Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение стиля межличностных отношений




Для каждого из нас характерен свой стиль взаимодействия с окружающими людьми. Эта особенность активно формируется в период детства и отрочества, немного корректируется в молодости и остается практически неизменной после 30 лет.

Далее приводится опросник Лири, объемный, но чрезвычайно информативный тест о собственном стиле взаимодействия с людьми. Он основан на самовосприятии и выявляет те свойства, которые играют наиболее важную роль в межличностных отношениях. Рассматриваемые особенности распределены по 8 шкалам (октантам):

1) тенденция к лидерству — властность — деспотизм (авторитарный тип);

2) уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность (эгоистический тип);

3) требовательность — непримиримость — жестокость (агрессивный тип);

4) скептицизм — упрямство — негативизм (подозрительный тип);

5) уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость (подчиняемый тип);

6) доверчивость — послушность — зависимость (зависимый тип);

7) добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм (дружелюбный тип);

8) отзывчивость — бескорыстие — жертвенность (альтруистический тип).

Предлагаемый позволяет определить ту позицию, которую мы стараемся занять в процессе общения с другим человеком, производя на него вполне конкретное впечатление. Полученные данные могут быть неожиданными для Вас, но окружающие люди, наверняка, согласятся с результатами теста, поскольку постоянно испытывают Ваше влияние на себе.

Вашему вниманию предлагается перечень утверждений, характеризующих личность. Прочитайте внимательно каждое утверждение и оцените, насколько оно подходит для Вас лично. Если данное утверждение «скорее подходит к Вам» — обведите кружком его номер в бланке ответов. Если утверждение — «скорее не подходит к Вам» — зачеркните его номер в бланке ответов, расположенном сразу за опросником.

 

1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

2. Уверен в себе.

3. Пользуется уважением других.

4. Не терпит, чтобы им командовали.

5. Откровенный.

6. Жалобщик.

7. Часто прибегает к помощи других.

8. Ищущий одобрения.

9. Доверчив и стремиться радовать других.

10. Любит ответственность.

11. Производит впечатление значительности.

12. Обладает чувством достоинства.

13. Стремится подбодрить.

14. Благодарный.

15. Злой, жестокий.

16. Хвастливый.

17. Своекорыстный.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Деспотичен.

20. Умеет настоять на своем.

21. Великодушен и терпим к недостаткам.

22. Начальственно-повелительный.

23. Стремиться покровительствовать.

24. Способен вызвать восхищение.

25. Предоставляет другим возможность принимать решения.

26. Прощает все.

27. Кроткий.

28. Может проявить безразличие.

29. Бескорыстный.

30. Любит давать советы.

31. Зависимый, несамостоятельный.

32. Самоуверен и напорист.

33. Ожидает восхищение от каждого.

34. Часто печален.

35. На него трудно произвести впечатление.

36. Общительный и уживчивый.

37. Открытый и прямолинейный.

38. Озлобленный.

39. Любит подчиняться.

40. Распоряжается другими.

41. Способен быть критичным к себе.

42. Щедрый.

43. Всегда любезен в обращении.

44. Уступчивый.

45. Застенчивый.

46. Любит заботиться о других.

47. Думает только о себе.

48. Покладистый.

49. Отзывчивый, всегда придет на помощь.

50. Умеет распоряжаться, приказывать.

51. Часто разочаровывается.

52. Неумолимый, но беспристрастный.

53. Часто гневается.

54. Критичен к другим.

55. Всегда дружелюбен.

56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

57. Способен проявлять недоверие.

58. Очень почитает авторитеты.

59. Ревнивый.

60. Любит поплакаться.

61. Робкий.

62. Обидчивый, щепетильный.

63. Часто не дружелюбен.

64. Властный.

65. Безынициативный.

66. Способен быть суровым.

67. Деликатный.

68. Всем симпатизирует.

69. Деловой, практичный.

70. Переполнен чрезмерным сочувствием.

71. Внимательный и ласковый.

72. Хитрый и расчетливый.

73. Дорожит мнением окружающих.

74. Надменный и самодовольный.

75. Чрезмерно доверчив.

76. Готов довериться любому.

77. Легко смущается.

78. Независимый.

79. Эгоистичный.

80. Нежный, мягкосердечный.

81. Легко поддается влиянию других.

82. Уважительный.

83. Производит впечатление на окружающих.

84. Добросердечный.

85. Охотно принимает советы.

86. Обладает талантом руководителя.

87. Легко попадает впросак.

88. Долго помнит обиды.

89. Легко подается влиянию друзей.

90. Проникнут духом противоречия.

91. Портит людей чрезмерной добротой.

92. Слишком снисходителен к окружающим.

93. Тщеславен.

94. Стремиться снискать расположение каждого.

95. Восхищающийся, склонный к подражанию.

96. Охотно подчиняется.

97. Со всеми соглашается.

98. Заботится о других в ущерб себе.

99. Раздражительный.

100. Стыдливый.

101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

102. Дружелюбный, доброжелательный.

103. Добрый, вселяющий уверенность.

104. Холодный, черствый.

105. Стремящийся к успеху.

106. Нетерпим к ошибкам других.

107. Благорасположен ко всем без разбора.

108. Строгий, но справедливый.

109. Всех любит.

110. Любит, чтобы его опекали.

111. Почти никогда и никому не возражает.

112. Мягкотелый.

113. Другие думают о нем благосклонно.

114. Упрямый.

115. Стойкий и крутой, где нужно.

116. Может быть искренним.

117. Скромный.

118. Способен сам позаботиться о себе.

119. Скептичен.

120. Язвительный, насмешливый.

121. Навязчивый.

122. Злопамятный.

123. Любит соревноваться.

124. Стремиться ужиться с другими.

125. Неуверенный в себе.

126. Старается утешить каждого.

127. Склонен к самобичеванию.

128. Бесчувственный, равнодушный.

Бланк ответов к опроснику Лири.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128    

 

Обработка результатов:

За каждый утвердительный ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Баллы суммируются по каждой шкале в отдельности:

Шкала 1 (авторитарность) — 2, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113.

Шкала 2 (эгоистичность) —3, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123.

Шкала 3 (агрессивность) —5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128.

Шкала 4 (подозрительность) —4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122.

Шкала 5 (подчиняемость) —18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96, 100, 101, 112, 117, 125, 127.

Шкала 6 (зависимость)—7, 8, 9, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95, 110, 111, 121.

Шкала 7 (дружелюбность)—1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124.

Шкала 8 (альтруизм)—13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126.

При этом: шкалы 1, 2, 3, 4 относятся к «доминированию»;шкалы: 5, 6, 7 — к «подчинению»; а шкала 8 — к «альтруизму».

Вы получили количественную оценку степени выраженности каждого из изучаемых качеств. Теперь расположите данные качества по мере убывания баллов. На первом месте должно оказаться свойство, набравшее максимальное количество баллов, на втором — чуть меньше и так далее. У вас получится рейтинг из 8 качеств. Свойства, занимающие три первые позиции и будут характеризовать Ваш стиль взаимоотношений с окружающими людьми. Например, альтруизм — 12; дружелюбность — 10; авторитарность — 9.

Лидерские качества

Во многих сферах деятельности важно проявлять лидерские качества. Лидер — тот, кто хочет и может повести за собой других людей. Его отличительные особенности: влиятельность, инициативность, решительность, сила, искренний интерес к людям, требовательность к своим последователям в сочетании с отеческой заботой о них. Лидерская тенденция — непременное условие для профессионального успеха политиков, руководителей, преподавателей, педагогов.

 

Склонность к лидерству

Для оценки собственного лидерского потенциала предлагается следующий тест.

Инструкция:для каждого из десяти утверждений подберите и подчеркните один наиболее подходящий для Вас вариант ответа: А, Б или В.

 

1. Дружба для Вас:

А — сотрудничество

Б — поддержка

В — альтруизм

2. Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

А — талантом

Б — решимостью

В — подготовкой

3. На вечеринке Вы чаще чувствуете себя:

А — «петушком»

Б — «курицей»

В — «цыпленком»

4. Если бы Вы были геометрической фигурой, то были бы:

А — цилиндром

Б — сферой

В — кубом

5. Когда Вам нравится мужчина (женщина), Вы:

А — делаете первый шаг

Б — ждете, пока он (она) сделает первый шаг

В — делаете мелкие шажки

6. Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

А — тормозите

Б — прибавляете скорость

В — теряетесь

7. Если Вам приходится говорить на публике, Вы чувствуете, что:

А — Вас слушают

Б — Вас критикуют

В — Вы смущаетесь

8. В экспедицию лучше брать товарищей:

А — крепких

Б — умных

В — опытных

9. Скажем правду, Золушка была:

А — несчастная девушка

Б — хитрюга-карьеристка

В — брюзга

10. Как бы Вы определили свою жизнь:

А — партия в шахматы

Б — матч бокса

В — игра в покер

Ключ

По таблице подсчитайте количество набранных баллов

 

Вопрос

Варианты ответов

и соответствующее им количество баллов

А Б В
1 3 2 1
2 3 2 1
3 3 2 1
4 1 3 2
5 3 2 1
6 3 2 1
7 3 2 1
8 3 2 1
9 1 3 2
10 2 1 3

 

1. Если Вы набрали не более 16 баллов, то Вас можно отнести к категории «простых рядовых». За этим могут стоять: излишняя осторожность, дисциплинированность или застенчивость.

2. Если Вы набрали от 17 до 23 баллов, Вас можно назвать «младшим офицером». Это означает, что в Вас одновременно сочетаются черты лидерства, например, желание руководить людьми, и анти-лидерские качества, например, нерешительность или чрезмерная рациональность.

3. Если же Вы набрали более 24 баллов, Вы — «генерал».Это значит, что Вы — честолюбивы, решительны и всегда стремитесь быть первым. Остается только пожелать использовать этот ценный дар в мирных целях.

 

Стремление к власти

При формировании личного имиджа важную роль играет и такая черта, как стремление к власти. Последнее означает желание и способность личности брать на себя ответственность за других людей. Мотив власти также проявляется в независимости, склонности доминировать и управлять. Для оценки степени выраженности мотива власти у себя необходимо выбрать для каждого пункта один из ответов.

 

1. В выборе сферы работы мною в первую очередь движет возможность:

а) принимать независимые решения;

б) более полно реализовать свои возможности;

в) руководить людьми.

2. Я могу взять в напарники человека, наделенного равными со мной полномочиями, ради:

а) экономии времени;

б) чтобы разделить бремя ответственности;

в) чтобы было с кем посоветоваться.

3. Примите ли вы советы от подчиненных:

а) да, б) сомневаюсь, в) нет.

4. Считаете ли вы, что вправе управлять другими людьми и принимать за них решения:

а) да, б) вероятно, да, в) нет.

5. Умеете ли вы так управлять поведением людей, чтобы они не чувствовали вашего давления:

а) да, б) не знаю, в) нет.

6. Какое отношение ваших подчиненных к вам вы хотели бы видеть больше:

а) уважение, б) боязнь, в) признание авторитета.

7. Делегировали бы вы другим решение задач, которые по вашему убеждению являются вашей прерогативой как обладателя власти:

а) нет, б) не знаю, в) да.

8. Стали бывы консультироваться относительно собственных действий с вашим заместителем:

а) нет, б) не знаю, в) да.

9. Считаете ливы необходимым информировать подчиненных о намерении принять то или иное решение:

а) да, б) нет, в) не знаю.

Ключ

За ответы 1в, 2а, Зв, 4а, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б начисляется по 3 балла;

за ответы 1а, 2в, 3б, 4б, 5б, 6в, 7б, 8б, 9в начисляется по 2 балла;

за ответы 16,26, За, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9а начисляется по 1 баллу.

Подсчитывается сумма набранных баллов. Максимальное количество — 27 баллов.

Чем большую сумму баллов Вы набрали, тем сильнее Ваш мотив власти, следовательно, тем более авторитарным и властным человеком Вас будут воспринимать окружающие. Например, если количество набранных баллов находится в интервале от 18 до 27, то для Вас характерны: самостоятельность и выраженное стремление доминировать. При этом, общаясь с Вами, окружающие люди испытывают давление с Вашей стороны и побаиваются Вас.

Стиль управления

Если Ваша деятельность связана с управлением людьми, то важной частью личного имиджа становится стиль руководства. Для его диагностики предлагается специальный опросник, состоящий из 60-ти утверждений. Если утверждение соответствует вашему поведению и отношению к людям, поставьте рядом с ним «+», если нет — «–». Если вы ранее не сталкивались с подобными ситуациями, постарайтесь представить, как бы вы могли повести себя в них.

 

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений доказать что-либо.

9. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.

10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих распоряжений.

14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошее, ни плохое.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаюсь другим в своих ошибках.

20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.

21. На грубость подчиненного я стараюсь дать ответ, не вызывающий конфликта.

22. Я делаю все возможное, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

24. Я стремлюсь любой ценой всегда быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.

27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже незначительное, достижение.

28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.

29. Мне чаще приходится просить, чем требовать.

30. Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, эффективность моего руководства значительно повысилась бы.

32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.

33. Я предоставляю более опытным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, специально контролируя их.

34. Я часто анализирую и обсуждаю с подчиненными их проблемы.

35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с частью моих функциональных обязанностей.

36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

38. Самое трудное для меня — вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь поставить себя на их место.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.

42. Мне часто приходится заниматься текущими делами, и я испытываю от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.

47. Главное в руководстве — распределять обязанности.

48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.

49. Подчиненные в массе своей — безответственные люди, поэтому их нужно постоянно контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для эффективности руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

53. Мне часто приходится объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.

54. Нарушители дисциплины должны строго наказываться.

55. В критике недостатков подчиненных я бываю беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в коллективе я — лишний человек.

57. Прежде чем делать выговор подчиненному, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные действовали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Ключ:

В психологии используют различные классификации стилей руководства. Чаще всего выделяют три стиля: авторитарный, либеральный и демократический. Для оценки степени выраженности каждого стиля в Вашем поведении, необходимо соотнести полученные Вами утвердительные ответы («+») с ключом. В случае совпадения Вы получаете один балл в пользу конкретного стиля. В последнем столбце таблицы записывается сумма набранных баллов по данному стилю.

 

Стиль управления Номера вопросов Сумма баллов
Авторитарный   1, 6, 7, 12, 13, I8, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60    
Либеральный   2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59    
Демократический   3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58    

В зависимости от полученной суммы баллов степень выраженности стиля будет различной: низкой (0–7), средней (8–13), высокой (14–20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается стабильная комбинация стилей управления. Сочетание авторитарного и демократического стилей управления рассматривается как более предпочтительное. В то же время, не следует абсолютизировать данный подход. Современные исследования показывают, что стиль управления существенно зависит от ситуации. Например, в кризисных условиях или ситуации дезорганизации группы более эффективен авторитарный стиль; в стабильно-благоприятных условиях — демократический.

Для более полной характеристики индивидуального стиля управления в обычных условиях и его последующего совершенствования можно руководствоваться следующим описанием.

 


Авторитарный стиль

Низкий уровень (0–7): проявляется в слабом желании быть лидером, самоуверенности, упрямстве, стремлении критиковать подчиненных.

Средний уровень (8–13): отражает хорошие лидерские качества, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать их предложения.

Высокий уровень (14–20): раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, нежелание учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость и предвзятость в критике, оценках, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением.


Либеральный стиль

Низкий уровень (0–7): неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность.

Средний уровень (8–13): стремление переложить свои обязанности на других, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам.

Высокий уровень (14–20): полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.

Демократический стиль

Низкий уровень (0–7): слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы других, попытки направлять деятельность коллектива через помощников и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах.

Средний уровень (8–13): устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие помощникам и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнению персонала.

Высокий уровень (14–20): умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества подчиненных и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...