Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Включение нового знания в систему знаний




 1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполним задание 1 на с. 60.

(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)

- Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с. 61. (Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют

таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши - цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы,

крабы, медузы.

— Составим схему цепи питания, характерной для Черномор­ского побережья Кавказа, выполняя задание 4 на с. 61.

(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях.)

— В тетради найдите плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных Черноморского побе­режья Кавказа и Черного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, чер­номорская афалина, жужелица кавказская.)

 (Проверка по учебнику.)

2. Работа в группах

— Прочитайте задание 5 на с. 62 рабочей тетради. Какие эко­логические проблемы отражены на рисунках? (1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. 2. Люди, приезжающие отдыхать, ловят на память об отды­хе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)

Обсудите в группах и предложите меры по охране природы. (Выслушать мнения каждой группы.)

— А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря», выпол­няя задание 7 на с. 63 рабочей тетради. Можно использовать не только учебник, но и опыт тех ребят, которые побывали на море. (Бережно относись к природе, не бросай на побере­жье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? Достигли ее?

— Какие знания мы открыли?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказы­вания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— С каким настроением вы уходите с урока?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 126—134 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 2, 8, 9 на с. 60, 63 рабочей тетради.

3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).

 

 

___________________________

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; фор­мировать адекватную оценку своих достижений.

Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; коммуникативные — отвечать на вопросы; регулятивные — адекватно оценивать собственные достижения; личностные — осо­знавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Оборудование: гербарий, рисунки животных, тексты на кар­точках, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задание 2 на с. 60 рабочей тетради. Правильно ли наклеены картинки с изображением растений?

(Взаимопроверка.)

Конкурс рисунков

(Ученики выходят к доске и комментируют свои работы.)

— Так видят эту удивительную зону наши товарищи. Кто из ребят точнее передал особенности субтропиков? Обос­нуйте ваше решение.

Игра «Ты — мне, я — тебе»

— Какие вопросы вы записали, выполняя задание 9 на с. 63

учебника? (Один ученик читает вопрос, другой отвечает. Ответивший

спрашивает третьего и т. д.)

— Назовем известные нам природные зоны в порядке распо­ложения их от полюса к экватору. (Зона арктических пу­стынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня, субтропики.)

(Ученик у доски показывает природные зоны на карте.)

— Перед проверочной работой восстановим в памяти наши знания о природных зонах. Для этого разгадаем кроссвор­ды, которые вы приготовили дома.

(Работу можно провести в парах или группах.)

— Чей кроссворд вам особенно понравился? Почему?

III. Проверка знаний и умений

— Выполняйте задания учебника (с. 209—213), заполняя таб­лицу на с. 64 в рабочей тетради.

 (По «Страничкам для самопроверки» учащиеся оценивают свою работу. Можно провести взаимопроверку. Также учитель может использовать задания теста 5 «Природные зоны России» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс». Для тех детей, которые быстро справились с работой, можно пред­ложить карточку с заданиями.)

— Исправьте ошибки в тексте.

Черноморское побережье Кавказа — это тундра (правильно — субтро­пики) России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встре­чаются карликовые (правильно — высокие) деревья: бук, граб, самшит, каштан, большое количество фруктовых деревьев: ели (неправильно), яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые (правильно — бу­рые) медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза (правильно — кавказская ящерица или змея). Самое умное морское живот­ное — богомол (правильно — дельфин) — плещется в прибрежных водах.

— Найдите лишний объект. Объясните свой выбор.

• Краб, морской конек, дельфин, богомол (насекомое).

• Кипарис, пальма, роза (цветок), лавровишня.

• Абрикос, бук (не фруктовое дерево), персик, слива.

• Иглица, каштан (не занесен в Красную книгу), самшит, тис.

IV. Физкультминутка

V. Работа по новой теме

Конкурсы

(Эта часть урока проводится, если у детей остается время по­сле выполнения проверочной работы. Также некоторые задания из этой части урока учитель может использовать как индивиду­альные или дополнительные задания проверочной работы. Для проведения конкурсов ученики делятся на три команды (можно провести по рядам).)

Конкурс 1. Определить природную зону

(Каждая команда получает конверт, в котором лежит карточка с описанием определенной природной зоны. За правильный ответ команда получает один балл.)

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и без­людье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. )Тундра.)

2. С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы — по­желтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями. (Степь.)

3. Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вда­леке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)

Конкурс 2. Установить соответствие

(Каждой команде вручается конверт с разрезанной на части таблицей «Природная зона». Команда должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне: 1 — Крайний Север; 2 — тундра; 3 — лесная зона. За правильный ответ команда полу­чает 5 баллов; за одну ошибку - 4 балла; за две ошибки - 3 бал­ла; за три ошибки — 2 балла; за четыре ошибки — 1 балл; за пять ошибок — 0 баллов.)

Характе­ристика зоны

 

Природная зона

Крайний Север   Тундра   Лесная зона  
Поло­жение зоны   Северный Ледови­тый океан и ост­рова, расположен­ные в нем Вдоль берегов Се­верного Ледовито­го океана К югу от зоны тун­дры  
Климат   Лето короткое, холодное. Зима долгая, полгода -полярный день, полгода - поляр­ная ночь   Короткое про­хладное лето, мно­голетняя мерзлота. Долгая морозная зима, глубокие снега и сильная метель Лето теплое. Зима короче и мягче, чем в тундре  
Расте­ния   Мхи, лишайники, полярный мак   Карликовая бере­за, полярная ива, морошка, брусни­ка, голубика   Ель, сосна, кедр, липа, береза, оси­на, дуб, клен, черника, брусника  
Звери   Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит   Северный олень, песец, лемминг, волк   Барсук, лисица, белка, бурый мед­ведь, куница, рысь, лось
Птицы   Чистик, кайра, ту­пик, гагарка   Белая сова, куро­патка, гуси, утки, лебеди   Филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел
Занятия населе­ния   Охота, рыболов­ство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях   Оленеводство, охота, рыболов­ство, добыча полезных иско­паемых   Охота, лесозаго­товка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изго­товление товаров на фабриках и за­водах

Конкурс 3. Животные

(Каждая команда получает рисунок зверя, обитающего в од­ной из природных зон (1 — бурый медведь; 2 — морж; 3 — дву­горбый верблюд), и план рассказа. За правильный ответ команда получает 3 балла.)

План рассказа о животном

1. Как называется зверь?

2. В какой природной зоне он живет?

3. Чем питается?

4. Как размножается?

Конкурс 4. Что за растение?

(Каждая команда получает из гербария по одному экземпляру растения (1 — брусника; 2 — верблюжья колючка; 3 — ковыль). Нужно определить, что это за растение, как оно называется и в ка­кой природной зоне произрастает. За правильный ответ команда получает 1 балл.)

Конкурс 5, Кроссворд «Природные зоны России»

 

1Т            

 

  2Т            

 

3 Т        

 

4     т      

 

5     т            

(Каждая команда получает кроссворд. Кто первым его разга­дает, тот получает 3 балла; кто вторым — 2 балла; кто третьим — 1 балл. Ответы: 1. Тундра. 2. Тайга. 3. Степь. 4. Пустыня. 5. Суб­тропики.)

(Подсчет баллов, подведение итогов.)

VI. Рефлексия

— Справились с проверочной работой?

— Какие задания были интересными?

— Какие задания были трудными для вас?

— Оцените свою работу.

 

 

_______________________________

Тема: Наш край

Цель:познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...