Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Самоопределение к деятельности
— На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А какие природные богатства вы еще знаете? (Ответы детей.) - Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему. Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. — Я — соль Земли,— говорит соль, — без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак. — А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись. — Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (Ответы детей.) - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания учащихся.) - Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? - Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Полезные ископаемые.) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.) — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, с атласом-определителем «От земли до неба», рассматривать коллекцию полезных ископаемых, сравнивать, делать выводы.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. IV. Открытие нового знания 1. Работа с картой — Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых.(Ученики работают в парах: читают название полезного ископаемого, находят соответствующий значок на карте.) — Назовите полезные ископаемые нашего края. 2. Выполнение заданий в рабочей тетради — Выполним задание 1 на с. 71.(Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.) V. Практическая работа — Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам? (Высказывания детей.) — Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются. — Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи.) Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. — Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради.(У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа представит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким.)
(Группы работают самостоятельно, оценивают свою работу. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча полезных ископаемых».) VI. Физкультминутка VII. Работа по новой теме 1. Работа по учебнику С. 158 - Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.) - Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно.) - Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.) 2. Кроссворд - Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) - В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ.) - Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили. (Работу можно провести по группам.) По горизонтали: 1. Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит.) 3. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) 4. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, , И он в стекле расплавлен даже. (Песок.) 5. По трубе течет, Пироги печет. (Газ.) 6. Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, По вертикали: Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это. (Нефть.) Не зря она варилась В доменной печи. На славу получились Ножницы, ключи... (Руда.) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина.) Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. (Известняк.) Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф.) Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь.) 3. Работа с CD (Просмотp презентации.) VIII. Подведение итогов урока — Почему использованные месторождения невозможно восстановить? — Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 158 учебника.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) IX. Рефлексия — Где могут пригодиться в жизни новые знания? — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем еще надо поработать? — Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь? Почему? (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 149—159 учебника. 2. Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради. 3. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.
_____________________________ Тема: Земля-кормилица Цели:познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов. Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества. Оборудование: электронное приложение к учебнику, распечатанные задания для кроссвордов, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых у каждого ученика, образцы почвы, карточки с индивидуальным заданием, схема «Состав почвы», краеведческая литература для работы в группах, карточки с ответами. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Работа с картой — Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа. — Где на территории нашего края добывают полезные ископаемые? (Ответы детей.) Словарный диктант - Подготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку. • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.) • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.) • Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.) • Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.) • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.) • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.) • Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.) • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.) • На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Природный газ.) |
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |