Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальное задание на карточке




- Опишите полезное ископаемое по плану.

План

 1. Название.

2. Свойства.

3. Способ добычи.

4. Значение, применение.

(Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)

- Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

нефть                                            жидкое

                                                        горючее

газ                                                  газообразное

                                                         маслянистое

железная руда                               с резким запахом

                                                       легче воды

глина                                            тяжелее воды

                                                       пластичное

                                                     плавкое   

Тест

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а)археологи

б)геологи

 в)строители

2. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич, бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы

б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ

б) калийную соль, алмазы

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, антрацит, железную руду

в) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

а) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

а) алмаз, известняк, графит

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, нефть, торф

Сообщения учащихся

— Кто побывал в краеведческом музее и узнал что-то новое о полезных ископаемых?

(Выслушать детей с сообщениями.)

— Кто узнал, какие полезные ископаемые или продукты их переработки использует ваша семья? (Высказывания уча­щихся.)

III. Самоопределение к деятельности

— В названии темы урока «...-кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

Прочитаем тему урока: «Земля-кормилица». Какой вопрос возникает? (Почему землю называют кормилицей?)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания уча­щихся.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Рабо­тать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, рассуждать, делать вы­воды.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Беседа

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. Вспомните, как называется верхний слой зем­ли. (Почва.)

Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы види­те? (Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Ма­ленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Вспомним, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, песок, глина, перегной — гумус, минеральные соли.)

(Учитель показывает схему «Состав почвы».)

— От чего зависит плодородие почвы? (От количества пере­гноя.)

В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

2. Работа по учебникуС. 160

(Ученики рассматривают изображения образцов почв, отве­чают на вопросы. Проверяют себя по тексту учебника на с. 171.)

— Что нового узнали? (Ответы детей.)

Сообщения учащихся

(Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Чернозем— одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рых­лая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преоб­ладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая пло­дородная.

Подзолистые почвысерого цвета, напоминают золу. Перегноя в под­золистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черно­земные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Под­золистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почвахорошо пропускает воду, хорошо прогревается солн­цем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почвавесной сильно пропитывается водой, которая ино­гда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слиш­ком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почваформируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грун­товыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почваформируется в условиях длительного или постоян­ного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительно­стью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвыформируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных за­лежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

— Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не от­ветили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?». Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она — земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удоб­ряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшеб­ной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. По­сеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

Ине только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление Работав группах

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

— А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

Предлагаю поработать в группах с краеведческой литерату­рой и найти информацию о почвах нашего края.

(Ученики работают в группах, узнают все о почвах своего края и записывают информацию, выполняя задание 2 на с. 75 рабочей тетради.)

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...