Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научный этап изучения семьи




Под влиянием эволюционизма как научного направления началось изучению семьи. Швейцарский ученый И.–Я. Бахофен в работе «Материнское право» (1861) на основе исследования правового положения человека предположил, что матриархат предшествовал патриархату, а моногамному браку – полигамные отношения между полами. Независимо от него шотландец Дж. Мак-Леннан в работе «Первобытный брак»(1865) тоже открыл материнское право, ввел понятия эндогамия и экзогамия. Он выдвинул гипотезу о том, что семья в своем развитии прошла следующие этапы: промискуитет, материнское право, отцовское право. Так возник взгляд на матриархат как этап человеческой истории, который доказывается счетом родства по материнской линии, наследования по материнской линии, высоким социальным статусом женщин во многих обществах. Многие десятилетия ученые вели дискуссию о существовании промискуитета, матриархата, об извечности патриархата.

Л. Морган (1818 – 1881) – американский этнограф, юрист изучал жизнь американских ирокезов, описав ее нескольких работах, подводя итог в книге «Древнее общество»(1887). В ней он разработал теорию прогрессивного развития человечества, начальной стадией которого выступал род. Род – это тип социальной организации, характеризующийся многими признаками: происхождение от общего предка, зачастую мифическим, общий тотем, кровное родство, общая собственность на землю и орудия труда, отсутствие эксплуатации. Род противоположен государству. Род не состоял из семей. Л. Морган показал, что сначала существовал материнский род, роль матери в роду настолько социально значима, что внутриродовые связи отсчитываются по линии матери. Более позднее значение отцовства вышло из материнства в результате экономических перемен (возникновение частной собственности, разделение общественного труда с выделением скотоводства и земледелия как сфер хозяйствования).

Морган вывел следующие формы семьи, основанные на определенном порядке брака: 1) кровнородственная семья, в основе которой лежит групповой брак братьев и сестер; 2) пуналуальная семья опиралась на групповой брак нескольких сестер с мужьями каждой из них, но мужья не обязательно были родственниками; 3) парная семья – несколько брачных пар сожительствуют более или менее постоянно; 4) патриархальная семья зиждется на браке одного мужчины с несколькими женщинами при господстве мужа над ними и всеми домочадцами, занятыми домашним хозяйством; 5) моногамная семья – прочное сожительство одного мужчины и одной женщины.

Морган подчеркивал, что в будущем установится равенство полов в семье. Интерес представляет позиция Моргана о том, что все народы, которые сохранили черты эпох дикости и варварства, имели указанные им формы брака и семьи, а действующие системы родства – малайская, туранская, арийская существуют и поныне.

Морган показал, что человечество выработало правила экзогамии – запреты на браки среди определенных групп родственников. Поэтому заключение брака было важнейшим общественным делом на протяжении тысячелетий. Индивидуальным делом брак становится только в индустриальную эпоху, причем у всех народов. Поэтому значимость материнства и отцовства как социальных институтов в жизни человечества были символически-знаковыми.

 Ф. Энгельс (1820 – 1895) – немецкий ученый, марксист, видный общественный деятель международного рабочего движения посвятил несколько работ, посвященных вопросам жизни трудящихся классов. В «Немецкой идеологии» (1846), совместном труде К. Маркса и Ф.Энгельса, рассматривался кризис семейно-брачных отношений буржуазного общества, как порождение высокого развития промышленности и конкуренции. Кризис виделся в утрате важнейших атрибутов семьи – любви, верности, взаимном уважении супругов, общности интересов всех членов семьи. Идея кризиса семьи найдет свое продолжение у других авторов, но они рассматривают кризис семьи вообще, а в марксизме речь идет о кризисе частнокапиталистической моногамии.

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) - одна из важнейших работ Ф. Энгельса. В ней на основе имеющихся в тот период научных исследований дан анализ семейных форм в их эволюционном движении. Свою позицию Ф. Энгельс строил на материалистическом понимании истории, то есть признании главнейшей роли материального производства средств к жизни, так и воспроизводства самого человека. Важна мысль Энгельса, что от разделения труда и форм семьи зависят общественные порядки, в которых живут люди. Опираясь на экономические идеи К.Маркса, он показывал, что чем менее развит труд, тем сильнее зависит общество от родовых связей.

По мнению Ф. Энгельса, общество (род) придавало большое значение контролю за сексуальными отношениями лиц обоего пола, приходя к запретам на браки между родственниками. Так, при групповом браке, не было места ревности, господства и порабощения, естественное разделение труда по полу и возрасту дополняется правилами брачной жизни – в брачных отношениях состоят между собой группы, вне этой группы половые отношения запрещены. Кровосмешение приводило к бессилию рода, групповой брак постепенно исчезал через запреты на половые связи между родителями и детьми, братьями и сестрами, родными). Мужчине все труднее было найти женщину в своем роду, приходилось ее «умыкать» у других родов, завоевывать или покупать. Так групповой брак и кровнородственная семья были заменены парной семьей. Пережитками группового брака являются, например, право на невесту сородичей или предоставление своей жены гостю, римские сатурналии и т.д..

Переход к единобрачию – длительная эпоха. В большинстве случаев дети оставались с матерью, в ее роду, что и обусловило счет родства по материнской линии, значимость матери. Только с появлением скотоводства и земледелия, института частной собственности на основные средства производства, оформленной в большинстве случаев за более сильными мужчинами, дети стали оставаться в роду отца. Но к этому времени материнское право стало заменяться отцовским правом (заимствование идеи Мак-Леннана, Бахофена). По мнению Ф. Энгельса, цель единобрачия – рождение наследника и передача наследства от отца к детям.

Ф. Энгельс писал, что моногамия – это брак, порожденный общественными обстоятельствами, при которых мужчина господствует в семье над супругой и детьми, а само господство, форма брака, отношения собственности закреплены в государственных законах. Обращаясь к истории брака и семьи католических, протестантских стран, он показывает, что везде брак обусловлен классовым положением сторон, основываясь на расчете. В конце ХIХ века юридическое право наследования влияло на свободу вступления в брак. В одних странах дети не могли лишиться наследства, но на их брак требовалось согласие родителей, в других - родители могли отказать детям в наследстве, но их согласия не требовалось на брак детей.

Энгельс осуждает брак без любви, по расчету, и считает, что в будущем, когда частная собственность будет преодолена, брак будет заключаться по любви между равными в социальном отношении людьми.

Таким образом, на каждом историческом этапе обществу соответствовал определенный тип семьи, но в рамках этого типа существовало многообразие, связанное с индивидуальностью, культурными особенностями региона, сложившимися традициями, религией. Возникновение семьи обусловлено как биологическими, так и социально-экономическими причинами. Половой инстинкт, потребность в длительных, устойчивых объединениях для взаимопомощи в добывании пищи, поддержании огня, защите от природных катаклизмов и свирепости хищников сделали людей как биологический род социальным образованием. Половой инстинкт, неупорядоченный первоначально у людей, удовлетворялся в небольших первобытных коллективах и привел к размножению и расселению. Биологические особенности человеческих организмов были задействованы максимально, так как весь период способности людей к деторождению был задействован полностью. Однако естественная конкуренция при удовлетворении полового инстинкта была губительна, кроме размножения необходимо было поддерживать и существование, а для этого заниматься постоянно хозяйственной деятельностью. Эволюционная линия семьи может быть представлена следующим образом: первоначально число брачных партнеров было очень значительно, постепенно оно все более и более уменьшается, пока не появляется отдельная брачная пара. Эта линия имеет несколько этапов: групповой брак, кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная семья, моногамная семья. Они свидетельствуют о различных формах социальной жизни. Половые табу стали первыми запретами, упорядочивающими жизнедеятельность общностей людей. Брак стал первой социальной нормой, регулирующей отношения между мужчиной и женщиной.

Элементарные формы брака соответствовали организации и целям первобытного сообщества. Брак развивался и соответствовал этнокультурному разнообразию. У большинства народов сложились правила вступления в брак, среди которых наиболее значительны запрет на инцест и экзогамия. Они привели к моногамному супружеству или полигамному супружеству, где четко определены все правила подбора супругов и их брачно-семейной жизни. Брак и его правила устанавливаются социумом и касаются половой жизни, взаимоотношений супругов.

 Многие исследователи в своих трудах использовали идеи функционализма. Значительный интерес для изучения истории семьи представляют следующие работы: «Введение в социологию семьи» Э.Дюркгейма, «Супруга и мать в правовом развитии» М. Вебера, «История брака и семьи» У. Гудселла, «Социальная организация» Ч. Кули, «Семья и цивилизация» С. Циммерман. В данных работах четко зафиксирован эволюционный путь семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до супружеской семьи.

Ф. Ле Пле (1806 - 1882) занимался исчислением народного благосостояния, используя метод структурно-функционального анализа. Изучив материальную жизнь, чувства, страсти, умственную и нравственную жизнь европейских семей из ряда стран, обследовав более 300 семей по единой методике, позволяющей проводить сравнение, он пришел к выводу, что семья является основой государства. Будучи идеалистом по своим мировоззренческим убеждениям, Ле Пле общественную жизнь выводил из нравов и идей.

Исследованию подверглись положение семейств в обществе, средства существования семейств (имущество, пособия, ремесла и работа), способ существования (пища, домашняя утварь, мебель, жилище, увеселения), история семейства, бюджеты (имущество и доходы, общественная помощь семье, пособия, услуги, подарки, заработки, прибыль), расходы на питание, жилище, одежду, образование, религию, развлечения, отдых, расходы на ремесла, уплату долгов, налоги. В результате анализа полученных данных, Ле Пле выделил типы семей на основе критерия – передача наследства: первый тип - патриархальный, в нем индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица; правопреемником становился один из сыновей, как правило старший, по завещанию, а другие должны были находиться в его подчинении; второй тип - устойчивая, корневая семья – наследство переходит к одному из сыновей, продолжающему профессию отца, а другие дети должны зарабатывать на жизнь самостоятельно; третий тип – неустойчивая семья - все женатые сыновья живут вне дома, получая равную долю отцовского наследства. Каждый из типов семьи имеет определенный уровень благосостояния, разными способами представляет человеку существование. Над личностью в патриархальной семье властвует группа, в устойчивой – государство, в неустойчивой личность свободна, родители и совершеннолетние дети проживают порознь, материальных средства существования добывают сами.

Э. Дюркгейм обратил внимание на переход ряда функций семьи к другим социальным институтам под влиянием урбанизации, уменьшение детей в семье уменьшает семейную солидарность. Э. Вестермарк показал на многих примерах, что брачные отношения признаются таковыми лишь при беременности и рождении ребенка и что поэтому не семья коренится на браке, а брак утверждается благодаря семье.

Б.Малиновский (1884-1942) английский антрополог, исследователь народов, ведущих первобытную жизнь. Он полагал, что патриархат - колыбель культуры и базовая единица простого общества, а в истории человечества не было промискуитета и группового брака. Человек – не животное, но от животных он многое принял. Так, человек способен работать коллективно и в одиночку, в размножении способен к соревнованию и к следованию строгим правилам воспроизводства. При всех изменениях неизменными остаются связи матери с детьми и отношения отца к детям. Социокультурный феномен материнства и отцовства, обозначенный ученым, показал, что социальное отцовство обеспечивает детям законность принадлежности к социуму независимо от биологического отцовства. От родителей к детям передается религия, знания, ремесло, нравы. Мать учит эмоционально, с ней в начале жизни существует сильнейший эмоциональный контакт, а позднее гармония в виде уважения, покорности, подчиненности. Отец учит примером, приказом. Индивидуальный строй, социальные сети человек строит по своим отношениям с матерью и отцом. Семья выполняет функцию преемственности традиций, что также важно, как и преумножение рода. Вне культуры человек не может существовать. Семья дает такие элементы общественной жизни как ухаживание, соблюдение местных обычаев, подчиненность, покорность.

Большой вклад в понимание проблем семьи внес П.А. Сорокин (1889 – 1968). Формат научной деятельности и сила мысли позволили ему сделать следующие выводы:

1) эволюция брака – это постепенное накопление нормативных ограничений широкой сексуальной свободы;

2) трансформация форм семейных отношений происходила постепенно и неоднолинейно;

3) статус семьи зависит от экономической, религиозной, демографической ситуации;

4) бытовые обряды ухаживания, свадьбы, похорон, крестин и т.п. имею символическое значение;

5) семья – сложный социальный институт; это союз супругов, родителей и детей, родственников и свойственников; это хозяйственное целое. Исследовать семью значит изучить весь этот мир;

6) брак становится менее прочным, так как увеличилась разводимость, уменьшилась брачность, стало больше внебрачных детей, уменьшилось число детей, рожденных в браке, растет проституция.

7) эмансипация женщин повлияла на распад патриархальной семьи, привела к ее занятости вне семьи;

8) власть родителей не стала столь безграничной; государство взяло на себя функции образовательные, опекунские, воспитательные.

В ХХ веке семья является одним из наиболее изучаемых объектов социальных наук. Ведущее место принадлежит американским исследователям, среди которых У, Огборн, Д.Томас, К. Циммерман, Э. Берджесс, Т. Парсонс и др. Так, У. Огборн выделил шесть основных функций или услуг: пять из них – экономическая, образовательно-воспитательная, обеспечение услуг и развлечений, религиозная защитная, которые переходят от семьи к обществу, а эмоциональная функция сохраняется за семьей. Т. Парсонс и его последователи рассматривали семью как социальную систему, игнорируя социальную и экономическую ее обусловленность. Т. Парсонс называл семью «фабрикой, создающей человеческую личность», выделяя такие функции семьи как воспитательная и социальный контроль, стремящийся подавить в личности проявления аморализма, отрицание ценностей господствующей системы. Д. Классенс выделяет три системы действия: доминирование, симпатия и утилитарные действия, которые находятся между собой в состоянии конкуренции. Э. Берджесс видит в семье интимную общность свободы и творчества, которая все меньше зависит от государства.

Исследование семьи важны, с одной стороны, для поиска способов управления личностью, ее социальной адаптацией, активизации личностного физического, психического, социального потенциалов, а с другой – для самого человека, значительная часть жизни которого протекает в семье.

 

Изучение семьи в России

Источниками по истории семьи в России в древнейший период являются былины, сказки, летописи, литературные произведения «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой», фольклор, пословицы. Для более позднего периода интерес представляют воспоминания, биографии.

 Изучение семьи в России начинается во второй половине ХIХ века. Г.В. Соколова выделяет в изучении семьи в России три периода: с середины ХIХ века до 1917 г.; с начала 20-х годов до середины 50-х; с середины 50-х по настоящее время. Естественно, что такая периодизация является условной, как и любая другая. В России любая проблема исследуется со всей страстью идеологических разногласий. Поэтому в изучении семьи нашли отражение консервативные, либеральные, анархистские, марксистские взгляды, а ее смыслы искали не только философы, но и журналисты, литераторы. Большой интерес представляют взгляды В.Соловьева, Н.Бердяева, В. Розанова, К. Леонтьева, С. Булгакова, И. Ильина, С. Франка, Л. Толстого, А. Фета, Г. Успенского и др.

Большим вкладом в отечественное историческое семьеведение являются труды В.И. Даля о русском разговорном языке, его пословицах и поговорках, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко о русских народных праздниках семейной жизни, обобщающие этнографические и археологические наблюдения В. В. Пассека, К.Д. Кавелина о русском юридическом быте средневековой Руси.

Среди исследователей семьи и быта в России следует назвать историка Н.И. Костомарова, повлиявшего на общественное сознание третьей четверти Х1Х века. В 1860 г. был опубликован «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях», в котором на основе кропотливого сбора отечественных и иностранных источников была создана картина семейно-бытовой и общественной жизни.

Д. Дубакин в 1880 году выпустил в свет книгу «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя»». В ней автор обобщил вклад русских историков и этнографов в изучение быта, семейного образа жизни русских людей. Глубокому анализу подверглись такие исторические источники, как русские летописи, произведения русской светской («Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника») и церковной литературы (Жития русских святых, Церковные слова и поучения, Домострой, церковные уставы и т.п.), записки иностранцев о Руси, памятники народного фольклора (бытовые песни, пословицы и поговорки). Автор показал, что до принятия православной христианской веры русские жили семьей, были язычниками. Христианство облагородило нравы русских людей, многое изменило в их семейной жизни. Большое влияние на семейную жизнь православного человека оказал «Домострой» как духовное наставление главе семьи и всем домочадцам, как своеобразная книга по домоводству.

В 1880 г. вышла в свет книга «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», подготовленная М. Забылиным. В ней автор собрал богатый материал о разных сторонах жизни русских людей, начиная с их рождения и заканчивая смертью, а также старинные песни, пословицы и поговорки. На все случаи жизни у народа есть обычаи, пословицы, которые веками соблюдались для сбережения счастливой семейной жизни как основы русского бытия. Сегодня данная книга может быть важным подспорьем для изучающих русскую жизнь.

И. Е. Забелин был историком, знатоком русской старины и придавал исключительное значение факту. Среди важнейших его трудов находится «Домашний быт русского народа в ХVI – ХVII столетиях» (I том: «Домашний быт русских царей», II том: «Домашний быт русских цариц»), увидевший свет в 1901г.. Его основной темой была идея самобытности Руси, возникающая на чувстве свободы народа, объединяющей роли православия, позволившая устоять перед чужеземным влиянием в искусстве, идеологии.

Тема любви, брака, семьи была интересна русским философам на рубеже ХIХ - ХХ веков. Н. Бердяев («Смысл творчества») критически относится к христианской буржуазной семье как институту благоустройства и продолжения рода, т.к. не видит в ней любви, прежде всего половой. В. Розанов («Семейный вопрос в России») выступает против аскетизма, за половую любовь. В. Соловьев («Смысл любви») рассматривает любовь как средство преодоления эгоизма, обращая внимание на духовную сторону любви. П. Сорокин («Таинственная энергия любви») рассматривает любовь как фактор социального развития.

Значительный вклад в изучение семьи внес М.М. Ковалевский (1851 – 1916), русский социолог, правовед, историк. В 1895 году вышла его работа « Очерк происхождения и развития семьи и собственности», в которой на основе историко-сравнительного метода был дан анализ брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческой истории. М.М. Ковалевский подверг сомнению взгляд о существовании беспорядочности общения полов, доказывая, что родство по матери и экзогамия предполагают регуляцию и организацию половых отношений, подчиненные сохранению и воспроизводству поколений на первобытной стадии. Он считает, что женщина когда-то возглавляла род, о чем свидетельствует счет родства по материнской линии, обращение за поддержкой к родне по линии матери. Так, у черкесов сын публично не обращается к отцу, а у отца не спрашивают о здоровье сына; у ингушей юноша 16-17 лет имеет право требовать себе подарок от дяди, брата матери. Эти факты свидетельствовали о матрилинейности в обычаях. Они также отражены в эпосе и исторических легендах.

Только со временем мужчина начинает господствовать. Формы брака были различны: женщину можно было купить, а в случае развода требовать компенсации, невесту похитить, пробное сожительство, брак пробный, многоженство с согласия других жен, самостоятельность женщины при выборе семейной жизни и возможности уйти от мужа. По мнению М.Ковалевского, многобрачие встречается редко, единобрачие стало нормой у скотоводческих, земледельческих народов. Он определяет семью как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки. В семье, на основе изучения семейного права, он находит не только лиц, связанных браком и кровным родством, но и рабов и вольноотпущенников. М.М. Ковалевский подробно описывает семейную общину южных славян (братство, задруга), в которой глава-домоправитель выбирается из числа женатых, он заведовал общинными делами и казной. Внутренней жизнью (ведение домашнего хозяйства, порядок в доме, разрешение споров, брачные дела) распоряжалась его жена, но иногда по решению общины-семьи эти обязанности исполняла другая женщина. По мнению М. М. Ковалевского только с середины ХIV века внутренняя патриархальная жизнь семьи стала трансформироваться в индивидуальную семью. Индивидуализм подорвал устои семейной общины, каждый стал требовать себе доли общего имущества и права распоряжаться своими личными приобретениями. Семейные разделы стали все чаще происходить при отце, главе большой семьи. Выделение из семьи было возможно при достижении сыном 25-ти лет. Наследственное право выделяло минорат (наследовал младший сын) или майорат (наследовал старший сын). 

М.М. Ковалевского интересует положение русской женщины в семье. Он опровергает представление о бесправии и забитости русской женщины. Церковный брак заключался добровольно с согласия обеих сторон. Женщина имела льготы на владение собственностью. В России существовало два начала семейного права: 1) полная общность имущественных прав супругов; 2) относительная их общность. Полная общность имущественных прав заключалась в том, что при заключении брака муж был обязан сохранить целостность приданого своей жены; в случае смерти мужа вдова распоряжалась всем имуществом до тех пор, пока не подрастали наследники. Относительная общность состояла в том, что муж заведовал общим имуществом, но без согласия жены не мог им распоряжаться. В случае смерти мужа или развода жене возвращалось ее приданное, состав которого был известен, так как записывался в Рядные записи. Вдова получала 1/7 часть имущества мужа. Законом и нравами вменялось мужу содержать прилично свою жену и детей. Со второй половины ХVIII в. закон устанавливает полную раздельность имущественных прав супругов, просуществовавшую до 1917 г. Положение детей в семье зависело от воли родителей, которые распоряжались их судьбой. М. Ковалевский в работе «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом» (1905 г.) на основе изучения народов российской империи сделал вывод о том, что источник свойственных народу общественных порядков надо искать в его экономическом укладе, в свою очередь обусловленном физической природой страны и густотою населения. Проявлением кровного начала у всех народов является обычай вступать в брак по правилам. Так, у киргизов брак запрещен вплоть до шестого колена, у чеченцев, входящих в братство – до двенадцатого, у южносибирских тюрков и каракиргизов брачные запреты простираются только на членов семьи, у калмыков запрещены браки с родными по линии отца. Невеста считалась достоянием всего рода, а не отдельной семьи, длительное время. Это позволяло всем родным участвовать в заключении брака. Девушка отдавалась в жены мужчине как представителю рода. У всех первобытных народов существовал обычай кровной мести, позднее он был заменен выкупом ближайшим и отдаленным родственникам. Везде обнаружено право рода изгонять в необжитые районы тех сородичей, которые нарушили законы родовой жизни. Те же обычаи зафиксированы у народов Северного Кавказа.     

Изучая семейные обычаи народов нашей страны, М. Ковалевский показал не только многообразие семейно-родовых отношений, но доказал, что славяне, русские - часть всемирной истории, живущая со всеми народами по одним историческим закономерностям: род распадается на отдельные семьи и значение рода падает; родовые собрания остаются для дележа пахотных земель, для свадеб или похорон; место женщины исторически изменяется.

Заметный вклад в изучение семьи в России внес П.А. Сорокин, изучая брак и семейную жизнь народа коми в 1911 г. и пришел к выводу о единстве путей развития семьи у всех народов. В 1916 г. он пишет статью о кризисе семьи в стране под влиянием социально-экономических перемен; кризис семьи видится в ослаблении союза супругов, союза родителей и детей, союза родственников.

Революция 1917 г. в России привела к усилению влияния социально-политических, экономических, идеологических изменений на семейную жизнь.

 События показали, что всякая социальная революция сопровождается сексуальной. Отделение церкви от государства усилило государственное воздействие на семью: был введен светский брак, разрешен развод, уничтожено понятие «незаконнорожденный» ребенок, введено политическое равенство мужчины и женщины, в отношении семьи проводились отдельные мероприятия, классовые по своему характеру.

Пролетарская власть разрушила устои традиционной русской семьи. Вокруг брака и семьи развертывались острые идеологические дискуссии. Право голоса в дискуссиях о семье имели только представители пролетарских масс, действующие больше на основе чувств, желания отменить весь «старый» мир. Молодые революционеры экспериментировали на практике, а зрелые – изощрялись теоретически. Широко распространялись такие взгляды как «отрицание чувства любви», «эротика определяет сознание», «женщина есть поле для осеменения», наукообразные теории «стакана воды» и «любви трудовых пчел».

Для политики первых лет советской власти были характерны революционизм, вера в могущество пролетарского разума, максимализм. Объявление буржуазной семьи мещанской, бытового обустройства человека отвлекающим от процесса строительства коммунизма скорее выражало стремление доказать, что в скором будущем семья отомрет, надо только ускорить этот процесс. Молодых революционеров, прошедших испытание революцией и гражданской войной, пугало право на личную жизнь, на семью, которые неизбежно оторвут от коллектива и увлекут в болото мещанства и обывательщины. С другой стороны, новое общество требовало новых форм семьи и брака, а их не было. Поэтому уделялось много внимания физиологической стороне половой жизни, изживанию таких «буржуазных предрассудков» как ухаживание, сватовство, продумывались в утопическом духе способы коллективного воспитания пролетарских детей в противовес семейному индивидуалистическому. На короткий период утвердилась половая распущенность, сожительство, сексуальное насилие в отношении женщин. Семьи гомосексуалистов, семьи-коммуны, тройственные союзы.

 Появились идеи о домах-коммунах или общежитиях с общей прачечной, столовой, детскими яслями и детскими садами как хранилищами детей. Новая власть требовала рабочих рук, и источником пополнения рабочего класса были женщины. Их призывали освободиться от семьи, от мужей-тиранов, обещали, что заботу о детях возьмет на себя государство. Последствия таких антисемейных призывов проявились быстро: женщина, легко идя на связь с мужчиной, бросала своих внебрачных детей, выросло число разводов из-за легкости как вступления в брак, так и развода (об этом с иронией писал М. Зощенко).

