», который он закончил в 648 г.

Благодаря буддийским паломникам Китай познакомился с древней

культурой Индии. В VII веке китайские паломники перестали обходить

горы Тибета, так как они разведали и освоили более короткие пути через

высокогорные перевалы Тибета и Гималаев, преодолев которые, они спу-

скались на равнину Ганга.

Древний Китай

В середине 2 тыс. до н.э. на территории Китая возникло монархическое

государство Инь (Шан), названное так по наименованию императорской

династии, — первое известное китайское государственное образование.

Китайцы первыми начали использовать шелковичного червя для производ-

ства шелка и наладили шелкоткачество, что стало на веки символом Китая.

Помимо этого, как известно, великий китайский народ сделал множество

открытий, которыми пользуется современная человеческая цивилизация:

доменная печь, бронза, порох, боевая колесница, бумага, часы, компас,

рельефная карта и многие другие.

Императоры династии Инь в XVIII—XII вв. до н.э. стремились к рас-

ширению границ своего государства и совершали военные походы, в ходе

которых получали представление о географии Великой китайского рав-

нины. В XII веке до н.э. к власти пришла династия Чжоу, которая правила

до V в. до н.э. Помимо сухопутных военных походов, например, к северо-

восточному Тибетскому нагорью, китайцы в этот период совершали много-

численные водные путешествия по рекам Хуанхэ и Янцзы. Китайцы смог-

ли начать торговые путешествия по Желтому морю, по которому плавали

на парусных плоскодонных кораблях. Они достигли полуострова Корея

и посещали Хонсю — самый большой остров Японского архипелага. В конце

VII в. до н.э. китайские мореплаватели открыли для себя большие острова

Тайвань в Восточно-Китайском море и Хайнань в Южно-Китайском море.

Центральная власть династии Чжоу со временем ослабла в связи с воз-

растанием политической и экономической мощи удельных правителей,

которые создали в середине VIII в. до н.э. ряд независимых государств.

С V по II век до н.э. эти государства постоянно воевали между собой, однако

в 221 г. до н.э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди (259—210 гг. до н.э.)

в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько деся-

37

тилетий, но именно она сформировала Китай

как имперское образование. Император Ши Хуан-ди провел реформу под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные

системы иероглифики покоренных царств,

введена единая денежная система, а также

система мер и весов. Эти меры способство-

вали развитию торговых путешествий и свя-

зи между различными частями огромного

государства. Стратегические дороги связы-

вали столицу с далекими провинциями, сам

император ездил по ним с инспекционными

поездками. С целью обезопасить территорию своего государства император

повелел построить на севере стену, которая должна была защитить Китай

от набегов кочевников. Великая китайская стена (длиною 2500 км), обли-

цованная камнем, укрепленная башнями и крепостными сооружениями,

представляла собой грандиозное сооружение, которое было возведено

за десять с небольшим лет.

В период династии Цинь были построены каналы, которые соединяли

различные реки, позволяя охватить речным транспортом огромные терри-

тории.

В период правления императора Цинь Ши Хуан-ди состоялось уди-

вительное путешествие китайского придворного мага Сюй Фу. Император

дважды посылал его в экспедицию по восточным морям с целью найти

эликсир бессмертия. Экспедиции Сюй Фу проводились в 219 и 210 гг.

до н.э. Предполагается, что его флот состоял из 60 кораблей с командой

из 5000 матросов, на кораблях было 3000 девочек и мальчиков, а также

ремесленники с разными специальностями. Вторая экспедиция Сюй Фу

не возвратилась, еще в древности возникло предположение, что он выса-

дился в Японии вместе со всеми участниками экспедиции и там остался.

Сторонники японской версии завершения путешествия Сюй Фу счита-

ют, что его миссия дала толчок развитию древней японской цивилизации,

а также что он принес новые технологии и растения, которые позволили

улучшить уровень жизни. В Японии возникло поклонение Сюй Фу как

божеству земледелия, медицины и шелка.

В истории путешествий Китая имя Чжан Цянь (ум. ок. 103 г. до н.э.)

имеет особое значение. Он был путешественником и дипломатом, которо-

му мы обязаны большей частью сведений о Китае и народах, населявших

Среднюю Азию во II в. до н.э. Чжан Цянь предложил императору развивать

торговые отношения с государствами Средней Азии, что послужило толч-

ком для создания Великого шелкового пути. Его путевые заметки стали

Великая китайская

стена в наше время

38

основой многотомных исторических записок «Ши цзи», которые написал

императорский историограф Сыма Цянь (ок. 145—86 до н.э.).

Развитие древнекитайских географических познаний шло в двух

направлениях. Первое определялось фискальной задачей описания вну-

тренних районов Китайской империи. Оно в значительной степени свя-

зывалось с деятельностью чиновничьего аппарата. Отражением этих

тенденций явилось составление географических справочников Китая,

содержащих наряду с данными по географии китайских провинций све-

дения о налоговых сборах. Первый такой сборник в Китае «Юэцзюэ шу»

был составлен в 52 г. н.э.

Второе направление было ориентировано на познание внешнего мира.

Китайские путешественники с древнейших времен осуществляли плавания

на своих судах по водам Тихого океана. Уже в период правления династии

Шань-Инь Китай имел заморские колонии. Характерная иллюстрация зна-

чимости морских путешествий для древнекитайской культуры — шестиме-

сячное пребывание в море одного из правителей периода Ци (VI в. до н.э.).

Существовал в Китае и такой типаж путешественника, как странству-

ющий учитель. Основоположник конфуцианства — Конфуций 30 лет повел

в странствиях. Путешествия занимают важную компоненту и в различных

версиях жизнеописаний создателя даосизма Лао-цзы.

Великий шелковый путь— система караванных дорог, связывав-

ших в античный период Восточную Азию, в первую очередь Китай,

со Средиземноморьем, с Римской и Византийской империями, а в Средние

века — с Арабским халифатом и европейскими государствами. Великий

шелковый путь использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и связано

его название. Путь был освоен во II в. до н.э., вел из Сианя через Ланьчжоу

в Дуньхуан, где раздваивался на северную часть и на южную. Северный

путь проходил через Турфан, далее пересекал горные хребты Памира

и шел в Фергану, оттуда через казахские степи, потом мимо Каспийского

моря и пересекал Волгу, после чего продолжался через Северный Кавказ

к Черному морю, где раздваивался — часть грузов погружалась на корабли,

которые шли до Константинополя, Венеции и Генуи, остальные товары

продолжали сухим путем идти через Северное Причерноморье на евро-

пейские рынки. Южный путь шел мимо озера Лоб-Нор по южной окра-

ине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части), вел

в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть

до Средиземного моря. Со временем появился третий, морской шелковый

путь, который шел по Индийскому океану, далее по Персидскому проливу

и через Красное море доходил до арабских и египетских портов.

Завоевательные походы Александра Македонского значительно рас-

ширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для

установления торговых связей. Старая Северная дорога возникла во време-

на китайского императора У-ди (156—87 гг. до н.э.), который под натиском

39

степного народа хунну направил своего дипломата Чжан Цяня на поиски

их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союз-

ных отношений. Во время путешествия 138—126 гг. до н.э. Чжан Цянь уви-

дел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней.

Он доложил императору об отсутствии в других странах шелкоткацкого

ремесла и посоветовал вывозить за границу шелковые ткани в обмен на пре-

красных коней, а также сладкие плоды, вино и др. В 121 году до н.э. пер-

вый верблюжий караван с шелком и бронзовыми зеркалами направился

к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор

и отрогов Тянь-Шаня. Шелк на Западе высоко оценили за красоту и лег-

кость, а также за его способность противостоять всеобщему бедствию —

назойливым насекомым-паразитам.

Великий шелковый путь

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян

с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодиче-

ски вспыхивавших византийско-иранских войн в VI—VII вв. правители

Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный

ущерб экономике Восточной Римской империи (Византии). В результате

по территории Северного Кавказа был проложен один из северных марш-

рутов Великого шелкового пути. Он стал огибать Каспийское море не с юга,

а с севера, двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ,

шел далее к Черному морю или в Анатолию. В связи с этим на Кавказе

появились два ответвления Великого шелкового пути — Мисимианский

и Даринский.

В сложный для торговли период VIII—X вв. стали использоваться реч-

ные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операто-

рами» которых выступали хазары, славяне, скандинавы-варяги (Волжский

40

 

торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил социальное расслое-

ние в этих землях и привел к формированию государственных образований,

первоначально состоявших их цепочки торгово-военных факторий вдоль

основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат, русские

княжества).

После создания в первой четверти XIII в. Монгольской империи,

в пределах которой оказалась почти вся протяженность Шелкового пути,

возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним

маршрутам. Западный участок северной части пути в XIV—XV вв. кон-

тролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укрепленными

факториями по берегам Черного моря.

В XV веке Шелковый путь пришел в упадок ввиду возобновления

военных конфликтов в Средней Азии, прежде всего в связи с завоевания-

ми на Ближнем Востоке великого эмира Тимура-Тамерлана и турок-осма-

нов. Эти события стимулировали развитие морской торговли, приведшее

в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса

китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия

китайского флота во главе с Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам

Африки.

Шелк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром,

который перевозился более 1,5 тыс. лет по трансконтинентальному пути.

Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, воен-

ное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные и драгоценные камни,

изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзо-

тические фрукты, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные

изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было

найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности

и многое другое.

Великий шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономи-

ческих и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней

и Центральной Азии, Индии и Китая, он служил проводником распростра-

нения знаний, технологий и инноваций. При этом почти все знаменитые

изобретения (компас, порох, бумага и книгопечатание) распространялись

из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

Впервые этот термин «Великий шелковый путь» употребил в 1877 г.

немецкий ученый Фердинанд Рихтгофен в своем классическом научном

труде «Китай». Шелковый путь оказал огромное влияние на формирова-

ние политического, экономического, культурного устройства стран, через

которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали или расцвета-

ли крупные и малые торговые города и поселения, особенно испещренной

караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали

десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические

41

 

процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные

торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные

союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распро-

странении буквенного письма и мировых религий, многих культурных

и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.

Важным импульсом в развитии китайских путешествий стали сделан-

ные в Китае великие изобретения — компас и вертикальный корабельный

руль. Первым точно описал действие магнитного компаса живший в XI в.

китайский ученый Шэнь Ко. Считается, что корабельный руль стал заме-

нять рулевое весло на китайских судах в I в. н.э.

Египет

Большинство цивилизаций древности выстраивалось вокруг великих

рек. Отсюда естественной формой путешествий древности были речные путе-

шествия. Для древних египтян роль основной транспортной артерии играл

Нил. Картографически ими было описано более чем 2 тыс. км протяженно-

сти реки. Благодаря налаженной навигации египтяне на папирусных лодках

регулярно достигали Нубии (современные Судан и Эфиопия). Египетские

мореходы совершали плавания по бассейну Восточного Средиземноморья,

активно контактировали с населением островов Эгейского моря. Известно

широкое культурное влияние, оказываемое Египтом на цивилизацию

минойского Крита. Первое известное плавание по Средиземному морю

было организовано при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Конечной целью

экспедиции являлся финикийский город Библ.

Караванный маршрут шел из Египта к Красному морю. От побе-

режья корабельные экспедиции египтян направлялись в страну Пунт.

Предположительно Пунт (буквально «Земля богов») находится на тер-

ритории современных Сомали или Эритреи. Оттуда в Египет доставля-

лось черное дерево, благовония, слоновая кость, золото. Первая известная

широкомасштабная экспедиция египтян в Пунт была организована при

царе пятой династии Сахуре. Запись на Палермском камне сообщала, что

в Египет было привезено 80 тыс. мер мирры, 2,6 тыс. ед. ценных пород

дерева, звериных шкур и слоновой кости. Из экспедиций привозился так-

же и «живой товар» — рабы. Так, совершивший поход в Пунт египетский

военачальник Уруду привез из него пленных карликов (вероятно, пигмеев).

Крупнейшая экспедиция в Пунт была организована по приказу царицы

Хатшепсут в 1482—1481 гг. до н.э. Основным ее мотивом являлась доставка

мирового дерева для посадки на террасе храма в Дейр эль-Бахри. Будто бы

бог Амон явился царице и повелел направиться за деревом в страну Пунт.

Рельефы построенного позже храма детально воспроизводят ключевые

моменты экспедиции. Для воодушевления своих подданных царица сама

приняла участие в трудном походе. Для того чтобы выйти в Красное море,

42

 

рабы десять дней волоком тянули пять царских кораблей через пустыню.

В Пунт путешественниками был приобретен 31 вид различных аромати-

ческих деревьев. Экспедиция продолжалась год, и при отсутствии цари-

цы к власти в Египте пришел Тутмос III. Путешествие Хатшепсут в Пунт

ярко было описано впоследствии в книге известного немецкого писателя

Филиппа Ванденберга «Наместница Ра».

Традиция путешествий в Египте Древнего царства была заложе-

на чиновниками Хуфхором и Пиопинахтом. Сохранилось жизнеописа-

ние Хуфхора, сообщающее о предпринятых им четырех походах в Куш

(Северный Судан). Вельможе было доверено ведение торговли с Нубией

и надсмотр за караванами. Хуфхор стал первооткрывателем ряда стран

Среднего Нила.

Другим известным номархом-путешественником Древнего Египта

являлся Пиопинахт. Помимо двух походов в Киш им был совершен еще

поход в страну кочевников-азиатов (территория Синайского полуострова).

Автобиография Пиопинахта сохранилась в виде надписи на его гробнице.

Особую известность из древнеегипетских описаний путешествий

получил «Рассказ Синухета», относящийся к эпохе Среднего Царства.

О его популярности свидетельствует множество дошедших до нашего

времени списков. Синухет — знатный египтянин, занимал пост «началь-

ника владений царя в землях азиатов». После смерти фараона, спасаясь

от дворцовых интриг, он бежит в Сирию. На чужбине Синухета охватывает

ностальгия. Рассказ оканчивается благополучным возвращением главного

героя в Египет.

Финикийцы

Слава лучших мореходов древности принадлежит финикийцам. Они

первыми пересекли на судах Средиземное море. По всему периметру

Средиземноморья были созданы финикийские колонии. Около 800 лет

назад колонистами из Финикии на территории современного Туниса был

основан город Карфаген (буквально «новый город»). Карфагеняне сами

стали осуществлять активную колонизацию, претендуя на морскую геге-

монию во всем Средиземноморье. Эти претензии привели впоследствии

Карфаген к столкновениям с Римом. Именно финикийцами был открыт

Гибралтарский пролив. Это место в честь своего верховного божества,

покровителя бурь было названо ими «столпами Мелькарта». Обнаружение

Гибралтарского пролива открыло перспективу плаваний к берегам

Западной Европы и Западной Африки. При выходе из Средиземноморья

в Атлантический океан ими были заложены города Кадир (Кадис) и Тингис

(Танжер). Руководствуясь заданием египетского фараона Нехо II, фини-

кийцы предприняли экспедицию вокруг африканского континента.

Продолжительность путешествия составила два года. Об этой экспедиции

43

поведал Гомер. Совершив трансафриканское путешествие, финикийцы

на 2 тыс. опередили португальского мореплавателя Васка да Гамма.

В поисках олова финикийский мореплаватель Химилко достига-

ет побережья Британии. Туда же совершает плавание и карфагенянин

Гамилькон.

Одна из самых масштабных карфагенских экспедиций была прове-

дена под руководством Ганнона (первая половина V в. до н.э.). Ее описа-

ние на пуническом языке сохранилось до наших дней. В походе приняло

участие до 30 тыс. человек, размещенных на 60 галерах. Корабли Ганнона

двигались вдоль побережья Западной Африки, пройдя в совокупности

более 2 тыс. километров. Конечной точкой экспедиции стала территория

современной Либерии. Ганноном были составлены исторически первые

карты западноафриканского побережья. На их основании карфагенскими

торговцами был создан маршрут «Золотая дорога», по которому из глубин-

ных районов Западной Африки в Карфаген перевозилось золото.

Существует и распространенная в последнее время версия о возмож-

ности плавания финикийцев и карфагенян в Америку. В качестве доказа-

тельств приводится клад, обнаруженный на Азорских островах (половине

пути к американскому побережью), и карфагенская монета, интерпретиру-

емая как карта мира, с присутствующим на ней Американским материком.

Считается, что названия двух континентов Азии и Европы было заим-

ствовано греками у финикийцев. Слово «Азия» было производно от фини-

кийского «асу», что означало дословно восход, а «Европа» — от «эреб»,

обозначающего закат.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 746.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...