Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 3 Семья и ее исторические формы
План 1 Становление семьи и брака 2 Исторические формы семьи
Становление семьи и брака Семья имеет длительную историю и рассматривается как исторически первый социальный институт. Современная реконструкция древнейших форм семьи достоверна только приблизительно и является ареной споров. Антропогенез – это становление человека, социогенез – становление социального, общества. Эти два понятия отражают взаимосвязь процессов становления человека и становления общества. Термин «становление» обозначает некий процесс создания, развития чего-либо. Так семья была основным элементом становящегося общества и единственной социальной организацией для становящегося человека. Если обратиться к антропологии, то по ее данным эволюция человека заняла несколько миллионов лет. Все это говорит о биологических предпосылках общества. Что создало человека? Одни рассматривают космическое влияние, другие – климатическое, третьи - развивающуюся трудовую деятельность. Важнейшим фактором становления общества был порядок взаимоотношений между полами. Наши знания о древних формах семьи недостоверны. Одни считают, что древнейшая форма брака – групповой брак, другие говорят об универсальности индивидуального брака. Мы будем придерживаться первой точки зрения, так как это позволяет понять существующие ныне формы семейно-брачных отношений и их оценку как какую-то линию исторической преемственности. Стадная организация человечества. Древнейшей формой взаимоотношения полов считается промискуитет (общий, смешанный) или первый социальный порядок половых отношений. Здесь господствуют биологические законы, в половые отношения вступают особи, достигшие физиологической зрелости и способности к рождению. Численность первобытных общин была у австралопитеков 10-15 человек (3 - 4 мужчины, 3 - 4 женщины, дети), затем возрастает у синантропов до 20 - 25, достигает 100 у неандертальцев, 150 - у кроманьонцев. Постепенно складываются ограничения, своеобразные правила поведения. Социальная организация первобытных общин строилась на совместном труде и половозрастном разделении труда, уравнительном распределение пищи, а промискуитет исключал соперничество за особь женского пола. Орудийная оснащенность крайне примитивная. Все это обеспечивало тесное единение древних людей. Становление общества сопровождалось выработкой норм, регулирующих половые отношения его членов. Совокупность таких норм называется браком, исторические формы которого весьма разнообразны.
Исторические формы семьи Первое объединение людей было родственным. Численность общин нарастала по мере улучшения питания, утраты сезонности размножения, постоянству сексуальных контактов. Семья – естественное образование и для нее человек созидает новые виды деятельности, новые орудия труда, а так же спектр человеческих отношений - взаимопомощь, любовь, дружбу. Родовой строй – социальная форма организации жизни людей первобытного общества. Открытая Л. Морганом, она оказалась общей для всех народов. Род – группа людей, объединенных родством. Первая форма семьи получила название кровнородственной, т.к. была основана на групповом браке, пришедшая на смену промискуитету. Для половых отношений в роду характерны экзогамия (запрещение половых отношений внутри той или иной группы) и агамия (полный запрет на половые отношения). Этнографический материал показывает, что периоды половых запретов, связанных с хозяйственными, охотничьими заботами, сменялись праздниками, на которые приглашали членов других родов, что заканчивалось брачными связями между членами родов. Историческая реконструкция привела к появлению определенных точек зрения на брачно-семейную жизнь в древнем обществе. Первая точка зрения - род внутри строго экзогамен, браки заключались между женщинами и мужчинами разных родов, а отношения между родами поддерживались благодаря групповому браку. Вторая точка зрения - род был поделен на две группы (фратрии), вступающие между собой в брачные отношения. Внутри группы господствовала экзогамия. В любом случае в роду социальное господствует, люди подчиняются обычаю, строго его соблюдают. С усложнением социальной жизни, ростом численности людей, роды объединяются в племена, союзы племен. Возможности выбора брачных партнеров расширяются. Выделяют матриархальный род, при котором дети оставались в роду матери, все мужчины и женщины материнского рода были их воспитателями. Половые партнеры входили в разные хозяйственные группы, то есть брак носил дисэкономический характер. Родовой человек мог быть только членом своего материнского рода. Половые отношения (брак) были основаны на личной симпатии, носили индивидуальный характер. Одновременно партнеры по паре состояли в брачных отношениях с другими партнерами. В эпоху неолитической эволюции произошло разделение общественного труда на земледелие и скотоводство, а экономика из присваивающей превратилась в производящую. Тем самым человек стал меньше зависеть от сил природы, у него появилась излишки, запасы, стабильность в питании, что повлияло на рост населения, его качество. Вместе с тем новые виды производства требовали для работы мужчин. Роль мужчины стала значительной и укрепилась примерно к VI тыс. до Р.Х. Мужчины и женщины стали все чаще жить друг с другом постоянно, парным браком. Материнский род сменился патриархальным. Патриархальный род был приспособлен для накопления богатства, а семья была нужна всем членам рода, и каждый от этого выиграл. Моногамная патриархальная семья пришла на смену кровнородственной и парной семье. Впервые союз мужчины и женщины, был не только половым, но и экономическим, и родительским союзом. Именно патриархат дал детям отца в социальном смысле. Это позволяло заботиться о своих детях, передавать им собственность, занятие, а иногда и власть. С позиций материализма появление моногамии связано с появлением частной собственности, накоплением богатства, возможностью иметь личное имущество, что не было присуще роду. Но мужчина мог иметь несколько жен; в одних культурах это делалось с согласия жен, в других – без их согласия. Согласно новым традициям имущество мужчины после его смерти делилось между детьми, которых он признавал. Позднее все это нашло отражение в законодательстве. В борьбе родовых и частнособственнических начал победа была за последними. Вместе с этим развивалась противоположность между социальным положением полов. Женщина все больше попадает в зависимость от мужчин, ее уделом становится дом, дети, домашняя работа. Тем самым женщина была устранена от участия в общественном производстве, от управления, попала под власть мужчины – отца, мужа, брата. Матриархат, переход к патриархату, патриархальная жизнь как этапы социальной организации нашли свое отражение в мифологии. Сначала сверхъестественные силы имели женский облик, но в конечном итоге стало господствовать мужское начало. С возникновением моногамии моральные требования запрещали женщине неповиновение воле отца, мужа. Прелюбодеяние стало считаться величайшим грехом. Библейское требование «Не пожелай жены ближнего своего» стало возможным только при моногамии и не имело смысла в групповом браке. Вместе с тем, появляется индивидуальная любовь как социальный феномен и все ее атрибуты: ухаживание, любовная поэзия, свидания. Однако не всегда любовь сопровождала супружескую жизнь. Находясь во власти родителей, дети создавали семью по их требованиям, в интересах семьи. Американский ученый Дж.П. Мердок в работе «Социальная структура» (1949) на основе кросс-культурных исследований по 250 человеческим сообществам выделил три типа семейной организации. Первая и наиболее фундаментальная – нуклеарная семья. Она состоит из мужчины и женщины, состоящих в брачных отношениях, и их детей. В современном обществе эти семьи живут в основном изолированно от других. Однако в ряде обществ эти семьи входят в состав более крупных семейных объединений. Вторая – полигамная семья. Она состоит их двух и более полигамных семей, связанных через множественные браки, с одним общим родителем или родительницей. Например, мужчина (муж и отец) в нескольких нуклеарных семьях, объединяет их в большую семью. В ней главенствует отношение «муж-жена». Наконец, расширенная семья, где живут несколько семей, объединенных связью «родитель - дитя». Например, три поколения семейных людей живут вместе. По мнению Мердока, нуклеарная семья является универсальным видом человеческих групп и характеризуется следующими чертами: - она преобладающая форма или элемент более сложных семейных форм во всех известных науке сообществах; - на уровне образующих ее отношений между отдельными ее членами на индивидуальном и коллективном уровнях она обладает многообразными функциями. Так, в нуклеарной семье насчитывается 8 типичных пар отношений, и все они сложны (экономические, эмоциональные и т.п.), удовлетворяют разные потребности членов семьи; - отношения между отцом и матерью укрепляются сексуальными привилегиями, предоставляемыми обществом. В этом выражается многотысячелетний эксперимент людей в области сексуальных отношений, которые привели к формированию многих запретов и норм. Несмотря на многообразие культур, нет ни одной, запрещающей половые контакты между мужем и женой. Секс играет важную роль в семейных отношениях, укрепляя все взаимные привычки находящихся в браке родителей. Но его роль не следует преувеличивать; - единица кооперации, основанная на врожденных физиологических различиях мужчины и женщины; - объединяет в целое четыре функции, фундаментальные для всей жизни человека: сексуальную, экономическую, репродуктивную, образовательную; - единственный работоспособный комплекс адаптаций к системе базовых потребностей, в рамках которой индивид достигает зрелости. Таким образом, становление семьи в истории прошло длительный период и завершилось оформлением основных форм семьи – нуклеарной и расширенной. До сих пор в традициях народов в различной форме отражаются исторические обычаи создания семьи.
Вопросы для повторения 1 Что такое антропогенез? 2 Какова точка зрения антропологов на становление человека и семьи? 3 Каковы исторические формы брака и семьи? 4 Раскройте сущность исторических форм семьи. 5 Какие факторы влияли на изменения форм брака и семьи? 6 Что такое моногамия и полигамия? 7 Почему для современного общества типична нуклеарная семья?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 436. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |