Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Работа по новой теме 1. Кроссворд




1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Лесок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Пло­дородие.)

Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не ста­нет? (Высказывания детей.)

— Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебникуС. 162-163

Прочитаем текст «Охрана почвы». Найдите ответы на во­просы: что разрушает почву? Что необходимо делать для защиты почвы?

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

— Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых про­странствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, вы­жигание трав, строительство дорог, домов.)

Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

• Сажать лесополосы.

• Правильно пахать.

• Проводить снегозадержание.

• Правильно поливать.

• Беречь растения.

• Правильно удобрять.

• Бороться с оврагами.

• Не засорять.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обра­боткой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загряз­нение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.

— Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 3 на с. 75. Какой текст получился? (Один сантиметр почвы образуется в природе за 250— 300 лет. Двадцать сантиметров почвы образуется за 5—6тыс. лет.)

— Расшифруйте условные знаки в задании 4 на с. 75. Какие действия человека приводят к загрязнению почвы? (При­менение ядохимикатов, оставленный после отдыха мусор.)

— Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов? (Неправильное распахивание почвы на склонах, добыча полезных ископаемых в карьерах.)

Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к уничтожению почвы? (Вырубка деревьев на полях, строи­тельство домов, заводов.)

— Назовите самых распространенных животных почв. ОДЖЕДЫВЕ ЕЧРИВ (Дождевые черви.)

Оказывается, дождевые черви — безобидные и почти безза­щитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа — великие труженики. Они делают почву более пло­дородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необхо­димый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

4. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Найти ответ на вопрос «Почему землю называют кормилицей?».)

— Удалось достичь поставленной цели?

— Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодород­ный слой земли.)

Почему почвы нуждаются в защите?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

 (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу — Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней родились мы с тобою, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 74 рабочей тетради.

3. Вылепить из пластилина макет разреза почвы, характерной для своего края.

4. Дополнительные задания:

а) составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях»;

б) подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кор­милице.

 

________________________________

Тема: Экскурсия в лес и на луг

Цели: ознакомить детей с разнообразием растений на лугу; учить ценить и беречь красоту природы, учить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-по­знавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуни­кативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оце­нивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к при­роде своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

Ход урока

(Учитель заранее продумывает место проведения экскурсии. Если есть возможность, то можно на данной экскурсии провести наблюдения луга и леса, но если нет, то экскурсия проводится только по лугу или только по лесу. Данный конспект урока для удобства разделен на две части: луг и лес.)

1. Беседа

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

- Предлагаю поздороваться с лугом, лесом, поклониться им и поблагодарить за красоту.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С. Вургун

- Понравилось вам это стихотворение? (Повторить правила поведения на природе.)

- Как нужно вести себя на природе?

- Где вы можете ходить?

- Что можете делать?

- Чего нельзя делать на природе?

(Можно обсудить и раздать каждому памятки.)

Памятка

1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником!

2. Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!

3. Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!

4. Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-либо полезное!

5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай жи­вотных!

6. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!

7. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вре­дителей и несознательных туристов!

Экскурсия на луг

Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, так как в половодье зальет жилье водой.

— Так что же такое луг? (Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)

— Где располагаются луга? (Луга располагаются по низменным берегам рек и озер.)

Растения луга

Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения — по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Много тайн хранит мир расте­ний. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.

— Какие цветы можно увидеть на лугу? (Ответы детей.)

Нивяник.На каждом лугу можно увидеть цветы, которые на­зывают ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое название - нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно иной лист. Он цельный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бы­вает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извили­стый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки - приятный запах. Ее двойники та­ким запахом не обладают.

— А вот клевер, или шмелиная кашка. Как вы думаете, почему у растения такое название? (Высказывания детей.)

Клевер.Да потому, что это ценнейшее кормовое растение -клевер — опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто не­большие углубления. Их восковые соты беспорядочно располо­жены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролю­бивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Тимофеевка.Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У ти­мофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимо­феевки, оно будет очень питательным для животных.

Лютик. Название происходит от слово «лютый», т. е. едкий, ре­жущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика. Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На вер­хушке ярко-золотистые цветки. Несмотря на скверный характер лютика, это удивительно красивое растение — его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

Зверобой.Почему это растение так назвали, ведь оно зверей не бьет, не убивает?! Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим от 99 болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество — он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

Животные луга

Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.)

Насекомые.Красота цветущего луга обусловлена назначением

цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат тру­женицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые пита­ются растениями и придают лугам своим стрекотом неповтори­мый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сли­ваются с травой.

Канюк.Птица относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами — лугами, поля­ми. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помо­гают зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, так как только ее детеныши за лето ис­требляют не менее 570 полевок.

Крот.Типичный обитатель лугов. Длина тела - 12—16 см, хвоста - 2—4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротови­нам — выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т. е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...