Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Построение эффективного имиджа




Как только получен ответ на вопрос, «Каким должен быть наш имидж?» появляется следующая задача — понять «Как этого можно добиться?». В распоряжении каждого из нас имеется много способов достижения нужных имиджевых эффектов. Для удобства анализа мы разделили имеющиеся приемы на три большие группы:

· Техники создания яркого и узнаваемого образа.

Цель: привлечь внимание, запомниться, стать узнаваемым.

· Техники формирования позитивного отношения.

Цель: вызвать положительные чувства — доверие, симпатию, интерес.

· Техники возвышения имиджа или усиления значительности образа.

Цель: повысить значительность — силу, авторитетность, убедительность — образа.

Какие конкретные приемы можно использовать для достижения этих имиджевых целей?

Техники создания яркого и узнаваемого образа:

q выбор подходящего имени;

q типизация;

q стилизация;

q использование имиджевой символики;

q мифологизация образа;

q эпатаж;

q сексуализация.

Техники формирования позитивного отношения:

q повышение внешней привлекательности;

q позитивный настрой;

q создание безупречной репутации (целенаправленное создание положительного общественного мнения о себе благодаря конструктивному поведению и следованию социальным нормам);

q позитивные послания окружающим людям (выражение знаков внимания и благодарности, проявление уважения, поздравления, комплименты, похвалы);

q личное участие (проявление искреннего интереса к людям, оказание поддержки и реальной помощи);

q дистанцирование от негативных символов (отмежевание от компрометирующих факторов, фигур, групп).

 

Техники возвышения имиджа:

q присоединение к безусловным социальным ценностям;

q усиление личной власти (создание собственной организации, получение руководящей должности в уже существующих структурах, принятие на себя лидерство в партии или политическом движении);

q повышение физической силы и выносливости;

q повышение уверенности и внутренней энергии;

q личный вклад (достижения, заслуги и труды);

q миссионерство — возложение на себя обязательств в решении актуальных социальных задач (благотворительность, экология, просветительская деятельность, спонсорство и т. д.);

q присоединение к общепринятым авторитетам (контакты с авторитетными людьми и хорошо зарекомендовавшими себя организациями);

q создание ореола / контекста (получение должности или научной степени, написание книги).

 

Можно заметить, что одни и те же приемы в жизни могут использоваться для решения сразу нескольких задач.

Далее предлагается анализ наиболее важных техник построения эффективного имиджа. Их разделение на три группы условно и неравномерно. Большая часть техник описывается в контексте создания яркого и узнаваемого имиджа. Это не мешает нам использовать их также при решении других задач — формирования позитивного отношения и усиления значительности образа.

Техники создания яркого и узнаваемого образа

Выбор имени

Любой образ сохраняется в нашей памяти благодаря своему названию. Как только мы произносим какое-либо слово, например, «океан», в нас возникает цепочка соответствующих ощущений и образов — шума прибоя, нескончаемой морской глади, разнообразного подводного мира, крика чаек над водой, кораблей и так далее.

В начале было слово.

Библия

Аналогично этому, имидж начинается с имени. Нет плохих имен. Каждое имя имеет свою магию (силу неосознаваемого воздействия) и свои возможности. Например, история правящих домов Европы свидетельствует, что чаще всего королевы и царицы носили имена Анна, Елизавета и Екатерина. Имена Мария, Анна, Софья окружены ореолом библейской святости. Александр, Филипп, Георгий — несут в себе мужественное и победоносное начало.

Мы можем предположить, что имя человека оказывает определенное влияние на окружающих людей благодаря нескольким моментам. Среди них:

- характер звучания (сложность — простота, мягкость — твердость, глухость — звонкость, ритмичность — аритмичность);

- личные ассоциации, связанные с жизненным опытом воспринимающего человека;

- культурные ассоциации, связанные с образами известных людей и исторических личностей, носивших данное имя;

- архетипы, отражающие связь конкретного имени с древним опытом человечества и мифологическими образами.

Так, например, в брендинге (в создании и продвижении торговой марки) достаточно широко используются мифологические имена, такие как: Алтея, Гермес, Афродита, Парнас, Флора, Орфей, Икар... В настоящее время разработкой имени товара занимается целое направление брэндинга, именуемое семонемикой.

Таким образом, озвученное имя — важнейшая часть любого имиджа. Имя не ограничивается знаковой (обозначающей) функцией. Оно окутывается пеленой ассоциаций, определяющих наше эмоциональное отношение к его владельцу. Имя выражает определенную идею и несет смысловую нагрузку. В конце концов, оно и оказывается той самой основой, на которую нанизывается все последующее имиджевое содержание.

При формировании имиджа следует особенно тщательно продумать 3 момента:

1) какие ассоциации в данной культуре может вызывать конкретное имя или фамилия:

например, Ева — прародительница людей; Иуда — предатель; Елена — прекрасная; Борис — Годунов

2) каковы особенности звучания и произнесения имени / фамилии:

например, Мила — нежность; Джеймс Бонд — лаконичность и твердость; Марианна — ритмичность;

3) насколько хорошо имя соответствует предполагаемой деятельности или сфере применения:

например,

- русская царица Екатерина Великая — вместо «немецкой принцессы Софьи-Фредерики-Августы»;

- русский революционер Лев Троцкий — вместо «Лейба Давидовича Бронштейна»;

- русский революционер Иосиф Сталин — вместо «Иосифа Джугашвили»;

- советский актер и певец Леонид Осипович Утесов — вместо «Лазаря Клементьевича Вайнсбейна»;

- киноактриса Мерилин Монро — вместо «Нормы Джин».

В творческой среде особенно принято менять паспортное имя на сценический псевдоним. Вот только некоторые из них: Лада Дэнс (Лада Волкова), Валерия (Алла Перфильева); Шура (Александр Медведев); Жасмин (Сара Семендуева), Маша Распутина (Алла Агеева), Витас (Виталий Грачов).

Мы видим, что если собственное имя неблагозвучно, вызывает негативные ассоциации или просто не соответствует выбранной деятельности, оно может быть изменено на более подходящее.

Возможные способы изменения имени:

1) официально изменить имя/фамилию, например, взять имя/фамилию родственников — матери, супруга, кого-либо из известных предков;

2) создать новое имя — яркий творческий псевдоним, максимально подходящий к особенностям деятельности, выбранной роли и собственной индивидуальности;

3) видоизменить имеющееся имя — сократить, увеличить, переделать на иностранный манер, придать уменьшительно-ласкательное звучание, например: Любаша (Люба), Мадлен (Лена), Мишель (Михаил).

В любом случае, имя должно производить необходимый эффект независимо от остальных составляющих имиджа.

Типизация

Типаж — обобщенный социальный тип, легко различимый и понятный каждому человеку. При употреблении такого приема как «типизация» мы исходим из положения, что имидж — это упрощенный, шаблонный образ предмета, человека или группы людей. Следовательно, типизация предполагает использование в собственном имидже чего-то очень привычного, не требующего доказательства.

Цель типизации — повышение узнаваемости и легкости восприятия конкретного имиджа.

Мы замечаем только то,

что соответствует культурным стереотипам.

Уолтер Липман

Основные приемы типизации:

· использование позитивных и негативных стереотипов имиджевой аудитории;

· воспроизведение типажа — использование известного образа;

· создание нового типажа.

Для использования позитивных и негативных стереотипов имиджевой аудитории необходимо проработать следующие вопросы:

1.  Доминирующие социальные стереотипы (предубеждения) группы, с которой я работаю:

2. Какие из перечисленных стереотипов я могу использовать при построении собственного имиджа (в выступлениях, в письмах, рекламных обращениях и так далее):

Например, если мы знаем, что в аудитории доминируют национальные чувства, мы можем опираться на национальные стереотипы. В таком случае, при самопрезентации важно продемонстрировать наиболее ценные качества российского менталитета: радение за общее дело, мужество, любовь к родной земле, открытость, совестливость и так далее.

С другой стороны, мы можем использовать уже готовые, всеми узнаваемые типажи, воспроизводя их в собственном имидже.

Примеры узнаваемых типажей:

  Женские типажи: Роковая красавица (Марлен Дитрих), эмансипе (Джейн Фонда), секс-символ (Мерилин Монро, Мадонна), загадочная незнакомка (Рената Литвинова); нимфетка (Лолита); милая простушка (Евгения Глушенко), женщина-вамп (Шарон Стоун); железная леди (Маргарет Тэтчер, Галина Старовойтова)
Мужские типажи: Великий простак (Чарли Чаплин); «калифорнийский кот» (Кларк Гейбл); крутой парень (Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер); ковбой; Дон Жуан; «мальчишки с нашего двора» (Иванушки-интернешнл); джентльмен, новый русский
Универсальные типажи: Герой, звезда, хозяин, серый кардинал, новый русский, братва, бюрократ, интеллигент, аристократ, богема, народный любимец, клоун, миротворец, тиран, стильная штучка, душечка, «свой парень»

 

В целях построения личного имиджа можно использовать один или несколько всеми узнаваемых типажа. Для этого необходимо выбрать «желательный типаж» и постараться в дальнейшем воспроизводить все детали данного образа по следующей схеме:

Ø Типаж.

Ø Внутреннее содержание образа.

Ø Повторяющиеся детали внешнего облика.

Ø Особенности поведения.

Ø Типичные фразы.

Типаж не обязательно является точным повторением какого-либо известного образа. Иногда достаточно использовать намек или какую-либо узнаваемую деталь. Например, френч Иосифа Сталина, трубка Шерлок Хомса, белокурая прическа Мерилин Монро, свободная «шевелюра» Аллы Пугачевой, мушкетерская шляпа Михаила Боярского, родинка Синди Кроуфорд.

Индивидуальный стиль

 

«По одежке встречают, по уму провожают» — утверждает русская пословица. Действительно, внешний вид человека играет важную роль при формировании его образа в глазах окружающих людей. В ситуациях формального общения внешность оказывает решающее воздействие на общественное мнение. Не удивительно, что имиджмейкеры уделяют первостепенное значение внешности публичного человека — его костюму, жестам и манерам поведения. При этом главной целью в работе с визуальным имиджем является создание целостного непротиворечивого образаформирование индивидуального стиля.

Мода приходит и уходит, а стиль остается всегда.

 Коко Шанель

 

В переводе с латинского слово «стиль» означает стержень. Стиль предполагает некое единообразие проявлений, отражающее эстетические взгляды и ведущие ценности людей.

В художественно-архитектурной сфере выделяют следующие исторически-сложившиеся стили:

- канонический (древнеегипетский);

- антично-классический (характерный для Древней Греции и Древнего Рима);

- романский (сформировавшийся в Западной Европе в XI — начале XIII века)

- готический (позднее Средневековье с XIII по XV век);

- Ренессанс (XV–XVI века);

- барокко (XVII век);

- рококо (XVIII век);

- классицизм (конец XVIII — начало XIX века);

- модерн (конец XIX — начало XX века).

Стиль одновременно подчеркивает единство формы и отличительное своеобразие образа. Так, характерными чертами художественных стилей являются следующие:

- готика — вытянутые формы (например, заостренные головные уборы и обувь), утонченность;

- ренессанс — гуманизм, стремление к естественности и совершенству;

- барокко — чувственность, роскошь, массивность;

- рококо — легкость, изящество, кокетство.

Применительно к имиджу под стилизацией обычно имеют в виду два феномена:

- подражание внешним формам какого-либо известного художественного стиля или направления в моде;

- преобладание в имидже внешних, декоративных форм самовыражения.

В первом случае, окружающие могут без труда распознать и назвать стиль одежды и поведения носителя имиджа, например: «Он (а) предпочитает классический стиль». Во втором варианте окружающие говорят: «Он (а) не похож (а) на других, оригинален (оригинальна), «стильный (стильная)».

Особое значение для личного имиджа имеет стиль «костюма». Под стилем «костюма» понимают воспринимаемое единообразие, общность форм и деталей внешних проявлений человека.

«Костюм» включает в себя все, что надето или присутствует на человеке. Это: и верхняя одежда (платье, рубашка, блузка, брюки, пиджак, жакет), и обувь, и аксессуары (головной убор, галстук, сумка, пояс, часы, авторучка), и украшения, и прическа, и макияж. Мы видим, что понятие «костюм» выходит далеко за рамки комплекта, состоящего их пиджака и брюк. Более того, некоторые модельеры отмечают, что самой важной частью гардероба современного человека являются вовсе не одежда, а прическа и обувь. Прическа — это то, на что люди обращают внимание в первую очередь, и что остается неизменным при смене одежды. Обувь же отражает истинный образ жизни человека и уровень его дохода. Обувь способна изменить рост человека, преобразить его походку и даже характер.

С помощью «костюма» люди осознанно или бессознательно посылают окружающим важную информацию о себе. По одежде можно определить следующие качества ее хозяина:

1) пол;

2) положение человека в обществе: группу, к которой он принадлежит и его статус;

3) уровень дохода (богатство);

4) жизненные ценности и приоритеты;

5) эстетический вкус;

6) образ жизни;

7) характер.

Не удивительно, что именно «костюм» является одним из наиболее важных элементов личного имиджа. Работа над ним требует особого внимания и усилий. Причем, чем выше статус человека, тем строже требования к его одежде.

Существуют общие критерии для оценки «костюма» отдельного человека. Это те впечатления-эффекты, которые производит на окружающих «костюм» сам по себе. Попробуйте оценить собственный «костюм» или «костюмы» окружающих по предложенным далее характеристикам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...