А.М. Коллонтай, видная деятельница партии большевиков, еще до революции писала по женскому вопросу, акцентируя внимание на бесправии женщины, ее отсталости. Это имело большое значение для привлечения женщин к революционному движению. Будущее общество представлялось бессемейным. А. Коллонтай и другие видели в семье, детях, домашнем быте пережитки капитализма, мешающие строительству коммунизма.

Большевистскую партию заботило состояние нравов членов партии, которые должны были подавать пример новой коммунистической морали и жизни. Член ЦКК партии А.А. Сольц в лекциях о партийной этике требовал нравственного поведения от членов партии и противодействия таким массовым фактам, как отказ от содержания детей и передачи их в детские дома, женитьбы на женщинах из враждебных классов, беспорядочной половой жизни, которая ослабляет каждого члена партии как борца, обрастание домашним хозяйством, пьянство, тайные венчания. М.Н. Лядов (Мандельштам) – ректор коммунистического университета, выступая перед коммунистами, отмечал, что дети комиссаров сыты и обуты, а остальные голодны; детские дома работают плохо, так как у их работников нет развитой материнской любви; половая любовь, инстинкт размножения не должны быть главными; женщина – это товарищ, а не орудие наслаждения. Другой видный деятель партии Е.М. Ярославский в работе «Мораль и быт пролетариата в переходный период» выступал против половой распущенности и несдержанности в половой жизни, пьянства как буржуазного пережитка. Он обосновывал партийную линию на укрепление семьи в интересах общества и здоровья его членов, за следование новым законам и регистрацию браков, за развитие помощи семье посредством строительства жилья, развитие общественного питания и общественного быта.

Большое влияние на течение дискуссий имели взгляды Н.К. Крупской на семью члена партии как пример, как ячейку содействия строительству нового быта, А.И. Луначарского о необходимости помощи женщине-матери в быту и вовлечении ее в общественное производство и общественную жизнь. Эти большевики способствовали ликвидации неграмотности среди женщин, были организаторами культурно-просветительской работы среди широких слоев населения.

Постепенно либеральное отношение к свободе любви стало мешать нормальной жизни женщин и мужчин, созданию новой социалистической семьи. Необходимо было защитить женщину как трудовой ресурс на производстве, на улице, в быту, помочь ей в воспитании детей.

В 20- 30-е г.г. ХХ века изучался быт семей рабочих, жилищные условия, социальные проблемы жителей города, бюджеты времени рабочих (Е.О. Кабо, С.Г. Струмилин, Г.А. Пруденский, С. Я. Вольфсон, В.И. Светлов).

В целом преобладал историко-философский и общесоциологический взгляд к изучению семейно-брачных отношений. Авторы стремились выяснить степень влияния происходящих в СССР социалистических перемен социально-экономического, политического, духовного, культурно-идеологического характера на семью и брак.

Наиболее заметный вклад в развитие исследований семейно-брачных отношений во второй половине ХХ внесли такие авторы как А. Г. Харчев (теория семьи), М.С. Мацковский (методика исследований), А.Н. Антонов (семейная политика, рождаемость), В.С.Сысенко (устойчивость брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев (причины брака и развода), И.С. Голод (стабильность семьи), В.Н. Мясищев, В.Н. Дружинин (психология семьи), С.Я. Рубинштейн, А.А. Реан (воспитание детей, подготовка детей к школе), С.В. Ковалев (подготовка к семейной жизни), В.В. Бойко, В.Г. Бочарова (социальная педагогика), Н.В. Малярова (супружеские конфликты), Т.Ж. Гурко (родительство), Э.К. Васильева (виды жизнедеятельности семьи), И.С. Кон (сексуальная культура), З.А. Янкова (городская семья) и др.

 

Вопросы для повторения

1 Раскройте сущность этапов изучения семьи.

2 Каковы представления о семье, ее происхождении и назначении в социальной мысли прошлых эпох?

3 Дайте характеристику научному этапу изучению семьи.

4 Как в эволюционизме характеризуется семья?

5 Какие функции семьи были выделены в функционализме? Как исторически меняются функции семьи?

6 В чем состоит роль семьи в обществе, по мнению ученых?

7 Какое значение имеет исследование семьи в России для ее народов?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...