Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка эмпатии (способности понимать чувства других)




Управление личным имиджем — это управление впечатлениями окружающих людей. Это означает, что в основе данной «непростой» работы лежит способность понимать чужие переживания. В психологии процесс «вчувствования» в эмоциональное состояние другого человека называется эмпатией.

Для диагностики степени развития данной способности можно использовать опросник И. М. Юсупова. Прочитав в опроснике утверждение, отметьте на отдельном листе бумаги его номер и Ваше мнение, используя один из шести ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».

 

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных стилей предпочитаю современную музыку.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал своим родителям все, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попасть в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, значит, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии с: 1) родителями, 2) животными, 3) стариками, 4) детьми, 5) героями художественных произведений, 6) незнакомыми или малознакомыми людьми:

 

Ключ

Шкала   Номер утверждения  
Эмпатия с родителями   10, 11, 13, 16, 18, 31    
Эмпатия с животными 14, 19, 22, 25, 30, 35
Эмпатия со стариками 2, 5, 6, 8, 27, 33
Эмпатия с детьми 9, 17, 26, 29, 32, 34
Эмпатия с героями художественных произведений 1, 4, 12, 15, 20, 23
Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 5, 7, 21, 24, 28, 36

 

Пользуясь таблицей, можно получить оценку уровня эмпатии. Вариантам ответа «нет, никогда», «иногда», «не знаю», «часто», «почти всегда», «да, всегда» соответствуют числовые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5. В соответствии с этим необходимо подсчитать количество набранных баллов по каждой шкале в соответствии с приведенными номерами утверждений. Баллы, полученные по отдельным шкалам, суммируются. Полученный показатель необходимо сравнить с таблицей:

Количество баллов Уровень эмпатии
82–90 очень высокий
63–81 высокий
37–62 средний
12–36 низкий
5–11 очень низкий

Низкий и очень низкий уровень эмпатии могут быть препятствием на пути построения эффективного имиджа.

 

Мотивация одобрения

Любое дело начинается с желания. Из этой аксиомы следует важное правило — для того, чтобы понравиться людям, прежде всего необходимо захотеть этого. Человек, проявляющий уважение к общественному мнению, вызывает взаимное расположение. Напротив, люди испытывают недоверие и неприязнь к тем, кто открыто или косвенно игнорирует их чувства.

Желание нравится — нормально! Более того, оно является одним из наиболее важных стимулов для развития и успеха. Следует признать, что такое желание не является одинаково значимым для всех людей. Некоторые люди стремятся к полной независимости от общественной оценки и считают пустой тратой времени разговоры об имидже. Другие же говорят, что нельзя «жить в обществе и быть свободным от него», что положительная оценка окружающих очень важна для нашего успеха.

Как бы там ни было, стремление заслужить похвалу и одобрение окружающих людей является одной из ведущих (обычно неосознаваемых) потребностей человека. Чем выше эта потребность, тем больше человек стремится следовать социальным нормам и иметь положительный имидж.

Попробуйте оценить собственную мотивацию одобрения, то есть скрытую потребность нравиться и получать похвалу. Для этого внимательно прочтите каждое из суждений теста-опросника С. Марлоу — Крауна. Если Вы считаете, что оно соответствует особенностям Вашего поведения, поставьте рядом с ним знак «+»; если оно не подходит Вам — «–»

 

1. Я всегда внимательно читаю документ, прежде чем его подписываю.

2. Обычно я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

5. Я никогда не питаю ни к кому сильных симпатий.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я не всегда внимательно слушаю собеседника, кем бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумывал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, что я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы сделали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое кем-либо мнение противоположно моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получилиих по заслугам.

20. Я никогда никому с умыслом не говорил неприятных вещей.

Ключ

Каждый номер, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл:

ответ «да» на вопросы: 1–5, 8, 11, 14–16, 20;

ответ «нет» на вопросы: 6, 7, 9. 10, 12, 13, 17–19.

Общий итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех полученных баллов. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и ориентации личности на оценки со стороны других людей. Суммарный показатель ниже 7 баллов соответствует низкому уровню мотивации одобрения; 8–14 — среднему уровню потребности в одобрении; 15 и выше баллов — высокому.

Низкий балл свидетельствует о том, что человек принимает во внимание преимущественно собственные приоритеты, игнорируя оценки окружающих людей и даже общепринятые нормы. Высокие показатели, напротив, говорят о выраженной ориентации на общественное мнение. Такие люди более общительны и доброжелательны и менее конфликтны. В то же время, максимально высокие показатели (17–20 баллов) по шкале одобрения могут означать чрезмерную озабоченность положительной оценкой окружающих. Обычно это сопровождается высоким уровнем тревоги, которая на невербальном уровне может негативно восприниматься окружающими людьми.

Таким образом, для успешного формирования имиджа требуется достаточно выраженная потребность в одобрении. Лучше, если она находится в пределах 10–16 баллов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...