Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VIII. Подведение итогов урока
— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.) — Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 125 учебника.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.) IX. Рефлексия (Оценивание работы группы.) — Смогла ли ваша группа справиться с заданием? — Что помогло? — Что помешало? — Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями? — Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы? — Как ты оцениваешь свою работу в группе? Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 118—125 учебника. 2. Выполнить задания 7, 8 на с. 59-60 рабочей тетради.
________________________________ Тема: У Черного моря Цели:сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Оборудование:электронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Работа с картой В ней песков большие груды — Называются «барханы», И по ним идут верблюды, Растянувшись караваном. — О чем загадка? (О пустыне.) Прощаться с пустыней не будем спешить — О ней мы будем сейчас говорить. Пустынь в России немного у нас, О географическом положении пустыни Послушаем рассказ. (Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.) Игра «Узнай меня» Что за чудо! Вот так чудо! Сверху — блюдо, снизу — блюдо. Ходит чудо по дороге — Голова торчит да ноги. (Черепаха.) • Вьется веревка, На конце — головка. (Змея.) • Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка корсак.) • Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.) • Я — глинистый участок пустыни, называюсь .... (Такыр.) • Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Колосняк.) • Я — песчаный холм, и зовут меня .... (Бархан.) 2. Тест 1. Пустыни занимают: а) огромную территорию в центральной части России б) небольшую территорию по берегам северных морей в) небольшую территорию на юго-западе страны 2. В пустыне: а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима в) ярко выделяются все четыре времени года 3. В пустыне: а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега б) выпадает малое количество осадков в) чаще всего осадков не бывает 4. Растения пустыни: а) высокие, широколистные б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями 5. Животные пустыни: а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы 6. К растениям пустыни относятся: а) ковыль, полынь, тюльпан б) морошка, брусника, черника в) колосняк, солянка, джузгун 7. К животным пустыни относятся: а) корсак, сайгак, тушканчик б) рысь, лев, тигр в) морж, тюлень, медведь 8. Какое животное называют «корабль пустыни»? а) сайгак б) джейран в) верблюд 9. Экологическими проблемами пустыни являются: а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство 10. Заповедник пустыни: а) Баргузинский б) «Черные земли» в) Приокско-террасный Индивидуальное задание на карточке - Исправьте ошибки в тексте. Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно —, барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками. Конкурс рисунков (Проверка выполнения задания 7 на с. 59 рабочей тетради.) - Чей рисунок вам понравился? Почему? Сообщения учащихся - Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню? (Проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.) - Чей рассказ вам понравился? Почему? III. Самоопределение к деятельности - Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.) - О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.) Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и теплая морская вода, — Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) Что же, друзья, в дорогу пора! Ждут с нетерпением нас Чудный берег, море и пляж. Но мы отправляемся не отдыхать, А зону субтропиков России изучать. IV. Открытие нового знания 1. Работас картой - Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.) — В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? (Вечером.) Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. — Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.) — А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.) Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть. 2. Работав группах — Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи. . — Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану. План рассказа для группы ботаников 1. Отличительная особенность растений субтропиков. 2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран. — Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану. План рассказа для группы зоологов 1. Обитатели суши. 2. Обитатели моря. - Экологи, пользуясь учебником (с. 132-133), расскажите об экологии зоны по плану. План рассказа для группы экологов 1. Экологические проблемы Черноморского побережья. 2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. V. Первичное закрепление Сообщенияучащихся (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.) Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи. В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы; крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. А дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов. Рассказ экологов. Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк. VI. Физкультминутка |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |