Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Поверхность нашего края
Цели:сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы. Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к культуре и истории своего края. Оборудование: электронное приложение к учебнику, фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Индивидуальное задание на карточке — Расскажите о нашем крае, используя карту. План ответа 1) Географическое положение. 2) Соседи. 3) Столица, крупные города. 4) Растительный и животный мир. Тест 1. Мой край расположен на материке: а) Африка б) Евразия в) Северная Америка 2. Мой край находится в: а) лесной зоне б) тундре в) степи 3. Мой край находится в: а) Восточном полушарии б) Западном полушарии в) на экваторе 4. В моем крае растут: а) кактусы, кипарисы б) ягель, клюква, карликовая ива в) ель, береза, осина 5. У нас обитают: а) лоси, зайцы, кабаны б) косули, волки в) олени, медведи 6. Мой край дает стране: а) продукты сельского хозяйства б) легковые автомобили в) морепродукты (Учитель может скорректировать тест, включив в него особенности своего региона.) Сообщения учащихся - Послушаем ребят, которые нашли стихи или песни о крае, в котором мы живем. (Ученики читают стихи, исполняют песни.) - Кто написал сочинение или заметку в стенгазету на тему «Родной край в истории моей семьи»? (Желающие читают свои сочинения.) - Чье сочинение вам больше всего понравилось? Почему? III. Самоопределение к деятельности - Как используется территория нашего края? (Строятся города, села, деревни; люди прокладывают дороги, обрабатывают земли.) - Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на них? (Разочарование, обиду, грусть и т. д.) - Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? (Ответы детей.) - А что бы сделали вы, чтобы на Земле было меньше таких мест? (Ответы детей.) - Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете. Прочитайте тему урока. («Поверхность нашего края».) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) IV. Открытие нового знания 1. Работав группах - Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.) - Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей.) - Чем характеризуются холмы? (У холмов есть подошва, склон, вершина.) - А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? (Горы и холмы различаются по высоте.) - Вспомните, каким цветом на карте обозначены равнины, возвышенности, плоскогорья? (Равнины - зеленым, возвышенности - желтым, плоскогорья - светло-коричневым.) Высота равнин-низменностей - 0-200 м, возвышенностей -200-500 м, плоскогорий - 500-800 м. А сейчас догадайтесь, о чем идет речь. (Об оврагах.) Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются, у них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. — Расскажите, что вы знаете об оврагах, где вы их видели. (Рассказы детей.) Работа по учебнику — Узнаем что-то новое об оврагах, прочитав текст на с. 139—140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.) — Что нового узнали? (Овраг превращается в балку.) — Предлагаю вам сравнить овраги и балки — сходства и отличия отразите в таблице.
(Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.) — Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с! 141 (второй абзац). О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? (Ответы детей.) — А может, не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т. д.) V. Первичное закрепление 1. Выполнение заданийв рабочей тетради — Выполним задание 2 на с. 67. (Записать определения оврага и балки.) 2. Работав группах — Так надо ли охранять поверхность земли? (Ученики обсуждают этот вопрос в группах. Выслушать мнения каждой группы.) — Проверим себя, прочитав текст на с. 140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.) — Как теперь бы вы ответили на этот вопрос? VI. Физкультминутка VII. Работа по новой теме 1. Работа по учебникуС. 143-144 — Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать о необычных горах. Чем же они необычны? (Эти горы необычны тем, что их создал человек.) — Как называются эти горы? (Терриконы.) Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы. — Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (Терриконы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.) — Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.) — Как люди борются с ними? (Привозят почву, высаживают растения.) Еще одно неприятное зрелище - свалки. Места, занятые строительным мусором - битым кирпичом, осколками стекол, плитами и др., уродуют поверхность нашей земли. Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах. Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают растения. Очень надеюсь, что когда вы вырастете, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду. Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполните задание 3 на с. 67. (Ученики работают в парах. Коллективная проверка.) Игра «Узнай меня» • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.) • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.) • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.) • Я — углубление на земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. (Балка.) • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.) 3. Работа с CD (Просмотр презентации.) VIII. Подведение итогов урока — О чем мы узнали сегодня на уроке? — Какова поверхность нашего края? — Какой вред приносит овраг людям? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 142 учебника.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) IX. Рефлексия — Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока? — Удалось ли нам выполнить всю работу? — Какие трудности возникли в работе? — Что показалось наиболее интересным? — Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 139-144 учебника. 2. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края. Дополнительный материал Кунгурская пещера Кунгурская ледяная пещера расположена в Пермской области на берегу реки Сылва у города Кунгур. Длина пещеры - почти 6 км, в ней 60 залов и 30 озер. Экскурсионный маршрут имеет протяженность под землей полтора километра. Среди хаотического нагромождения упавших с потолка глыб можно увидеть ледяные наплывы. На стенах выросли ледяные кристаллы, а с потолка свисают сталактиты. Своды пещеры подпирают могучие ледяные колонны. Озера пещеры обитаемы, в них живут маленькие слепые рачки. В пещере очень темно, человек не видит даже свою руку. Эта пещера образовалась в процессе растворения водой гипсовых и карстовых осадочных пород.
_____________________________ |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 442. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |