Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы и исторический контекст великих




Географических открытий

 

Хронологические границы эпохи Великих географических откры-

тий принято датировать XV—XVII вв. Ее историческим результатом яви-

лось формирование единого мирового пространственного континуума.

Существовавшие прежде отдельные цивилизационные ойкумены интегри-

руются. Роль интегратора сыграли великие трансконтинентальные путеше-

ствия и последующие за ними за ними волны колонизации. Центром инте-

грируемого мирового пространства стала Западная Европа. Этому в немалой

степени способствовали усовершенствования на транспорте. Основой

улучшения транспорта и его видов явилось развитие технических изо-

бретений и постепенное их внедрение в практику. В Англии незаменимым

видом транспорта стала почтовая карета. Появление дилижансов оказало

революционизирующее воздействие на систему передвижения по Европе.

Особый интерес стал проявляться к морским торговым путям, необходимо-

сти их обновления и освоения новых земель. К этому времени в средневе-

ковой Европе стали широко применяться буссоль и компас, вошел в общее

употребление постоянный руль за кормой. Решающим моментом развития

92

 

транспорта явилось усовершенствование в судоходной астрономии, введен-

ные арабами и занесенное евреями в Испанию. Таким образом, возможности

совершения дальних морских плаваний обеспечивались успехами в кораблестроении и навигации, наличием опытных мореходов во второй полови-

не XV в. Самыми заманчивыми средствами быстрого обогащения в Европе

этого периода была торговля не только с Азией, значение которой после

крестовых походов все больше возрастало, но и освоение новых торговых

путей в Индию и на Дальний Восток. Португалия и Испания среди евро-

пейских государств первые предприняли поиски морских путей в Африку

и Индию. Богатые жители этих стран охотно давали деньги на морские экс-

педиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями

и главенствующее положение в европейской торговле. Поэтому экспан-

сия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого

Атлантического океана, так как торговля по Средиземному морю была уже

ранее захвачена Италией, а торговля по Северному и Балтийскому морям —

союзом немецких городов — Ганзой (Ганзейский союз).

Первыми на океанские просторы вышли португальцы. Среди них

португальский принц Энрико (Генрих). Одним из источников средств

на путешествия был духовно-рыцарский орден Иисуса, возглавляемый

принцем. Плаванья Колумба и Магеллана были подготовлены много-

гранной страноведческой деятельностью португальского принца, который

вошел в историю как Генрих Мореплаватель. В 1416 году он отправил

первую экспедицию, и вплоть до 1460 г. португальские корабли борозди-

ли Атлантику в поисках Индии. Генрих Мореплаватель заставлял людей

думать по-новому, воспитывал кругозор мышления, отсутствие чувства

страха перед пространством.

Итак, эпоха великих географических открытий берет начало с путеше-

ствий испанских и португальских мореходов. Их основная первоначальная

установка состояла в поиске морских путей в Индию, воспринимаемую

в Европе страной сказочных несметных богатств. Португальцы преиму-

щественно осваивали восточное направление (через Индийский океан),

испанцы — западное (через Атлантический океан). Вслед за ними с конца

XV в. в поиск новых земель включились англичане и французы, а чуть поз-

же и голландцы. Испано-португальская иберийская монополия в транс-

континентальной торговле была подорвана. С 80-х годов XVI в., с похода

Ермака, началось русское первопроходческое движение по освоению север-

ной части азиатского континента. Эпоха Великих географических откры-

тий перешла в фазу колониального соперничества.

Возрастание динамики путешествий определялось рядом причин, соот-

носимых с транзитным состоянием перехода от позднего Средневековья

к Новому времени. С одной стороны, оставались еще сильны идеи пан-

христианского мессианства. Конечная цель виделась в создании мировой

империи — Pax Christiana.

93

 

Мессианские мотивы занимали значительное место среди мотивато-

ров великих путешествий. Отсюда предпринимаемые первопроходцами

попытки христианизировать автохтонное население открытых земель.

Радикализм этой установки приводил к практике этноцида. Жертвами

сопряженных географическими открытиями походов конквистадоров

стали цивилизации ацтеков, инков, майя. Другой стороной сложившейся

транзитной цивилизации явился ряд значимых технических изобретений,

облегчивших перемещения путешественников на дальние расстояния.

Принципиальное значение имело в этом отношении распространение

в Европе пороха, изобретение огнестрельного оружия. С помощью новых

видов оружия путешественники могли обезопасить себя от нападения раз-

бойников и туземцев. Более того, небольшие вооруженные отряды европей-

ских путешественников представляли теперь и сами угрозу для туземного

населения.

Другим побудительным обстоятельством повышения динамики путе-

шествий явилось изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка.

Тиражируемые географические карты явились серьезным подспорьем для

путешественников. Кроме того, благодаря их массовому распространению

изменяются и представления о мироустройстве, что в свою очередь мотиви-

ровало творческие личности на открытие новых земель. Сами карты стали

более точными. Картография получает научный фундамент. На них нано-

сятся широты. В навигационных целях используется компас и астролябия.

Создаются корабли нового типа — каравеллы. Они были гораздо

более маневренными, нежели средневековые судна прежних поколений.

