Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как специальной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов социальной работы




Л.Е.Ананьина

                                                                   

 

 

 

                         

                         

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

 

 

Красноярск, 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                                                              

                                                               

 

 

                       

 

              

 

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций по дисциплине «Семьеведение» для студентов  специальности  040101.65 - Социальная работа очной и заочной форм обучения

 

 

Красноярск, 2011

Ананьина, Л.Е. Семьеведение: Курс лекций для студентов  специальности 040101.65 - Социальная работа очной и заочной форм обучения / Л.Е. Ананьина. - Красноярск: СибГТУ, 2011. – 166 с.

 

                                        

Рецензенты:    Е.С. Медведева, к.ф.н., доцент (член методсовета СибГТУ),

                    Н.В. Комова, к.ф.н., доцент кафедры философии КГМУ им. Л. Войно-Ясенецкого

В курсе лекций раскрывается социальная сущность семьи, содержание ее функций, излагаются основные вопросы теории и практики социальной работы с семьей, социально-психологическое сопровождение семьи в учреждениях социальной сферы. Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся социальной работе. Он может быть использован для подготовки к экзамену по «Семьеведению», к итоговому междисциплинарному комплексному экзамену, при выполнении самостоятельной работы.

 

 

 

 

© Л.Е. Ананьина

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...4

Лекция 1 Семьеведение как наука…………………………………………….7

Лекция 2 История изучения брака и семьи………………………………….12

Лекция 3 Семья и ее исторические формы………………………………….27

Лекция 4 Семья как важнейший фактор стабильности 37общества………31

Лекция 5 Брак как фактор стабильности общества…………………………37

Лекция 6 Типы семейных структур………………………………………….44

Лекция 7 Функции семей в изменяющемся мире…………………………...50

Лекция 8 Жизненный цикл семьи……………………………………………54

Лекция 9 Типы семейного поведения………………………………………..59

Лекция 10 Быт и семья………………………………………………………..68

Лекция 11 Семейное консультирование…………………………………….74

Лекция 12 Семейная социализация……………...…………………………..84

Лекция 13 Молодая семья как объект социальной работы………………...88

Лекция 14 Многодетная семья и ее социальная защита……………………98

Лекция 15 Социальная работа с семьей, имеющей в своем составе лиц с ограниченными возможностями……………………………………………106

Лекция 16 Социальная защита неполных семей…………………………..116

Лекция 17 Социальная работа в семье пожилых людей………………….124

Лекция 18 Неблагополучная семья…………………………………………133

Лекция 19 Семейная политика в Российской Федерации………………...144

Лекция 20 Организация и содержание социальной работы по социальной защите семей…………………………………………………………………152

Заключение…………………………………………………………………...158

Библиографический список…………………………………………………159

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов…………………..165

 



Введение

 

 

Семья, брачно-семейные отношения занимают важное место в системе общественных отношений. От состояния и развития социальных институтов брака и семьи в значительной степени зависит воспроизводство населения, решение экономических, социальных, национальных задач в стране.

В современном российском обществе по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 142905,2 млн. человек, насчитывается 41 млн. домохозяйств. В 21 млн. домохозяйств есть дети до 18 лет; из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% - двух, а 7 % -многодетные. Жизнь каждого россиянина протекает от рождения до смерти в семье и находится под влиянием личности родителей, родственников, семейных ценностей, общей культурно-бытовой деятельности. В последнее столетие в семье идут противоречивые процессы, ведущие к переоценке супружества, родительства, родственных отношений. Однако, семья остается для молодежи важнейшей жизненной целью и ценностью.

Молодежь должна знать как историю семьи, как исторического явления, так и историю своей собственной семьи, свои корни.

Актуальность изучения учебной дисциплины «Семьеведение» обусловлена развитием и совершенствованием социальной работы с семьей в России и в Красноярском крае. Семья, ее интересы, нужды находятся в центре социальной работы, а семейная политика становится приоритетной в социальной политике государства. Это подтверждается развитием нормативно-правовой базы социальной работы с семьей в России, размерами материальной помощи семьям, имеющим детей. Это позволяет ослабить негативные последствия трансформации общества, сделать социальную политику более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей, решению проблем демографической политики и социальной безопасности российского общества.

В последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Таким образом, сложился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи.

Глубокое изучение проблем современной семьи позволяет специалисту социальной работы стать компетентным в сфере оказания помощи семье. Специалист социальной работы при ее создании, формирование профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совершенствовать работу по социальному обслуживанию семьи.

В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место семьеведения в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Семьеведение – учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Методологической базой семьеведения является теория о свободе, равенстве и достоинстве личности. Идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, равных возможностей для развития личности, приоритет интересов ребенка.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания.

Курс лекций по учебной дисциплине «Семьеведение» имеет выраженную социальную ориентацию и практическую направленность. Она развивает представления о семье и углубляет знания студентов о семье и семейных отношениях, полученные в философии, социологии, педагогике, психологии, теории социальной работы.

Цель курса лекций по дисциплине Семьеведение – дать систему знаний о семье и содействовать формированию устойчивого интереса к исследованию семьи, обучение будущего специалиста по социальной работе социальным технологиям работы с семьей.

Воспитательные задачи курса лекций: научные знания о семье и браке имеют огромное нравственно-воспитательное значение, в связи с чем ставится задача показать зависимость стабильности семьи и брака от силы воли и нравственных характеристик членов семьи, от уровня культуры семейно-брачных отношений, от организации быта.

Задачи курса лекций:

- углубить и систематизировать знание студентов о социальных факторах, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов, социального обслуживания семьи и детей;

- выработать цельное научное мировоззрение, основанное на принципах международных и российских нормативно-правовых документов, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе;

- показать значение современных социальных технологий в реализации основных направлений государственной семейной политики, ее принципов, социальной работе с семьей и детьми.

Студент должен знать:

- эволюцию семьи, основные подходы к изучению семьи;

- типы семейных структур и функции семьи, их влияние на поведение и выполнение семейных ролей;

- основные методы изучения семейной жизни;

- организационные формы социальной работы с семьей и технологии социального обслуживания семьи.

Студент должен уметь:

- исследовать конкретную семью с целью выявления ее проблем и выработки конкретной программы социальной помощи семье;

- организовать социальную работу с семьей;

- применять социальные технологии, инновационные методы работы с семьей.

 Курс лекций включает темы, которые дают возможность изучить методологические основы семьеведения, принципы семьеведения, социально-экономические проблемы семьи и ее социальную защиту, проблемы материнства и детства, социальное обслуживание семьи с детьми, механизмы реализации государственной семейной политики, федеральные и региональные целевые программы в отношении семьи с детьми, зарубежный опыт работы с семьей.

Предлагаемый курс лекций по семьеведению направлен на социальную работу с российской семьей по ее созданию, сопровождению и сохранениюна основе научного осмысления социальных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России.

          

 

Лекция 1 Семьеведение как наука

План

1 Становление науки о семье

2 Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как дисциплины профессионального цикла подготовки специалистов социальной работы

3 Взаимодействие наук, изучающих семью

 

Становление науки о семье

Семья является древнейшим социальным институтом общества и занимает одно из ведущих мест в исследовании социальной жизни.

Научные исследования семьи позволяют понять место и роль семьи в жизни личности и общества, выработать государственную политику в отношении семьи.

Научное изучение семьи начинается только с середины Х1Х века. Оно повлияло на обыденные взгляды на неизменность семьи и брака, ее устройство, показало, что семья эволюционирует, меняет свои формы, тесно связана с другими социальными институтами. Этот факт положил начало многим направлениям исследования семьи и ее жизнедеятельности. Данные о различных аспектах семейной жизни человека можно найти в этнографии, педагогике, психологии, медицине, социологии и других науках.

Результатом изучения семьи в современной науке стало ее рассмотрение как малой социальной группы, как социального института, как социальной организации, как части социальной и экономической структуры и т.д. При этом все исследователи сходятся в особой значимости семьи в обществе, влиянии ее статуса и состояния на степень стабильности общества, его социальной безопасности. Брачно-семейные отношения занимают важное место в системе общественных отношений. От состояния и развития социальных институтов брака и семьи в значительной степени зависит воспроизводство населения, а это влияет на экономическое, социально-политическое, духовное развитие общества.

За последние годы интерес к проблемам семьи и брака обусловлен их ролью в воспроизводстве населения, духовном становлении личности, во взаимопомощи членам семьи. Семейные отношения имеют некоторые особенности, сложившиеся исторически в ходе развития человеческой цивилизации, культуры самого человека. К ним относятся индивидуальное чувство любви, интимные отношения между супругами.

Любовь между мужчиной и женщиной, родительская любовь к детям и детей к родителям – результат длительного экономического, социального и личностного изменения человечества. Все эти изменения неразрывно связаны с развитием семьи, которое идет через насыщение любви социокультурной значимостью, через преодоление неравенства между женщиной и мужчиной. Однако в области семейно-брачных отношений существует немало проблем, обусловленных особенностями социально-экономического, политического развития, коренятся в традициях, обычаях социальных общностей, стереотипах сознания.

Важнейший вклад в разработку проблем современной семьи внесли известные российские ученые А.И. Антонов, Э.К. Васильева, С. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.

По мере становления социальной работы как теории и профессиональной деятельности возникла потребность более глубокого изучения определенных проблем семьи с учетом современной российской социокультурной и экономической ситуации. В этом аспекте большое значение имеет разработка проблем семьи Л.Т. Шинелевой, П.Д. Павленком, Е.И. Холостовой, Л.И. Савиновым, Е.М. Черняк и др.

Семьеведение, его объект и предмет. Задачи изучения семьеведения как специальной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов социальной работы

Семьеведение – это наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Иногда употребляется термин «фамилистика». Как любая наука, она имеет свой объект и предмет изучения, определенные задачи. Объектом семьеведения является семья, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Семья обладает двумя основными видами связей – внутренними и внешними, располагает двумя подсистемами – внутригрупповой и институциональной. В своем историческом развитии семья прошла несколько этапов. Термин «семья» объединяет реально существующие различные типы семьи, ее функциональные особенности. В совокупности они составляют комплекс системных свойств семьи.

Предметом семьеведения выступают стороны, связи и отношения, составляющие объект семьеведения. Предмет науки связан с объектом, но задачи изучения диктуются как внутренней логикой науки, так и внешней средой существования объекта. Поэтому предмет науки, сохраняя специфику науки и ее объекта, изменчив, находится в постоянном движении, развитии. Со временем в понимании предмета происходят изменения, вносятся коррективы.

С учетом длительного изучения семьи в различных науках, можно говорить о комплексном, междисциплинарном знании о семье – семьеведении как науке и учебной дисциплине. В общем плане предметом семьведения является сложная совокупность внутренних и внешних связей, механизмов взаимодействия семьи и общества, семейных отношений. Семьеведение изучает межличностные отношения в семье, брачно-семейные связи, механизмы воздействия общества и его институтов на семейный образ жизни, его ценности, традиции, образцы поведения, инновационные формы выражения человеческой любви. Если учесть, что по части можно судить о целом, то, изучая семью как часть общества, ученые постигают процессы общественной жизни, ее состояние, противоречия, в которых движется общество. Это важное методологическое положение позволяет привлечь к исследованию семьи многих членов общества.

В российском обществе семейность - традиция всех народов. Возможно, что близость устоев семейной жизни позволяла сохранить огромную по территории и численности населения страну на протяжении веков. В тоже время ученые, общественные деятели, рядовые граждане обеспокоены многими процессами, происходящими в семье: конфликты, насилие, разводы, сироты, брошенные пожилые родители и т.д. Появились как альтернатива семье целый ряд малых общностей открытого, группового брака и других форм, рост семей, в которых одна мать воспитывает детей, суррогатное родительство, рождение русских детей для усыновления иностранцами. Общество беспокоит растущая дискриминация и эксплуатация женщин, препятствия на ее пути к участию в институтах гражданского общества, поднимается вопрос о введении многоженства. Одновременно культивируется неутолимое честолюбие, культ денег, культ успеха любой ценой. Данные факты и многие другие заставляют переосмыслить ряд теоретических идей прошлого, сравнивать не только положение семьи и детей в истории, но и в разных странах в настоящее время.

Таким образом, семьведение нацелено на постижение сущности семьи в целях организации ей социальной помощи, как в масштабах общества, так и в личностно-групповом аспекте. Это определяет важность изучения семьведения для специалистов социальной работы, определяет место семьведения в профессиональной подготовке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1656.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...