Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семья как социальный институт




Рассмотрение семьи как социального института требует обращения к понятию «социальный институт». Оно используется для обозначения регулярных и долговременных практик, санкционированных и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение для общества. Институт – это некий установленный образец, включающий множество социальных ролей. Термин «институционализация» используется для обозначения процессов признания сложившихся практик и стоящих за ними ролей, в тоже время он показывает свободу человека в воспроизведении ролей. В функционализме институт рассматривается как способ организации удовлетворения потребностей. Феноменологию интересует, каким образом люди создают и изменяют институты, а не то, как они реагируют на изменения.

Многие социальные институты этимологически объяснимы. Причем в разных языках значения слов могут совпадать, а могут не совпадать. Синонимами «семьи» выступают «дом», «очаг». Русское слово «семья» - семь душ по - гречески звучит «икоения» (ойкос – дом, ейвос –рождение), что означает «домовоспроизводство». А.А. Магомедов изучал этимологию семьи у народов, живущих на Кавказе и определил, что за термином стоит следующее содержание: «дом и те, кто в доме», «дом, свитое или сплетенное гнездо», «домосодержание».

Понимание семьи как социального института означает, что это исторически сложившаяся устойчивая форма организации индивидуальной жизни; она упорядочивает отношения между людьми, их деятельность. Анализ семьи как социального института предполагает выявление образцов семейного поведения, семейных ролей, ролевого набора, поведения членов семьи, особенностей формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Длительное время существовала точка зрения на неизменность семьи, казалось, что в истории есть только патриархальная семья. Наряду с этим есть представление о том, что формы семьи зависят от представлений о семье. Если бы это было так, то все люди в семье были счастливы и богаты.

В понимании сущности семьи важнейшее место занимает положение об объективной обусловленности семейно-брачных отношений, зависимость семьи от состояния общественных отношений, прежде всего экономических. Изменения в семейно-брачных отношениях носят закономерный характер и находятся в зависимости от изменений всей совокупности общественных отношений. Домашнее хозяйство и его организация находится во взаимосвязи с общественным производством (товары для дома и семьи, бытовое обслуживание, общественное питание), взаимоотношения в семье – с религией, общественной моралью и т.д.

Изменчивы не те или иные внешние проявления семейных отношений, а сама их социальная сущность. На каждом этапе исторического развития семья имеет индивидуальные, национальные, классовые различия, происходит последовательная смена исторических типов, форм семьи, что является свидетельством глубоких перемен в содержании и характере семейно-брачных отношений, функциях и связях с различными сторонами общества.

Социальная сущность семьи проявляется в ее роли в обществе. Семья связана с важнейшими моментами существования человечества – производством, потреблением и воспроизводством человека. В семье удовлетворяется потребность в любви, духовной близости, интимном общении. Более нет такой общественной структуры, созданной естественным путем, а суррогаты – «планета – наш дом», «семья – коммуна», «свободная любовь» и т.п. остаются неудачными экспериментами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...