Появляется возможность пересекать на них значительные водные про-

странства. Оснащенные пушками, они к тому же были готовы противо-

стоять нападению пиратов.

Атлантический вектор смещения маршрутов путешествий определял-

ся в значительной мере изменением геополитической ситуации. С XV века

территории Восточного Средиземноморья входят в состав Османской

империи. Прежние торговые маршруты оказались перекрыты для евро-

пейских купцов турками. С этим был связан, в частности, кризис Венеции,

занимавшей в Средние века ключевые позиции в товарообороте Европы

со странами Востока. Финансово-торговый центр европейского мира пере-

носится из Северной Италии в Голландию. Между тем, восточная торговля

приносила доходы в 700—800%. Это был наиболее прибыльный бизнес сво-

ей эпохи. Угроза потери его побудила европейцев искать новые обходные

маршруты путешествий в Китай и Индию. Три направления поисков соот-

носились с тремя основными векторами географических открытий:

1) через Атлантический океан к Американскому материку и далее

через Тихий океан — к Азии;

2) огибая Африканский материк и далее через Индийский океан;

3) пересекая Уральский хребет, через территорию Сибири.

94

Португальская составляющая

 

Первым плацдармом для осуществления атлантических экспедиций

явился захваченный португальцами в 1418 г. африканский порт Сеута.

Главным инициатором и вдохновителем освоения новых земель стал пор-

тугальский инфант Энрике (Генрих). Данное ему современниками про-

звище «Мореплаватель» свидетельствует о той роли, которую он сыграл

в инициировании дальних морских путешествий.

Основная задача, которая была поставлена Генрихом Мореплавателем

перед снаряжаемыми моряками экспедициями, состояла в том, чтобы

узнать, насколько далеко на юг Африки простираются земли мусульман-

ских государств. Предполагалось проложить трансафриканский торговый

путь в обход стран ислама. Путешествия мотивировались также поисками

мифического христианского царства пресвитера Иоанна. Одни полагали,

что оно находится на крайнем Востоке, другие — на Юге. К организации

экспедиции были привлечены богатые купцы и судовладельцы. Первыми

значимыми географическими открытиями португальских мореплавателей

стали остров Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

Географические поиски в Средние века сдерживались отчасти мифами

о существовании пределов земли — рубежей, пересечение которых смер-

тельно опасно для человека. Одним из таких пределов считался мыс Нун

у побережья современного Марокко. Начиная с 20-х гг. XV в. данный рубеж

регулярно пересекается португальскими мореплавателями. Миф о преде-

лах эйкумены был развеян. В 1434 году капитан Жил Эанеш достиг мыса

Бохадор. После этого динамика морского продвижения на юг составляла

в среднем один градус в год. В 1446 году Капитан Диниш Диаш достиг тер-

ритории Сенегала. Прошел еще год, и другой португальский капитан Алард

Фернандеш продвинулся почти до побережья Сьерра-Леоне.

Путешествия были поддержаны католической церковью. Согласно бул-

ле 1455 г. папы Николая I, все земли и моря открытые южнее мыса Бодахор

передавались во владение португальскому королю Афонсу V и его потомкам.

С этого времени королевские власти Португалии ставили уже зада-

чу прокладки огибающего Африку морского пути в Индию. Контекст

соответствующих папских решений определялся падением в 1453 г.

Константинополя и захватом старых торговых путей турками-османами.

Постановка данной задачи определила поручение Афонса V изготовить

географическую карту мира.

Между тем в 1456 г. капитан Диогу Гомеш достиг территории современ-

ной Кабо-Верде. С 60-х годов XV в. происходит активное освоение афри-

канского побережья Гвинейского залива. Оттуда португальские каравеллы

доставляли в Европу золото и слоновую кость. Правда, смерть в 1460 г.

Инфанта Энрике привела к резкому снижению динамики португальских

путешествий. Почти десятилетие экспедиции не организовывались.

95

Новый импульс путешествиям португальских мореходов придало

представление в 1469 г. купцу Фернану Гомишу права монополии на тор-

говлю в Гвинейском заливе. В обмен Гомиш брал на себя обязательство

исследования в течение пяти лет по 100 миль в южном направлении.

Двигаясь дальше на юг, португальские мореходы пресекают экватор.

Началось освоение южного полушария. Дальнейшему освоению земель

Юга Африки способствовало открытие в 1481 г. королем Жуаном II

фактории на Золотом Берегу. В 1482 году португальцы вошли в устье

Конго. К 1486 году была достигнута территория Намибии. В 1488 году

экспедиция под руководством Бартоломео Диаша достигла самой южной

точки Африки — «мыса штормов». Обогнув с юга Африканский конти-

нент, европейская экспедиция впервые прошла путь из Атлантического

в Индийский океан. Почти в то же время Пьер де Ковильян, посланный

тайно португальским королем с миссией поиска царства пресвитера

Иоанна, попал по суше в Эфиопию и Индию. Собранная им информа-

ция доказывала, что морской путь из Европы в Азию существует. Эти

открытия португальских путешественников опровергали господствовав-

шие со времен Птолемея представления об окруженности Индийского

океана со всех сторон сушей. Мыс штормов был переименован королем

Жуаном II в мыс Доброй Надежды, указывая на надежду достигнуть

Индии по морю.

Испанская составляющая










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...