Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Самоопределение к деятельности




Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода. Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.

1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

    1          
2        

 

 
  3            
4        

 

 

5          
6      

 

7      

 

5. Самое теплое море России. (Черное.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности раз­делена на природные .... (Зоны.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)

- На доске записана тема урока: «Водные богатства наше­го края». Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Беседа

- Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман,

Я — река и океан.

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3земной поверхности занимает вода.)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и со­леная.)

- Какая вода в водоемах нашего края?

- Где вода соленая? (В морях и океанах.)

- Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)

2. Работа в группах

- Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведче­ской литературой, третья группа - с картой нашего края,

четвертая ищет материал в сети Интернет. (В результате работы в группах получается список водных объ­ектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1). Учитель вывешивает плакат «Схема реки».)

— Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

— А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника.

(Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и до­полняет.)

Работа в парах

— Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река).

(Коллективная проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

Беседа

— Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, хо­зяйственных нужд. Водоемы — это дом для растений и жи­вотных. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут за­воды и фабрики.)

— Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни жи­вотные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? (Высказывания учеников.)

2. Работа по учебникуС. 146-147

Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу во­просы.)В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение водоемов в природе и жизни человека».

(Интересные схемы можно зарисовать на доске.)

— Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологи­ческие проблемы отражены на этих рисунках? (Примерный ответ. 1. Сточные воды и различный мусор попадают в во­доемы и загрязняют их. 2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. 3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. 4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

— Какие меры охраны природы помогут решению этих про­блем? (Высказывания учащихся.)

4. Творческая работа(Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсу­ждения ответов детей, составляют общую памятку.)

Памятка «Правила поведения у водоема»

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

— Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В во­доемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)

5. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какое значение в природе имеют водоемы?

— А для человека?

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

 (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 147 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Какие трудности возникли в работе?

— Что показалось наиболее интересным?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Кого можно поблагодарить за работу? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 145-148 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 70 рабочей тетради.

 

_______________________________

Тема: Наши подземные богатства

Цели: сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свой­ствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и нежи­вой природой; коммуникативные — с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — действовать по плану, контроли­ровать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, лупа, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

— Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.) — Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище.)  (Конкурс моделей водоемов, показывающих их значение в природе и жизни людей. Дети демонстрируют свои модели, а класс должен угадать, о каком свойстве хотел рассказать автор.)

— О каких значениях водоемов мы еще не сказали? — Почему люди должны охранять водоемы? — Какие опасности угрожают водоемам? (Загрязнение сточ­ными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удоб­рениями.) — Какой «клад» был найден на дне реки? (Там были железо­бетонные плиты, рельсы, колючая проволока, топоры, пилы, огнетушители, санки, чайники, кастрюли, битые бутылки, консервные банки и т. д.)

Как борются с загрязнением водоемов? (Ответы детей.)

Тест

1. Хранилища воды называются:

а) низменности      б) водоемы            в) плато

2. Водоемы — это:

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды

б) место обитания животных и растений  в) место для купания

3. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки

4. Что не следует делать?

а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи

Кроссворд

 

I        

 

 

2        

 

 

 

 

 

В 3о Д О Ё 4М ы

 

   

 

  5        
6   7      

 

           

 

     

 

 

 

     

 

По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на по­верхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостро­вами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)

По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Оке­ан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)

Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали своим сверстникам?(Ученики читают друг другу письма, призывающие бережно относиться к водным богатствам.)

— Чье письмо вам понравилось? (Желающие могут зачитать свое письмо вслух.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...