Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные направления изучения семьи
В современной науке о семье существует множество направлений, из которых, по мнению Е.М. Черняк, наиболее значительными являются следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликта, феминизм, символический интеракционизм. Функционализм как тип научной теории берет начало в трудах Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Его сторонники анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение придается изменению функций семьи за длительный период. Так, за последние 200 лет семья в большинстве стран утратила такую функцию как домашнее производство, так как члены семьи трудятся вне дома, в общественном производстве. Исчезло строгое закрепление семьи за определенным социальным статусов. Семья ныне не дает образования, не ведет лечение, а только выполняет рекомендации учителей, врачей и т.п. Если раньше семья была самым активным агентом социализации, то ныне агентов стало множество. С позиций функционализма, семья – стабильный элемент общества. Т. Парсонс рассматривал семью как социальную систему, обладающую всеми функциями системы – адаптационной, целедостижения, интеграции, удержание образцов поведения, культурных ценностей, принципов. Эти функции позволяют семье быть такой социальной системой, которая передает культурные обычаи и традиции из поколения в поколение, совмещается естественным образом с другими социальными системами, она контролирует воспитание новых членов общества, сексуальную жизнь. Критики функционализма считают, что сосредоточение на функциях семьи ведет к однобокости, абсолютизации семейной солидарности. В теории конфликта главное внимание сосредоточено на изучении конфликтов между членами семьи, между семьей как социальным институтом и обществом. Семья рассматривается как группа, отражающая все противоречия общества. С этих позиций семья выступает как арена борьбы при распределении материальных благ на труд, на дом, на воспитание, между поколениями. Если конфликты неизбежны, значит семейного человека необходимо научить регулировать внутрисемейные отношениями, добиваться согласия. Теория конфликта обозначила перед семьеведением проблему власти в современной семье. Если в патриархальной семье авторитет главы семьи был абсолютным, то в семье индустриального общества, в котором личность автономна, прежние представления о главенстве и семейных взаимоотношениях между членами семьи изменились. Критики теории конфликта считают, что при рассмотрении семьи излишне психологизируются все стороны семейных отношений. Внимание к семейным конфликтам привело к гендерным исследованиям социального взаимодействия мужских и женских ролей. В современном мире актуальны проблема гендерной идентичности и ее формирования, гендерных идеалов и их культурной презентации. Внимание обращено на интимную жизнь полов, на половое разделение труда в прошлом и настоящем, на социальные взаимоотношения полов. Феминизм изучает возможности равенства мужчины и женщины, способы и формы достижения их социокультурного равенства. Феминизм и все его более или менее либеральные течения исходят из необходимости борьбы за равенство женщин, за равный с мужчинами социальный статус. Одни призывают к классовой борьбе за достижение социального равенства полов, другие - к преодолению отчуждения мужчины и женщины, поиску их объединяющего начала. Феминистки видят во всем эксплуатацию женщин, включая домашний труд и воспитание детей. Феминизм всегда неоднозначно воспринимается в обществе. Однако им поставлены важнейшие вопросы о равенстве полов и равных возможностях полов, о женском труде, о половом воспитании, о праве женщины быть признанной в обществе и защищать себя как гражданку, как мать. Критики феминизма акцентируют внимание на идеях крайнего, радикального феминизма, призывающего отказаться от семьи, от материнства. На поведении людей сосредоточено внимание символического интеракционизма. Поведение человека, как считают авторы, соответствует принятым в обществе символическим значениям ценностей, оценок, знаков. Так, каждое общество имеет свое понимание красоты, удачи, богатства, ума, успеха и т.п. Семья рассматривается как первичная группа, представляется как общий комплекс социальных чувств, установок, моральных норм. В семьеведении утверждается комплексный подход к изучению семьи, направленность на решение проблем реально существующей семьи с позиций гуманизма и социальной справделивости.
Вопросы для повторения 1 1 Какой смысл термина «семья» сложился у разных народов? 2 Как характеризуют семью отечественные и зарубежные ученые? 3 Каковы признаки семьи? 4 Каково значение выделения супружества, родительства и родства в теории и практике? 5 Что характерно для семьи как для социального института? 6 Каковы основные направления изучения семьи в современном обществознании?
Лекция 5 Брак как фактор стабильности общества План 1 Происхождение брака. Исторические формы брака 2 Современный брак и его формы. Многообразие брачной жизни в современном обществе 3 Нравственные устои брака и семьи
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 732. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |