Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика «костюмных» эффектов




Эффекты, производимые «костюмом»

Степень выраженности эффекта:

низкая средняя высокая
1. Эстетическая привлекательность (красота, гармоничность, опрятность)      
2. Эротичность (возбуждающая притягательность)      
3. Адекватность (соответствие требованиям ситуации)      
4. Актуальность (соответствие моде, современность)      
5. Функциональность (соответствие одежды ее назначению, удобство, практичность)      
5. Стильность (повторяющееся индивидуальное своеобразие, оригинальность, узнаваемость, визуальная целостность образа)      

Стиль костюма конкретного человека определяется, по меньшей мере, тремя факторами:

1) индивидуальными предпочтениями;

2) социальным статусом (положением в обществе, характером деятельности, должностью и т. д.);

3) требованиями актуальной ситуации.

Применительно к публичным ситуациям выделяют три ведущих стиля:

- деловой костюм;

- вечерний наряд;

- спортивный стиль.

Деловой костюмвыступает основной формой одежды занятого человека. Он подбираетсяв строгом соответствии с ситуацией. Так, например, отправляясь на официальный прием, необходимо надеть то, что предписывает прилагаемый к приглашению протокол. Если же стиль одежды заранее не оговорен, следует одеться максимально консервативно. У мужчин это — темный строгий костюм, белая или светлая однотонная сорочка, сдержанный галстук. У женщин — темное, элегантное удлиненное платье или строгий костюм с юбкой. У тех и других — безупречная прическа и добротная обувь.

При подготовке к самопрезентации или выступлению перед большой аудиторией, следует придать своему костюму акцентированную узнаваемость, избегая при этом безвкусицы. Здесь могут помочь: яркий галстук у мужчин, шарф у женщин, более «свободный» стиль костюма, игра цветов, использование аксессуаров. Тем не менее, костюм должен оставаться деловым и быть максимально элегантным.

В ежедневном, деловом гардеробе прослеживается большее индивидуальное своеобразие. Тут уже допускается сочетание нескольких стилей, например, костюмного пиджака и футболки. В то же время, ежедневный рабочий костюм должен следовать нескольким общим требованиям:

· главное правило — идеальная чистота и опрятность, которые, значительно повышая самочувствие хозяина костюма, стимулируют у окружающих людей доверие к нему;

· другое важное условие — комфортность, что в свою очередь позволяет длительно сохранять высокую работоспособность;

· костюм должен скрывать недостатки своего хозяина и подчеркивать его достоинства;

· деловой костюм отличает подчеркнутая сдержанность.

И только собираясь на дружескую встречу, можно «расслабиться», надев джинсы, джемпер, мини-юбку, спортивную одежду — все то, что создаст максимальное удобство и необходимое настроение.

Во всех перечисленных случаях в костюме должен прослеживаться единый стиль — гармоничное сочетание форм, красок и отдельных деталей.

Например:

- мужской классический английский костюм точно повторяет естественные линии; пиджак чуть притален; имеет внешние карманы с клапанами, два разреза сзади, 4 или 6 пуговиц; его отличительная черта — элегантность;

- мужской классический европейский костюм подчеркивает плечи и бедра; пиджак длинный с широкими лацканами; не имеет разрезов; однобортный — с двумя, а двубортный — с четырьмя пуговицами; его особенность — внушительность;

- женский костюм в стиле Коко Шанель — маленький костюм средней длины, повторяющий линии тела; в изначальном варианте — черного цвета с обрамляющими шею и руки белыми манжетами; особенность — легкость, женственность и простота.

 

Для ориентации в собственном деловом «костюме» предлагается «проверить» себя с помощью небольшого теста. Для этого необходимо ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Уделяете ли Вы особое внимание и время своему внешнему виду?

2. Можете ли вы прийти на работу с немытой головой?

3. На свою первую деловую встречу наденете ли вы яркий галстук (для женщин — эпатирующую блузку)?

4. Когда вы садитесь, виднеются ли из-под ваших брюк короткие носки?

5. Будете ли вы носить модную вещь, которая вам не нравится?

6. Вы покупаете новые костюмы и рубашки (блузки) только тогда, когда изнашиваются старые?

7. Вы покупаете заранее подобранные друг к другу рубашки и галстуки?

8. В тот день, когда у вас назначена важная встреча, вы одеваетесь иначе, чем обычно?

9. Вы надеваете летом под костюм рубашки с короткими рукавами, для того чтобы было прохладнее?

10. Считаете ли вы гладильный пресс для брюк более важным для жизни, чем микроволновую печь?

11. Последние десять лет вы всегда причесываетесь в одном стиле?

12. Вы чистите свою обувь только тогда, когда заметите, что она весьма грязная?

13. Вы пользуетесь одноразовыми ручками?

14. Посмотрите на свои руки и ногти. Как вы думаете, произведет ли впечатление на вашего начальника их состояние?

15. Вешаете ли вы свои костюмы на проволочные вешалки?

16. Носите ли вы перстни?

17. Ваши часы частично сделаны из пластика, имеют ярко окрашенные детали?

18. Вы носите обтягивающие костюмы?

19. Вы тщательно следите за личной гигиеной?

20. Любите ли вы носить цветные, яркие носки для того, чтобы выразить свою индивидуальность?

Желательные ответы:

1. Да.

Человек, стремящийся достичь успеха должен уделять специальное внимание своему внешнему облику.

2. Нет.

Чистые волосы — важное условие приятного внешнего вида.

3. Нет.

Деловая встреча требует сдержанного классического облика.

4. Нет.

Ноги должны быть закрыты длинными носками (у женщин — колготками).

5. Нет.

Одежда должна носиться с удовольствием.

6. Нет.

В вашем гардеробе должен быть достаточный выбор для того, чтобы дать возможность костюму «отдохнуть» два — три дня. К каждому костюму должно быть не менее трех рубашек/блузок.

7. Нет.

Подбор элементов костюма осуществляется творчески и в соответствии с конкретной ситуацией.

8. Да и нет.

Собираясь на важную встречу, вы должны решить, что хотите показать, и быть уверенным в том, что костюм, рубашка и галстук подобраны правильно. Но преуспевающий человек одевается «с иголочки» каждый день.

9. Нет.

Рубашки с короткими рукавами подходят только для отдыха. Качественный костюм из тонкой шерсти и рубашка с длинными рукавами из хлопка обеспечат необходимый внешний вид и комфорт.

10. Да.

Для делового человека безупречный внешний вид превыше всего.

11. Нет.

Прическа (стрижка) должна быть аккуратной и модной.

12. Нет.

Обувь имеет особое значение для внешнего вида. Она должна быть удобной и безупречно чистой.

13. Нет.

Ручка — важный аксессуар. Ее необходимо подбирать с учетом вашего положения и стиля.

14. Да.

Люди, особенно мужчины, обращают очень большое внимание на руки собеседника.

15. Нет.

Проволочные вешалки портят линии костюма.

16. Нет.

В деловом этикете существует правило: «Минимум украшений».

17. Нет.

Рекомендуются металлические часы, выполненные в классическом стиле.

18. Нет.

Костюм должен быть чуть-чуть свободным для сохранения работоспособности и поддержания комфорта.

19. Да.

Ощущение чистоты — важное профессиональное требование. Для этого рекомендуется: ежедневно менять рубашку (блузку), принимать душ по утрам и вечерам, использовать хороший парфюм.

20. Нет.

Яркие цветные носки демонстрируют либо вашу самонадеянность, либо незрелость. В деловом костюме носки должны быть темными в тон брюкам и ботинкам.

Выводы

Если вы правильно ответили на 15 и более вопросов, Вы придаете большое значение собственному внешнему виду. Вы знаете, что каждый день должны беспокоиться о том, как произвести хорошее впечатление, и прилагаете к этому необходимые усилия.

Если вы правильно ответили на 10–15 вопросов, Вы уделяете не достаточно сил и времени вашему деловому имиджу. Вы не производите впечатления, необходимого для того, чтобы полностью реализовать свои возможности. Пора пересмотреть деловой имидж и привести его в соответствие с современными требованиями.

Если вы дали правильные ответы менее чем на 10 вопросов, то Ваш нынешний имидж наносит ущерб будущему вашей карьеры. Очевидно, не желая того, вы ведете себя непоследовательно и демонстрируете людям, имеющим большое значение для вас, не то, что следовало бы. Вам нужно начинать работу над собой прямо сегодня. Необходимо понять, что в восприятии людей одежда идентифицируется с личностью своего хозяина и выступает важным источником информации о человеке. Поэтому, следуя мудрому совету Д. Уоллеса, мы должны заставить свою одежду говорить то, что хотим сказать.

 

Нужно ли быть модным?

Мода (в переводе с французского «образ», «мера», «правило») — это совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде и лишь в определенный промежуток времени. Мода, прежде всего, распространяется на костюм. Многие люди стремятся следовать моде и считают это ценным для себя.

Мода — это способ самовыражения.

Пьер Карден

 

Существование моды отражает тот факт, что одежда означает для людей гораздо большее, чем просто защита от холода и дождя. Мода глубоко символична. Быть модным значит:

- подражать значимым образцам;

- быть современным;

- быть интересным и разнообразным;

- стремиться к переменам.

Одежда является важной символической системой, которая, прежде всего, служит дифференциации в социальных характеристиках индивидов. Выбирая тот или иной модный стиль, люди фактически выбирают референтную (значимую для себя) группу, чтобы подражать ей и идентифицировать себя с нею. Таким образом, индивидуальный стиль одежды отвечает на вопрос: «Кто ты?»

Чувствительность к моде также отражает временную перспективу человека. Его направленность на прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле людей делят на «старомодных», «модных» и «ультра-модных». Европейский исследователь истории костюма Д. Лавер пришел к выводу, что в зависимости от времени один и тот же костюм воспринимается:

непристойным — за 10 лет до своего времени;

экстравагантным — за 1 год до своего времени;

изящным — в свое время;

безвкусным — год спустя (после своего времени);

отвратительным — 10 лет спустя;

причудливым — 50 лет спустя;

романтичным — 100 лет спустя;

прекрасным — 150 лет спустя (после своего времени).

По отношению к моде всех людей можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это инноваторы — революционеры в области моды. Именно они создают образцы моды высокой (коллекции от кутюр) и формируют новые тенденции в массовой моде (коллекции прет-а-порте). Это кутюрье и дизайнеры с мировым именем, такие, как Пьер Карден, Коко Шанель, Джанни Версачи, Жан-Поль Готье, Джорджио Армани.

Вторую группу составляют инициаторы моды — или активные ее потребители и распространители. К их числу относятся люди, профессионально занимающиеся модой (стилисты, дизайнеры, визажисты), а также известные фигуры, выступающие кумирами миллионов людей. Например, голливудский актер Ричард Гир предпочитает элегантные костюмы от Джорджио Армани. А Элтон Джон, Тина Тернер и Мадонна считаются клиентами Джанни Версачи, известного своими коллекциями «сексуальной одежды». К этой же группе «инициаторов» можно отнести просто «модных людей», которые не связаны с модой по долгу службы, но увлечены ею всерьез.

К третьей группе можно причислить пассивных потребителей моды. Эти люди следуют за модой от случая к случаю.

Наконец, существует еще две категории людей, которые вообще не признают моды. Одни просто не обращают на нее никакого внимания, другие — выступают ее убежденными противниками, отстаивая свое право на собственный стиль.

Так нужно ли быть модным? Однозначного ответа на такой вопрос нет. Все зависит от индивидуальных предпочтений. В то же время, принципиальное значение имеет род деятельности конкретного человека. Люди, создающие моду — кутюрье, дизайнеры, модельеры, просто обязаны иметь имидж модного человека. То же правило распространяется на работников индустрии красоты (косметологов, стилистов, визажистов, парикмахеров), представителей шоу-бизнеса и других творческих профессий. В целом, подчеркивая свою приверженность моде, люди проявляют вкус, креативность, смелость и уверенность в себе.

Профессии, связанные с высокой социальной ответственностью или руководством людьми, напротив, требуют достаточно консервативного подхода к костюму. Экстравагантность и чрезмерная смелость не желательны или даже недопустимы в ряде таких профессий, как: судья, учитель, директор производства, чиновник. Здесь существуют другие правила, подчеркивающие солидность, сдержанность и практичность. Быть «ультра-модным» в деловой сфере — означает рисковать доверием людей. Гораздо важнее быть просто элегантным и стильным. Ведь как справедливо отмечала Габриель Шанель: «Мода приходит и уходит, а стиль остается с нами всегда».

В целом, в политике, бизнесе и на государственной службе приветствуется классический стиль. Несмотря на некоторую ограниченность, он отражает ценные социальные качества и, приверженность традициям. Консервативный стиль называют «стилем трех С»: серьезность, стабильность, состоятельность. Ему иногда противопоставляется стиль молодых энергичных людей — «стиль трех О», символизирующий общительность, обаятельность и открытость. Не приветствуются в деловой сфере такие стили, как: фольклорный, креативно-эпатирующий, эротичный.

Итак, мода, безусловно, является одним из способов коммуникации, поэтому всем и каждому необходимо быть в курсе ее тенденций. Следовать же моде нужно с известной долей осторожности и пониманием дела.

При построении личного имиджа важно осознавать, какое впечатление мы хотим произвести на людей с помощью костюма.

 

Цель влияния: Средства костюма:
 Привлечь внимание, удивить, выделиться, запомниться Яркие краски, ультрамодная одежда и аксессуары, необычность, экстравагантность, эротичность
 Вызвать интерес Следование моде, выраженный стиль в костюме, элегантность, новые силуэты, игра цветов, интересные детали
 Вызвать доверие Спокойные цвета, классический стиль, опрятность, мягкость силуэта и тканей
 Вызвать ощущение значительности, солидности, надежности Строгий деловой костюм, расширенные плечи, хороший галстук, элегантные очки, престижные аксессуары
 Усилить чувство единства, общности Максимальное сходство в костюме с окружающими людьми, униформа, корпоративная форма
6. Продемонстрировать собственное превосходство Престижная дорогая одежда и аксессуары, не доступные для большинства людей, дорогие украшения, чрезмерная яркость

 

Таким образом, каждому из нас следует четко определить свою позицию по отношению к моде и стилю костюма исходя из нескольких обстоятельств:

1) требования деятельности и социальной среды;

2) наши личные предпочтения и комфортность для себя лично;

3) впечатление, которое мы хотим произвести на окружающих;

4) отношение к моде в целом.

Важно помнить общее правило, чем комфортнее человек чувствует себя в выбранной одежде, тем выше его самооценка и тем позитивнее он воспринимается окружающими людьми. Одежда, несомненно, выступает одним из наиболее важных рычагов самовыражения и управления личным имиджем.

Личная символика

 

Психологические исследования убедительно показывают, что публичный образ конкретного человека складывается преимущественно из невербальных сигналов. Внешний вид человека, его движения, тембр голоса, мимика — все это наряду с другими неречевыми характеристиками формирует имидж.

Особую роль при этом играет имиджевая символика. Смысл символов зачастую не осознается, но моментально воспринимается на уровне интуиции. Поэтому для узнаваемости имиджа символика имеет первостепенное значение.

Культурные символы — это образы, обозначающие вечные истины.

 Карл Юнг

 

Символ — это косвенное обозначение чего-либо. Символ состоит из явного изображения и скрытого значения. Люди обладают способностью прочтения скрытого (зачастую бессознательного) значения символов.

Различают: графические символы, изобразительные символы и символы-ценности. Одновременно символика может быть: архаичной (древней), универсальной (общечеловеческой), групповой и индивидуальной. Например, крест и звезда (пентограмма) относятся к архаичной символике. Крест — знак материального мира, четырех стихий и страдания. Звезда символизирует всемогущество и духовный контроль над миром.

Имиджевая символика включает:

· характерную цветовую гамму;

· повторяющиеся детали внешности;

· типичные жесты;

· личные знаки;

· графические символы;

· символы социального престижа (стиль жизни, жилье, машина, досуг и т. д.).

Цветовая символика очень важна для имиджа. Семантика цвета определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, восприятие цвета не так тесно связано с языком как имя, следовательно, носит более иррациональный характер. Во-вторых, воздействие цвета на человека имеет более выраженную физиологическую подоплеку. Действие цвета материально — им в организме человека вызываются реальные изменения. В-третьих, значения одного и того же цвета имеют сходство в различных культурах. Межкультурные различия нивелируются общностью психо-физических процессов людей, а также сходством в их раннем опыте взаимодействия с природными цветовыми эффектами.

Цвет сам по себе что-то выражает. От этого нельзя отказываться. Это нужно использовать.

Винсент Ван Гог

Цвет многозначен и позволяет без слов выражать самые разные вещи:

- состояние человека;

- его характер;

- сексуальность;

- актуальные события жизни (свадьба, праздник, траур);

- ценности;

- образованность;

- роль, на которую претендует личность;

- положение в обществе;

- отношение к традициям;

- отношение к другим людям.

Цвет также широко используется при формировании фирменного стиля и торговой марки, делая товар или группу людей более узнаваемыми и привлекательными. Сотни брендов идентифицируются потребителями благодаря цветовой символике. Например, чай «Липтон» — желтый цвет; рестораны быстрого питания «McDonald’s» — красно-желтый; «Coca-cola» — красный; «Pepsi» — сочетание синего, белого и красного. В последнее время в брендинге наметилась тенденция предпочтительного использования желтого, белого и синего цветов.

Мы видим, что цветовая символика используется чрезвычайно широко. В силу особой ее важности в жизни необходимо научиться разбираться в семантике основных цветов.

Белыйотносится к ахромным («бесцветным, невидимым») цветам. Ему придается особое значение во всех культурах. Белый цвет олицетворяет саму жизнь, «белый свет». Издревле белый цвет отождествлялся с «духом предков». В христианской традиции «белое» ставится в родство с божественным светом Бога-отца.

Белый — самый совершенный цвет и к нему мы все стремимся.

Э. Кей

Белый цвет соотносится с идеальной чистотой, выступая гарантом здоровья и защищенности. Он ассоциируется с такими свойствами человека, как: опрятность, нравственная чистота и праведность. В Западной культуре он сопровождает брачные обряды, символизируя непорочность. В Древнем Риме весталки, давшие обет хранения девственности, носили только белые одежды. В православии — это цвет непорочности Богородицы.

Глубинным аспектом семантики белого цвета может выступать его связь с молоком матери. Не случайно, женщина, одетая во все белое, внушает окружающим большее доверие.

Черный цвет благодаря личным ассоциациям легко связать с мраком, с бездной и бессознательным состоянием. Не удивительно, что в большинстве культур именно черный цвет обозначает смерть (как антитеза белому и свету). Одновременно, черный цвет связан с отрицанием жизни и разрушением, то есть со злом. В европейской светской культуре черный цвет также связывают с меланхолией и террором.

Когда-то черный цвет был цветом пиратства. Со времен восстания лионских ткачей (1831) он стал использоваться как символ бунтарства, и, впоследствии, был заимствован анархистами и реакционерами всех стран. В середине XIX века он главенствовал в черно-желто-белом флаге Российской империи. В настоящее время в Западной культуре «черное» отождествляется с «плохим, тайным, злым и опасным». Это проявляется в таких выражениях, как: «черный юмор», «черная душа», «черная магия».

В христианстве черным цветом обозначаются Дьявол и Ад. В буддизме черным характеризуется глубина и тайна скрытого бытия. Известно, что черный цвет не только отталкивает, но и притягивает своей неизведанностью. В исламе черный цвет ценится высоко. Здесь он символизирует темное великое небо с ярким месяцем и путеводной звездой. Также это цвет повседневной одежды женщин в исламских государствах.

Черный цвет не принадлежит к числу цветов.

Он — мистерия, таинство, которое невозможно понять.

Якоб Бене

Серый цветпредставляет собой своеобразную смесь черного и белого, уравновешивая две противоположности — «необузданность черного и социальность белого».

Серым является пепел. Возможно, поэтому античный мир наделял серый цвет значением траура по умершим. В более поздней европейской культуре он стал ассоциироваться с такими качествами личности, как: нормальность, обычность, сдержанность, корректность, уравновешенность. И, действительно, серый является единственным цветом, не имеющим в спектре дополнительных цветов, он «самодостаточен».

В ХХ веке серый костюм был самой популярной формой одежды. Серый — стал классическим, нейтральным цветом благодаря своей умеренной консервативности, говорящей об интеллигентности, деловитости и уме. Благодаря ассоциации «серый — незаметный» в обиход вошла фраза «серый кардинал», указывающая на человека, который имеет тайную власть. Русский менталитет не принял «серого», приписал ему негативные качества. Быть серым означает быть бесполезным, никчемным человеком.

Красный, желтый и оранжевый цвета составляют группу так называемых теплых цветов. Они повышают кровяное давление, активизируют и согревают. Красный — берет свое начало в огненной стихии. А поскольку он символизирует огонь, подсознательно связывается с энергией и мужественностью. В Китае красным цветом обозначается мужская сущность. В Западной культуре «красное» чаще ассоциируется с войнами, проливаемой кровью и левым экстремизмом (коммунизмом). Как известно, в качестве политического символа с 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет выступал знаменем международного пролетарского движения, а затем и Советской России. По мнению В. Гете, энергичные, здоровые, суровые люди находят особое удовольствие в этом цвете. Его предпочтение также обнаруживается у диких народов.

В язычестве красный цвет совпадает с образом солнца и огня. В России красное издревле было синонимом красоты: «красная девушка», Красная площадь, красная строка. Исследователи также связывают данный цвет со страстью, сексуальностью и либидо (в значении энергии сексуальных влечений). Это не только цвет крови и плоти, но также цвет мощи и сексуального господства.

Красные фонари во всем мире показывают путь туда,

где предлагается сексуальное возбуждение.

 Г. Клар

Вслед за красным располагается — желтый, ближайший к свету цвет. Он ассоциируется с солнцем, озарением, нимбом Христа. В Древнем Китае желтый цвет считался священным и обозначал женственность (Инь). Монахи-буддисты носят оранжево-желтые одежды, символизирующие уход от действительности. Желтый цвет это также цвет золота (блестящий желтый), а, следовательно, и богатства. Данный цвет можно представить как смешение двух других — возбуждающе-красного и успокающего-зеленого. Это сочетание объясняет характер действия желтого цвета, — он повышает работоспособность и приводит к освобождающей разрядке. Он несет с собой ясность, веселость, удовольствие и оптимизм.

Красный цвет по времени соответствует настоящему,

тогда как желтый — указывает на будущее.

 Г. Клар

Оранжевый цвет представляет собой смесь красного и желтого. В древней Индии он обозначал эротическую настроенность обоих полов. В целом, данный цвет ассоциируется с пламенем, удовольствием, радостью и роскошью. В отличие от красного, оранжевый цвет вызывает не очень сильное возбуждение и не ведет к агрессии.

Коричневый цветгенетически связан с восприятием почвы, коры деревьев и шкур животных. Он порождает ощущение приземленности, надежности, сдержанности и крепости. Психоаналитические теории указывают также на его связь с анальной эротикой и анальным характером. Как известно, одним из проявлений анального характера является садистичность. Коричневый цвет способен усиливать амбивалентные и агрессивные чувства, особенно в сочетании с красным или черным. Не удивительно, что именно коричневый цвет стал маркером национал-социализма.

Зеленый цвет занимает промежуточное положение между теплыми и холодными цветами. Он связан с природой как символ плодородия, жизни и развития. Ему приписывается мужское начало, проявляющееся в способности к самосовершенствованию и росту. В исламе зеленый — священный цвет.

В целом зеленая гамма оказывает общее успокаивающее действие, нормализует давление, увеличивает остроту зрения, приводит к стабилизации дыхания и пульса. Коричнево-зеленые тона также приводят к расслаблению вегетативной нервной системы. А вот темно-зеленый — уже склонен терять перечисленные свойства. Зеленовато-желтый считается цветом повелителя ада Люцифера («несущего свет»), глаз дьявола и его чешуи. Синевато-зеленый цвет ассоциируется с долларами США. Он способен повышать напряжение и стремление к самоутверждению.

Голубой и синий относятся к холодным цветам. Они выражают отрешенность, удаленность, благородство и сдержанность. Чисто голубой цвет ассоциируется с небесной высотой, духовностью, а также с женской стихией вод. Близкий ему — синий — олицетворяет глубину, вечность, творчество и верность. Он в одинаковой степени относится как к женскому, так и к мужскому началу. Это также цвет одежд протестантов.           

Пурпурные цвета(лиловый, багровый, багряный, фиолетовый, малиновый) представляют собой различные сочетания красного и синего. Они известны своей противоречивостью. Их скрытое значение:

- фиолетовый — мистика, печаль, религиозная страсть, покаяние, власть, борьба человеческого духа, тяга к свободе, жажда самовыражения, жажда влияния, жажда творчества;

- сиреневый — единство с вселенской жизнью, чувственность, эротичность, таинственность;

- пурпур (темно-малиновый) — божественное и императорское достоинство, сила, гнев, власть, чувственность;

- розовый цвет (разбеленный оттенок пурпурного) — нежность, телесность, женственность, свежесть, молодость, мягкость, обаяние, невинность.

 

Мы видим, что цветовая семантика — это целая наука, а использование цвета при построении имиджа является особым искусством, требующим учета множества обстоятельств. При этом основными средствами цветового самовыражения выступают:

1) одежда;

2) личная атрибутика (украшения, аксессуары, талисман);

3) личные знаки (значок, марка, герб);

4) рекламная продукция (визитки, интернет-сайт, печатная продукция);

5) интерьер квартиры или офиса.

 

Выбирая для себя цветовую гамму, необходимо исходить из следующих правил:

1)  понимать, что тот цвет, который Вам нравится «вообще», и тот цвет, который Вам к лицу, могут не совпадать (например, Вам очень нравится цвет голубого неба, но при этом Вашему типу лица, фигуре, цвету волос идеально подходит черный костюм);

2) при построении личного имиджа следует определиться с предпочитаемым цветом на различные случаи жизни — в интерьере, в одежде, в аксессуарах (в целях узнаваемости имидж должен содержать конкретное цветовое решение — повторяющийся цвет или цветовую гамму);

3) выбранный цвет должен улучшать самочувствие и настроение самого хозяина имиджа (по большому счету, цветовая символика выражает эмоциональную сторону личности, которую трудно передать словами);

4) необходимо добиваться максимального соответствия имиджевой задачи и семантики (значения) цвета (например, при желании выделиться, лучше использовать красный цвет, при стремлении показаться солидным — черный, а при необходимости вызвать доверие — белый);

5) цветовое решение должно соответствовать требованиям ситуации и протоколу (например, в деловом костюме рекомендуется использовать серый, темно-синий и черный тона);

6) при выборе цветовой гаммы важно учитывать стереотипы окружающих людей и культурные нормы (так, в России использование в одежде только черного цвета оценивается негативно, поскольку ассоциируется с трауром и подавленностью).

Выбор цвета никогда не бывает случайным. Отдавая предпочтение тем или иным цветовым гаммам, люди руководствуются внутренними неосознаваемыми побуждениями. Так, жизнерадостные и дружелюбные люди значительно чаще выбирают теплые тона, а пассивные и замкнутые личности оказываются сторонниками холодных оттенков.

При выборе цветовой гаммы мы также исходим из требований ситуации. Например, в деловом костюме обычно используются темные приглушенные цвета. В тон верхней одежде подбирается одноцветная рубашка (как для мужчин, так и для женщин), при этом, общее количество красок, используемых в одежде, не должно превышать трех. На светском рауте традиционно преобладают черно-белые тона, в то время как на вечеринках приветствуются всевозможные яркие краски.

Познакомившись с основными требованиями к имени, костюму и имиджевой символике, мы можем наполнить конкретным содержанием следующую таблицу.

 

Личное видение имиджевой символики

 

  Символы, работающие на мой имидж:     Предпочитаемые варианты (в словесной или изобразительной форме):
Имя (имена)    
Личные числа    
Основные цвета: - в одежде - в интерьере - в рекламной продукции  
Предпочитаемый стиль одежды    
Запах    
Личная атрибутика (запоминающиеся детали): - украшения - аксессуары - талисман    
Личные знаки: - подпись - личная печать - графический символ - личное клеймо - марка - герб    
Рекламная продукция: - визитки - интернет-сайт - фото - печатная продукция.  

 

 

Язык телодвижений

Речевое общение служит преимущественно для передачи информации, в то время как общее впечатление о человеке формируется на основе его невербального поведения, частично или полностью не осознаваемого им.

Из слов человека можно заключить, каким он хотел бы казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и жестам.

Ф. Шиллер

 

 Аллан Пиз утверждает, что передача информации происходит:

· за счет вербальных средств (слов) — на 7%;

· за счет звуковых (голосовых) средств — на 38%;

· за счет невербальных средств — на 55%.

Известно, что при непосредственном взаимодействии с людьми значение жестов повышается. По жестам мы получаем чрезвычайно важную информацию об окружающих. Каждый человек имеет типичные жесты, определяющие его индивидуальный имидж. В случае управляемого имиджа необходимо не только знать язык жестов, но и целенаправленно использовать жестовую символику.

Выделяют следующие виды жестов:

· Жесты-иллюстраторы — телодвижения для пояснения сказанного.

· Жесты-регуляторы отношений — телодвижения, которые служат поддержанию отношений (например, рукопожатие, объятие).

· Жесты-адаптаторы, телодвижения, сопровождающие чувства (например, непоседливость при волнении).

· Жесты-символы — телодвижения, имеющие универсальное для данной культуры значение, раскрывающие скрытые мотивы и свойства человека.

 

Народная молва гласит: «Лучше 100 раз увидеть, чем один раз услышать». Увиденному мы доверяем больше, чем тому, что слышим. Исходя из этого, по жестам быстро и довольно точно распознаем состояние человека, его характер и отношение к нам. Перефразируя Фрейда, жесты можно назвать «королевской дорогой во внутренний мир человека». Они помогают распознать характер человека, определить его состояние и намерения. При этом оценку характера следует проводить по типичным (повторяющимся) для данного человека жестам, а его состояние — по изменившимся в данный момент телодвижениям.

Ниже представлены наиболее распространенные в Западной культуре жесты и их символическая интерпретация.

Толкование жестов

Жест Возможные интерпретации
1.Расслабленные руки. 2.Расстегивание пиджака. 3.Улыбка. 4.Раскрытые руки. 5.Спокойные редкие движения. 6.Голова чуть наклонена, зрачки расширены, мышцы рта расслаблены. 7.Расхаживание со сцепленными руками, покусывание ручки, пощипывание переносицы, потирание мочки уха. 8.Скрещенные руки/ноги, а также — спрятанные в карманы или под мышки кисти рук. 9.Привычка сидеть верхом на стуле. 10. Сжатые кулаки, суженые зрачки. 11. Опора руками в пояс. 12. Длительный, пристальный взгляд. 13. Чрезмерное приближение. 14. Бегающий взгляд, кривая усмешка. 15. Указательный палец возле лица. 16. Пальцы прикрывают рот, нос. 17. Рука сверху при рукопожатии. 18. Рука в кармане и большой палец снаружи. 19. Голова запрокинута, глаза «сверху–вниз». 20. Похлопывание по плечу. 21. Жестикуляция кулаком. 22. Чрезмерная жестикуляция руками. 23. Указательный жест. 24. Привычка что-то перебирать, постукивать (рукой/ногой), пощипывать. 25. Румянец, отведение взгляда. 26. Прикладывание рук к груди. 27. Покачивание скрещенной ногой, полная неподвижность глаз, зевание. 28. Привычка откидываться назад. 29. Наклон головы вперед. 30. Взгляд исподлобья. 31. Отведение взгляда. 32. Горизонтальные жесты (головой или руками). 33. Потирание ладоней. 34. Руки на бедрах стоя или на коленях сидя. 35. Короткое дыхание с частыми непонятными звуками, движение желваками. 36. Бегающий взгляд, ерзанье. 37. Опускание взгляда, покашливание, опущенные плечи, втянутая в плечи голова. 38. Слишком быстрая речь. 39. Тихая речь, заикание, скованность мышц. 40. Дрожь в голосе, дрожь пальцев рук, пощипывание частей тела. 41. Поигрывание туфлей (жен.). 42. Потряхивание волосами. 43. Поправление галстука (муж.). 44. Переплетение ног (жен.) 45. Поглаживание (цилиндрических) предметов. 46. Потирание шеи, запястья, плеч (жен.). 47. Потирание рук (муж.), 48. Облизывание губ, приоткрытый рот. 49. Прямая спина, прямой спокойный взгляд, «раскрытая» поза, улыбка. 50. Одна ладонь мягко вложена в другую. 51. Сложенные и поднятые вверх ладони. 52. Кивки головой. 53. Вертикальные жесты рукой (в том числе по столу). 54. Сцепленные пальцы рук. 55. Пальцы рук — шпилем. 56. Кисти рук за спиной — в замок. 57. Потирание шеи, уха. 58. Поглаживание подбородка. 59. Нога на ногу с обхватыванием ног руками. 60. Наклон тела вперед (сидя), руки на коленях, локти расставлены. 1. Спокойствие. 2. Открытость 3. Готовность к общению. 4. Открытость. 5. Уверенность. 6. Внимание, интерес к собеседнику. 7. Сомнения, потребность в информации, принятие решения. 8. Напряжение, защита, закрытость, недовольство. 9. Агрессия. 10. Нападение. 11. Соперничество, вызов. 12. Вызов, агрессия, угроза. 13. Вторжение. 14. Неискренность. 15. Критика. 16. Неискренность. 17. Доминирование 18. Превосходство. 19. Превосходство. 20. Превосходство. 21. Власть, агрессия. 22. Беспокойство, угроза. 23. Власть, угроза. 24. Беспокойство, защита, сомнение.   25. Смущение. 26. У женщин — защита, у мужчин — честность. 27. Скука. 28. Сопротивление. 29. Несогласие. 30. Отрицание. 31. Неискренность, защита. 32. Защита, отрицание, не согласие. 33. Радость, нетерпение. 34. Готовность к действию, активность. 35. Злость, ярость. 36. Неискренность, лживость, нетерпение. 37. Неуверенность, тревога, страх. 38. Тревога, неуверенность. 39. Робость, страх. 40. Страх, неуверенность, тревога. 41. Заигрывание. 42. Заигрывание. 43. Сексуальное предложение. 44. Сексуальное предложение 45. Сексуальное предложение 46.  Заигрывание. 47. Эмоциональное возбуждение. 48. Соблазнение. 49. Уверенность, интерес, доброжелательность. 50. Доверие. 51. Надежда. 52. Одобрение, поддержка. 53. Убедительность. 54. Разочарование, неискренность. 55. Высокомерие. 56. Уверенность, спокойствие. 57. Сомнение. 58. Раздумье. 59. Твердость, упрямство, критика. 60. Желание уйти.  

 

Объединяясь в устойчивые комплексы, жесты порождают общее впечатление о человеке. Нередко они расходятся со словесным заявлениями последнего, порождая недоверие или даже неприязнь к нему. Для построения положительного имиджа необходимо довести до «полезной» привычки целенаправленное использование нужных жестов. Например, если мы хотим произвести общее хорошее впечатление, то должны воспроизводить жесты уверенности и открытости, избегая неуверенных или агрессивных сигналов.

Неуверенное поведениевыдают: бегающий взгляд, отведенный взгляд, защитная улыбка, отсутствие улыбки, прикрывание рта рукой, суетливые движения рук, «закрытая» поза, опущенные или втянутые плечи, согнутость или сжатость тела, спешка, частое поверхностное дыхание, стремление отдалиться от партнера, рассогласованность сигналов.

Агрессивному поведениюсоответствуют: длительный прищуренный взгляд, сжатые губы, сжатые кулаки, спрятанные руки, скрещенные руки, резкие жесты (размахивание руками, закидывание ноги на колено), угрожающие жесты (кулаком или пальцем), частое громкое дыхание, напряжение во всем теле, положение — прямо напротив партнера, слишком сильное приближение, вызывающее поведение.

Уверенное поведение распознается с помощью следующих жестов: открытая поза, расслабленность тела, спокойный прямой открытый взгляд, улыбка, расслабленная мимика лица, ровная неторопливая речь, отсутствие суетливых движений, звучный голос, «согласованность» сигналов.

 

Итак, построение имиджа сопровождается серьезной работой с именем, стилем одежды, цветовой символикой и собственной манерой поведения. Кроме личных знаков в имиджелогии широко используются универсальные символы, к которым относятся конкретные образы или геометрические фигуры.

 Пользуйтесь, но не злоупотребляйте,

поскольку ни воздержание, ни излишества не дают счастья.

Вольтер

 

Еще более сложной задачей выступает мифологизация имиджа, ставшая в последнее время особенно популярной благодаря активному развитию полит- и PR-технологий.

Мифологизация имиджа

 

Символы, объединенные единой, сюжетной линией, образуют мифы. В толковом словаре Владимира Даля миф определяется как «сказочное, небывалое происшествие; иносказание в лицах, вошедшее в поверье». Другие значения — сказка, небыль, вымысел, легенда, выдумка, ложь, заблуждение. В психоанализе мифы рассматриваются как коллективные образы, которые не соответствуют действительности, но служат символическому удовлетворению бессознательных желаний людей.

Миф — это фантастический образ, который порождается мощными бессознательными силами.

К. Юнг

 

Различают следующие виды мифов:

- древние мифы;

- мифологемы (народные сказания и сказки);

- исторические мифы (интерпретации исторических событий);

- политические (государственно-идеологические) мифы;

- групповые (в том числе, организационные и семейные) мифы;

- личные мифы.

Мифы имеют древнюю историю. В них как в волшебном зеркале отражаются основные вехи становления человечества. Темы древних мифов затрагивают наиболее важные и драматичные события: рождение, смерть, отношения отцов и детей, взаимоотношения полов, борьба, победа.

Современные социальные мифы можно рассматривать как варианты интерпретации реального события в жизни группы или конкретного лица. Социальные события в отличие от физических явлений не могут иметь строго объективную оценку. Их восприятие субъективно. В связи с этим все чаще говорят о том, что история представляет собой не совокупность фактов жизни народа, а их интерпретацию (мифологизацию) со стороны официальной власти или конкретного исторического лица.

Миф может быть не только общественным, но и личным, и в этом случае он относится к истории конкретного человека. Личные мифы играют важную роль в построении и поддержании имиджа.

При конструировании публичных образов политиков, шоу-звезд и других «народных героев» широко используется такой прием как мифодизайн. Под этим термином понимается построение мифологической основы имиджа — придание имиджу ореола таинственности, героизма и архаичности.

Построение личного мифа — это создание индивидуальной истории на основе мифологизированных образов и мотивов. Личная история может содержать как реальные события жизни человека, так и выдуманные. В последнем случае обычно говорят о легенде. Для игровых сфер (например, шоу-бизнеса) это вполне допустимо. Шоу-дивы активно “наговаривают” на себя для усиления интереса к собственной персоне. Разводы, сексуальные девиации и другие пикантные детали с легкостью преподносятся публике, жаждущей “зрелищ”. Например, миф Бориса Моисеева содержит сомнительную историю раннего совращения и последующей гомосексуальной ориентации.

Современные исследования зрительских симпатий показывают, что при восприятии телепередач чаще всего активизируются такие неосознаваемые образы, как:

· положительный герой;

· антигерой (злодей);

· загадочная личность.

 

Данные архетипические образы возникают из вечных стремлений людей преодолеть опасность, достичь желаемого могущества и бессмертия. Перечисленные бессознательные мотивы и образы могут быть переданы с помощью вполне осознаваемых средств: имени, сюжетной линии, внешнего вида, поведенческих особенностей и символов.

Практика показывает, что чаще всего используется универсальный миф о герое. В данном случае, понятие «герой» не идентично термину «главное действующее лицо». Герой — это особенный персонаж, имеющий специфические характеристики. Мотивы героического мифа заложены в основу великих образов мировой художественной культуры: Иисус, Геракл, Моисей, Король Лир, Гамлет. В имиджах публичных людей также нередко воссоздается героический мотив.

 

Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен.

 Карл Юнг

 

Для принятия мифа о герое в качестве личного сценария важно понять глубинную сущность данного образа. Типичными чертами (мотивами) первичного мифа о герое являются:

- благородное происхождение героя;

- угроза жизни при рождении;

- чудесное спасение со стороны животных или простых людей;

- серьезные жизненные трудности и испытания судьбы;

- подвиги (победа над драконом, чудовищем);

- месть обидчикам (например, братьям);

- героическая смерть;

- чудесное возрождение;

- заслуженное возвышение (наследование трона, получение почета, уважения).

Герой выступает главным персонажем мифа, с которым мы идентифицируем себя, на который проецируем наши скрытые стремления. Конечной целью мифа о герое являетсяфантастическое удовлетворение скрытых желаний, при этом главной задачей самого героя является победа над самим собой (собственными страхами и страстями).

Мотив героя, несмотря на его бессознательный характер, проявляется в самых разнообразных сферах нашей жизни. Он целенаправленно реализуется при построении имиджа политика. Многие люди, независимо от пола, остро нуждаются в героических переживаниях. В условиях современной жизни данные аффекты могут быть реализованы несколькими способами, например:

1) борьба за свой народ и служение народу;

2) борьба за идею, готовность страдать за нее;

3) служение другому человеку и совершение подвигов ради него;

4) возвышение через политическую или профессиональную карьеру;

5) преодоление опасностей в экстремальных видах деятельности или экстремальных профессиях.

В целом же, герой — это тот, кто:

- проходит трудный жизненный путь;

- борется со злом/злодеями и побеждает их;

- совершает подвиги во имя простых людей.

При создании имиджа политика или делового человека чаще всего происходит опора на реальные события жизни прототипа. Но в целом, реальность мифа не имеет особого значения и зависит от сферы его применения. Главное то, чтобы личная история воспроизводила основные коллизии общечеловеческих историй — древних мифов, легенд, народных сказок. Миф воздействует тайно — он вызывает интерес и притягивает людей независимо от их воли и знака порождаемых чувств — положительного или отрицательного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...