Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как специальной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов социальной работыСтр 1 из 44Следующая ⇒
Л.Е.Ананьина
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
Красноярск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций по дисциплине «Семьеведение» для студентов специальности 040101.65 - Социальная работа очной и заочной форм обучения
Красноярск, 2011 Ананьина, Л.Е. Семьеведение: Курс лекций для студентов специальности 040101.65 - Социальная работа очной и заочной форм обучения / Л.Е. Ананьина. - Красноярск: СибГТУ, 2011. – 166 с.
Рецензенты: Е.С. Медведева, к.ф.н., доцент (член методсовета СибГТУ), Н.В. Комова, к.ф.н., доцент кафедры философии КГМУ им. Л. Войно-Ясенецкого В курсе лекций раскрывается социальная сущность семьи, содержание ее функций, излагаются основные вопросы теории и практики социальной работы с семьей, социально-психологическое сопровождение семьи в учреждениях социальной сферы. Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся социальной работе. Он может быть использован для подготовки к экзамену по «Семьеведению», к итоговому междисциплинарному комплексному экзамену, при выполнении самостоятельной работы.
© Л.Е. Ананьина © ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………...4 Лекция 1 Семьеведение как наука…………………………………………….7 Лекция 2 История изучения брака и семьи………………………………….12 Лекция 3 Семья и ее исторические формы………………………………….27 Лекция 4 Семья как важнейший фактор стабильности 37общества………31 Лекция 5 Брак как фактор стабильности общества…………………………37 Лекция 6 Типы семейных структур………………………………………….44 Лекция 7 Функции семей в изменяющемся мире…………………………...50 Лекция 8 Жизненный цикл семьи……………………………………………54 Лекция 9 Типы семейного поведения………………………………………..59 Лекция 10 Быт и семья………………………………………………………..68 Лекция 11 Семейное консультирование…………………………………….74 Лекция 12 Семейная социализация……………...…………………………..84 Лекция 13 Молодая семья как объект социальной работы………………...88 Лекция 14 Многодетная семья и ее социальная защита……………………98 Лекция 15 Социальная работа с семьей, имеющей в своем составе лиц с ограниченными возможностями……………………………………………106 Лекция 16 Социальная защита неполных семей…………………………..116 Лекция 17 Социальная работа в семье пожилых людей………………….124 Лекция 18 Неблагополучная семья…………………………………………133 Лекция 19 Семейная политика в Российской Федерации………………...144 Лекция 20 Организация и содержание социальной работы по социальной защите семей…………………………………………………………………152 Заключение…………………………………………………………………...158 Библиографический список…………………………………………………159 Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов…………………..165
Введение
Семья, брачно-семейные отношения занимают важное место в системе общественных отношений. От состояния и развития социальных институтов брака и семьи в значительной степени зависит воспроизводство населения, решение экономических, социальных, национальных задач в стране. В современном российском обществе по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 142905,2 млн. человек, насчитывается 41 млн. домохозяйств. В 21 млн. домохозяйств есть дети до 18 лет; из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% - двух, а 7 % -многодетные. Жизнь каждого россиянина протекает от рождения до смерти в семье и находится под влиянием личности родителей, родственников, семейных ценностей, общей культурно-бытовой деятельности. В последнее столетие в семье идут противоречивые процессы, ведущие к переоценке супружества, родительства, родственных отношений. Однако, семья остается для молодежи важнейшей жизненной целью и ценностью. Молодежь должна знать как историю семьи, как исторического явления, так и историю своей собственной семьи, свои корни. Актуальность изучения учебной дисциплины «Семьеведение» обусловлена развитием и совершенствованием социальной работы с семьей в России и в Красноярском крае. Семья, ее интересы, нужды находятся в центре социальной работы, а семейная политика становится приоритетной в социальной политике государства. Это подтверждается развитием нормативно-правовой базы социальной работы с семьей в России, размерами материальной помощи семьям, имеющим детей. Это позволяет ослабить негативные последствия трансформации общества, сделать социальную политику более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей, решению проблем демографической политики и социальной безопасности российского общества. В последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Таким образом, сложился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи. Глубокое изучение проблем современной семьи позволяет специалисту социальной работы стать компетентным в сфере оказания помощи семье. Специалист социальной работы при ее создании, формирование профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совершенствовать работу по социальному обслуживанию семьи. В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место семьеведения в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы. Семьеведение – учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Методологической базой семьеведения является теория о свободе, равенстве и достоинстве личности. Идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, равных возможностей для развития личности, приоритет интересов ребенка. Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания. Курс лекций по учебной дисциплине «Семьеведение» имеет выраженную социальную ориентацию и практическую направленность. Она развивает представления о семье и углубляет знания студентов о семье и семейных отношениях, полученные в философии, социологии, педагогике, психологии, теории социальной работы. Цель курса лекций по дисциплине Семьеведение – дать систему знаний о семье и содействовать формированию устойчивого интереса к исследованию семьи, обучение будущего специалиста по социальной работе социальным технологиям работы с семьей. Воспитательные задачи курса лекций: научные знания о семье и браке имеют огромное нравственно-воспитательное значение, в связи с чем ставится задача показать зависимость стабильности семьи и брака от силы воли и нравственных характеристик членов семьи, от уровня культуры семейно-брачных отношений, от организации быта. Задачи курса лекций: - углубить и систематизировать знание студентов о социальных факторах, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов, социального обслуживания семьи и детей; - выработать цельное научное мировоззрение, основанное на принципах международных и российских нормативно-правовых документов, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе; - показать значение современных социальных технологий в реализации основных направлений государственной семейной политики, ее принципов, социальной работе с семьей и детьми. Студент должен знать: - эволюцию семьи, основные подходы к изучению семьи; - типы семейных структур и функции семьи, их влияние на поведение и выполнение семейных ролей; - основные методы изучения семейной жизни; - организационные формы социальной работы с семьей и технологии социального обслуживания семьи. Студент должен уметь: - исследовать конкретную семью с целью выявления ее проблем и выработки конкретной программы социальной помощи семье; - организовать социальную работу с семьей; - применять социальные технологии, инновационные методы работы с семьей. Курс лекций включает темы, которые дают возможность изучить методологические основы семьеведения, принципы семьеведения, социально-экономические проблемы семьи и ее социальную защиту, проблемы материнства и детства, социальное обслуживание семьи с детьми, механизмы реализации государственной семейной политики, федеральные и региональные целевые программы в отношении семьи с детьми, зарубежный опыт работы с семьей. Предлагаемый курс лекций по семьеведению направлен на социальную работу с российской семьей по ее созданию, сопровождению и сохранениюна основе научного осмысления социальных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России.
Лекция 1 Семьеведение как наука План 1 Становление науки о семье 2 Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как дисциплины профессионального цикла подготовки специалистов социальной работы 3 Взаимодействие наук, изучающих семью
Становление науки о семье Семья является древнейшим социальным институтом общества и занимает одно из ведущих мест в исследовании социальной жизни. Научные исследования семьи позволяют понять место и роль семьи в жизни личности и общества, выработать государственную политику в отношении семьи. Научное изучение семьи начинается только с середины Х1Х века. Оно повлияло на обыденные взгляды на неизменность семьи и брака, ее устройство, показало, что семья эволюционирует, меняет свои формы, тесно связана с другими социальными институтами. Этот факт положил начало многим направлениям исследования семьи и ее жизнедеятельности. Данные о различных аспектах семейной жизни человека можно найти в этнографии, педагогике, психологии, медицине, социологии и других науках. Результатом изучения семьи в современной науке стало ее рассмотрение как малой социальной группы, как социального института, как социальной организации, как части социальной и экономической структуры и т.д. При этом все исследователи сходятся в особой значимости семьи в обществе, влиянии ее статуса и состояния на степень стабильности общества, его социальной безопасности. Брачно-семейные отношения занимают важное место в системе общественных отношений. От состояния и развития социальных институтов брака и семьи в значительной степени зависит воспроизводство населения, а это влияет на экономическое, социально-политическое, духовное развитие общества. За последние годы интерес к проблемам семьи и брака обусловлен их ролью в воспроизводстве населения, духовном становлении личности, во взаимопомощи членам семьи. Семейные отношения имеют некоторые особенности, сложившиеся исторически в ходе развития человеческой цивилизации, культуры самого человека. К ним относятся индивидуальное чувство любви, интимные отношения между супругами. Любовь между мужчиной и женщиной, родительская любовь к детям и детей к родителям – результат длительного экономического, социального и личностного изменения человечества. Все эти изменения неразрывно связаны с развитием семьи, которое идет через насыщение любви социокультурной значимостью, через преодоление неравенства между женщиной и мужчиной. Однако в области семейно-брачных отношений существует немало проблем, обусловленных особенностями социально-экономического, политического развития, коренятся в традициях, обычаях социальных общностей, стереотипах сознания. Важнейший вклад в разработку проблем современной семьи внесли известные российские ученые А.И. Антонов, Э.К. Васильева, С. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др. По мере становления социальной работы как теории и профессиональной деятельности возникла потребность более глубокого изучения определенных проблем семьи с учетом современной российской социокультурной и экономической ситуации. В этом аспекте большое значение имеет разработка проблем семьи Л.Т. Шинелевой, П.Д. Павленком, Е.И. Холостовой, Л.И. Савиновым, Е.М. Черняк и др. Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как специальной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов социальной работы Семьеведение – это наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Иногда употребляется термин «фамилистика». Как любая наука, она имеет свой объект и предмет изучения, определенные задачи. Объектом семьеведения является семья, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Семья обладает двумя основными видами связей – внутренними и внешними, располагает двумя подсистемами – внутригрупповой и институциональной. В своем историческом развитии семья прошла несколько этапов. Термин «семья» объединяет реально существующие различные типы семьи, ее функциональные особенности. В совокупности они составляют комплекс системных свойств семьи. Предметом семьеведения выступают стороны, связи и отношения, составляющие объект семьеведения. Предмет науки связан с объектом, но задачи изучения диктуются как внутренней логикой науки, так и внешней средой существования объекта. Поэтому предмет науки, сохраняя специфику науки и ее объекта, изменчив, находится в постоянном движении, развитии. Со временем в понимании предмета происходят изменения, вносятся коррективы. С учетом длительного изучения семьи в различных науках, можно говорить о комплексном, междисциплинарном знании о семье – семьеведении как науке и учебной дисциплине. В общем плане предметом семьведения является сложная совокупность внутренних и внешних связей, механизмов взаимодействия семьи и общества, семейных отношений. Семьеведение изучает межличностные отношения в семье, брачно-семейные связи, механизмы воздействия общества и его институтов на семейный образ жизни, его ценности, традиции, образцы поведения, инновационные формы выражения человеческой любви. Если учесть, что по части можно судить о целом, то, изучая семью как часть общества, ученые постигают процессы общественной жизни, ее состояние, противоречия, в которых движется общество. Это важное методологическое положение позволяет привлечь к исследованию семьи многих членов общества. В российском обществе семейность - традиция всех народов. Возможно, что близость устоев семейной жизни позволяла сохранить огромную по территории и численности населения страну на протяжении веков. В тоже время ученые, общественные деятели, рядовые граждане обеспокоены многими процессами, происходящими в семье: конфликты, насилие, разводы, сироты, брошенные пожилые родители и т.д. Появились как альтернатива семье целый ряд малых общностей открытого, группового брака и других форм, рост семей, в которых одна мать воспитывает детей, суррогатное родительство, рождение русских детей для усыновления иностранцами. Общество беспокоит растущая дискриминация и эксплуатация женщин, препятствия на ее пути к участию в институтах гражданского общества, поднимается вопрос о введении многоженства. Одновременно культивируется неутолимое честолюбие, культ денег, культ успеха любой ценой. Данные факты и многие другие заставляют переосмыслить ряд теоретических идей прошлого, сравнивать не только положение семьи и детей в истории, но и в разных странах в настоящее время. Таким образом, семьведение нацелено на постижение сущности семьи в целях организации ей социальной помощи, как в масштабах общества, так и в личностно-групповом аспекте. Это определяет важность изучения семьведения для специалистов социальной работы, определяет место семьведения в профессиональной подготовке.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1656. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |