Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Подведение итогов урока




— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хо­зяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания

детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 125 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами

ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

— Что помогло?

— Что помешало?

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

— Как ты оцениваешь свою работу в группе?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 118—125 учебника.

2. Выполнить задания 7, 8 на с. 59-60 рабочей тетради.

 

________________________________

Тема: У Черного моря

Цели:сформировать у учащихся представление о субтропи­ческой зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблем­ные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникатив­ные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые кор­рективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», энцикло­педии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Работа с картой

В ней песков большие груды —

Называются «барханы»,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

— О чем загадка? (О пустыне.)

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.

(Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополне­ния остальных учащихся.)

Игра «Узнай меня»

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху — блюдо, снизу — блюдо.

Ходит чудо по дороге —           

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

• Вьется веревка,

На конце — головка. (Змея.)

• Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка корсак.)

Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.)

Я — глинистый участок пустыни, называюсь .... (Такыр.)

• Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Ко­лосняк.)

• Я — песчаный холм, и зовут меня .... (Бархан.)

2. Тест

1. Пустыни занимают:

а) огромную территорию в центральной части России

б) небольшую территорию по берегам северных морей

в) небольшую территорию на юго-западе страны

2. В пустыне:

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима

в) ярко выделяются все четыре времени года

3. В пустыне:

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя

и снега

б) выпадает малое количество осадков

в) чаще всего осадков не бывает

4. Растения пустыни:

а) высокие, широколистные

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

5. Животные пустыни:

а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной

образ жизни

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длин­ный мех

в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы

6. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан

б) морошка, брусника, черника

в) колосняк, солянка, джузгун

7. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик

б) рысь, лев, тигр

в) морж, тюлень, медведь

8. Какое животное называют «корабль пустыни»?

а) сайгак                б) джейран             в) верблюд

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконь­ерство

б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

а) Баргузинский

б) «Черные земли»

в) Приокско-террасный

Индивидуальное задание на карточке

- Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной ра­стительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правиль­но —, барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А за­бавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

Конкурс рисунков

(Проверка выполнения задания 7 на с. 59 рабочей тетради.)

- Чей рисунок вам понравился? Почему?

Сообщения учащихся

- Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой науч­ной экспедиции в пустыню?

(Проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)

- Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

- Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтро­пики.)

- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода, —

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

IV. Открытие нового знания

1. Работас картой

- Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень ма­ленькую территорию. Она расположена на побережье. С од­ной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? (Ве­чером.)

Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теп­лый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодно­го северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это тер­ритория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть.

2. Работав группах

— Продолжим изучать природную зону группами: экологи,

ботаники, зоологи. . — Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопе­диями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

— Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов

1. Обитатели суши.

2. Обитатели моря.

- Экологи, пользуясь учебником (с. 132-133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление Сообщенияучащихся

(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолю­бивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него про­долговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и сам­шит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморско­го побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насе­комыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеан­дровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Уди­вительны и неповторимы морские обитатели: медузы; крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки — это рыбки с голо­вой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет посто­янной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. А дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоня­ют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Рассказ экологов. Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор за­грязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цве­ты, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотогра­фироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редки­ми жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...